г. Москва |
|
19 октября 2021 г. |
Дело N А40-91651/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
Е.В.Пронниковой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2021 по делу N А40-91651/21
по заявлению ООО "Карл Шторц - ЭНДОСКОПЫ Восток" (ИНН 7704514742)
к Московской областной таможне (ИНН 7735573025)
о признании незаконными и отмене решений,
при участии:
от заявителя: |
Кунин Л.Э. по дов. от 01.04.2021; |
от заинтересованного лица: |
Волков В.В. по дов. от 30.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "КАРЛ ШТОРЦ - Эндоскопы ВОСТОК" (далее также - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решений Московской областной таможни (далее также - МОТ, таможенный орган) от 13.01.2021 N 18-06/00385, от 10.03.2021 N 18-06/06789 об отказе в возврате излишне уплаченных сумм НДС и таможенных пошлин по ДТ N10013160/111219/0538592, ДТ N 10013160/281119/0510802, об обязании таможенный орган возвратить излишне уплаченный НДС и таможенные пошлины по ДТ N 10013160/111219/0538592 НДС в размере 2 200 020 руб. 87 коп., таможенную пошлину в размере 513 483 руб. 82 коп., по ДТ N 10013160/281119/0510802 НДС в размере 1 497 261 руб. 66 коп., таможенную пошлину в размере 358 705 руб. 88 коп.
Решением от 02.08.2021 суд заявление общества удовлетворил в полном объеме, а также взыскал с таможни в пользу общества расходы на оплату услуг представителя в размере 35 000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 6000 руб. В остальной части в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов отказал.
С таким решением суда не согласился таможенный орган и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель таможенного органа поддержал доводы жалобы, представитель общества поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "КАРЛ шторц - ЭНДОСКОПЫ Восток" ввезло на таможенную территорию РФ по декларациям на товары N 10013160/111219/0538592, 10013160/281119/0510802 (далее также - Декларации, ДТ) медицинские изделия (далее также - Товары). Выпуск Товаров был осуществлен 28.11.2019 г. и 12.12.2019 г.
Ввезенные товары включены в Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 (далее так же - Перечень).
Вместе с тем, при декларировании Товаров таможенным представителем данная преференция (освобождение от НДС при ввозе товаров на территорию РФ) заявлена не была, кроме того по ряду товарных позиций были неверно указаны коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее также - ТН ВЭД ЕАЭС, ТН ВЭД) в связи с их неправильной классификацией таможенным представителем, что привело к излишней уплате таможенных пошлин и НДС.
В связи с вышеуказанным, Обществом было инициировано внесение изменений в декларацию на товары после выпуска товаров путем представления в таможенный орган мотивированного письменного Обращения декларанта о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров (далее также - Обращение декларанта) с приложением надлежащим образом заполненной корректировочной декларации на товары (далее также - КДТ) и ее электронной копии; документов, обосновывающих и подтверждающих изменения (дополнения), вносимые в сведения, указанные в ДТ; документов, подтверждающих уплату таможенных платежей, в соответствии с порядком, установленным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее также - Порядок внесения изменений в ДТ, Решение Коллегии ЕАЭК N289).
Обществом 03.11.2020 и 18.11.2020 в Московский областной таможенный пост (ЦЭД) (далее также - Таможенный пост, ЦЭД) были представлены Обращения декларанта (исх. N 314 от 18.11.2020 и исх.N 300 от 03.11.2020) с приложением КДТ и её электронного вида на USB-флеш-накопителе и документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ в полном соответствии с требованиями п.12 Порядка внесения изменений в ДТ. Факт получения Таможенным постом 25.11.2020 и 05.11.2020 года указанных документов и USB-флеш-накопителя с электронным видом КДТ, подтверждается описью вложения и Отчетами об отслеживании отправления с почтовыми идентификаторами N 11511453040537 и N 11511449042187 распечатанными с официального сайта АО "Почта России".
В соответствии с представленными КДТ, размер излишне уплаченных сумм таможенных платежей по ДТ N 10013160/111219/0538592 составил:
- НДС по ставке 20% в сумме 2 200 020, 87 руб.;
- таможенная пошлина в сумме 513 483, 82 руб.
Размер излишне уплаченных сумм таможенных платежей по ДТ N 10013160/281119/0510802:
- НДС по ставке 20% в сумме 1 497 261, 66 руб.
- таможенная пошлина в сумме 358 705, 88 руб.
Уплата НДС и таможенных пошлин произведена за счет денежных средств, внесенных Обществом на единый лицевой счет в качестве авансовых платежей, что подтверждается сведениями, заявленными в графе В "Подробности подсчета" ДТ и Отчетом ФТС России от 01.01.2019 г. о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей.
Расчеты, излишне уплаченных сумм НДС и таможенных пошлин, подлежащих возврату, приведены в Приложениях N 1 и N 2 к настоящему Заявлению.
Общество в соответствии с п.1 ст.147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" (далее также - Закон о таможенном регулировании) 26.11.2020 и 10.11.2020, то есть, после направления на Таможенный пост обращений с приложением КДТ и её электронного вида на USB-флеш-накопителе и документов, подтверждающих изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, направило в Московскую областную таможню (далее также - Таможенный орган, МОТ) Заявления (Исх.N 315 от 26.11.2020 и исх. N301 от 10.11.2020) о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (далее также - Заявления о возврате таможенных платежей), которые были получены и зарегистрированы МОТ 26.11.2020 и 10.11.2020 г.
В подтверждение обоснованности вносимых изменений в коды ТН ВЭД, и, как следствие, изменения размера уплаченных таможенных пошлин, а также в качестве подтверждающих право на применение льготы по НДС документов, Обществом к Заявлениям были приложены все необходимые документы, а именно: документы, подтверждающие факт излишней уплаты НДС и таможенных пошлин - надлежащим образом заполненная КДТ и ее электронная копия; регистрационные удостоверения на медицинские изделия; декларации о соответствии; документы, подтверждающие уплату таможенных платежей; регистрационные документы общества; документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление; нотариально заверенный оригинал карточки с образцами подписей и оттиска печати; иные установленные законодательством документы.
Письмами от 13.01.2021 N 18-06/00385 и от 10.03.2021 N 18-11/06789 "О направлении информации", полученным Обществом 16.03.2021 и 02.02.2021 Вх. N 16, N 70 МОТ уведомила Общество о принятом решении об отказе во внесении изменений и/или дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10013160/111219/0538592, 10013160/281119/0510802 на основании п.18 Порядка внесения изменений в ДТ в связи с невыполнением требований, предусмотренных пунктом 13 Порядка, а именно отсутствием обоснования необходимости внесения изменений (дополнений) в ДТ.
В частности, на стр. 2, в абзаце 4 отказов указано, что "поскольку в обращении отсутствует иные обоснования вносимых изменений, в том числе основанные на положениях ТН ВЭД (основные правила интерпретации, тексты товарных позиций, примечания), то оснований для изменения кодов ТН ВЭД по ДТ не имеется."
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 13 Порядка внесения изменений в ДТ, обращение составляется в произвольной письменной форме. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений (дополнений) и обоснование необходимости внесения таких изменений (дополнений).
При этом требований об указании непосредственно в самом Обращении декларанта наименований товаров и ссылок на положения ТН ВЭД ЕАЭС ни Порядок внесения изменений в ДТ, ни иные нормативно-правовые акты в сфере таможенного регулирования не содержат.
Вместе с тем, в Обращении указан порядковый номер товаров в ДТ, в отношении которых вносятся изменения в ранее заявленные в ДТ сведения, а также коды ТН ВЭД и коды преференций до внесения изменений и после. Одновременно, в прилагаемых к Обращению документах, и, в частности, в ДТ и КДТ, в Регистрационных удостоверениях и Декларациях о соответствии содержатся как наименования, так и краткие характеристики товаров, в сведения о которых вносятся изменения.
В совокупности указанных данных, содержащихся в Обращении и приложениях к нему, таможенному органу были представлены все необходимые документы и сведения, позволяющие идентифицировать товар по наименованию, его характеристикам и назначению, в связи с чем, заявление МОТ о том, что Обращение не содержит наименований товаров и их характеристик не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Также в Обращениях, направленных Заявителем на таможенный пост, причины внесения изменений обоснованы выявлением после выпуска товаров недостоверных сведений о классификации товаров, влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей, в том числе, в связи с тем, что указанные в Обращении и приложениях к нему товары являются медицинскими изделиями и включены в Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию РФ не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042.
В подтверждение обоснованности вносимых изменений в коды ТН ВЭД, и, как следствие, изменения размера уплаченных таможенных пошлин, а также в качестве подтверждающих право на применение льготы по НДС документов, Обществом к Заявлениям были приложены все предусмотренные законодательством (в частности, подпункту 2 пункта 1 статьи 150 и подпункту 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации) документы, а именно:
- Регистрационные удостоверения на медицинские изделия, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, содержащие сведения о подклассе и наименованиях групп продукции, позволяющие однозначно соотнести данную продукцию с группой (кодом) ОКП (ОКПД2) и ТН ВЭД, поименованной в Перечне, и являются самодостаточными для подтверждения льготы по НДС как при ввозе на территорию РФ (в соответствии с п. 2 ст. 150 НК РФ), так и при реализации на территории РФ (в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- Декларации о соответствии товаров, указанных в Обращении, содержащие наименование ввезенных товаров, и соответствующие им коды ОКП (ОКПД2) и ТН ВЭД, включенные в Перечень.
Таким образом, судом установлено, что Обращение Заявителя содержит все сведения, установленные п.13 Порядка внесения изменений в ДТ, являющиеся основанием для внесения изменений, включая регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений (дополнений) и обоснование необходимости внесения таких изменений (дополнений), а в качестве приложений к Обращению представлены все необходимые документы (регистрационные удостоверения на медицинские изделия и принадлежности к ним, а также декларации о соответствии ввозимых товаров), подтверждающие обоснованность вносимых изменений в коды ТН ВЭД и преференций.
Пунктом п.2 ст.20 ТК ЕАЭС и п.2 ст.15 Федерального закона от 03.08.2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что при обнаружении таможенным органом как до выпуска товара, так и после выпуска товара его неверной классификации таможенный орган осуществляет классификацию товара и принимает решение о классификации товара.
В соответствии с п.5 ст.147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Учитывая, что все необходимые и достаточные для правильной классификации товаров и предоставления преференций документы и сведения были представлены таможенному органу уже при первом декларировании, таможенный орган при проверке правильности классификации товаров в соответствии с п.1 ст.20 ТК ЕАЭС на основании указанных документов и сведений, в соответствии с приведенными ниже в настоящем Заявлении положениями Единой ТН ВЭД ЕАЭС и Пояснениями к ней, а так же Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, доступными таможенному органу, был обязан выявить и устранить допущенную таможенным представителем ошибку и сообщить Обществу о возникших в результате этого излишне уплаченных таможенных пошлинах и налогах.
Требований к обоснованию декларантом причин допущенных при классификации товаров ошибок нормативные акты в области таможенного регулирования не содержат. Обществом в Обращении указано на то, что при первоначальном декларировании в классификации товаров по кодам ТН ВЭД были допущены ошибки (указаны недостоверные сведения) и приведены правильные коды ТН ВЭД, соответствующие ввезенным товарам и представленным документам.
В связи с выше указанным, ссылки МОТ в Отказе на то, что Обществом не представлены "иные сведения о товарах помимо заявленных при декларировании товаров" являются не состоятельными ввиду того, что изначально представленные Обществом сведения были достаточными для правильной классификации таможенным органов данных товаров и устранения ошибки.
Таким образом, основанием внесения изменений в коды ТН ВЭД Обществом, явилось несоответствие кодов товаров, указанных при первоначальном декларировании, тексту товарных позиций и положениям ТН ВЭД фактически соответствующих заявленным сведениям о характеристиках данных товаров, в частности об их медицинском назначении. При этом, положениями Решения Коллегии ЕАЭК N 289 не предусмотрено обоснование в Обращении причин неправильной классификации товаров при первоначальном декларировании и иное является его (Решения) неправомерным расширительным толкованием.
Одновременно, суд отметил, что в отказе во внесении изменений в ДТ таможенный орган не приводит каких-либо обоснований неверной классификации товаров Обществом при внесении изменений в коды ТН ВЭД, основывая отказ исключительно формальными доводами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что указание таможенным органом в качестве основания для отказа во внесении изменений и/или дополнений в ДТ на отсутствие в Обращениях Заявителя обоснования необходимости внесения таких изменений (дополнений) не соответствует фактическим обстоятельствам и нарушает законные права и интересы Общества.
Правомерность требований Общества об изменении кодов ТН ВЭД и возврате излишне уплаченных таможенных платежей обоснована следующими нормами законодательства и фактическими обстоятельствами.
Необходимость изменения ошибочно заявленных кодов ТН ВЭД и ставок таможенных пошлин обусловлена характеристиками и назначением (применением) изделий, подтвержденными приложенными Обществом к ДТ и к Обращениям декларанта документами, и установленным порядком классификации товаров в соответствии с их характеристиками и областью применения.
Согласно п. 1 ст. 20 ТК ЕАЭС, декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза. Порядок применения единой ТН ВЭД при классификации товаров установлен соответствующим Положением, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее также - Порядок применения ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре. Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, установленными Единым таможенным тарифом ЕАЭС (далее также - ОПИ ТН ВЭД).
Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с остальными правилами. Согласно части "а" Правила 3 ОПИ предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Помимо правил интерпретации ТН ВЭД, при классификации товара применяются Пояснения к единой ТН ВЭД (приложение к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 - далее также Пояснения к ТН ВЭД), которые содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной товарной позиции ТН ВЭД.
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД). Последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации определена в пункте 7 Порядка применения ТН ВЭД.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, а затем субпозиция - исходя из текстов товарных позиций (включая субпозиции), а также из соответствующих примечаний к разделам и группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД), а при определении субпозиции товарной позиции учитываются также и примечания к соответствующим субпозициям (правило 6 ОПИ ТН ВЭД). Для целей правила 6 ОПИ ТН ВЭД также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В частности, группа 90 ТН ВЭД включает в себя: инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности.
Товарная позиция 9018 включает в себя: приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратуру электромедицинскую прочую и приборы для исследования зрения.
В субпозицию 9018 90 - включаются инструменты и оборудование, прочие, которые применяются в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии.
В соответствии с Разделом XVIII Пояснений к ТН ВЭД (Том V) в товарную позицию 9018 включается очень широкий диапазон приборов и устройств, которые в большинстве случаев используются только в профессиональной практике (врачами, хирургами, стоматологами, ветеринарными хирургами, акушерками) либо для постановки диагноза, профилактики или лечения болезни, либо для оперирования и т.д. Кроме того, многие из приборов, используемых в медицине или хирургии (человека или ветеринарной), являются, по существу, обычными ручными инструментами (например, молотки, зуботехнические молотки, пилы, долота, полукруглые долота, щипцы, клещи, шпатели и т.д.) или ножевыми изделиями (ножницы, ножи и т.д.). Такие изделия включаются в данную товарную позицию только в том случае, если они явно идентифицируются как предназначенные для медицинского или хирургического применения по причине их особой формы, легкости, с которой они разбираются для стерилизации, лучшего качества изготовления, природе составляющих их металлов или по их комплектованию (часто упаковываются в ящики или боксы, содержащие набор инструментов для конкретной работы: акушерства, вскрытия трупов, гинекологии, глазной или ушной хирургии, ветеринарные наборы для родов и т.д.).
Согласно Примечания 2 (б) к группе 90 ТН ВЭД прочие части и принадлежности, предназначенные для использования исключительно или в основном в определенном виде машин, инструментов или аппаратов, или в нескольких машинах, инструментах или аппаратах, включаемых в одну товарную позицию, включаются вместе с этими машинами, инструментами или аппаратами.
В пояснениях к товарной позиции 9018 "Части и принадлежности" так же указано, что части и принадлежности к аппаратам или устройствам данной товарной позиции также включаются в данную товарную позицию.
В соответствии с регистрационными удостоверениями и техническим описанием ввезённые Обществом на основании ДТ N 10013160/111219/0538592, 10013160/281119/0510802 товары являются изделиями медицинского назначения и их применение возможно исключительно в качестве медицинских изделий и принадлежностей к ним. Техническое описание и фотографии ввезённых медицинских изделий содержатся в графе 4 Приложения N 4 к настоящему Заявлению.
Исходя из вышеизложенного при классификации товаров в соответствии с Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД, Пояснениями к ТН ВЭД и Порядком применения ТН ВЭД, ввезенным медицинским изделиям, в отношении которых были внесены изменения, соответствуют следующие коды ТН ВЭД:
- 9018 90 840 9 - Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения: инструменты и оборудование, прочие: прочие: прочие (номера товаров в ДТ N 10013160/111219/0538592:3,5,6,7,12,13,14,15,17,21,29,32,36,40; в ДТ N 10013160/281119/0510802: 3,5,6,9,13,14,15,16,18,19,20,21,22,23,32,36,37,38,43;)
- 9018 90 200 0 - Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения: инструменты и оборудование, прочие: эндоскопы (номера товаров в ДТ N 10013160/111219/0538592: 9, 10, 19, 20, 25, 34, 35, 39; в ДТ N 10013160/281119/0510802: 4,7,10,28,34,39,40)
- 9402 90 000 0 - Мебель медицинская, хирургическая, стоматологическая или ветеринарная (например, операционные столы, столы для осмотра, больничные койки с механическими приспособлениями, стоматологические кресла); парикмахерские кресла и аналогичные кресла с приспособлениями для вращения и одновременно для наклона и подъема; части вышеупомянутых изделий: прочая (номера товаров в ДТ 10013160/111219/0538592: 18)
- 9018 90 840 1 - Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения: инструменты и оборудование, прочие: прочие: ультразвуковые литотриптеры (номер товара в ДТ N 10013160/281119/0510802: 41);
При первоначальном декларировании классификация Товаров была произведена таможенным представителем исходя из текстов товарных позиций (общего наименования Товара), без учета примечаний к разделам или группам и того обстоятельства, что все ввозимые по спорным декларациям медицинские изделия и принадлежности к ним явно идентифицируются как предназначенные для медицинского или хирургического применения независимо от схожести их названия с названиями товаров, применяемых в иных сферах (фильтр, щётка, помпа, насос и т.д.). В соответствии с примечаниями к разделам и группам ТН ВЭД, как тех, по которым первоначально ошибочно декларировались спорные Товары, так и к группе 90 ТН ВЭД и товарной позиции 9018, в частности, Товары подлежали классификации в товарной группе 90 "Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности"по субпозициям (подсубпозициям) товарной позиции 9018 "Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения".
Неправильная классификация Товаров при первоначальном декларировании привела к ошибочному определению разделов, групп и товарных позиций (включая субпозиции) и излишней уплате таможенных пошлин. Вместе с тем, Таможенный орган имея все необходимые документы и сведения, необходимые для правильной классификации товаров, не рассмотрел по существу заявленные Обществом изменения, не оценил характеристики Товаров, не применил подлежащие применению правила ОПИ ТН ВЭД с учетом примечаний к разделам и группам ТН ВЭД, Пояснений к ТН ВЭД, характеристик и назначения Товаров и, по мнению Общества, отказал во внесении изменений в ДТ и возврате излишне уплаченных таможенных платежей формально и безосновательно.
Перечень ошибочно определенных в первоначальной таможенной декларации кодов ТН ВЭД по соответствующим Товарам и подлежащие применению (измененные) коды ТН ВЭД с обоснованием принадлежности товаров к соответствующим товарным позициям (субпозициям) по ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД приведены в Приложении N 3 к настоящему Заявлению.
В соответствии с подп.2 ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию РФ медицинских товаров, указанных в подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ N 1042.
Согласно данному Перечню освобождение от налогообложения товаров, включенных в Перечень, осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление, при представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством РФ, то есть, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
Иных требований для применения преференции (освобождения от НДС), кроме представления регистрационного удостоверения на медицинское изделие и соответствия данного изделия кодам ОКП (ОКПД2) и кодам ТН ВЭД, содержащихся в Перечне для данного товара (группы товаров) нормативными актами не предусмотрено.
Перечень содержит наименование групп (подгрупп или видов) медицинской техники и соответствующие им коды по классификации ОК 005-93 (ОКП), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 в ред. от 22.10.2014 (далее - ОК 005-93 (ОКП)), код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, а также коды ТН ВЭД, соответствующие данным группам товаров (кодам ОКП и ОКПД2).
В силу п. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее также - Федеральный закон N 323-ФЗ), на территории РФ разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством РФ, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее также - Правила). Данными правилами предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на медицинские изделия (Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 16.01.2013 N 40-Пр/13 "Об утверждении формы регистрационного удостоверения на медицинское изделие").
Согласно подпунктам "а" и "и" п. 56 Правил в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности, наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению) и код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
К Обращениям декларанта, представленным на Таможенный пост, а также к Заявлениям о возврате НДС и о возврате таможенных пошлин, представленным в МОТ, Обществом в качестве документов, подтверждающих право на применение налоговой льготы по НДС, были приложены Регистрационные удостоверения на медицинские изделия, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения
Регистрационные удостоверения и приложения к ним содержат сведения о подклассе и наименованиях групп продукции, позволяющие однозначно соотнести данную продукцию с группой (кодом) ОКП (ОКПД2) и ТН ВЭД, поименованной в Перечне, и являются самодостаточными для подтверждения льготы по НДС как при ввозе на территорию РФ (в соответствии с п. 2 ст. 150 НК РФ), так и при реализации на территории РФ (в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Кроме того, соответствие ввезенных товаров кодам ОКП (ОКПД2) и ТН ВЭД, содержащимся в Перечне, дополнительно подтверждено Декларациями о соответствии, приложенными к Обращению декларанта и к Заявлениям о возврате излишне уплаченных сумм НДС и таможенных пошлин. Согласно нормам части 5 ст. 24 и части 2 ст. 25 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании", декларация соответствия должна содержать информацию, позволяющую идентифицировать объект подтверждения соответствия. Формы декларации о соответствии в целях идентификации объекта содержат указание на код по ОК 005-93.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме ФТС РФ от 16.03.2010 N 05-18/11824, документом установленного образца, подтверждающим соответствие кода ввозимой медицинской техники по ОК 005-93 (ОКП), включенного в Перечень медицинских товаров, реализация которых не подлежит обложению НДС, кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии, являются сертификат соответствия и декларация о соответствии. В этих документах указывается код продукции по ОК 005-93 (ОКП).
При этом в соответствии с пунктом 4 Порядка регистрации деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержденному Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2014 г. N 752 "Об утверждении порядка регистрации деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия" декларация о соответствии, представляемая на регистрацию должна включать в числе сведений, код (коды) единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза либо код (коды) продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2).
Письмом от 10.04.2017 N 9411-НП/Д18и Минэкономразвития России сообщило о разработанных и размещенных на официальном сайте Министерства прямых и обратных ключах между ОКП и ОКПД2 в целях обеспечения перехода на новые редакции Общероссийских классификаторов с 1 января 2017 года.
Следовательно, представленные Обществом декларации о соответствии оформлены в установленном порядке, выданы и зарегистрированы уполномоченным органом на основании и в соответствии со сведениями РУ, содержат коды групп медицинских изделий, соответствующие кодам групп товаров по ОКП (ОКПД2) и ТН ВЭД, указанным в Перечне. Следовательно, таможенному органу не могло быть неизвестно о несоответствии первоначально заявленных кодов ТН ВЭД кодам, содержащимся в Декларации о соответствии, и ошибочной классификации товаров таможенным представителем при их изначальном декларировании. В любом случае, на данное несоответствие таможенный орган не указал.
Таким образом, задекларированный товар, имеющий соответствующие Регистрационные удостоверения на медицинские изделия, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и Декларации о соответствии, содержащие коды ОКПД 2 и ТН ВЭД, включенные в Перечень, относится к медицинским товарам, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию РФ не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость.
При указанных обстоятельствах действия таможенного органа, выразившиеся в отказах в возврате излишне уплаченных сумм НДС и таможенных пошлин, не соответствуют закону и иным нормативным правовым актам и нарушают права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Московской областной таможней в нарушение ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемых решений, и таможенный орган при наличии всех необходимых документов, подтверждающих право на освобождение от НДС в отношении ввозимых товаров, в нарушение действующих норм законодательства отказала Обществу в возврате излишне уплаченных сумм НДС.
Судом указанные обстоятельства установлены, в связи с чем, требования подлежат удовлетворению.
Обществом также заявлено требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 75 000 рублей.
Согласно заявлению, ООО "КАРЛ ШТОРЦ - Эндоскопы ВОСТОК" понесло судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в сумме 75 000 рублей.
Факт и размер понесённых издержек на оплату услуг представителя подтверждается представленными в материалы дела документами.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что истцом подтверждено фактическое несение судебных расходов в связи с рассмотрением настоящего дела, однако требования о возмещении судебных расходов подлежат взысканию в разумных пределах в сумме 35 000 руб.
Учитывая степень сложности и продолжительность рассмотрения настоящего дела, фактический объем оказанных услуг, суд апелляционной инстанции полагает, что Арбитражный суд города Москвы правомерно взыскал с заинтересованного лица судебные расходы в размере 35 000 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что для установления разумности судебных расходов суд правомерно оценил их соразмерность применительно к условиям договора на оказание юридических услуг и характеру услуг, оказанных в рамках этого договора, их необходимости и разумности для целей восстановления нарушенного права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2021 по делу N А40-91651/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-91651/2021
Истец: ООО КАРЛ ШТОРЦ - ЭНДОСКОПЫ ВОСТОК
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ