гор. Самара |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N А72-3955/2021 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 октября 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 октября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 октября 2021 года в зале N 7 апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МБА-групп" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.08.2021, принятое по делу N А72-3955/2021 (судья Коннова О.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "МБА-групп" (ОГРН 1107746392280), гор. Москва
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, гор. Ульяновск
третьи лица:
- Агентство государственных закупок Ульяновской области, гор. Ульяновск
- Министерство здравоохранения Ульяновской области, гор. Ульяновск
о признании незаконными решений,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - Муравьева О.П., представитель (доверенность от 13.10.2021);
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "МБА-Групп" обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными решений комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 19.03.2021 по делу N 073/06/33-124/2021, от 19.03.2021 по делу N 073/06/33-123/2021, от 24.03.2021 по делу N 073/06/33-131/2021, об отмене результатов электронных аукционов N 0168500000621000501, N 0168500000621000502, N 0168500000621000548, в части определения поставщика, просило обязать уполномоченный орган - Агентство провести закупки N 0168500000621000501, N 0168500000621000502, N 0168500000621000548, в соответствии с законодательством.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Агентство государственных закупок Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции удовлетворил ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований: признать незаконными решения комиссии УФАС по Ульяновской области по делу N 073/06/33-124/2021 от 19.03.2021, по делу N 073/06/33-123/2021 от 19.03.2021, по делу N 073/06/33-131/2021 от 24.03.2021.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.08.2021 суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
Заявитель - ООО "МБА-Групп", не согласившись с решением суда первой инстанции, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2021 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 18 октября 2021 года на 09 час. 10 мин.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители заявителя и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ООО "МБА-групп" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии их представителя.
От третьего лица Агентства государственных закупок Ульяновской области в материалы дела поступил отзыв, которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзывах, заслушав представителя ответчика в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в антимонопольный орган поступили жалобы ООО "МБА-Групп" (вх. N 1462 и N 1463 от 12.03.2021, вх. N 1603 от 17.03.2021) на положения документаций о проведении электронных аукционов N 0168500000621000502, N 0168500000621000501, N 0168500000621000548, в которых указано на то, что в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик выбрал неверный способ определения поставщиков и определения количества пациентов, для которых закупается лекарственный препарат по торговому наименованию.
Антимонопольный орган вынес решения от 19.03.2021 по делу N 073/06/33-124/2021, от 19.03.2021 по делу N 073/06/33-123/2021, от 24.03.2021 по делу N 073/06/33-131/2021 о признании жалоб ООО "МБА-Групп" необоснованными.
Изложенное послужило основанием для обращения ООО "МБА-Групп" с заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела, уполномоченным органом - Агентством на сайте www.torgi.gov.ru были размещены следующие извещения и документации о проведении электронных аукционов:
N 0168500000621000501 от 04.03.2021 на поставку лекарственного препарата "Инсулин-изофан [человеческий генно-инженерный] Протафан HM" (начальная (максимальная) цена контракта - 1 900 800,00 руб.),
N 0168500000621000502 от 04.03.2021 на поставку лекарственного препарата "Инсулин растворимый [человеческий генно-инженерный] Актрапид НМ Пенфилл", (начальная (максимальная) цена контракта - 6 982 200,00 руб.),
N 0168500000621000548 от 09.03.2021 на поставку лекарственного препарата "Инсулин-изофан [человеческий генно-инженерный] Протафан HM Пенфилл" (начальная (максимальная) цена контракта - 11 547 000,00 руб.).
Данные наименования являются торговым наименованием лекарственных препаратов, производителем которых является компания Ново Нордиск А/С, Дания.
Закупка N 0168500000621000501 согласно документации аукциона осуществляется для обеспечения 462 пациентов по медицинским показаниям (жизненным показаниям, по решению врачебной комиссии).
Закупка N 0168500000621000502 согласно документации аукциона осуществляется для обеспечения 2267 пациентов по медицинским показаниям (жизненным показаниям, по решению врачебной комиссии).
Закупка N 0168500000621000548 согласно документации аукциона осуществляется для обеспечения 1629 пациентов по медицинским показаниям (жизненным показаниям, по решению врачебной комиссии).
Согласно протоколам рассмотрения единственной заявки на участие в указанных электронных аукционах заявки единственного участника в каждом аукционе были признаны соответствующими требованиям документации и законодательства.
30.03.2021 и 02.04.2021 по результатам указанных электронных аукционов между заказчиком и ООО "Оптима", между заказчиком и ООО "ФлайФарма" были заключены государственные контракты на поставку названных лекарственных препаратов, которые находятся на исполнении, осуществляются периодические поставки по условиям контрактов.
С 01.01.2014 отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом N 44-ФЗ, которым, в том числе установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Положениями ч. 1, 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона N 44-ФЗ, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 83, п. 3 ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений или путем проведения запроса предложений в электронной форме в случае осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам.
П. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Заказчик вправе заключить контракт на поставки лекарственных препаратов в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую один миллион рублей.
При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем таких препаратов, необходимый для указанного пациента в течение срока, необходимого для осуществления закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями п. 7 ч. 2 ст. 83, п. 3 ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями настоящего пункта предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, предназначенные для назначения двум и более пациентам.
Указанное решение врачебной комиссии должно размещаться одновременно с контрактом, заключенным в соответствии с настоящим пунктом, в реестре контрактов, предусмотренном ст. 103 Закона N 44-ФЗ. При этом должно быть обеспечено предусмотренное Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" обезличивание персональных данных.
Таким образом, в соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку всего объема лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
На основании ч. 1 ст. 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Учитывая изложенное, Закон N 44-ФЗ не содержит запрета на осуществление закупки путем конкурентной процедуры, в случае если существует возможность осуществить закупку у единственного поставщика по основанию, предусмотренному в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ или проведения запроса предложений на основании п. 7 ч. 2 ст. 83, п. 3 ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ.
П. 1 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 данного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Из п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 и п. 3 ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, закупка лекарственных средств в соответствии с их торговыми наименованиями возможна в случае осуществления данной закупки в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 и п. 3 ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ (осуществление закупки лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний), а также в случае закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1086 утверждены Правила формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями. Между тем данный перечень лекарственных средств до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утвержден.
Согласно п. 2 Правил N 1086 основанием для включения лекарственного средства в перечень является невозможность замены лекарственного средства в рамках одного международного непатентованного наименования лекарственного средства или при отсутствии такого наименования химического, группировочного наименования, определяемая с учетом показателей эффективности и безопасности лекарственных препаратов. Основанием для исключения лекарственного средства из перечня является возможность такой замены.
В соответствии с п. 9 раздела 1 "Общие сведения о закупке" аукционной документации N 0168500000621000501 объектом закупки является лекарственный препарат Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный) Протафан НМ.
Согласно пункту 10 раздела 1 "Общие сведения о закупке" указанной документации описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к документации. В указанном приложении установлено, что к поставке требуется лекарственный препарат Инсулин-изофан [человеческий генно-инженерный] Протафан HM.
В приложении N 1 указано, что закупка препарата с данными характеристиками вызвана необходимостью индивидуального отпуска препаратов по бесплатным рецептам отдельным категориям граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение.
Кроме того, в приложении N 1 указано данное торговое наименование инсулина необходимо для обеспечения 462 человек по медицинским показаниям (жизненным показаниям, по решению врачебной комиссии), которым индивидуально подобрана терапия (а также согласно совместному письму Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, ФАС России от 31.10.2007 N 16811-АП Д04/8035-ВС/ИА/20555); для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 N 387-П "О некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" в 2021 году (15 000 мл для 73 пациентов); для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в 2021 году (40 000 мл для 389 пациентов).
В соответствии с пунктом 9 раздела 1 "Общие сведения о закупке" документации N 0168500000621000502 объектом закупки является лекарственный препарат Инсулин растворимый [человеческий генно-инженерный] l_e_E_vАктрапид НМ Пенфилл.
Согласно пункту 10 раздела 1 "Общие сведения о закупке" указанной документации описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к документации. В указанном приложении установлено, что к поставке требуется лекарственный препарат Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) Актрапид НМ Пенфилл.
В приложении N 1 указано, что закупка препарата с данными характеристиками осуществляется для пациентов, которым по назначению врача необходимо введение препарата при помощи технического устройства - шприц-ручка.
Кроме того, в приложении N 1 указано данное торговое наименование инсулина необходимо для обеспечения 2267 человек по медицинским показаниям (жизненным показаниям, по решению врачебной комиссии), которым индивидуально подобрана терапия (а также согласно совместному письму Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, ФАС России от 31.10.2007 N 16811-АП Д04/8035-ВС/ИА/20555); для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 N 387-П "О некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" в 2021 году (45 000 мл для 589 пациентов); для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в 2021 году (90 000 мл для 1 678 пациентов).
В соответствии с пунктом 9 раздела 1 "Общие сведения о закупке" документации N 0168500000621000548 объектом закупки является лекарственный препарат Инсулин-изофан [человеческий генно-инженерный] Протафан HM Пенфилл.
Согласно пункту 10 раздела 1 "Общие сведения о закупке" указанной документации описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к документации. В указанном приложении установлено, что к поставке требуется лекарственный препарат Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный) Протафан HM Пенфилл.
В приложении N 1 указано, что закупка препарата с данными характеристиками осуществляется для пациентов, которым по назначению врача необходимо введение препарата при помощи технического устройства - шприц-ручка.
Кроме того, в приложении N 1 указано данное торговое наименование инсулина необходимо для обеспечения 1629 пациентов по медицинским показаниям (жизненным показаниям, по решению врачебной комиссии), которым индивидуально подобрана терапия (а также согласно совместному письму Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, ФАС России от 31.10.2007 N 16811-АП Д04/8035-ВС/ИА/20555); для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 N 387-П "О некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" в 2021 году (75 000 мл для 557 пациентов); для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в 2021 году (150 000 мл для 1 072 пациентов).
Таким образом, формирование описания объекта закупки подобным образом осуществлялось в целях достижения максимального результата лечения заболеваний (поскольку заявка на инсулины формируется лечащим врачом с учетом потребности в них) с соблюдением принципов, закрепленных в ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающих обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
Отсутствие утвержденного в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ перечня лекарственных средств не исключает возможности приобретения заказчиком медицинских препаратов по торговому наименованию, при условии представления обоснования необходимости такой закупки с учетом объективной потребности в соответствующих препаратах, и не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1999 N 3-П).
Аналогичная позиция отражена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.06.2017 N 310-КГ17-1939 по делу N А08-1545/2016, вошедшем в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017, а также в судебных актах по делам N А72-9822/2012, N А72-255/2016, N А72-256/2016.
Как указали ответчик и третьи лица, закупка инсулинов осуществляется заказчиком несколько раз в год, в случае описания объекта закупки только с указанием международного непатентованного наименования без указания на торговое наименование может привести к тому, что граждане, больные сахарным диабетом, будут получать 2-3 раза в течение одного года разные виды инсулина, что впоследствии может привести к негативным последствиям (ухудшению течения сахарного диабета и снижению качества жизни больного) и дополнительному расходу бюджетных средств, так как перевод больного на другой тип или препарат инсулина с другим торговым наименованием необходимо производить под строгим медицинским наблюдением, а также в связи с возникновением необходимости в обеспечении больных шприц-ручками, подходящими для введения вновь назначенного препарата.
При хаотичной смене препаратов отмечено негативное влияние на качество жизни пациентов, что следует из совместного письма Российской ассоциации эндокринологов, главного эндокринолога Министерства здравоохранения Российской Федерации, главного детского эндокринолога Министерства здравоохранения Российской Федерации и директора института диабета ФГБУ Эндокринологический научный центр от 23.11.2015 N 01/7-1144. В этой связи, в данном письме указано на необходимость сохранения формирования закупок инсулинов по торговым наименованиям, проводимых ранее в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ.
Аналогичная позиция отражена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.06.2017 N 310-КГ17-1939 по делу N А08-1545/2016.
Согласно п. 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) нарушением положений ст. 33 Закона N 44-ФЗ признается лишь включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара.
По общему правилу указание заказчиком особых характеристик объекта закупки, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики его использования, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Право на участие в закупке не поставлено в зависимость от способа ее осуществления. Электронный аукцион, как и запрос предложений, являются конкурентными способами осуществления закупки. В случае проведения обжалуемых закупок иным способом, то есть также с указанием торгового наименования лекарственного препарата, у ООО "МБА-Групп" остается такое же право на участие, как и при проведении электронного аукциона.
При таких обстоятельствах антимонопольный орган правомерно признал жалобы ООО "МБА-Групп" необоснованными.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку по настоящему делу совокупность указанных обстоятельств не установлена, требование ООО "МБА-Групп" о признании недействительными решений антимонопольного органа удовлетворению не подлежит.
Ссылки заявителя на письма ФАС России от 04.06.2021, 07.07.2021, письмо Минфина России от 07.06.2021 судом первой инстанции правомерно не приняты, так как являются ответами на конкретные запросы, не носят обязательного нормативного характера и не опровергают вышеизложенные выводы суда.
С учетом изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, со ссылкой на судебные акты по другим делам, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.08.2021, принятое по делу N А72-3955/2021, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МБА-групп" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-3955/2021
Истец: ООО МБА-групп
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УФАС по Ульяновской области
Третье лицо: Агенство государственных закупок Ульяновской области, АГЕНТСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ