город Томск |
|
20 октября 2021 г. |
Дело N А27-26556/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Кривошеиной С.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гойник А.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (N 07ап-8034/21), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.07.2021 по делу N А27-26556/2020 (судья Власов В.В.) по заявлению Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857), город Кемерово в лице филиала N 4, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, к муниципальному казенному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство", Кемеровская область - Кузбасс, город Топки (ОГРН 1124230001048, ИНН 4230005515), о признании безнадежной к взысканию недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам.
В судебном заседании приняли участие:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 4 (далее - заявитель, Фонд, ГУ КРОФСС филиал N4) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к муниципальному казенному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - МКП "ЖКХ") о признании безнадежной к взысканию недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам. 12.02.2021 от заявителя поступило ходатайство об уточнении заявления, согласно предоставленного ходатайства последний просит: признать безнадежной к взысканию Государственным учреждением - Кузбасским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации задолженность по пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 2285 рублей 99 копеек по требованию от 17.05.2016 N4201592 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в размере 1587 рублей 15 копеек по требованию от 19.08.2016 N4203019 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в размере 2718 рублей 87 копеек по требованию от 22.11.2016 N4204452 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принял к рассмотрению ходатайство об уточнении заявленных требований.
Решением суда от 05.07.2021 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Фонд просит состоявшийся судебный акт отменить. Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что за период с 01.01.2016 по 31.03.2016 за страхователем МКП "ЖКХ" за страхователем образовалась задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а именно, пеня в размере 2 285,99 руб. Наличие задолженности подтверждается, представленным страхователем Расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС) за период с 01.01.2016 по 31.03.2016.
За период с 01.04.2016 по 30.06.2016 за страхователем образовалась задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а именно, пеня в размере 1 587,15 руб. Наличие задолженности подтверждается, представленным страхователем Расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС) за период с 01.04.2016 по 30.06.2016.
За период с 01.07.2016 по 30.09.2016 за страхователем образовалась задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а именно, пеня в размере 2 718,87 руб. Наличие задолженности подтверждается, представленным страхователем расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС) за период с 01.07.2016 по 30.09.2016.
В соответствии со статьей 26.9 Федерального закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закона N125-ФЗ), в адрес страхователя Фондом направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N4203019 от 19.08.2016, N4204452 от 22.11.2016, N4201592 от 17.05.2016, N314 от 08.08.2016, N2270 от 10.11.2016.
В связи с отсутствием средств на счетах плательщика Фондом вынесены постановления N 4203019 от 02.12.2016, N 4204452 от 24.03.2017 о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет иного имущества плательщика страховых взносов.
На основании ответа представленного в материалы дела МОСП по ВИП, в отношении МКП "ЖКХ" возбуждено сводное исполнительное производство N 17733/19/42034-СД в состав сводного исполнительного производства входило 61 исполнительное производство, общая сумма задолженности составляла: 13 783 966, 97 руб.
Исполнительные производства N N 73597/16/42034-ИП, 21437/17/42034-ИП в пользу Фонда окончены СПИ 06.12.2020 в соответствии со ст. 46 ч. 1 п. 3 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
При этом, срок для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению, предусмотренный пунктом 6.1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, истек.
Ссылаясь на утрату возможности взыскания недоимки по уплате страховых взносов, пени и штрафа в общей сумме 6 592, 01 руб., ГУ КРОФСС филиал N 4 обратилось с заявлением о признании ее безнадёжной к взысканию.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что право органов контроля за уплатой страховых взносов обращаться в суд с заявлениями о признании задолженности безнадёжной не предусмотрено. Суд апелляционной инстанции с выводами суда соглашается на основании следующего.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" определенно, что страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ, действующий в редакции на момент образования спорной задолженности и пени) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 212-ФЗ.
Понятие недоимки содержится в пункте 9 статьи 2 Федерального закона N 212-ФЗ и определено как сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный Федеральным законом N 212-ФЗ срок.
Статьей 23 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) предусмотрено, что недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила, предусмотренные частью 1 статьи 23 Федерального закона N 212-ФЗ, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
Пунктом 2 статьи 26.1 Федерального закона N 125-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам с юридического лица или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 26.6 и 26.7 указанного Федерального закона, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 26.1 Федерального закона N 125-ФЗ.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю в том числе, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными; возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 26.10 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Федеральный закон N 125-ФЗ), недоимка, числящаяся за отдельными страхователями, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам, числящейся за отдельными плательщиками страховых взносов установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" (далее - Постановление N 820).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 Постановления N 820 признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов (далее - недоимка), и задолженность по начисленным пеням и штрафам в случае принятия судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Положениями подпункта "б" пункта 2 и подпункта "г" пункта 4 Постановления N 820 установлено, что решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается Фондом социального страхования Российской Федерации - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, при наличии копии вступившего в законную силу акта суда, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копии определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, заверенной в установленном порядке.
Также, недоимка признается безнадежной к взысканию и списывается с лицевого счета страхователя в случаях предусмотренных пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 31.01.2017 N 108 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации и задолженности по пеням и штрафам" (далее - Постановление N 108).
В пункте 1 Постановления Правительства РФ N 108 приведен перечень случаев, которые являются основанием для признания безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимок по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ и задолженность по пеням и штрафам, к числу которых подпунктом "г" отнесено принятие судом акта, в соответствии с которым Фонд социального страхования РФ утрачивает возможность взыскания недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ Фонд социального страхования Российской Федерации является страховщиком по страхованию от несчастных случаев и в силу подпункта 8.7 пункта 1 статьи 18 данного Закона вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, возможность принудительного взыскания Фондом суммы штрафа утрачена в связи с истечением сроков предъявления к взысканию исполнительных документов, предусмотренных статьей 21 Федерального закона N 229-ФЗ.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что, после реализации процедуры принудительного взыскания задолженности с МКП "ЖКХ", Учреждение обращалось с заявлением о взыскании суммы штрафа в суд на основании положений 18 Закона N 125-ФЗ и в порядке главы 26 АПК РФ "Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций".
Как верно указывает суд, ни Законом N 125-ФЗ, ни федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования право органов контроля за уплатой страховых взносов обращаться в суд с заявлениями о признании задолженности безнадёжной не предусмотрено.
Способ прекращения обязательства по уплате страховых взносов путем подачи в суд органом контроля заявления о признании безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам, действующим законодательством о страховых взносах не предусмотрен.
Более того, статья 26 Закона N 125-ФЗ, допускающая списание безнадежных долгов, предписывает признание ее безнадежной и списание производить в порядке, установленном Правительством РФ, а в силу пункта 3 приведенного выше Постановления Правительства РФ от 31.01.2017 N 108 Фонд социального страхования РФ императивно установлен в качестве единственного полномочного на это органа, а упомянутый в подпункте "г" пункта 1 указанного Постановления Правительства РФ судебный акт может служить лишь одним среди нескольких других установленных оснований для принятия такого решения Фондом социального страхования РФ, может только предшествовать решению Фонда, а суд не вправе в данном случае подменить собой Фонд и своим судебным актом констатировать безнадежность взыскания.
Доводы Фонда социального страхования, оспаривающего данный вывод, рассмотрены, однако не могут быть приняты во внимание, как несостоятельные в правовом отношении.
Ссылка Фонда на необходимость применения правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", не может быть учтена, поскольку порядок списания безнадежных долгов по страховым взносам установлен Законом N 212-ФЗ и Постановлением N 108. Выводы суда первой инстанции согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.07.2016 N 302-КГ16-7002.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не установлено.
Довод жалобы о том, что суд неверно применил нормы материального права, отклоняется.
Действительно, как установлено ранее, до 01.01.2017 действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам". Между тем порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации и задолженности по пеням и штрафам установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 N 108 аналогичен порядку, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что Фондом социального страхования в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.07.2021 по делу N А27-26556/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-26556/2020
Истец: ГУ Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 4
Ответчик: муниципальное казенное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство"