город Омск |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N А75-13683/2021 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рыжикова О.Ю.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11468/2021) Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.09.2021 об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа, вынесенное в рамках дела N А75-13683/2021 (судья Голубева Е.А.) по заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600517054, ИНН 8601002078, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 34) к обществу с ограниченной ответственностью "Севергазстрой" (ОГРН 1168617060105, ИНН 8602268200, адрес: 628400, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Профсоюзов, дом 71, офис 2) о выдаче судебного приказа на взыскание штрафа в размере 8 000 рублей по решениям от 29.04.2021 N 027S19210004919, от 11.05.2021 N 027S19210005255 и N 027S19210005256,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - взыскатель, орган Пенсионного фонда Российской Федерации) обратилось в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Севергазстрой" (далее - должник, Общество) о выдаче судебного приказа на взыскание 8 000 рублей финансовых санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах (по форме СЗВ-М "дополняющая") за декабрь 2020 года и январь, февраль 2021 года, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.09.2021 отказано в принятии заявления ГУ - УПФ РФ о выдаче судебного приказа.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование Пенсионного фонда о взыскании с общества финансовых санкций за несвоевременное представление ежегодной формы отчетности по форме СЗВ-СТАЖ не может быть признано бесспорным, поскольку имеются сомнения в обоснованности и правомерности начисления предъявленных к взысканию финансовых санкций ввиду самостоятельного устранения обществом ошибок, допущенных в исходной форме, до их выявления взыскателем (посредством предоставления дополнительных форм).
Не согласившись с вынесенным определением, заявитель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что 31.01.2021 Обществом дополнительно представлены сведения по форме СЗВ-М ("дополняющая") в отношении 2-х застрахованных лиц за декабрь 2020 года; 01.04.2021 Обществом дополнительно представлены сведения по форме СЗВ-М ("дополняющая") в отношении 5-ти застрахованных лиц за январь 2021 года и в отношении 9-ти застрахованных лиц за февраль 2021, тем самым заинтересованное лицо допустило нарушение сроков предоставления отчета.
По мнению ГУ - УПФ РФ, ООО не уточнило (не исправило) индивидуальные сведения, а представило их впервые за пределами установленного срока, что влечет применение к страхователю финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Общество письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 22 постановления от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", исходя из особенностей приказного производства как одной из форм упрощенного производства жалобы на определения о возвращении заявления о выдаче судебного приказа, определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа рассматриваются судом апелляционной инстанции единолично без вызова взыскателя и должника (часть третья статьи 7, часть первая статьи 335.1, часть четвертая статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 272.1, часть 5 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Жалоба на определение о возвращении заявления о выдаче судебного приказа, определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа рассматривается судом апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления такой жалобы в суд апелляционной инстанции (часть 3 статьи 272, часть 5 статьи 3 АПК РФ, часть четвертая статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции единолично без вызова сторон.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Как указывалось выше, в настоящем деле Пенсионный фонд обратился с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание 8000 руб. финансовых санкций за несвоевременное представление ежегодной формы отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2020-2021 год.
Из материалов дела следует, что Обществом в орган Пенсионного фонда Российской Федерации своевременно представлены сведения по форме СЗВ-М "исходная" за декабрь 2020 года, за январь и февраль 2021 года.
31.03.2021 Обществом дополнительно представлены сведения по форме СЗВ-М ("дополняющая") в отношении 2-х застрахованных лиц за декабрь 2020 года; 01.04.2021 Обществом дополнительно представлены сведения по форме СЗВ-М ("дополняющая") в отношении 5-ти застрахованных лиц за январь 2021 года и в отношении 9-ти застрахованных лиц за февраль 2021.
Полагая, что общество не уточнило (не исправило) ранее представленные сведения, а представленные сведения представлены с нарушением срока, то Пенсионный фонд решениями от 29.04.2021,11.05.2021 привлек страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, направив обществу соответствующее требование об уплате финансовых санкций в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного.
Отсутствие действий по добровольной выплате финансовых санкций послужило основанием для обращения Управления в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
В силу части 1 статьи 229.1 АПК РФ судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм по требованиям взыскателя, предусмотренным статьей 229.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 229.2 АПК РФ предусмотрено, что судебный приказ выдается по делам, в которых заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч руб.
По смыслу указанной нормы судебный приказ выдается только по бесспорным требованиям, не предполагающим какого-либо спора о праве, поскольку бесспорность требований является основной предпосылкой осуществления приказного производства.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", требования, рассматриваемые в порядке приказного производства, должны быть бесспорными. Бесспорными являются требования, подтвержденные письменными доказательствами, достоверность которых не вызывает сомнений, а также признаваемые должником.
В соответствии с частью 3 статьи 229.4 АПК РФ арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 127.1 настоящего Кодекса, а также в случае, если из заявления о выдаче судебного приказа и приложенных к нему документов усматривается наличие спора о праве.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
В статьях 5 и 6 Федерального закона N 167-ФЗ определено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию - лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ заявитель является страхователем по данному виду страхования и согласно пункту 2 статьи 14 указанного Федерального закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) установленные сведения.
Сведения подаются по форме СЗВ-СТАЖ "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц", утвержденной Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п.
В силу статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Согласно положениям части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Из толкования данной нормы следует, что законодателем установлено два состава правонарушения, влекущих привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица:
- непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона;
- представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователю предоставлено право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть корректировать сведения, предоставляемые в фонд.
Статьей 19 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 38 Инструкции N 211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В свою очередь страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В силу абзаца 2 пункта 40 Инструкции N 211н, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Таким образом, указанной Инструкцией N 211н установлен определенный порядок и срок, в течение которого орган Пенсионного фонда РФ должен выявить ошибки в представленном отчете страхователя, а также срок, в течение которого страхователь вправе исправить допущенные им ошибки (в том числе технического характера) без применения к нему финансовых санкций за нарушение установленного законодательством срока предоставления сведений на застрахованных лиц.
Вместе с тем, доказательств того, что ошибка обнаружена органом Пенсионного фонда, подателем жалобы в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание, что по имеющимся в материалах дела доказательствам в рассматриваемом случае Обществом самостоятельно представлены необходимые корректирующие ("дополняющие") сведения, суд приходит к выводу о том, что правомерность применения к страхователю санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, не может считаться бесспорной.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены определения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.09.2021 об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа, вынесенное в рамках дела N А75-13683/2021 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Определение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права. Апелляционная жалоба Пенсионного фонда подлежит оставлению без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на определение арбитражного суда об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.09.2021 об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа, вынесенное в рамках дела N А75-13683/2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение месяца путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-13683/2021
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ
Ответчик: ООО "СЕВЕРГАЗСТРОЙ"
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11468/2021