г. Санкт-Петербург |
|
20 октября 2021 г. |
Дело N А56-40966/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28327/2021) Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2021 по делу N А56-40966/2021, принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, административный орган) об оспаривании пунктов 1.1, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 2.1, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 3.1, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 4.1, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 5.1, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7 предписания от 04.02.2021 N 07-43-01/274 (п).
Решением суда от 30.07.2021 оспариваемое предписание признано недействительным в части пунктов 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7.
Не согласившись с вынесенным решением от 30.07.2021, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части признания недействительными пунктов 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7 предписания от 04.02.2021 N 07-43-01/274 (п) и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1633 (далее - Требования), не содержат норм, отменяющих действие ранее утвержденных планов. Правительством РФ принято Постановление от 08.10.2020 N 1633 об утверждении Требований, обязывающих исполнять требования всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
ОАО "РЖД" не заявило о пересмотре решения суда в не обжалуемой Управлением части.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжений Управления от 29.12.2020 N 604-р; от 30.12.2020 N 606-р в отношении Общества (объекты транспортной инфраструктуры: железнодорожная станция Санкт-Петербург-Главный, железнодорожная станция Дача Долгорукого, железнодорожная станция Санкт-Петербург - Сортировочный - Московский, железнодорожная станция Санкт - Петербург - Витебский, железнодорожная станция Санкт - Петербург - Финляндский) в период с 11.01.2021 по 04.02.2021 была проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, а именно:
1. На объекте транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Санкт-Петербург- Главный нарушения подпунктов "в", "н", "о", "с", "а" пункта 5, подпункта "а", абзаца 7 подпункта "а", абзаца 9 подпункта "а", подпункта "в" пункта 6 Требования;
2. На объекте транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Дача Долгорукова нарушения подпунктов "в", "о", "с" пункта 5, абзаца 3 подпункта "а", абзаца 4 подпункта "а", абзаца 7 подпункта "а", абзаца 9 подпункта "а", подпункта "в" пункта 6 Требования;
3. На объекте транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Санкт-Петербург - Сортировочный - Московский нарушения подпунктов "в", "н", "о", "с" пункта 5, абзаца 1 подпункта "а" пункта 18, абзаца 2 подпункта "а" пункта 18, абзаца 5 подпункта "а" пункта 18, абзаца 7 подпункта "а" пункта 18, абзаца 8 подпункта "а" пункта 18, подпункта "г" пункта 6, подпункта "е" пункта 18 Требования;
4. На объекте транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Санкт-Петербург - Витебский нарушения подпункта "в" пункта 5, подпункта "о" пункта 5, подпункта "с" пункта 5, абзаца 3 подпункта "а" пункта 6, абзаца 4 подпункта "а" пункта 6, абзаца 7 подпункта "а" пункта 6, абзаца 9 подпункта "а" пункта 6, подпункта "в" пункта 6, подпункта "е" пункта 6 Требования;
5. На объекте транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Санкт-Петербург - Финляндский нарушения подпункта "в" пункта 5, подпункта "о" пункта 5, подпункта "с" пункта 5, абзаца 3 подпункта "а" пункта 6, абзаца 4 подпункта "а" пункта 6, абзаца 7 подпункта "а" пункта 6, абзаца 9 подпункта "а" пункта 6, подпункта "в" пункта 6Требования.
Нарушения зафиксированы в Акте проверки от 04.02.2021 N 07-43-01/274(А).
Управлением 04.02.2021 выдано предписание N 07-43-01/274 (п) об устранении выявленных нарушений в срок до 04.05.2021.
Частично не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции оспариваемое предписание признал недействительным в части пунктов 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7; в удовлетворении остальной части требований отказал.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ, Закон о транспортной безопасности) определено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, административный орган обязал Общество в срок до 04.05.2021 устранить нарушения подпункта "а" пункта 6 Требований на железнодорожных станциях Дача Долгорукова, Санкт-Петербург - Главный, Санкт-Петербург - Московский - Сортировочный, Санкт-Петербург -Финляндский, а именно: оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными системами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения в произвольном месте и произвольное время (далее - видеообнаружение) в технологическом секторе зоны транспортной безопасности; обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, в заданном месте и заданное время (далее -видеомониторинг) по периметру зоны транспортной безопасности; выявление нарушителя, в том числе оснащенного материальными объектами, которые могут быть использованы для проникновения на объект транспортной инфраструктуры вне контрольно-пропускного пункта (далее -подготовленный нарушитель), в режиме реального времени по всему периметру внешних границ зоны транспортной безопасности; документирование с помощью технических средств обеспечения транспортной безопасности перемещения персонала и посетителей через границы перевозочного сектора зоны транспортной безопасности и технологического сектора зоны транспортной безопасности на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, а также передачу данных о лицах, пропущенных в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности и технологический сектор зоны транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени.
Между тем, федеральным законом от 02.08.2019 N 270-ФЗ "О внесении изменений в "Федеральный закон о транспортной безопасности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности" были внесены изменения в статью 13 Закона о транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 Закона N 16-ФЗ (в редакции, действующий в спорный период) реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в части оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответствующими планами обеспечения транспортной безопасности, до 1 марта 2020 года, за исключением объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, расположенных на федеральных автомобильных дорогах, объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется организациями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" или используемых этим обществом на ином законном основании, а также судоходных гидротехнических сооружений, которые расположены на внутренних водных путях и оснащение которых техническими средствами обеспечения транспортной безопасности осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
Таким образом, оснащение техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности Общества или используемых им на законном основании, осуществляется в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
При этом сроки на оборудование объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта техническими средствами обеспечения транспортной безопасности Правительством Российской Федерации в настоящее время не установлены.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что полномочия по установлению и утверждению сроков на оборудование техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры входят в исключительную компетенцию Правительства Российской Федерации. В связи с этим на момент вынесения оспариваемого предписания у Управления отсутствовали основания для принятия ненормативного правового акта об обязании в срок до 04.02.2021 исполнить положения подпункта "а" пункта 6 Требований до вынесения нормативного правового акта Правительством Российской Федерации.
Довод подателя жалобы о том, что Требования обязаны исполнять все субъекты транспортной инфраструктуры, отклоняется апелляционным судом как противоречащий положениям пункта 1 части 2 статьи 13 Закона N 16-ФЗ в редакции, действующий в спорный период.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о незаконности пунктов 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7 оспариваемого предписания, в связи с чем правомерно удовлетворил заявление Общества в данной части.
Судом дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, правильно применены и истолкованы нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, в связи с чем решение суда в обжадлуемой части является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 июля 2021 года по делу N А56-40966/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-40966/2021
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу