г. Саратов |
|
19 октября 2021 г. |
Дело N А57-3762/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Фадеевой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Маслодел" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 августа 2021 года по делу N А57-3762/2021
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ИНН 6443018495; ОГРН 1066443010028), г. Маркс,
к открытому акционерному обществу "Маслодел" (ОГРН 1026401770647; ИНН 6443005256), г. Маркс,
о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на работу ЦСВ (центральной системы водоотведения) и за сброс загрязняющих веществ со сточными водами, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод и по результатам исследования контрольного отбора проб в размере 829422,02 руб.,
при участии в судебном заседании:
- представитель общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" - Торина В.А., по доверенности от 11.01.2021 г. N б/н,
- директор общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" - Бурая Н.А., на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, на обозрение представлен паспорт,
в отсутствие представителей открытого акционерного общества "Маслодел", извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в соответствии со статьей 186 АПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее по тексту - ООО "Водоканал", истец) - обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к открытому акционерному обществу "Маслодел" (далее по тексту - ОАО "Маслодел", ответчик) о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на работу ЦСВ (центральной системы водоотведения) и за сброс загрязняющих веществ со сточными водами, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод и по результатам исследования контрольного отбора проб в размере 828158,76 руб. за период с 01.07.2019 года по 30.09.2020 года.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10 августа 2021 года по делу N А57-3762/2021 с открытого акционерного общества "Маслодел" (ОГРН 1026401770647; ИНН 6443005256), г.Маркс в пользу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ИНН 6443018495; ОГРН 1066443010028), г. Маркс взыскана задолженность по оплате за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ со сточными водами, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод и по результатам исследования контрольного отбора проб в размере 828158,76 руб.
С открытого акционерного общества "Маслодел" (ОГРН 1026401770647; ИНН 6443005256), г.Маркс в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 16377 руб.
Открытое акционерное общество "Маслодел" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить по основаниям, изложенным в жалобе, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" поддержали позицию по делу.
Представители открытого акционерного общества "Маслодел" в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
ООО "Водоканал" и ОАО "Маслодел" (абонент) 30.11.2015 года заключили договор N 292/1, по условиям которого ООО "Водоканал" обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в центральную систему водоотведения сточных вод и производить организации канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроке, порядке и размере, которые определены в настоящем договоре.
Согласно пункту 10 раздела IV Договора организация канализационного хозяйства имеет право взимать с абонента плату за отведения сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в центральную систему водоотведения, плату за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения.
Согласовано пункту 11 раздела IV Договора абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сборов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, соблюдать нормативы по объему и составу сточных вод в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Согласно раздела VII Договора контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов и нормативы допустимых сбросов по составу сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойства сточных вод".
Согласно пункта 25 Сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, приводятся по форме согласно приложению N 5.
Со своей стороны истец ООО "Водоканал" в рамках искового периода надлежаще исполнял договорное обязательство, осуществляя водоотведение, а также оказывая услуги по приему сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации.
Согласно выполненному ООО "Водоканал" расчету платы за превышение действующих нормативов по составу и свойствам сточных вод в исковой период размер платы составил 828158,76 руб. за период с 01.07.2019 года по 30.09.2020 года.
Истец ООО "Водоканал" направил в адрес ответчика претензию от 03.02.2021 года об оплате задолженности за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения, за сброс загрязняющих веществ и превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ сбрасываемых со сточными водами.
Ответчик в нарушение условий договоров отказался оплатить сумму задолженности, в связи с чем истец обратился с иском в суд.
При разрешении спора суд руководствовался статьями 8, 307, 309, 310, 420, 421, 422, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами пользования системами коммунального водоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), в части, не утратившей силу в связи с введением в действие Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525), и по результатам исследования и оценки представленных по делу доказательств пришел к выводу о доказанности факта сверхнормативного сброса ответчиком загрязняющих веществ в централизованную систему канализации истца и наличии оснований для взыскания с ответчика соответствующей платы.
Не соглашаясь с вынесенным судебным актом, ОАО "Маслодел" в апелляционной жалобе указывает на то, что в нарушение п. 177 Правил 644 и Пункта 10 Постановления N 220-П суд принимает значения показателя эффективности Эi, рассчитанные на основании технического регламента очистных сооружений г.Маркса, что не предусмотрено ни одним из нормативно-правовых актов.
Реализуя свои полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, Правительство Российской Федерации установило, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества. То есть, приняв Постановление от 31.12.1995 N 1310, Правительство делегировало свои полномочия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 утратило силу с 1 июля 2020 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728, соответственно, с 01.07.2020 года Постановление Правительства Саратовской области от 14 октября 2004 года N 220-П не подлежит применению, поскольку определение порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ исключено из полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Апеллянт полагает, что постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" не применяется к правоотношениям между абонентом и организацией водоотведения.
Кроме того, полагает невозможным начисление платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованные системы водоотведения, в связи с отсутствием установленных органом местного самоуправления нормативов по составу сточных вод.
В соответствии с п. 1.1. Дополнительного соглашения N 1 размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется как произведение тарифа на водоотведение на объем сточных вод и коэффициент компенсации (0,5). При этом плата начисляется только в случае превышения нормативов. В нарушение указанного Дополнительного соглашения, ООО "Водоканал" рассчитало плату иным образом.
Проверив в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. В пункте 1 статьи 310 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Сторонами заключен публичный договор холодного водоснабжения и водоотведения от 30.11.2015 года N 292/1.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 No416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
Правоотношения сторон по водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Постановление N 644).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении", водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под нормативами допустимого воздействия на окружающую среду понимаются нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды. Перечень таких нормативов раскрыт в статье 22 упомянутого Федерального закона.
В силу пунктов 64, 65, 70 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод, контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах, расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона N 416-ФЗ, состав и свойства сточных вод - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным; формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются данным Федеральным законом, иными федеральными законами.
В силу пункта 70 Правил N 167, расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод сверх установленных нормативов сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 71 Правил N 167, расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Требования истца основаны на следующих обстоятельствах: 21 июля 2020 года ОАО "Маслодел" подана Корректирующая декларация о составе и свойствах сточных вод на 2020 г., декларация принята организацией ВКХ за N 222/1 от 11.08.2020 г. со сроком действия с 01.08.2020 г.
В рамках разбирательства по делу N А57-12906/2020 суд первой инстанции, выводы которого поддержал суд кассационной инстанции, установил факт оказания истцом ответчику услуг по приему загрязняющих веществ в составе сточных вод, их объем и стоимость, обстоятельства превышения ответчиком максимальных допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
При разрешении спора по делу N А57-12906/2020 судами дана подробная оценка процедуре отбора проб. Нарушений со стороны при процедуре отбора проб истца не установлено.
На основании акта отбора проб сточных вод N 2 от 21.05.2020 г., протокола определения показателей состава и свойств проб сточных вод абонента от N 99п/20 от 25.05.2020 г., декларации о составе и свойствах сточных вод на 2020 год, ООО "Водоканал" рассчитало плату за превышение действующих нормативов по составу и свойствам сточных вод в исковой период, размер платы составил 828158,76 руб. за период с 01.07.2019 г. по 30.09.2020 г.
Ответчик полагает указанный расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод за период с 01.07.2020 г. по 30.09.2020 г. необоснованным, ввиду того, что он рассчитан на основании Постановления Правительства Саратовской области от 14 октября 2004 года N 220-П, принятого во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", который был отменен во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 с 01.07.2020 г., и, следовательно, по мнению истца, все нормативно-правовые акты, принятые на основании Постановления 1310 утратили силу.
Отклоняя возражения ответчика, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Судом установлено, что расчет платы за сброс загрязняющих веществ произведен истцом на основании Постановления Правительства Саратовской области от 14 октября 2004 года N 220-П.
Постановление Правительства Саратовской области от 14 октября 2004 г. N 220-П принято во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" и постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Согласно ст. 3 ФЗ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Таким образом, отменить правовой акт может только орган, принявший его или суд в случае противоречия его закону. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Данный вывод согласуется с правоприменительной практикой на территории РФ по порядку прекращения действия аналогичных постановлений, в ряде субъектов РФ постановления действуют до настоящего времени, на основании нормативных актов выносятся решения о взыскании платы с юридических лиц.
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Постановление 255) до настоящего времени не отменено и является действующим.
ОАО "Маслодел" обязано на основании ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсировать ООО "Водоканал" плату за негативное воздействие на окружающую среду оказываемое абонентом ОАО "Маслодел".
При таких обстоятельствах в соответствии с п. 5 Постановления 255 плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату).
Согласно п. 9 Постановления 255 платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов.
Соответственно, основной принцип, который должен быть заложен во всех экономических механизмах взаиморасчетов между абонентами и организациями ВКХ, - это принцип соразмерности. То есть плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод носит компенсационный характер.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу, что довод ответчика о прекращении действия Постановления 220-П с 01.07.2020 г. в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 22 мая 2020 г. N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" основан на неправильном толковании закона.
Довод ответчика, изложенный в возражениях на иск и в апелляционной жалобе, о неправомерности применения показателя эффективности работы очистных сооружений Эi в расчетах платы является необоснованным и противоречащим действующему законодательству в силу следующих обстоятельств.
Положение Постановления Правительства Саратовской области от 14 октября 2004 г. N 220-П позволяет сделать вывод о том, что в случае отсутствия установленных органом местного самоуправления нормативов по составу сточных вод применяются нормативы установленные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", а также договором заключенным между абонентом и организацией ВКХ.
Из п.8 договора водоотведения N 292/1 от 30.11.2015 г следует, что размер платы за негативное воздействие рассчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.25 договора сведения о нормативах допустимых сбросов и требования к составу и свойствам сточных вод установленных для абонента приводится по форме согласно приложению N 5 договора. Таким образом, ООО "Водоканал" обязано при отсутствии установленных органом местного самоуправления нормативов по составу сточных вод производить расчет, основываясь на нормативах установленных договором, Постановлением N 220-П и Правил 644.
Пункт 177 Правил 644 и пункт 10 Постановления N 220-П определяют единый порядок расчета показателя эффективности удаления загрязняющего вещества очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение (Эi) (процентов), равный отношению уловленной массы данного загрязняющего вещества к поступившей на очистные сооружения. Иной установленной законом методики расчета показателя эффективности очистных сооружений не существует.
Вопреки доводам ответчика данный показатель обязателен к применению в расчетах на основании п.10 Постановления N 220-П, при этом единственным исключением, когда данный показатель не применяется - является отсутствие очистных сооружений у предприятия ВКХ.
При расчете платы для абонента ОАО "Маслодел" организацией ВКХ применены показатели эффективности Эi, рассчитанные на основании технического регламента очистных сооружений г.Маркса.
Проверив расчет взыскиваемых истцом денежных средств за каждый выявленный факт нарушения, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу, что арифметически и методологически они составлены верно, общая сумма соответствует количеству нарушений, сумма исковых требований в размере 828158,76 руб. с учетом уточнений в данной части является обоснованной.
Контррасчет, произведенный ответчиком, не основан на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем обоснованно не принят судом во внимание.
Материалами дела подтверждается факт негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, который ответчиком допустимыми доказательствами не опровергнут.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статьям 67, 68, 75 АПК РФ.
Ответчик не представил суду первой и апелляционной инстанции относимых и допустимых доказательств, опровергающих заявленные истцом требования и представленные доказательства.
Довод апеллянта о неправомерности применения Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" к правоотношениям между абонентом и организацией водоотведения является несостоятельным в силу следующего.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, в случае если сточные воды, принимаемые от в абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным; формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются данным Федеральным законом, иными федеральными законами. Данная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации N5-П/2013 от 05.03.2013 г., согласно которому конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает и их ответственность за состояние экологии. Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.
Публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, в свою очередь, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 10 декабря 2002 года N 284-0, по смыслу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. При заключении договоров на отведение сточных вод и загрязняющих веществ через системы канализации населенных пунктов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, предусматривать проведение расчетов за услуги предприятий, эксплуатирующих системы канализации населенных пунктов.
Довод апелляционной жалобы о невозможности начисления платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованные системы водоотведения, в связи с отсутствием установленных органом местного самоуправления нормативов по составу сточных вод, также является необоснованным и противоречащим действующему законодательству в силу следующего.
Положение Постановления Правительства Саратовской области от 14 октября 2004 г. N 220-П (далее Постановление 220-П) позволяет сделать вывод о том, что в случае отсутствия установленных органом местного самоуправления нормативов по составу сточных вод применяются нормативы, установленные Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 г N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее Правила N 644), а также договором, заключенным между абонентом и организацией ВКХ. Из п.8 договора водоотведения N 292/1 от 30.11.2015 г следует, что размер платы за негативное воздействие рассчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.25 договора сведения о нормативах допустимых сбросов и требования к составу и свойствам сточных вод установленных для абонента приводится по форме согласно приложению N 5 договора. Таким образом, ООО "Водоканал" обязано при отсутствии установленных органом местного самоуправления нормативов по составу сточных вод производить расчет основываясь на нормативах установленных договором, Постановлением N 220-П и Правил 644.
В соответствии с требованиями Закона N 416-ФЗ и Правил N 644 п. 124, в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых сточных вод, с объектов которых составляет более 30 м3 /сутки суммарно по всем выпускам, обязаны подавать в Организацию водопроводно-канализационного хозяйства Декларацию о составе и свойствах сточных вод. Эти же требования закреплены в разделе X Договора согласно которого ответчик в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод подает истцу декларации, в п. 33 Договора предусматривается, что декларация разрабатывается абонентом и предоставляется не позднее 6 месяцев со дня заключения между истцом и ответчиком Договора.
Пунктом 125 Правил N 644 определено, что Декларация характеризует состав и свойства сточных вод, которые абонент отводит в централизованную систему водоотведения и параметры которых обязуется соблюдать в течение срока действия декларации, составляющий не менее одного года. В соответствии с п. 123 Правил N 644, который определяет порядок расчета компенсации в случае нарушения Ответчиком требований к составу и свойствам сточных вод, объем сточных вод (применяемый в расчетах), при расчете платы на основании декларации указанные объемы сточных вод учитываются ежемесячно в течение срока действия декларации.
Истцом было установлено превышение максимально допустимых значений ряда загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения и заявленных в подаваемых ответчиком декларациях.
В соответствии с п. 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом.
Согласно п. 125 Правил N 644 декларация характеризует состав и свойства сточных вод, которые абонент отводит в централизованную систему водоотведения и параметры которых обязуется соблюдать в течение срока действия декларации, составляющий не менее одного года Декларация формируется на основании анализов аккредитованной лаборатории. Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, платы за сброс веществ со сточными водами и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за один и тот же период от одного и того же объекта производится исходя из одного и того же состава сточных вод - согласно декларации, которая характеризует их фактический состав. Согласно п.п. "ж" п. 35 Правил N 644 Ответчик обязан вносить плату за нарушение нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
Исходя из Разъяснений по применению действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения в части установления нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов и расчета и взимания платы за превышение таких нормативов, данных Минстроем России в письме от 09.10.2017 г. N 36109-АЧ/04, до вступления в силу соответствующих изменений в Правила N 644, подлежащих внесению во исполнение Закона N 225 -ФЗ, установление нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, а также исчисление и взимание платы за их превышение осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. N 167 (далее - Правила N 167), постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) и нормативными правовыми актами субъектов РФ (в данном случае Постановление 220-П), принятыми во исполнение Постановления N 1310 (при этом также следует учитывать п. 3 Правил N 644).
В соответствии с положениями договора водоотведения N 292/1 от 30.11.2015 г стороны во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, руководствуются действующим законодательством РФ, а также утвержденными в установленном порядке Правилами. В связи с этим к отношениям сторон подлежат применению Правила N 644, Правила N525 и Постановление 220-П.
Следовательно, при расчетах ООО "Водоканал" правомерно руководствовался требованиями приложения N 5 о допустимых концентрациях загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах абонентов. Кроме того, положения правил N 167, действующих в спорный период, указывают на недопустимость ненаступления ответственности абонента даже при отсутствии согласованных нормативов состава и свойств сточных вод абонентов. Данное положение необходимо для исключения бесконтрольного и безнаказанного сброса абонентом загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения, негативного воздействия на очистные сооружения и водный объект, что также предусматривается положениями Постановления Правительства Саратовской области от 14 октября 2004 г. N 220-П (далее - Постановление 220-П).
Ответчик также ссылается на то, что при расчете платы за негативное воздействие на работу системы водоотведения не принято во внимание Дополнительное соглашение N 1 от 12.01.2018 г. к Договору водоотведения N 292/1 от 30.11.2015 г., которым установлена формула расчета платы за негативное воздействие.
Между тем, судебная коллегия полагает, что заключенное дополнительное соглашение между ОАО "Маслодел" и ООО "Водоканал" не лишает организацию ВКХ права производить отбор проб сточных вод для осуществления контроля их состава и начисления платы за превышение норматива.
Кроме того, данный довод был предметом рассмотрения в рамках арбитражного дела N А57-12906/2020 и судами сделан вывод о правомерности взыскания задолженности на основании положений Договора N 292/1 от 30.11.2015 г. с учетом дополнительного соглашения.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу; правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения; дана оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам с соблюдением требований части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 августа 2021 года по делу N А57-3762/2021 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба открытого акционерного общества "Маслодел" - без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на проигравшую сторону - открытое акционерное общество "Маслодел".
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 августа 2021 года по делу N А57-3762/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-3762/2021
Истец: ООО Водоканал
Ответчик: ОАО "Маслодел"
Третье лицо: МРИ ФНС N 7, МРИ ФНС N 7 по Саратовской области