г. Санкт-Петербург |
|
19 октября 2021 г. |
Дело N А21-2615/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Мельниковой Н.А., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Апхудовым А.А.,
при участии:
от истца: Киселев М.Ю. по доверенности от 27.05.2019;
от ответчика: Гусева А.А. по доверенности от 21.04.2021 (посредством онлайн заседания";
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29475/2021) государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.07.2021 по делу N А21-2615/2021, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сервант"
к государственному предприятию Калининградской области "Единая система обращения с отходами"
об урегулировании разногласий по типовому договору от 01.01.2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сервант" (ОГРН 1113926039578, ИНН 3906249987, Калининградская область, г.Калининград, ул.Чайковского, д.4-10; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к государственному предприятию Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (ОГРН 1023900588920, ИНН 3904036510; Калининградская область, г.Калининград, ул.Коперника, д.2-4, пом. литер XI; далее - Предприятие) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об урегулировании разногласий по типовому договору от 01.01.2019, просит урегулировать разногласия между Обществом и Предприятием при заключении дополнительного соглашения к типовому договору, заключенному между сторонами с 01.01.2019 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" путём внесения изменений в пункт 15 типового договора, изложив его в следующей редакции: "15. Стороны договорились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", исходя из: норматива накопления ТКО -1,6 м. куб. в год на 1 человека, согласно пункту 40 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области". Класс опасности отходов V - практически неопасные. Количество сотрудников - 4, а также внесения изменений в таблицу объём и место накопления твёрдых коммунальных отходов приложения к типовому договору, изложив её в следующей редакции:
N п/п |
Наименование объекта |
Объем принимаемых ТКО м.куб. (год/мес) |
Место сбора и накопления ТКО |
Периодичность вызова |
1 |
Учреждения, организации, офисы, конторы |
исходя из штата сотрудников 4 человека 3,6/0,3 |
Калининградский Городской Округ, г.Калиниград, ул.Чайковского, д.4 |
Решением суда от 06.07.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 06.07.2021, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, ссылаясь на то, что при рассмотрении дела N А21-16469/2019 при взыскании задолженности установлен факт заключения договора N 23010272, а также правомерность применения к Обществу норматива накопления для категории объекта "промтоварный магазин". Податель жалобы указывает на то, что срок на урегулирование разногласий Обществом пропущен, поскольку дополнительное соглашение об урегулировании разногласий в адрес ответчика не направлялось. Предприятие ссылается на то, что вид деятельности Общества не менялся, в связи с чем отсутствуют основания для внесения изменений в договор. Ответчик указывает на ошибки в расчете, неправильном применении норматива накопления для категории объекта "учреждения, организации, офисы, конторы", который установлен пунктом 40 приложения N 2 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218 в размере 1,6; при расчете на 4 сотрудника объем составляет 6,4/0,53 куб.м. (год/мес).
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Отзыв истца не приобщен к материалам дела, поскольку представлен с нарушением требований части 2 статьи 262, части 3 статьи 65 АПК РФ, заблаговременно не раскрыт перед судом и ответчиком, направлен посредством системы "Мой арбитр" накануне судебного заседания 11.10.2021 в 15 час. 54 мин. Доказательства направления или вручения отзыва ответчику в порядке статьи 262 АПК РФ отсутствуют.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, представитель истца отклонил их.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области. Начало деятельности регионального оператора с 01.01.2019.
Общество 24.01.2019 направило истцу заявку N 2073 на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с Предприятием.
На основании заявки Общества на заключение договора об оказании услуг по обращению с ТКО в феврале 2019 года региональным оператором ответчику направлен проект договора от 01.01.2019 N 23010272 (далее - договор).
Общество, сославшись на то, что 10.12.2020 направило в адрес ответчика оферту о заключении дополнительного соглашения к типовому договору на условиях в нём указанных, которая оставлена без удовлетворения, обратилось в суд с иском об урегулировании разногласий.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как следует из материалов дела и подтверждается сведениями из картотеки арбитражных дел, в рамках дела N А21-16469/2019 установлено, что договор от 01.01.2019 N 23010272 считается заключенным на условиях типового договора в силу пункта 8(15) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора. Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО между истцом и ответчиком считается заключенным.
Кроме того, в рамках вышеуказанного дела рассмотрен вопрос правомерности указания категории объекта Общества "промтоварный магазин" для определения норматива накопления.
Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29.03.2019 N 28-06кк/19: с 01.01.2019 по 31.03.2019 единый тариф - 425 руб. 63 руб./м3 (без НДС), с 01.04.2019 по 31.12.2019 - 407 руб. 14 коп. руб./м3, НДС исчисляется сверх указанного тарифа.
Расчет размера платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО определен согласно пункту 17 договора исходя из норматива накопления ТКО.
Обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А21-16469/2019, в силу пункта 2 статьи 69 АПК РФ не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела и имеют преюдициальное значение.
При рассмотрении спора о взыскании задолженности правомерность применения норматива для категории объекта "промтоварный магазин" также подтверждена. В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли (ГОСТ Р 51773-2009), введенным в действие с 01.01.2019, по специализации торговой деятельности основной вид экономической деятельности Общества - "Торговля розничная в неспециализированных магазинах" (ОКВЭД 47.1) - относится к неспециализированному непродовольственному предприятию торговли с видом торговли - розничная.
Истцом не опровергнуто, что заявленный потребителем объект представляет собой магазин-салон мебели, который занимается продажей итальянской мебели, товаров для дома и аксессуаров для интерьера.
Указанные характеристик магазина-салона мебели соответствуют характеристикам неспециализированных непродовольственных предприятий торговли по Национальному стандарту Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли (ГОСТ Р 51773-2009).
Вид деятельности у Общества с момента принятия судебных актов по делу N А21-16469/2019, с 01.01.2019 по настоящее время не изменился. Истец занимается продажей товаров, основания для применения к Обществу норматива накопления ТКО, предусмотренного для "учреждений, организаций, офисов, контор", судом не установлены и ответчиком не доказаны.
Изменение норматива накопления по предложению истца в его редакции фактически направлено на ревизию судебных актов, принятых по делу N А21-16469/2019, в которых приводимым истцом аналогичным доводам дана соответствующая правовая оценка, установлен факт заключения договора и его условия, в том числе объемы и место накопления ТКО.
Доказательства возникновения обстоятельств, которые бы позволяли изменить норматив накопления ТКО, примененный к ответчику при рассмотрении дела N А21-16469/2019, в данном случае отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что расчет объема ТКО произведен региональным оператором при заключении договора на основании документов, представленных Обществом с заявкой на заключение договора с приложенными к ней документами: перечня объектов отходообразователя, формы расчета норматива накопления ТКО (город) и норматива накопления ТКО согласно пункту 15 Приложения N 2 Приказа 218 по категории объекта "промтоварные магазины" 121,9 кв.м торговой площади. Доказательства изменения указанных в заявке Обществом обстоятельств, учитываемых в силу закона при заключении договора, не представлены.
Общество указывает на дополнительное соглашение от 10.12.2020, условия которого, просит урегулировать. Со стороны Общества в адрес Предприятия поступало дополнительное соглашение от 28.05.2020, по сопроводительному письму, зарегистрированному Предприятием 09.06.2020 за N 8175. В ответ на указанное обращение Обществу в июне 2020 года дан ответ от 23.06.2020 N 6670. Таким образом, срок на урегулирование разногласий при заключении дополнительного соглашения со стороны Общества пропущен.
Требования Общества о внесении изменений в типовую форму договора являются несостоятельными, поскольку Обществом заключен договор от 01.01.2019 N 230102072 на оказание услуг по обращению с ТКО. Правовые основания для внесения изменений в договор отсутствуют, нормативы накопления, на которых настаивает истец, не могут быть применены к нему, исходя из основного вида экономической деятельности, который определен в ЕГРЮЛ.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218 норматив для категории объекта "учреждения, организации, офисы, конторы" составляет 1,6 куб.м/год на одного сотрудника, а не 0,9 куб.м/год на одного сотрудника, как предложено истцом. Расчет истца является ошибочным, поскольку при расчете по данному нормативу для 4 сотрудников получается иной объем ТКО в год - 6,4 куб.м в год, а в месяц 0,5333 куб.м.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в иске.
По результатам рассмотрения дела и в силу пункта 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.07.2021 по делу N А21-2615/2021 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сервант" в пользу государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2615/2021
Истец: ООО "СЕРВАНТ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ", ГП КО "ЕСОО"