город Москва |
|
18 октября 2021 г. |
дело N А40-42983/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18.10.2021.
Полный текст постановления изготовлен 18.10.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФАС России по Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2021
по делу N А40-42983/21,
по заявлению АО "Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение Машиностроения" (ИНН: 5012039795)
к УФАС России по Московской области
третьи лица: ООО "АСТ ГОЗ"; АО "Гигант"
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - Белова Ю.Н. по доверенности от 27.11.2018;
от заинтересованного лица - Салгириев Д.Х. по доверенности от 24.02.2021;
от третьих лиц - не явились, извещены;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2021 признано незаконным решение УФАС России по Московской области от 02.11.2020 по делу N 50/07/47270/20 и на УФАС России по Московской области возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов АО "Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение Машиностроения" в течение 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу.
Антимонопольный орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуют ООО "АСТ ГОЗ"; АО "Гигант", представители в судебное заседание не явились, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители антимонопольного органа и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в антимонопольный орган поступила жалоба АО "Гигант" на действия (бездействие) заказчика - АО "Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение Машиностроения" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "АСТ ГОЗ" запроса котировок в электронной форме на приобретение токарных станков ГС526УРЦ в количестве 2 шт. (1.626) (извещение N 32009606194).
По итогам рассмотрения жалобы, решением от 02.11.2020 по делу N 50/07/47270/20, жалоба признана частично обоснованной, при этом в действиях АО "Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение Машиностроения" установлено нарушение п. 4 ч. 10, ч. 11 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Общество, не согласившись с решением антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствия оспариваемого решения действующему законодательству и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 4 ст. 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ обжалование действий (бездействия) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее 10 дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, со дня такого размещения.
Указанный срок является пресекательным.
Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, которая регламентирует порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в силу Закона, но не определяет основания обращения в антимонопольный орган.
Основания установлены ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (в редакции Федерального закона 31.12.2017 N 505-ФЗ), согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в случаях осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом; не размещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных ч. 8.1 настоящей статьи, ч. 5 ст. 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
Иные действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке (ч. 9 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Таким образом, при определении полномочий антимонопольного органа в процедуре обжалования действий (бездействия) заказчика, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.
В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона N 223-ФЗ является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями
цены, качества и надежности (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.
В соответствии с ч. 11 ст. 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение 3-х дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного Положением о закупке для данного способа закупки.
В соответствии с ч. 4 ст. 22 Положения о закупках АО "Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение Машиностроения" общество, по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника закупки вправе принять решение о внесении изменений в извещение и/или документацию о закупке. При этом изменение предмета закупки не допускается.
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на приобретение токарных станков ГС526УРЦ в количестве 2 шт. N 32009606194 размещено в ЕИС и на сайте электронной торговой площадки ACT ГОЗ (astgoz.ru) N 200868700119 со установленными сроками.
В период подачи заявок 26.10.2020 поступил запрос о даче разъяснений положений извещения закупки.
27.10.2020 разъяснения опубликованы в ЕИС и в указанную дату внесены соответствующие изменения в извещение запроса котировок в электронной форме.
На момент внесения изменений 27.10.2020 в 16:03 (время московское) в извещение запроса котировок в электронной форме до окончания подачи заявок на участие в процедуре закупки 03.11.2020 до 09:00 (время московское) оставалось более 4-х рабочих дней - не менее половины срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, что соответствует требованиям, установленным ч. 11 ст. 4 Закона о закупках.
После окончания подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме (03.11.2020 в 09:00) в извещение внесены изменения 09.11.2020 в 14:29, в части продления срока рассмотрения заявок участников закупки и подведения итогов закупки продлено с 12.11.2020 до 23:59 до 19.11.2020 до 23:59.
Целью продления срока рассмотрения заявок участников и подведения итогов закупки являлось проведение процедуры переторжки между допущенными участниками.
Данная процедура предусмотрена п. 23 извещения о проведении запроса котировок и ст. 16 Положения.
Указанное продление соответствует требованию, установленному подп. 24 ст. 32 Положения: общий срок рассмотрения и оценки котировочных заявок не может превышать 20 рабочих дней со дня окончания (истечения) срока подачи котировочных заявок.
Доводы антимонопольного органа о необходимости продления срока подачи заявок после даты окончания подачи заявок (03.11.2020) отклоняются, поскольку противоречат положениям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положению о закупке товаров, работ, услуг АО "ВПК "НПО машиностроения", а также не предусмотрено функционалом ЭТП (astgoz.ru).
В соответствии с п. 5.1 ч. 5 ст. 16 главы 6 Положения 16.11.2020 заявителем на ЭТП astgoz.ru опубликован протокол дополнительного этапа (переторжки), а также протокол рассмотрения заявок.
В результате рассмотрения заявок участник закупки с идентификационным номером 99841 (АО "Гигант") допущен к проведению переторжки.
По результатам проведения дополнительного этапа (переторжки) 18.11.2020 в ЕИС, а также на ЭТП astgoz.ru опубликован протокол подведения итогов.
В соответствии с п. 1 ч. 25 ст. 32 Положения Победителем запроса котировок в электронной форме признан участник закупки с идентификационным номером 37629(000 "НПП "ЭРА"), заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, и содержит наиболее низкую цену договора - 15.300.000 руб.
Участник закупки с идентификационным номером 99841 (АО "Гигант" занял второе место).
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Заявителем в п. 5 Технического задания указано, что поставщик товара должен являться изготовителем товара либо официальным дилером завода-изготовителя (подтверждается сертификатом дилера).
Данная рекомендация не входит в число установленных п. 17 извещения обязательных требований к участникам закупки.
Отсутствие сертификата дилера не являлось основанием для отклонения кого-либо из участников закупки, поскольку потенциальный участник закупки может не быть производителем оборудования, равным образом являясь участником рынка, осуществляющим поставку требуемого оборудования надлежащим образом.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок N 32009606194/200868700119 от 11.11.2020, протоколом подведения итогов 32009606194/200868700119 от 18.11.2020 участник закупки с идентификационным номером 99841 допущен к проведению запроса котировок в электронной форме на всех этапах закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 25 ст. 32 Положения победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
Таким образом, участник с идентификационным номером 99841 не был определен победителем, так как им не предложена наиболее низкая цена договора.
В рамках административной процедуры по рассмотрению жалоб участников закупки, установленной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган вправе принимать решения только по тем нарушениям, перечень которых установлен в ч. 10 ст. 3 Закона о закупках (п. 17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением положений Федерального закона N 223-ФЗ).
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2021 по делу N А40-42983/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-42983/2021
Истец: АО "ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "ГИГАНТ", ООО "АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ТОРГОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА"