г. Москва |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N А40-60368/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л.Захарова,
судей: |
Л.А.Москвиной, Е.В.Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2021 по делу N А40-60368/21 (72-399)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ЗАО "Отрадное"
о признании незаконным уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Акшонова Ю.Н. по дов. от 12.07.2021; |
от ответчика: |
Фокина Н.С. по дов. от 11.01.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Росреестра по Москве (далее - ответчик, Управление) от 24.12.2020 N КУВД-001/2020-15203358/2 об отказе в государственной регистрации Дополнительного соглашения N М-02-038423 от 09.09.2020 к Договору аренды земельного участка от 22.10.2012 N М-02-038423 и обязании Управления внести в ЕГРН сведения о государственной регистрации Дополнительного соглашения N М-02-038423 от 09.09.2020 к договору аренды земельного участка от 22.10.2012 N М-02-038423.
Решением суда от 27.07.2021, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме ввиду отсутствия у ответчика оснований для отказа в осуществлении регистрационных действий.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой представитель Управления в судебном заседании поддержал, просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов и требований ответчика, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, между Департаментом городского имущества города Москвы и ЗАО "Отрадное" заключен договор аренды от 22.10.2012 г. N М-02-038423 земельного участка площадью 7333 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0009003:1193, расположенного по адресу: г.Москва, пр. Сигнальный, вл. 16, стр. 20, 22, сроком до 22.08.2061 под эксплуатацию административного и производственного зданий.
Государственная регистрация договора аренды проведена в установленном порядке.
По обращению ЗАО "Отрадное" от 27.07.2020 г. N 33-5-60393/20, в соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 07.12.2018 г. N 41966Б "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:02:0009003:1193 с сохранением в измененных границах", выписки из ЕГРН об объекте недвижимое_ с кадастровым номером 77:02:0009003:1193, в целях приведения в соответствие условий договора аренды земельного участка с данными, содержащимися в ЕГРН, Департаментом оформлено дополнительное соглашение от 09.09.2020 г. к договору аренды земельного участка от 22,10,2012 N М-02-038423, в части площади и границ земельного участка (далее - Дополнительное соглашение).
Департамент обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации Дополнительного соглашения.
По итогам рассмотрения указанного заявления Управления Росреестра по Москве приостановило действия по государственной регистрации Дополнительного соглашения, на основании уведомления от 24.09.2020.
В целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления действий по государственной регистрации Дополнительного соглашения, Департаментом в адрес Управления Росреестра по Москве направлено письмо от 21.12.2020 N ДГИИ-92262/20 с соответствующими разъяснениями.
Уведомлением от 24.12.2020 N КУВД-001/2020-15203358/2 (MFC-0558/2020- 398535) отказано в осуществлении действий по государственной регистрации Дополнительного соглашения, в связи с не устранением причин, указанных в уведомлении о приостановлении.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента городского имущества города Москвы в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае имеется совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных Департаментом городского имущества города Москвы требований.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с п.2 ст.609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно положениям п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При этом пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Таким образом, регистратор не вправе подвергать проверке наличие или отсутствие условий для заключения спорного дополнительного соглашения, поскольку вопрос определения наличия соответствующих условий относится к компетенции органов, уполномоченных на осуществление функций по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности (постановления Арбитражного суда Московского округа от 24.12.2019 N Ф05-22668/2019 по делу N А40-64909/19, от 15.03.2019 N Ф05-2448/2019 по делу N А40-83272/18).
Как следует из материалов дела, причинами отказа в государственной регистрации Дополнительного соглашения послужило: по данным ЕГРН отсутствуют сведения о расположении объектов недвижимости на соответствующем земельном участке. Управлением Росреестра по Москве направлены запросы в Комитет государственного строительного надзора г.Москвы и Госинспекцию по недвижимости, ответы на которые не поступили; в отношении земельного участка имеется ограничение: изъятие для государственных нужд, на основании распоряжения Департамента от 26.11.2018 N 39999. При этом, документы, свидетельствующие, что земельный участок до настоящего времени не отчужден в соответствии со ст. 49 ЗК РФ, не представлены.
Между тем, судом верно установлено, что выводы регистрирующего органа об отсутствии сведений о расположении объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0009003:1193 не обоснованы, а довод регистрирующего органа о не получении ответа на запрос от ГИН не является основанием для отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения, в силу следующего.
В целях обеспечения строительства объекта городского заказа, на оснований обращений Департамента строительства города Москвы от 01.11.2018 Департаментом подготовлено Распоряжение от 26.11.2018 N 39999 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества", Указанным распоряжением предусмотрено изъятие земельного участка, подлежащего образованию в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 77:02:0009003:1193.
Распоряжением Департамента от 07.12,2018 N 41966Б "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:02:0009003:1193 с сохранением в измененных границах" утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории (приложение), образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером( 77:02:0009003:1193 на два участка с сохранением земельного участка с кадастровым номером 77:02:0009003:1193 в измененных границах.
В результате раздела земельный участок с кадастровым номером 77:02:0009003:1193 учтен в измененных границах с площадью 7198 кв.м. в отношении которого зарегистрировано право аренды ЗАО "Отрадное".
С целью внесения изменений в Договор аренды в части площади и границ земельного участка с кадастровым номером 77:02:0009003:1193 Департаментом было заключено Дополнительное соглашение от 24.09.2020.
Таким образом, образованный в результате раздела земельный участок с кадастровым номером 77:02:0009003:1193 площадью 7198 кв.м. не предусмотрен для изъятия для государственных нужд.
Кроме того, в границах земельного участка с кадастровым номером 77:02:0009003:1193 площадью 7198 кв.м. расположено здание с кадастровым номером 77:02:0009003:1025 (без координат границ) по адресу: г. Москва, Сигнальный пр., д. (б, стр. 22 и здание с кадастровым номером 77:02:0009003:1028 (без координат границ) по адресу: г. Москва, проезд Сигнальный, д. 16, строен. 20, принадлежащие на праве собственности ЗАО "Отрадное".
При этом факт нахождения указанных объектов недвижимости в границах земельного участка подтверждается сведениям из информационной системы "Реестр единых объектов недвижимости", которая является государственным информационным ресурсом, положение о которой утверждено распоряжением Правительства Москвы от 22.12.2009 N 3277-РП "Об утверждении Положения об информационной системе Реестра единых объектов недвижимости города Москвы", сведениями из открытых источников Интернет, а также актом по результатам обследования земельного участка N 150016.
Также, вышеуказанные здания указаны и в п. 1.5 Договора аренды.
Регистрирующим органом зарегистрирован договор аренды без замечания.
При этом условия Дополнительного соглашения от 09.09.2020 не изменяют состав имущества, находящегося в границах земельного участка и ранее указанного в Договоре аренды.
Таким образом, представленные на государственную регистрацию документы соответствовали требованиям действующего законодательства и содержали всю необходимую информацию для государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка.
Следовательно, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении испрашиваемых регистрационных действий.
При таких данных оспариваемый в рамках настоящего дела отказ Управления не соответствует положениям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Департаментом требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения.
Доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2021 по делу N А40-60368/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-60368/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ЗАО "ОТРАДНОЕ"