г. Саратов |
|
15 февраля 2024 г. |
Дело N А57-9326/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грабко О.В.,
судей Романовой Е.В., Судаковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мацуциным Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публично-правовой компании "Фонд развития территорий"
на определение Арбитражного суда Саратовской области от 14 ноября 2023 года по делу N А57-9326/2021
по заявлению публично-правовой компании "Фонд развития территорий" о намерении приобрести права застройщика,
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) жилищно-строительного кооператива "Бриз" (410065, г. Саратов, ул. Лесная Республика, д. 7, кв. 69, ОГРН 1186451025353, ИНН 6453158068),
при участии в судебном заседании: представителя Инспекции государственного строительного надзора по Саратовской области - Куспицы А.Ф., действующего на основании доверенности от 17.01.2024 N 6, представителя публично-правовой компании "Фонд развития территорий" - Обухова Д.В., действующего на основании доверенности от 19.01.2023 N08-3/19, представителя Ерофеева Антона Евгеньевича - Шилина Д.В., действующего на основании доверенности от 05.05.2023, представителя Садовской Дарьи Сергеевны - Шилина Д.В., действующего на основании доверенности от 04.05.2023, представителя Карякиной Галины Владимировны - Шилина Д.В., действующего на основании доверенности от 12.05.2023, представителя Каданцева Константина Валерьевича - Шилина Д.В., действующего на основании доверенности от 28.04.2023, представителя Каданцева Константина Валерьевича - Шилина Д.В., действующего на основании от 28.04.2023, представителя Новиковой Галины Владимировны - Шилина Д.В., действующего на основании от 26.04.2023, конкурсного управляющего жилищно-строительного кооператива "Бриз" Еремина Дмитрия Георгиевича,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Саратовской области от 05.03.2022 (резолютивная часть от 03.03.2022) жилищно-строительный кооператив "Бриз" (далее - ЖСК "Бриз", должник) признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Еремин Дмитрий Георгиевич.
31.05.2022 в Арбитражный суд Саратовской области от публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) поступило заявление о намерении стать приобретателем прав ЖСК "Бриз" на земельный участок с кадастровым номером 64:48:020305:168 со всеми неотделимыми улучшениями на таком земельном участке (объектами незавершенного строительства) в том числе:
- право аренды земельного участка с кадастровым номером 64:48:020305:168, расположенного по адресу: Саратовская область, МО "Город Саратов", 4-й Чернышевский пр-д, б/н;
- право на проектную документацию в отношении жилого дома, планируемого возвести на земельном участке с кадастровым номером 64:48:020305:168, расположенного по адресу: Саратовская область, МО "Город Саратов", 4-й Чернышевский пр-д, б/н;
- право на проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 14.11.2023 заявление Фонда о намерении в порядке статьи 201.15-2-2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" стать приобретателем прав застройщика ЖСК "Бриз" удовлетворено. Установлен размер требований по текущим платежам, подлежащих удовлетворению Фондом в деле о банкротстве ЖСК "Бриз" в размере 615 235,48 руб. Установлен размер требований кредиторов ЖСК "Бриз", включенных в реестр требований участников строительства, подлежащих удовлетворению Фондом в размере 24 290 355,57 руб.
Не согласившись с указанным определением суда, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Саратовской области от 14.11.2023 отменить в части установления размера требований кредиторов ЖСК "Бриз", включенных в реестр требований участников строительства, подлежащих удовлетворению Фондом в размере 24 290 355,57 руб., а также включить требования Фонда в размере 84 771 575,37 руб. в третью очередь реестра требований кредиторов ЖСК "Бриз".
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указал, что договоры уступки прав, заключенные между Ерофеевым А.Е., Каданцевым К.В., Карякиной Г.В., Новиковой Г.В., Садовской Д.С. и ООО "Канон" были заключены после признания ООО "МИАЛ ДЕВЕЛОПМЕНТ" банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства, в связи с чем у Фонда отсутствуют основания для выплаты возмещения в пользу указанных граждан, при этом, то обстоятельство, что указанные лица включены Арбитражным судом Саратовской области в число лиц, имеющих право требовать от ЖСК "Бриз" жилое помещение взамен правопредшественника, само по себе не свидетельствует о том, что они имеют право на получение возмещения от Фонда в порядке, предусмотренном статьей 13 Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по заключенным договорам уступки; стоимость прав должника на земельный участок и объект незавершенного строительства не превышает общую сумму денежных, подлежащих выплате в пользу граждан - участников строительства, что позволяет сделать вывод об отсутствии у Фонда обязанности по перечислению в пользу ЖСК "Бриз" суммы разницы, указанной в пункте 5 статьи 201.15-2-2 Закона о банкротстве, в связи с чем, у Фонда есть право требования к должнику в размере 84 771 575,37 руб.
В судебном заседании представитель Фонда, представитель Инспекции государственного строительного надзора по Саратовской области просили определение Арбитражного суда Саратовской области от 14.11.2023 по делу N А57-9326/2021 в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Конкурсный управляющий ЖСК "Бриз" Еремин Д.Г., представитель Ерофеева А.Е., Садовской Д.С., Карякиной Г.В., Каданцева К.В., Новиковой Г.В. просили определение Арбитражного суда Саратовской области от 14.11.2023 по делу N А57-9326/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле о банкротстве, в судебное заседание не явились. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных лиц.
В силу пункта 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть определения, при этом иные лица, участвующие в деле, возражений против этого не заявили и на проверке законности определения суда в полном объеме не настаивали, то суд апелляционной инстанции не может выйти за рамки апелляционной жалобы и проверяет законность и обоснованность определения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не находит.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.04.2018 (резолютивная часть 11.04.2018) по делу N А57-8249/2017 застройщик ООО "Миал Девелопмент" (ОГРН 1136455000550) признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
В рамках дела N А57-8249/2017 участниками строительства ООО "Миал Девелопмент" принято решение о создании ЖСК "Бриз".
Определением суда от 19.12.2018 (резолютивная часть от 18.12.2018) по делу N А57-8249/2017 ЖСК "Бриз" передано имущество и права ООО "Миал Девелопмент": право аренды земельного участка с кадастровым номером 64:48:020305:168, расположенного по адресу: Саратовская область, МО "Город Саратов", 4-й Чернышевский пр-д, б/н; проектная документация в отношении жилого дома, планируемого возвести на земельном участке с кадастровым номером 64:48:020305:168, расположенного по адресу: Саратовская область, МО "Город Саратов", 4-й Чернышевский пр-д, б/н.
Заседание Наблюдательного совета Фонда состоялось 29.06.2020. В связи с принятием Наблюдательным советом решения Фонд в порядке статьи 201.15-2-2 Закона о банкротстве обратился в арбитражный суд с заявлением о намерении приобрести права застройщика.
Согласно статье 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Процедура банкротства застройщика в соответствии с нормами параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве призвана обеспечить соразмерное пропорциональное удовлетворение требований всех участников строительства (подпункт 2 пункта 1 статьи 201.1 Закона о банкротстве), имеющих к должнику-застройщику как требования о передаче жилого помещения, так и денежные требования, квалифицируемые в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 201.1 Закона о банкротстве.
Основной целью принятия специальных правил о банкротстве застройщиков является обеспечение приоритетной защиты граждан - участников строительства как непрофессиональных инвесторов. Применение указанных правил должно быть направлено на достижение этой цели, а не на воспрепятствование ей.
Право выбора формы учета требования кредитора в деле о банкротстве застройщика принадлежит участнику строительства, в связи с чем суд, исходя из волеизъявления участников строительства, может включить в реестр требований о передаче жилых помещений участников строительства, имеющих денежное требование к должнику согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 201.1 Закона о банкротстве, либо включить в реестр денежных требований кредиторов участников строительства, имеющих к застройщику требование о передаче жилого помещения.
Как установлено судом первой инстанции, наблюдательным советом Фонда (протокол заседания Наблюдательного совета от 29.06.2020 N НС-5/2020) принято решение о выплате возмещения гражданам - членам ЖСК "Бриз", требования которых погашены в деле о банкротстве застройщика путем передачи прав застройщика на объекты незавершенного строительства и земельные участки кооперативу в соответствии с реестром требований участников строительства (реестром требований о передаче жилых помещений) и которые имеют в отношении соответствующего кооператива требования о передаче жилого помещения, машино-места и (или) нежилого помещения.
Установлена к погашению членам ЖСК "Бриз" сумма в размере 105 827 256,07 руб. (отчет об оценке N 51ФЗП/20 от 22.04.2020, исполнитель ООО "ЭсАрДжиКонсалтинг").
Вместе с тем, участники строительства, чьи требования включены в реестр в ходе дела о банкротстве N А57-9326/2021, в указанный список не вошли, решение о финансировании мероприятий по выплате компенсации данным участникам Фондом не принималось. Так, в реестр требований участников строительства ЖСК "Бриз" включены требования участников строительства с совокупным размером требований 26 576 927 руб., в том числе Ерофеев А.Е. с совокупным размером требования 3 844 413 руб., Каданцев К.В. с совокупным размером требования 3 842 594 руб., Карякина Г.В. с совокупным размером требования 5 607 823 руб., Новикова Г.В. с совокупным размером требования 3 837 137 руб., Садовская Д.С. с совокупным размером требования 5 607 823 руб., Авдеев К.В. с совокупным размером требования 3 837 137 руб.
Суд первой инстанции, учитывая, что Фондом осуществлены выплаты членам ЖСК "Бриз" до процедуры банкротства, за это Фонд претендует на получение прав застройщика, при этом отсутствует решение Фонда о финансировании выплат возмещения участникам строительства, чьи требования включены в реестр в рамках процедуры банкротства ЖСК "Бриз", пришел к выводу, что сложившаяся ситуация приведет к нарушению прав участников строительства, чьи требования включены в реестр уже в ходе процедуры банкротства ЖСК "Бриз".
Выплата Фондом возмещения в соответствии со статьей 13 Закона N 218-ФЗ является одним из механизмов достижения указанной цели конкурсного производства должника - застройщика и удовлетворения интереса единого гражданско-правового сообщества кредиторов - граждан - участников строительства как непрофессиональных инвесторов. В случае признания каждого нового требования обоснованным доля удовлетворения требований единого гражданско-правового сообщества, объединяющего других кредиторов, снижается, в связи с чем они объективно заинтересованы, чтобы в реестр включалась только реально существующая задолженность (пункт 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2019) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019), определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 N 305-ЭС18-5703(3)). В случае же осуществления Фондом выплаты возмещения участнику строительства в порядке, предусмотренном статьей 13 Закона N 218-ФЗ, доля удовлетворения требований единого гражданско-правового сообщества, объединяющего других кредиторов, увеличивается.
Таким образом, действуя добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества конкурсный управляющий должника-застройщика, представляя гражданско-правовое сообщество кредиторов и действуя в интересах данного сообщества, обязан принимать меры по содействию участникам строительства и Фонду в целях осуществления выплат в порядке статьи 13 Закона N 218-ФЗ.
Как указано выше, гражданами-участниками строительства реализованы возможные способы защиты своих прав. В частности, граждане-участники строительства включены в реестр требований участников строительства должника.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 14452/12, основной целью принятия специальных правил о банкротстве застройщиков в Законе о банкротстве является обеспечение приоритетной защиты граждан-участников строительства как непрофессиональных инвесторов.
Применение указанных правил должно быть направлено на достижение данной цели, а не на воспрепятствование ей.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2015 N 305-ЭС14-1186 сформирован правовой подход, согласно которому при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) должника необходимо исходить из принципов правовой определенности и равенства прав всех участников гражданско-правовых отношений, закрепленных, в том числе, в пункте 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Положения Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" основаны на принципах гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства; конечным итогом взаимоотношений участников долевого строительства и застройщика является передача объекта долевого строительства участнику, порядок которой изложен в статье 8 Закона.
В соответствии со статьей 3 Закона N 218-ФЗ, одной из основных целей деятельности Фонда является содействие реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, в том числе участников долевого строительства, членов жилищно-строительных кооперативов, имеющих требования о передаче жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений.
Деятельность Фонда обусловлена обеспечением права граждан на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), а также социальным характером Российского государства (статья 7 Конституции Российской Федерации), деятельностью Фонда также является защита имущественных прав участников долевого строительства, чьи требования остались неудовлетворенными в результате пребывания должника застройщика в состоянии экономического кризиса, а не воспрепятствование их реализации.
С учетом изложенного, отказ Фонда в выплате возмещения таким гражданам не отвечает целям деятельности Фонда, вступает в противоречие с принципами правовой определенности, равенства прав всех участников гражданско-правовых отношений, принципами гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13.3 Закона N 218-ФЗ, выплата возмещения гражданину - члену кооператива, имеющему требование о передаче жилого помещения (жилых помещений), осуществляется в размере, определенном в соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 218-ФЗ, но в совокупности не менее размера требований гражданина - члена кооператива, погашенных в связи с передачей кооперативу прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок в деле о банкротстве застройщика, и размера паевых взносов, внесенных указанным гражданином-членом кооператива после такой передачи, рассчитываемых исходя из общей площади такого жилого помещения, не превышающей ста двадцати квадратных метров, и рыночной стоимости одного квадратного метра равнозначного жилого помещения (равнозначных жилых помещений) на первичном рынке, но не менее уплаченного размера уплаченных паевых взносов, рассчитываемых исходя из общей площади такого жилого помещения (таких жилых помещений), не превышающей ста двадцати квадратных метров. Предусмотренная настоящей частью рыночная стоимость определяется в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного Фондом, на дату, которая не может быть более чем на три месяца ранее даты принятия Фондом решения в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Порядок расчета размера выплаты возмещения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, вопреки доводам Фонда, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что удовлетворение Фондом требований граждан-участников строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, включенных в реестр требований участников строительства, путем выплаты им компенсации не приведет к нарушению очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов должника, поскольку такие требования удовлетворяются в рамках одной третьей очереди преимущественно перед иными кредиторами третьей очереди.
Судом первой инстанции установлено, что на основании исполнительного листа от 18.07.2022 серии ФС N 042664228 Фондом осуществлена выплата возмещения Авдееву К.В. в размере 2 286 571,43 руб., требования Авдеева К.В. о передаче жилого помещения N 103 общей площадью 42,19 кв.м стоимостью 1 300 000 руб., убытков в виде реального ущерба в размере 2 537 137 руб. не погашено в полном объеме, следовательно подлежат погашению требования кредитора Авдеева К.В. в сумме 1 550 565,57 руб.
В соответствии с пунктом 9 статьи 201.15-2-2 Закона о банкротстве конкурсный управляющий предоставил в суд соотношение стоимости прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем объектом (объектами) незавершенного строительства, неотделимыми улучшениями и совокупного размера требований участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства, по которым в соответствии со статьей 13 Закона N 218-ФЗ соотношение составляет 99,617% (26 475 176 руб./26 576 927 руб.х100%, с учетом выплаты возмещения Авдееву К.В. соотношение составило (26 475 176 руб./24 290 355,57 руб.), то есть в пределах стоимости прав застройщика.
Приведенный в обоснование апелляционной жалобы довод Фонда об отсутствии оснований для выплаты возмещения в пользу участников строительства являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и был обоснованно отклонен судом, поскольку иное положение приведет к нарушению прав участников строительства, чьи требования включены в реестр уже в ходе процедуры банкротства ЖСК "Бриз".
Заявленные в апелляционной жалобе требования Фонда о включении требований в размере 84 771 575,37 руб. в третью очередь реестра требований кредиторов ЖСК "Бриз", не были заявлены в суде первой инстанции и не являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, указанные требования носят самостоятельный характер, в связи с чем, не подлежат рассмотрению в рамках апелляционного производства. Фонд не лишен права обратиться в рамках дела о банкротстве ЖСК "Бриз" с заявлением о включении указанных требований в реестр кредиторов.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по рассматриваемому вопросу судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное определение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному вопросу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Апелляционную жалобу Фонда следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Саратовской области от 14 ноября 2023 года по делу N А57-9326/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Грабко |
Судьи |
Е.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-9326/2021
Должник: ЖСК Бриз
Кредитор: Публично-правовая компания Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства
Третье лицо: Администрации МО "Город Саратов, Ассоциации "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа", Еремина Дмитрия Георгиевича, Комитет по управлению имуществом города Саратова, Конкурсный управляющий Еремин Д.Г., Межрайонной ИФНС России N 23 по Саратовской области, Межрайонной ИФНС России N19 по Саратовской области, Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства СО, МИФНС N20 по СО, ППК "Фонд развития территорий"