г. Москва |
|
20 октября 2021 г. |
Дело N А40-58309/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
С.Л.Захарова, Е.В.Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.07.2021 по делу N А40-58309/21
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7701319704)
к Управлению Росреестра по Москве (ИНН 7726639745)
третье лицо: АО "Интус",
о признании незаконным и отмене решения,
при участии:
от заявителя: |
Акшонова Ю.Н. по дов. от 12.07.2021; |
от заинтересованного лица: |
Панин А.А. по дов. от 11.01.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее также - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве (далее также - Управление) в котором просит признать незаконным уведомление от 21.12.2020 N КУВД-001/2020-14814398/3 (MFC - 0558/2020-377475) об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 06.09.2016 к договору аренды от 10.09.1998 N М-01-012451; обязании Управление зарегистрировать дополнительное соглашение от 06.09.2016 к договору аренды от 10.09.1998 N М-01-012451.
Решением суда от 20.07.2021 заявление Департамента удовлетворено.
С таким решением суда не согласилось Управление и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы жалобы, представитель Департамента поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Департаментом и АО "ИНТУС" заключен договор аренды от 10.09.1998 N М-01-012451 (договор) земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001076:21, имеющего адресный ориентир: Москва, пер Трехпрудный, вл. 4, стр. 1 (участок).
В соответствии с обращением ОАО "Интус" Департаментом издано распоряжение от 27.04.2016 N 10122 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001076:21", в целях приведения сведений о земельном участке в соответствие со сведениями ГКН и оформлено Дополнительное соглашение от 06.09.2016 к договору аренды в части изменения цели предоставления земельного участка на "для эксплуатации здания под административные цели и ресторан" и иных изменений.
Департамент обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 06.09.2016.
Уведомлением от 21.09.2020 N КУВД-001/2020-14814398/1 Управление Росреестра сообщило о приостановлении государственной регистрации прав.
В целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления действий по государственной регистрации дополнительного соглашения, департаментом в адрес Управления Росреестра по Москве направлено письмо от 03.12.2020N ДГИ-И-86800/20 с соответствующими разъяснениями.
Уведомлением от 21.12.2020 N КУВД-001/2020-14814398/3 (MFC-0558/2020-377475) Управление Росреестра отказало в государственной регистрации дополнительного соглашения по следующим основаниям:
- соглашение не содержит исчерпывающий перечень ограничений предмета аренды;
- согласно поступившего письму Государственной инспекцией по недвижимости (далее - ГИН) земельный участок включен в приложение N 2 постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПГТ. Управлением Росреестра направлен повторный запрос в ГИН. Ответ на запрос не поступил.
Не согласившись с принятым решением, полагая его незаконными, не обоснованными и подлежащими отмене, заявитель обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются да основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим, федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим.Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от. 13.07.2015 N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные, в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также другие документы,, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 2! 8-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (пункт 1 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации).
Соответственно, регистратор не вправе подвергать проверке наличие или отсутствие условий для заключения спорного договора, поскольку вопрос определения наличия соответствующих условий относится к компетенции органов, уполномоченных на осуществление функций по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком..
Отказывая в регистрации договора аренды регистрирующим органом указано, что земельный участок полностью расположен в границах объекта культурного наследия; в запретной зоне при военном складе, в отношении которого запрещено строительство и реконструкция объектов.
В силу ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами; помимо. прочего могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. I Градостроительного кодекса "Российской Федерации (/ГрК РФ) к зонам с особыми условиями использования территорий относятся -охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 4 ГрК рФ).
Причиной приостановления государственной регистрации Дополнительного соглашения послужило то, что соглашением не установлены ограничения в использовании земельного участка, так как земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории.
Вместе с тем по данным информационных ресурсов Департамента земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001076:21 полностью расположен в зоне охраняемого культурного слоя, зоне регулирования застройки и зоне строгого регулирования застройки, учитывая изложенное, дополнительным соглашением от 06.09.2016 договор аренды был дополнен в том числе пунктом 4.8. следующего содержания: "Ограничивается ведение хозяйственной деятельности и запрещается строительство, реконструкция, за исключением специальных мер, направленных на сохранение, восстановление историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия с оформлением в установленном порядке охранного обязательства на объекты культурного наследия".
Таким образом, Договор аренды земельного участка от 10.09.1998 N М-01-012451 в редакции Дополнительного соглашения от 06.09.2016, содержит в себе необходимые ограничения, предусмотренные действующим законодательством в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001076:21.
В силу ч. 1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или. с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены -на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" признание объекта недвижимости самовольной постройкой возможно лишь в порядке искового производства.
Управлением Росреестра не представлено доказательств признания принадлежащих АО "ИНТУС" объектов недвижимости самовольными постройками на основании статьи 222 ГК РФ. Право собственности на объект недвижимости не оспорено в судебном порядке.
Согласно действующей редакции постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Трехпрудный пер., вл. 4, стр. 1, в приложениях к постановлению не значится.
При этом, согласно Акту о подтверждении факта незаконного {нецелевого) использования земельного участка от 26.11.2038 N 9015045, составленному ТИН, установлено, что предметом самовольного строительства является двухэтажное строение площадью 117.6 кв.м, расположенное на части земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, Трехпрудный пер., вл. 4, стр. 1 (Акт составлен после подписания сторонами дополнительного соглашения к договору аренды).
Вместе с тем, согласно Акту о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 11.03.2019 N 9016464, составленному ГИБ, выявлено, что на основании обследования, проведенного на указанном земельном участке, произведено выполнение работ по демонтажу нежилого двухэтажного строения площадью 117.6 кв.м, земельный участок освобожден.
Полагаем, что довод регистрирующего органа о неполучении ответа на запрос от ГИБ, в силу закона не является основанием для отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения.
В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Дополнительное соглашение подписано сторонами без замечаний и разногласий.
При этом действующим законодательством регистрирующему органу не предоставлено право вмешиваться в договорные отношения сторон по сделке и давать оценку условиям договора, а также давать оценку предшествующим заключению договора аренды документам.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ права по владению, пользованию и распоряжению имуществом принадлежат собственнику такого имущества.
Департамент осуществляет управление и распоряжение земельными участками города Москвы.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Таким образом, условия Дополнительного соглашения не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают нрава и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Следовательно, Департаментом в Управление Росреестра по Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления учетно-регистрационных действий в отношении указанного объекта недвижимости.
Согласно положениям ст. 200 АПК РФ на орган, который принял решение, возлагается обязанность доказывать наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения.
Ответчик не доказал наличие обстоятельства, послужившего основанием для оспариваемого решения, доводы заявителя не опроверг.
В целях устранения нарушения прав и законных интересов Департамента на Управление Росреестра по Москве должна быть возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя путем осуществления регистрационных действий по заявлению Департамента городского имущества города Москвы N КУВД-001/2020-14814398.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования Департамента подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.07.2021 по делу N А40-58309/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58309/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ, СВЯЗЬ, УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ"