г. Челябинск |
|
20 октября 2021 г. |
Дело N А07-31922/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Яхиной Юлии Валерьевны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.06.2021 по делу N А07-31922/2020.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Гирфанов А.М. (паспорт, доверенность от 12.01.2021 N 8, диплом).
Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфы обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о признании недействительными решения и предписания по делу N ТО002/10/18.1- 3108/2020 от 03.12.2020.
Судом, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Абзалов Ренат Фазыльянович, Яхина Юлия Валерьевна.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.12.2020 отказано в удовлетворении заявленных требований.
С указанным решением не согласилась Яхина Юлия Валерьевна, направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства отказа Абзалову Р.Ф. в принятии заявителем документов.
Также Яхина Ю.В. указывает, что материалы дела не содержат доказательств подачи Абзаловым Р.Ф. заявки в срок, установленный в извещении.
По мнению подателя жалобы, в действиях Абзалова Р.Ф. содержатся признаки злоупотребления правом, что является самостоятельным основанием для отказа в судебной защите. Более того, какие-либо права и законные интересы Абзалова Р.Ф. не нарушаются, поскольку он не имел цели приобрести спорный земельный участок и использовать его по целевому назначению.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия представителей не явившихся лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.10.2020 Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфы (заказчик, организатор аукциона) разместило в единой информационной системе извещение N 280720/0744033/02 о проведении торгов по продаже земельного участка по лоту N 3: земельный участок, расположенный по адресу: г.Уфа, Ленинский район, мкр.Сафроновский, площадью 971 кв.м., кадастровый номер 02:55:050226:2025.
В извещении определены даты и время начала подачи заявок, окончания подачи заявок, дата и время проведения аукциона - 21.01.2021, а также начальная цена лота N 3, размер задатка.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 25.11.2020 N 2 на участие в аукционе по лоту N 3 поступило 10 заявок, 9 заявителей допущены к участию в аукционе 27.11.2020 и признаны участниками.
Победителем торгов признана Яхина Ю.В.
24.11.2020 в Башкортостанское УФАС России от Абзалова Р.Ф. поступила жалоба на действия организатора торгов - Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан, при проведении торгов по продаже земельного участка по лоту N 3: земельный участок, расположенный по адресу: г.Уфа, Ленинский район, мкр.Сафроновский, площадью 971 кв.м., кадастровый номер 02:55:050226:2025, извещение N 261020/0744033/02.
Башкортостанское УФАС России установило, что организатор торгов 23.11.2020 в 17:45 не принял заявку Абзалова Р.Ф. и пришло к выводу о нарушении прав и законных интересов Абзалова Р.Ф., в связи с чем признало обоснованной жалобу Абзалова Р.Ф. на действия организатора торгов, при проведении торгов по продаже земельного участка по лоту N 3.
Башкортостанским УФАС России 03.12.2020 вынесено решение по делу N ТО002/10/18.1-3108/2020 и предписание, которым предписано организатору торгов - Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан аннулировать результаты аукциона по лоту N 3: земельный участок, расположенный по адресу: г.Уфа, Ленинский район, мкр.Сафроновский, площадью 971 кв.м., кадастровый номер 02:55:050226:2025.
Считая, что решение и предписание Башкортостанского УФАС России от 03.12.2020 N ТО002/10/18.1-3108/2020, не соответствуют действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфы обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что организатор торгов 23.11.2020 в 17:45 не принял заявку Абзалова Р.Ф., чем нарушил права и законные интересы Абзалова Р.Ф.
Оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходи к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Порядок, предусмотренный статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), является самостоятельной административной процедурой рассмотрения жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В настоящем случае жалоба Абзалова Р.Ф. рассматривалась Управлением в порядке статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ, при реализации антимонопольным органом контрольно-надзорной функции при проведении торгов на заключения договора аренды земельного участка, следовательно, оспариваемые решение и предписание Управления от 03.12.2020 NТО002//10/18.1-3108/2020 вынесены уполномоченным органом в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, нарушение организации торгов со стороны Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфы выражается в неправомерном отказе в принятии заявки Абзалова Р.Ф. на участие в аукционе.
Согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением закрытого перечня случаев, установленных данными статьями.
Порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения договора купли-продажи и аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок пакет документов, перечень которых определен данной нормой, в частности - копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан).
Как указано в пункте 4 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, прием документов прекращается не ранее, чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 6 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации заявка на участие в конкурсе, поступившая по истечении срока приема заявок, возвращается заявителю в день ее поступления.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела установлено, что дата начала приема заявок - 26.10.2020.
Дата окончания приема заявок - 23.11.202 в 18:00 часов.
Дата проведения аукциона - 27.11.2020.
Подведение итогов - 27.11.2020.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 25.11.2020 N 2 на участие в аукционе по лоту N 3 поступило 10 заявок, 9 заявителей допущены к участию в аукционе 27.11.2020 и признаны участниками.
Победителем торгов признана Яхина Ю.В.
Абзалов Р.Ф. ссылается на то, что организатор торгов 23.11.2020 в 17:45 не принял его заявку для участия в аукционе.
В обоснование указанного довода, Абзалов Р.Ф. представил сведения о маршруте, сформированные с помощью навигатора (электронной карты) (т.1, л.д.180).
Из указанных сведений следует, что автомобиль с VIN _6832 начал маршрут 23.11.2020 в 17:38 и прибыл на ул.пр.Октября, 56 корпус 3 г.Уфа. Далее начал движение в 17:42 с пр.Октября, 56/1 г.Уфа.
Однако указанные сведения (электронная карта) не подтверждают факт не принятия организатором торгов заявки Абзалова Р.Ф. для участия в аукционе, а лишь подтверждают движение транспортного средства по определенному маршруту.
Направление Абзаловым Р.Ф. заявки для участия в аукционе по электронной форме в 22:51 23.11.2020 произведено после установленного времени для подачи заявки (23.11.2020 18:00). В связи с чем, заявка Абзалова Р.Ф. не считается поданной.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, лежит на антимонопольного органе.
Между тем, надлежащих доказательств, которые были положены в основу вынесенного решения, в подтверждение вывода о непринятии заявки Абзалова Р.Ф. для участия в аукционе, материалы антимонопольного дела не содержат.
При установленных обстоятельствах у антимонопольного органа отсутствовали основания для признания обоснованной жалобы Абзалова Р.Ф., а суда первой инстанции - для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Решение суда подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 руб. относятся на ответчика, в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.06.2021 по делу N А07-31922/2020 отменить.
Заявленные требования Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 03.12.2020 N ТО002/10/18.1-3108/2020.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в пользу Яхиной Юлии Валерьевны в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 150 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-31922/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Яхина Юлия Валерьевна
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-794/2022
24.11.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12058/2021
20.10.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12058/2021
28.06.2021 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-31922/20