город Ростов-на-Дону |
|
20 октября 2021 г. |
дело N А53-16467/2021 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шапкина П.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу ООО Управляющая организация "ТаганСервис" на решение Арбитражного суда Ростовской области в виде резолютивной части от 21.07.2021 по делу N А53-16467/2021
по иску ПАО "ТНС энерго Ростова-на-Дону"
к ООО Управляющая организация "ТаганСервис"
о взыскании задолженности, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью управляющая организация "ТаганСервис" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 687 171,06 руб., пени в размере 7 892,36 руб., пени за период с 01.05.2021 по день фактической оплаты задолженности, почтовых расходов в размере 267,40 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства согласно правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
21.07.2021 судом первой инстанции принято решение путем подписания резолютивной части, в соответствии с которой с ответчика в пользу истца взыскано: 687 171,06 руб. задолженности за потребленную электроэнергию за период декабрь 2020 года - март 2021 года, неустойку за период со 02.01.2021 по 30.04.2021 в размере 7 892,36 руб.; неустойку, начисленную на сумму задолженности в размере 687 171,06 руб. в соответствии с абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике", начиная с 01.05.2021 по день фактической оплаты задолженности; судебные издержки на почтовые расходы в размере 267,40 руб., а также 16 901 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
24.08.2021 в связи с поступлением апелляционной жалобы судом изготовлено мотивированное решение.
Ответчик обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым уменьшить размер задолженности за период с декабря 2020 г. по март 2021 г. до 582 471,56 руб.; уменьшить, пропорционально уменьшений, величины пени и государственной пошлины; перейти к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что в период с апреля 2020 года по декабрь 2020 года в связи с введением в Российской Федерации режима повышенной готовности, а также в связи с введенными режимами самоизоляции, некоторые собственники МКД, находящихся в управлении ООО УО "ТаганСервис" не производили оплаты за жилищно-коммунальные услуги, а, соответственно, не передавались показания индивидуального узла учета, в том числе и за услугу по электроэнергии. Ссылаясь на п. 59 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", ответчик полагает, что истец обязан был производить начисления в расчете среднемесячного объема потребления. По имеющейся информации, полученной ответчиком из сведений, предоставляемых ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону", ранее за период с апреля по ноябрь 2020 г., и информации о количестве лиц, проживающих в квартирах, по которым ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" не произведены начисления, ООО УО "ТаганСервис" был рассчитан объем электрической энергии, которая должна быть учтена в расчёт задолженности ответчика перед истцом. Согласно контррасчету ответчика, сумма задолженности за декабрь 2020 г. не превышает 103 576,37 руб., за январь 2021 г. - 165 841,56 руб., за февраль 2021 г. - 194 301,3 руб., за март 2021 г. - 118 752,33 руб., а всего за период с декабря 2020 г. по март 2021 г. в размере 582 471,56 руб.
В отзыве на апелляционную жалобу, поступившем 20.09.2021, истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между публичным акционерным обществом "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (гарантирующим поставщиком) и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Тагансервис" (покупателем) был заключен договор энергоснабжения N 290102317/17 электрической энергии для исполнителей коммунальных услуг, в соответствии условиями которого гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии (мощности), качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, а также самостоятельно, путем заключения договоров с третьими лицами, обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии покупателю (пункт 1.1 договора).
Покупатель обязуется принимать, оплачивать электрическую энергию, в том числе приобретаемую в целях индивидуального потребления электрической энергии потребителями покупателя и (или) потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также производить другие предусмотренные договором платежи в сроки и на условиях, предусмотренным договором (пункт 1.2 договора).
В соответствии с пунктом 4.1.1 договора покупатель обязан оплачивать гарантирующему поставщику в порядке и сроки, установленные разделом 6 договора, полученный объеме электроэнергии мощности), определяемой в соответствии с разделом 5 договора, услуги, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии, а так же производить другие платежи, предусмотренные договором.
В соответствии с пунктом 6.6 договора, оплата за электрическую энергию (мощность) производится покупателем до 15 числа месяца, следующего за расчетным, за фактически потребленную в расчетном периоде электрическую энергию.
Из искового заявления следует, что объем электрической энергии, фактически поставленной в многоквартирные дома, подтверждается актами съема показаний коллективного (общедомового) прибора учета ОДПУ и ИПУ МКД.
За период декабрь 2020 года - март 2021 года фактически поставлено электрической энергии на сумму 687 171,06 руб.
Ответчик принятые на себя обязательства по оплате поставленной электроэнергии не выполнил, в связи с чем, у него перед истцом образовалась задолженность в размере 687 171,06 руб. за период декабрь 2020 года - март 2021 года.
Публичным акционерным обществом "ТНС энерго Ростов-на-Дону" в адрес ответчика были направлены претензии от 17.02.2021 N 1576-29/2901-2020, от 26.03.2021 N 3527-29/2901-2021, от 20.04.2021 N 4920-29/2901-2021 с требованием об оплате задолженности, однако, претензии оставлены ответчиком без ответа и финансового удовлетворения.
Ответчик коммунальный ресурс не оплатил, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Поддерживая выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд апелляционной инстанции полагает верным исходить из следующего.
Заключенный между сторонами договор по своей правовой природе является договором энергоснабжения, отношения по которому регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии/потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ начиная с 2017 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в 2016 году.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Кроме того, согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) настоящих Правил.
В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом обоснованно установлено, факт поставки электрической энергии в спорный период подтвержден имеющимися в деле документами (договор энергоснабжения, показания приборов учета, расчеты, счета и счет-фактуры, акты приема-передачи), и ответчиком по существу не оспаривается.
Истцом в материалы дела был представлен расчет, который проверен судом и признан верным.
Суд правомерно указал, за период декабрь 2020 года - март 2021 года фактически поставлена электрическая энергия, объем которой подтверждается актами снятия показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. Расход индивидуального потребления также подтвержден актами снятия показаний индивидуальных приборов учета.
Ответчик, ссылаясь на п. 59 Правил N 354, полагает, что истец обязан был производить начисления в расчете среднемесячного объема потребления, поскольку в период с апреля 2020 года по декабрь 2020 года некоторые собственники МКД, находящихся в управлении ООО УО "ТаганСервис", не производили оплаты за жилищно-коммунальные услуги, а, соответственно, не передавались показания индивидуального узла учета. Согласно контррасчету ответчика, сумма задолженности за декабрь 2020 г. не превышает 103 576,37 руб., за январь 2021 г. - 165 841,56 руб., за февраль 2021 г. - 194 301,3 руб., за март 2021 г. - 118 752,33 руб., а всего за период с декабря 2020 г. по март 2021 г. в размере 582 471,56 руб.
Вместе с тем, указанные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 59 Правил N 354 в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, плата за предоставленную коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В силу пункта 60 Правил N 354 по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 N 950 "О внесении изменений в некоторые акты правительства российской федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии" в алгоритмы расчёта физических лиц внесены следующие изменения:
- с 01.07.2020 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, рассчитывается без применения повышающего коэффициента пункт 42 после абзаца третьего дополнен абзацем следующего содержания: "В предусмотренных пунктом 80 (1) настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика, сетевую организацию, указанные повышающие коэффициенты не применяются.";
- с 01.07.2020 при не передачи показаний по индивидуальному прибору учёта замещающий объём будет определяться только "по среднему" вплоть до момента передачи показаний.
Переход на норматив будет производиться только в случае невозможности определения среднемесячного объёма. При определении среднемесячного объёма как отрицательной величины объём выставляться не будет, подмена на нормативный объём не производится.
Согласно п. 31(1) Правил N 354 (в соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N 897), управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, обязаны:
д) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и не позднее 26-го числа текущего месяца направлять полученные показания ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном заключенным управляющей организацией, товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией договором о приобретеннии коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
е) предоставлять ресурсоснабжающей организации ежемесячно, не позднее 26-го числа текущего месяца, показания индивидуальных приборов учета при предоставлении таких показаний собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом.
Из предоставленных в материалы дела документов усматривается, что во всех жилых помещениях установлены индивидуальные приборы учета, по которым производится начисление платы за потребленную электроэнергию.
В контррасчете ответчика произведены доначисления потребления объема электроэнергии по жилым помещениям исходя из среднемесячного потребления и норматива, при этом ответчик не учитывает предоставленные истцом документы опровергающие данные доначисления.
Так, истцом предоставлены лицевые карты потребителей, из которых видно, что потребители (физические лица) передают одни и те же показания, т.е. равные значению предыдущего месяца, что повлекло за собой начисление "0" объема потребления электроэнергии.
С учетом передачи гражданами аналогичных показаний ввиду их не проживания в жилом помещении в расчетном периоде, а также учет в расчетах с населением показаний приборов учета, переданных в более поздние периоды относительно периодов, в которых объем потребления производился расчетным способом в порядке, предусмотренном пунктом 59 Правил N 354, следует признать, что наличие нулевых показателей в спорных периодах по части потребителей (физических лиц) является допустимым и не свидетельствует о том, что нулевые показатели потребления электрической энергии не могут быть признаны достоверными.
Таким образом, основанием для определения объема потребления электрической энергии физическими лицами являются переданные ими показания, которые при отсутствии потребления могут совпадать с показаниями предыдущего расчетного периода, то есть объем потребления равен нулю. Причиной возникновения "нулевого" объема потребления также могут являться показания, полученные в ходе контрольного снятия показаний или проверки прибора учета при условии предыдущего начисления объема потребления на основании данных среднемесячного объема потребления или применения норматива потребления.
Кроме того, истцом предоставлены по некоторым жилым помещениям (квартирам) акты об ограничении потребления электроэнергии, акты о непроживании, заявления о закрытии лицевых счетов.
Следовательно, данный контррасчет не может быть принят судом, сведения о показаниях приборов учета, учтенные в расчетах истцом, ответчиком не опровергнуты.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что ответчиком по спорным МКД по некоторым жилым помещениям произведены начисления по нормативу с учетом количества проживающих граждан, при этом ответчик указывает объем 96 кВт*ч. и не учитывает, что 96 кВт*ч. является не нормативом потребления, а размером социальной нормы, установленной Постановлениями РСТ РО N 28/1 от 05.08.2013, N 10/1 от 25.03.2014, N 23/2 от 29.05.2014 и N 85/32 от 25.12.2014
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) социальной нормой потребления электрической энергии (мощности) является определенное количество (объем) электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (тарифам).
Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) в соответствии с пятым абзацем пункта 5 статьи 23 Закона об электроэнергетике устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 38 Правил N 354, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.
Порядок установления социальной нормы потребления электроэнергии и её применения установлен Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" (далее -Постановление N 614), в соответствии с которым Постановлениями РСТ РО N 28/1 от 05.08.2013, N 10/1 от 25.03.2014, N 23/2 от 29.05.2014 и N 85/32 от 25.12.2014 утверждён размер социальной нормы для соответствующих категорий потребителей (групп домохозяйств).
Тогда как, нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях на территории Ростовской области утверждены Региональной службой по тарифам Ростовской области N 47/1 от 12.10.2017.
Следовательно, выполненный ответчиком расчет объема потребления, равного 96 кВт*ч не соответствует установленным нормам, регулирующим спорные правоотношения, в том числе требованиям пункта 59 Правил N 354.
Таким образом, требования истца о взыскании задолженности в размере 687 171,06 руб. за период декабрь 2020 года - март 2021 года, являются законными и обоснованными и правомерно удовлетворены судом в заявленном размере.
Кроме того, истцом в соответствии с ч. 9.3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки в размере 7 892,36 руб. за период с 02.01.2021 по 30.04.2021.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно абзацу 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Материалами дела подтвержден и ответчиком не оспорен факт невнесения платежей по договору.
Расчет пени проверен судом и признан верным.
Ответчиком контррасчет пени не представлен, мотивированные возражения в апелляционной жалобе не заявлены, следовательно, требование истца о взыскании неустойки правомерно удовлетворено в сумме 7 892,36 руб. за период с 02.01.2021 по 30.04.2021.
Также истцом заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки с 01.05.2021 по день фактической оплаты задолженности, рассчитанные на основании абзаца 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" истец вправе требовать присуждения неустойки или иных процентов по день фактического исполнения обязательства.
При присуждении неустойки по день фактического исполнения обязательства расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами по ставке, действующей на дату исполнения судебного решения.
Таким образом, истцом правомерно заявлены требования о взыскании пени, начисленной на сумму 687 171,06 руб. с 01.05.2021 по день фактического исполнения с применением абзаца 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Право на возмещение судебных расходов в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возникает при условии фактически понесенных стороной затрат. Таким образом, взысканию подлежат фактически понесенные и документально подтвержденные лицом судебные издержки.
Как следует из материалов дела, истцом заявлены ко взысканию почтовые расходы в размере 267,40 руб., понесенные истцом в связи с направлением в адрес ответчика двух претензий и искового заявления. Указанная сумма следует из списков почтовых отправлений. Таким образом, суд обоснованно признал документально подтвержденными расходы истца на оплату почтовых услуг в размере 267,40 руб., в связи с чем, подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца.
Кроме того, судом обоснованно отнесены расходы по оплате государственной пошлины на ответчика, как на проигравшую сторону.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по доводам жалобы не имеется.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и подлежат взысканию в доход федерального бюджета в связи с предоставленной отсрочкой уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.08.2021 (резолютивная часть от 21.07.2021) по делу N А53-16467/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью управляющая организация "ТаганСервис" (ИНН 6154136429, ОГРН 1146154036203) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Судья |
П.В. Шапкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-16467/2021
Истец: ПАО "ТНС энерго Ростова-на-Дону", ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: АО "Управляющая организация "ТаганСервис", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ТАГАНСЕРВИС"