г. Москва |
|
19 октября 2021 г. |
Дело N А40-67809/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Пирожкова,
судей Е.А. Птанской, В.Р. Валиева
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А40-67809/21 по исковому заявлению Акционерного общества "Дальневосточная энергетическая управляющая компания - ЕНЭС" (ОГРН 1192536024075) к Публичному акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ОГРН 1024701893336) при участии третьих лиц: ПАО "Якутскэнерго", ООО "Транснефтьэнерго", ООО "Транснефть-Восток", Государственный комитет по ценовой политике - РЭК Республики Саха (Якутия), Федеральная антимонопольная служба, АО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания - Генерация Сети" о взыскании 101797752 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Маланьин А.Н. по доверенности от 01.01.2021
от ответчика: Хренков А.С. по доверенности от 17.07.2019
от третьих лиц: от ООО "Транснефть-Восток" - Кошкарев Н.В. по доверенности от 10.12.2020, от ПАО "Якутскэнерго" - извещен, не явился, от ООО "Транснефтьэнерго" - Артемова Н.Г. по доверенности от 01.01.2021, от Государственного комитета по ценовой политике - РЭК Республики Саха (Якутия) - извещен, не явился, от Федеральной антимонопольной службы - извещен, не явился, от АО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания - Генерация Сети" - извещен, не явился
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Дальневосточная энергетическая управляющая компания - ЕНЭС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании стоимости услуг по передаче электрической энергии (мощности) в бездоговорном порядке.
Решением от 24 июня 2021 года по делу N А40-67809/21 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные исковые требования Акционерного общество "Дальневосточная энергетическая управляющая компания - ЕНЭС" в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Транснефтьэнерго" в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, а также ПАО "ФСК ЕЭС" подало апелляционную жалобу в которой просит перейти к рассмотрению дела N А40-67809/21 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 24.06.2021 и принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать.
При рассмотрении доводов указанных апелляционных жалоб, апелляционным судом установлены основания, предусмотренные п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта, и рассмотрения дела, в соответствии с ч. 6.1 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, поскольку принятый судебный акт касается прав и обязанностей не привлеченных к участию в деле лиц - ПАО "Якутскэнерго", ООО "Транснефтьэнерго", ООО "Транснефть-Восток", Государственного комитета по ценовой политике - РЭК Республики Саха (Якутия), Федеральной антимонопольной службы, АО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания - Генерация Сети".
Учитывая разъяснения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 о переходе к рассмотрению дела по правилам первой инстанции, руководствуясь п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ определением от 20 августа 2021 года по настоящему делу Девятый Арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам искового производства, установленным арбитражным процессуальным кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора - ПАО "Якутскэнерго", ООО "Транснефтьэнерго", ООО "Транснефть-Восток", Государственный комитет по ценовой политике - РЭК Республики Саха (Якутия), Федеральную антимонопольную службу, АО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания - Генерация Сети".
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика против удовлетворения искового заявления возражал.
Представители третьих лиц ООО "Транснефть-Восток" и ООО "Транснефтьэнерго" поддержали позицию ответчика, против удовлетворения исковых требований возражали.
Извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальных сайтах Девятого арбитражного апелляционного суда и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/, представители третьих лиц в заседание не явились.
Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, суд апелляционной инстанции полагает, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с марта по май 2018 года по объектам электросетевого хозяйства АО "ДВЭУК" осуществлен переток электрической энергии в сети ПАО "ФСК ЕЭС" для конечного потребителя электрической энергии.
18.07.2014 между АО "ДВЭУК" и ПАО "ФСК ЕЭС", в лице филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Востока, заключен договор N 99-171-2014 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в соответствии с условиями которого АО "ДВЭУК" приняты обязательства по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ПАО "ФСК ЕЭС" на объекте "ПС 220/10 кВ НПС-11", в рамках ранее выданных технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям (далее - ТУ) от 01.10.2013 N 2 ТУ-Э-186.
Акт о выполнении технических условий N АВТУ-Э-07 подписан между сторонами 07.08.2014.
30.10.2014 между АО "ДВЭУК" и филиалом ОАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Востока подписан акт разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, в соответствии с которым на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон ПАО "ФСК ЕЭС" и АО "ДВЭУК" находятся следующие технологически соединенные элементы электрической сети - ПС 220/10 кВ НПС-11.
Расчетные приборы учета установлены в ОПУ ПС 220 кВ НПС-11 в шкафу N 6 счетчиков 220 кВ и 10 кВ не на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Для энергоснабжения нефтеперекачивающей станции НПС-11 ООО "Транснефтьэнерго", как энергосбытовой организацией, с ПАО "Якутскэнерго" заключен договор купли-продажи электроэнергии от 25.09.2014 N 1, а с ПАО "ФСК - ЕЭС" -заключено дополнительное соглашение от 15.10.2014 N 14 к договору оказания услуг по передаче электроэнергии от 01.07.2011 N 517/П, в рамках которого закреплены обязательства по оказанию услуг по передаче электроэнергии до НПС-11.
В результате осуществленных мероприятий по технологическом присоединению в регионе сложилась следующая схема передачи электрической энергии в отношении объекта НПС-11: Каскад Вилюйский ГЭС-1,2 (объект генерации) - ПАО "Якутскэнерго" (сети протяженностью 2,04 км) - АО "ДВЭУК" (сети протяженностью 471, 5 км) - ПАО "ФСК ЕЭС" (сети протяженностью 1,9 км, подстанция) - ООО "Транснефтьэнерго" (энергосбытовая организация) - ООО "Транснефть-Восток" (конечный потребитель).
Между ООО "Транснефтьэнерго" и ПАО "Якутскэнерго" 25.09.2014 был заключен договор купли-продажи электроэнергии N 1, а с ПАО "ФСК - ЕЭС" - заключено дополнительное соглашение от 15.10.2014 N 14 к договору оказания услуг по передаче электроэнергии от 01.07.2011 N 517/П, в рамках которого закреплены обязательства по оказанию услуг по передаче электроэнергии до НПС-11.
АО "ДВЭУК" и ПАО "ФСК ЕЭС" являются смежными сетевыми организациями, по объектам электросетевого хозяйства которых осуществляется поставка электрической энергии (мощности) конечному потребителю.
Как следует из искового заявления, АО "ДВЭУК" неоднократно пыталось урегулировать взаимоотношения по использованию объектов, принадлежащих АО "ДВЭУК", направляя в адрес ПАО "ФСК ЕЭС" оферту договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в отношении потребителя ООО "Транснефтьэнерго" (НПС-11), что подтверждается исходящими письмами от 02.02.2017 N ДВЭУК-03-42- 397, от 16.06.2017 N ДВЭУК-03-42-2103.
Ответной позицией ПАО "ФСК ЕЭС", в лице филиала Амурское ПМЭС, (Письмо от 12.10.2017 г. N мЗ/пЗ/1/818) ответило отказом от подписания оферты договора. В связи с тем, что договор на передачу электрической энергии не заключен в установленном порядке, АО "ДВЭУК" направляло в адрес ПАО "ФСК ЕЭС", в лице филиала МЭС Востока, уведомление о дате и времени составления акта о бездоговорном оказании услуг по передаче электрической энергии в интересах потребителя ООО "Транснефтьэнерго" (НПС-11).
Поскольку в назначенное время и место представители не прибыли, акты были составлены в присутствии независимых лиц. Оплату услуг передачи электроэнергии (мощности) по объектам электросетевого хозяйства АО "ДВЭУК" ПАО "ФСК ЕЭС" не производило. При том, что использование сетевого хозяйства АО "ДВЭУК" позволило ПАО "ФСК ЕЭС" осуществлять передачу электрической энергии конечным потребителем и получать от последнего плату за оказанные услуги по передаче электроэнергии (мощности) по тарифу ЕНЭС.
Отказ ответчика от подписания договора и оплаты оказанных услуг послужил основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Правоотношения между смежными сетевыми организациями при передаче электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Согласно пункту 13 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (Правила N 861), договор на оказание услуг по передаче электрической энергии должен содержать следующее существенное условие - величину максимальной мощности энергопринимающих устройств, технологически присоединенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к электрической сети, с распределением указанной величины по каждой точке присоединения.
Но владельцем энергопринимающих устройств на НПС-11, а соответственно и потребителем услуг по передаче электрической энергии является ООО "Транснефть-Восток".
Согласно пунктам 2, 9, 12, 15, 24 Правил N 861, договор оказания услуг по передаче электрической энергии может быть заключен только с одной сетевой организацией.
Как следует из пунктов 2, 10, 24 Правил N 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 N 6057/09 по делу N А49-3724/2008-120а/21-АК, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет. При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим, сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии)".
В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" договор оказания услуг по передаче электрической энергии является публичным.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Единая энергетическая система России - совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно- диспетчерского управления в электроэнергетике.
Из статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что услугами по передаче электрической энергии признается комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на законном основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к ЕНЭС, услуги по передаче электроэнергии по магистральным сетям оказывает организация по управлению ЕНЭС - публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (пункт 2 статьи 7, статьи 8-10 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статья 3 Устава).
Критерием определения организации, оказывающей услуги, является характер технологического присоединения энергопринимающего устройства потребителя к объекту электросетевого хозяйства.
ПАО "ФСК ЕЭС" в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, которая представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 17.10.2009 N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики" Схема и программа развития ЕНЭС на долгосрочный период, включается в Схему и программу развития Единой энергетической системы России.
Объекты электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется энергоснабжение НПС-11, включены в Схему и программу развития Единой энергетической системы России на 2010 - 2016 годы, утвержденную приказом Минэнерго РФ от 15.07.2010 N 333, построены в соответствии с инвестиционной программой ПАО "ФСК ЕЭС", утвержденной приказом Минэнерго России от 31.10.2012 N 531, в которой прямо поименованы.
Согласно абзацу 2 статьи 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", проектный номинальный класс напряжения, характеристики пропускной способности, реверсивности потоков электрической энергии и иные технологические характеристики объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, единственным признаком объекта ЕНЭС являются характеристики объектов электросетевого хозяйства, которые определены Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает критерии отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети (статья 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Критерии отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети определены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 41.
Согласно пункту 5 Критериев отнесения объектов электросетевого хозяйства к ЕНЭС, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 41, к единой национальной (общероссийской) электрической сети относятся трансформаторные и иные подстанции, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 220 киловольт и выше, соединенные с линиями электропередачи.
ПС 220кВ НПС-11 данным критериям соответствует.
В силу соответствия НПС-11 критериям объекта ЕНЭС между ООО "Транснефть-Восток" и ПАО "ФСК ЕЭС" был заключен договор об осуществлении технологического присоединения НПС-11 к электрическим сетям ПАО "ФСК ЕЭС" N 491/19-13/191/ТП-МЭ от 03.04.2013.
В целях реализации мероприятий по технологическому присоединению объекта ООО "Транснефть-Восток" был заключен договор об осуществлении технологического присоединения НПС-11 к электрическим сетям ПАО "ФСК ЕЭС" N 491/19-13/191/ТП-МЭ от 03.04.2013 между АО "ДВЭУК" и ПАО "ФСК ЕЭС" в лице филиала ПАО "ФСК ЕЭС"-МЭС Востока был заключен договор N 99-171-2014.
После осуществления технологического присоединения 15.10.2014 между ООО "Транснефтьэнерго", как энергосбытовой организации для объектов ООО "Транснефть-Восток", и ПАО "ФСК ЕЭС" было подписано дополнительное соглашение N 14 к Договору оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети N 517/П от 01.07.2011 (далее - Договор на передачу э/э N517/П).
Данное соглашение было предметом исследования в рамках дел N N А40-54847/15, A40-83196/15, А58-1045/15, А40-91888/17, А40-234224/17, А40-13796/18 А40-210185/20, признано недействующим, недействительным, ничтожным не было.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.03.2013 N 12435/12, право на получение оплаты за оказание услуг по передаче электроэнергии с использованием объектов единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее - ЕНЭС) имеет та сетевая организация, которая фактически оказывала потребителю эти услуги.
В соответствии с п. 4 Правил N 861 потребителем услуг по передаче электрической энергии могут быть признаны лица, владеющие объектами электроэнергетики.
Однако, как следует из пп. "а" п. 41 раздела III Правил N 861, при исполнении договора между владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и территориальными сетевыми организациями потребителем услуг является территориальная сетевая организация.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование; объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Объект ПС 220 кВ НПС-11 является объектом электросетевого хозяйства (подстанцией) и относится к объектам электроэнергетики, которыми владеет ПАО "ФСК ЕЭС" на праве собственности.
Объекты АО "ДВЭУК", которые в 2018 году являлись смежными по отношению к объекту ПАО "ФСК ЕЭС" ПС 220 кВ НПС-11: ПС 220/35/6 кВ "Олекминск"; ВЛ 220 кВ "Городская (Ленек) - Пеледуй"; ВЛ 220 кВ "Городская (Ленек) - НПС-12 - НПС-13 - ПС Олекминск - НПС-14"; ПС 220/10 кВ при НПС-12; ПС 220/10 кВ при НПС-13; ПС 220/110/10 кВ "Пеледуй" по своим характеристикам соответствуют критериям отнесения к объектам ЕНЭС (критерии установлены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 41) и приказом Минэнерго России от 05.06.2015 N 343 были включены в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (далее -ЕНЭС).
Данные обстоятельства подтверждаются судебными актами по делам N А40-54847/15, А40-83196/15, А58-1045/15, А40-91888/17, А40-234224/17, А40-13796/18 о рассмотрении споров, связанных с поставкой электрической энергии на объекты ООО "Транснефтьэнерго" НПС-11, НПС-15 и имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.
Таким образом, позиция истца о том, что ПАО "ФСК ЕЭС" является потребителем услуг по передаче электрической энергии, не основан на нормах законодательства, не подтверждается фактическими обстоятельствами, и не подтверждает исковых требований.
В рассматриваемом случае правоотношения между ПАО "ФСК ЕЭС" и АО "ДВЭУК" следует признать правоотношениями по использованию ПАО "ФСК ЕЭС" объектов электросетевого хозяйства АО "ДВЭУК", а не правоотношениями по оказанию услуг по передаче электрической энергии, которые должны были быть урегулированы не в рамках договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а в рамках договора, определяющего порядок использования ПАО "ФСК ЕЭС" объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих АО "ДВЭУК".
Таким образом, у ПАО "ФСК ЕЭС" отсутствовали основания для подписания актов о бездоговорном оказании услуг по передаче электрической энергии в интересах потребителя ООО "Транснефтьэнерго" (НПС-11).
Управление объектами ЕНЭС имеет особую значимость для обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии, законодатель предусмотрел специальные нормы, регулирующие отношения организации по управлению ЕНЭС с владельцами объектов ЕНЭС, а также со смежными территориальными сетевыми организациями.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют: единая национальная (общероссийская) электрическая сеть (ЕНЭС); территориальные распределительные сети, то есть иные объекты электросетевого хозяйства, не соответствующие критериям отнесения к ЕНЭС, установленным постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 41.
Объекты ЕНЭС обладают особым статусом в связи с их важностью для обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии, в связи с чем, управление указанными объектами возложено на специально созданную организацию - организацию по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, которой является ПАО "ФСК ЕЭС".
В силу п. 2 ст. 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, ограничиваются в осуществлении своих прав в части права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и определения условий этих договоров.
Статьей 8 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что ограниченные в соответствии со статьей 7 указанного закона права собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, осуществляются организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
В целях использования объектов ЕНЭС, принадлежащих иным лицам, и возвращения доходов, получаемых в результате осуществления прав этих лиц, п. 3 ст. 8 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрен особый механизм - заключение договора, определяющего порядок использования объектов ЕНЭС.
Разделом III Правил N 861, определяющим порядок заключения и исполнения договоров между сетевыми организациями, в пункте 37 также предусмотрено, что отношения, связанные с иными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, регулируются на основании договоров о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлен порядок определения цены по договору о порядке использования объектов ЕНЭС, по которой ПАО "ФСК ЕЭС" рассчитывается с собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.
Плата по договору о порядке использования объектов ЕНЭС согласно п. 5 Перечня существенных условий договоров о порядке использования организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам или иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 492, рассчитывается Федеральной антимонопольной службой России исходя из установленного для собственника тарифа на услуги по передаче электрической энергии и соответствующих количественных характеристик услуг по передаче электрической энергии, оказанных организацией с использованием объекта.
Другого механизма возврата денежных средств указанным лицам законодательством не предусмотрено.
Таким образом, законодательно предусмотрен единственный способ возмещения затрат собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС - заключение с ответчиком договора о порядке использования объектов ЕНЭС и получения платы, установленной ФАС России.
Данные выводы сделаны судами при рассмотрении споров с участием АО "ДВЭУК", АО "ДВЭУК-ЕНЭС" по делам N А40-91888/17, А40-234224/17, А40-13796/18, которые имеют преюдициальное значение, судебными актами по указанным делам подтвержден специальный статус ответчика, в силу которого он не может являться потребителем услуг по передаче электрической энергии.
Ответчик пояснил, что ПАО "ФСК ЕЭС", как организация по управлению ЕНЭС, пыталось урегулировать отношения с истцом по использованию объектов электросетевого хозяйства, используемых при передаче электрической энергии на объекты ООО "Транснефтьэнерго" НПС-11 и НПС-15, однако договор определяющий порядок использования ПАО "ФСК ЕЭС" объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих АО "ДВЭУК". так и не был заключен.
С целью оформления отношений между сторонами письмом ПМ-6462 от 02.11.2015 ответчик направлял проект договора использования объектов в адрес истца.
После получения ответа с проектом протокола разногласий от 27.11.2015 N ДВЭУК -01-44-4376 в адрес истца 30.12.2015 направлено письмо N АЗ-7886 о несогласии с проектом протокола разногласий.
После получения 15.01.2016 оферты договора письмом N АЕ-1087 от 26.02.2016 в адрес истца был направлен протокол разногласий.
Составленный истцом протокол урегулирования разногласий 25.06.2016 был возвращен с письмом N АЕ-2962 поскольку Приказом Минэнерго России от 08.04.2016 N 279 "Об исключении объектов электросетевого хозяйства из реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть" объекты АО "ДВЭУК" были исключены из указанного реестра в соответствии с пунктами 18 и 21 Положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2003 г. N 648 (далее - Постановление N 648).
Как следует из п. 21 Постановления N 648, принятие Министерством энергетики Российской Федерации решения о внесении изменений в реестр осуществляется на основании заявления о внесении изменений в реестр не позднее 3 месяцев со дня поступления заявления и приложенных к нему документов. Инициатором такого заявления является истец.
Кроме того, письмом от 08.08.2018 АО "ДВЭУК" вновь направило в адрес ПАО "ФСК ЕЭС" оферту договора о порядке использования объектов электросетевого хозяйства.
В последующем АО "ДВЭУК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением, к ответчику о понуждении заключить указанный договор, однако исковое заявление было возвращен без рассмотрения (дело N А40-239076/2018).
Однако истец вместо надлежащего урегулирования отношений между Сторонами, путем заключения договора, определяющего порядок использования ответчиком объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих истцу, предъявил исковые заявления о взыскании неосновательного обогащения с ПАО "ФСК ЕЭС", возникшего в связи с оказанием услуг по передаче электрической энергии, в удовлетворении которых было отказано в рамках дел N N А40-91888/17, А40-13796/18, А40-210185/20.
Указанные обстоятельства по уклонению АО "ДВЭУК" от заключения с ПАО "ФСК ЕЭС" договора об использовании смежных объектов АО "ДВЭУК" при передаче ПАО "ФСК ЕЭС" электрической энергии на объект ООО "Транснефтьэнерго" -НПС-11 были предметом исследования при рассмотрении вышеуказанных дел по спорам между АО "ДВЭУК" и ПАО "ФСК ЕЭС" по делам с участием третьих лиц ПАО "ФСК ЕЭС", ПАО "Якутскэнерго", ООО "Транснефть-Восток", ООО "Транснефтьэнерго", ГКЦ-РЭК Якутии, ФАС России.
Принимая во внимание изложенное суд апелляционной инстанции полагает, что правовые основания для заключения между ПАО "ФСК ЕЭС" и АО "ДВЭУК" договора оказания услуг по передаче электрической энергии в спорный период отсутствовали, следовательно, незаключение ПАО "ФСК ЕЭС" с АО "ЛВЭУК" договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в отношении потребителя ООО "Транснефтьэнерго" (НПС-11) вопреки позиции истца нельзя признать уклонением от заключения договора.
Кроме того, ПАО "ФСК ЕЭС" относится к субъектам естественных монополий в соответствии с Постановлением ФЭК РФ от 25 июня 2003 года N 49-э/2.
В силу естественно-монопольной деятельности ПАО "ФСК ЕЭС" цены (тарифы) на услуги по передаче электроэнергии по ЕНЭС подлежат обязательному государственному регулированию в силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункта 4 статьи 23.1, пункта 1 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Расчеты между ООО "Транснефтьэнерго" и ПАО "ФСК ЕЭС" на основании дополнительного соглашения N 14 к Договору оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети N 517/П от 01.07.2011 за услуги по передаче электрической энергии в спорный период осуществлялись по тарифам, установленным приказом ФСТ России от 09.12.2014 N 297-э/3 "Об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", на долгосрочный период регулирования 2015 - 2019 годы и долгосрочных параметров регулирования для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью на 2015 - 2019 годы".
Истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие принятого в установленном порядке тарифного решения для взаиморасчетов с ПАО "ФСК ЕЭС". При таких обстоятельствах, у АО "ДВЭУК-ЕНЭС" в силу императивных норм права отсутствуют законные основания для взыскания с ПАО "ФСК ЕЭС" стоимости услуг по передаче электроэнергии на объекты НПС-11.
Применение в расчетах за услуги по передаче электроэнергии произвольных величин, не основанных на тарифных решениях, противоречит императивным нормам права и нарушает баланс экономических интересов сетевых организаций, что влечет неосновательное обогащение АО "ДВЭУК".
Представленные акты баланса электроэнергии не являются такими доказательствами, поскольку не относятся к спорным правоотношениям, составлены между истцом и ПАО "Якутскэнерго", и составляются в соответствии с п. 187 Основных положений функционировании розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442. для определения фактических потерь электрической энергии, подлежащих покупке владельцами объектов ЕНЭС.
Данная позиция соответствует выводам судов при исследовании актов баланса при рассмотрении спора по делу N А40-91888/2017.
Между АО "ДВЭУК" и ПАО "ФСК ЕЭС" отсутствовали какие-либо соглашения о передаче объемов электрической энергии, отпущенных на НПС - 11 в связи с чем, отсутствовали основания для передачи АО "ДВЭУК" показаний приборов учета со стороны ПАО "ФСК ЕЭС" в точках поставки на стороне 220 кВ НПС-11.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований не имеется, поскольку действующим законодательством, регулирующим деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, не предусмотрена возможность компенсации затрат владельцам сетей при осуществлении передачи электрической энергии в отсутствие соответствующего тарифа и договора.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 июня 2021 года по делу N А40-67809/21 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Акционерного общества "Дальневосточная энергетическая управляющая компания - ЕНЭС" в пользу Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. 00 коп.
Взыскать с Акционерного общества "Дальневосточная энергетическая управляющая компания - ЕНЭС" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Транснефтьэнерго" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. 00 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-67809/2021
Истец: АО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ - ЕНЭС", ООО "ТРАНСНЕФТЬЭНЕРГО"
Ответчик: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Третье лицо: АО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания - Генерация Сети", Государственный комитет по ценовой политике - РЭК Республики Саха (Якутия), ООО "Транснефть-Восток", ПАО "Якутскэнерго", Федеральную антимонопольную службу
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-52240/2022
02.02.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-33445/2021
19.10.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51379/2021
24.06.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-67809/2021