г. Москва |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N А41-78127/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Кривовой С.С.,
при участии в заседании:
от администрации городского округа Красногорск Московской области: Ильин И.С. по доверенности от 30.04.2021 N 1.1.5/3358;
от ИП Сергеева В.В.: Поливанов М.И. по доверенности от 08.02.2021;
от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области: Максимова Т.А. по доверенности от 11.01.2021 N 1-21/МТДи,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Красногорск Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 04 мая 2021 года по делу N А41-78127/20,
по заявлению администрации городского округа Красногорск Московской области
к индивидуальному предпринимателю Сергееву Вячеславу Владимировичу
при участии в деле третьего лица: Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области
о прекращении действия свидетельств,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Красногорск Московской области (далее - администрация, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом принятых судом уточнений т. 1 л. д. 61-62) к индивидуальному предпринимателю Сергееву Вячеславу Владимировичу (далее - ИП Сергееву В.В., ответчик), в котором просило суд о нижеследующем:
- прекратить действие свидетельства серии ГОКМО N 000005 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного Индивидуальному предпринимателю Сергееву Вячеславу Владимировичу Администрацией городского округа Красногорск Московской области;
- прекратить действие свидетельства серии ГОКМО N 000006 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного Индивидуальному предпринимателю Сергееву Вячеславу Владимировичу Администрацией городского округа Красногорск Московской области;
- прекратить действие свидетельства серии ГОКМО N 000036 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного Индивидуальному предпринимателю Сергееву Вячеславу Владимировичу Администрацией городского округа Красногорск Московской области.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 мая 2021 года по делу N А41-78127/20 в удовлетворении заявления отказано (т. 1 л. д. 108-110).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области поддержал позицию заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель ИП Сергеева В.В. возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, администрация городского округа Красногорск Московской области выдала ИП Сергееву В.В. следующие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
- свидетельство серии ГОКМО N 000005 со сроком действия с 01.01.2017 по 02.01.2022, регистрационный номер маршрута в реестре - 2632, порядковый номер - 41;
- свидетельство серии ГОКМО N 000006 со сроком действия с 01.01.2017 по 02.01.2022, регистрационный номер маршрута в реестре - 2444, порядковый номер - 31;
- свидетельство серии ГОКМО N 000036 со сроком действия с 26.01.2016 по 27.01.2023, регистрационный номер маршрута в реестре - 3140, порядковый номер - 806к.
В обоснование своих требований администрация указала, что ИП Сергеев В.В. не представил надлежащим образом оформленные ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок по маршрутам N 31,41, 806к, за период с 2019 по 2020 годы, что является одним из основных условий для прекращения действия выданных свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок на основании пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Также администрацией городского округа Красногорск Московской области осуществлены выезды 21.08.2020, 26.08.2020, 17.09.2020 и 01.10.2020 по маршруту N 41 в целях проверки повышения стоимости билета. В результате проверки выявлено, что 21.08.2020, 26.08.2020 и 17.09.2020 стоимость билета составляла 40 рублей, однако 01.10.2020 стоимость билета возросла до 45 рублей.
Данный факт является нарушением пункта 4 статьи 14.3 Закона Московской области от 27.12.2005 года N 268 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области".
Кроме того, по состоянию на 30.10.2020 в отношении водителей маршрута N 41 с реестровым N 2632, обслуживаемый ИП Сергеевым В.В. вынесено 24 постановления об административных правонарушениях, а именно:
- по части 2 статьи 8.1 КоАП МО за невыдачу пассажиру документа, подтверждающего оплату проезда в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте, и (или) непредоставление гражданину возможности безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты, банковской карты водителем или иным лицом, ответственным за выдачу документов, подтверждающих оплату проезда влечет наложение административного штрафа на водителя или иное лицо, ответственное за выдачу документов, подтверждающих оплату проезда, - 4 постановления на сумму 8 000 рублей;
- по статье 8.6 КоАП МО за приведение в действие механизмов для открывания дверей во время движения транспортного средства, препятствование их закрытию и (или) открытию, кроме необходимости предотвращения несчастных случаев - 12 постановлений на сумму 6 000 рублей;
- по части 1 статьи 8.5 КоАП МО за неполучение водителем провозной платы с пассажира в процессе движения транспортного средства - 8 постановлений на сумму 6 400 рублей.
Также, в отношении водителей маршрута N 31 с реестровым N 2444 вынесено 4 постановления об административных правонарушениях, а именно:
- по части 1 статьи 8.5 КоАП МО - 2 постановления на сумму 1 600 рублей;
- по статье 8.6 КоАП МО - 2 постановления на сумму 1 000 рублей.
В отношении водителей маршрута N 806к с реестровым N 3140 вынесено 11 постановлений об административных правонарушениях, а именно:
- по статье 8.6 КоАП МО - 8 постановлений на сумму 4 000 рублей;
- по части 2 статьи 8.1 КоАП МО - 3 постановления на сумму 6 000 рублей.
Также администрацией в обоснование своих доводов в материалы дела представлены жалобы и обращения граждан, поступившие в администрацию городского округа Красногорск Московской области в отношении качества услуг, оказываемых ответчиком.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации городского округа Красногорск Московской области в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Согласно части 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В части 1 статьи 37 Закона N 220-ФЗ закреплена обязанность юридического лица, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт либо которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, направлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления, заключившие данный государственный или муниципальный контракт либо выдавшие данное свидетельство, ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок.
Форма ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и сроки направления этих отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (части 2 статьи 37 Закона N 220-ФЗ).
Приказом Минтранса России от 16.12.2015 N 367 "Об утверждении формы ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и установлении срока направления этих отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления" утверждена форма отчета и установлено, что отчет об осуществлении регулярных перевозок представляется ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Утвержденной формой указанного отчета предусмотрено указание следующих сведений:
- общее количество рейсов за отчетный период, рассчитанное исходя из установленного расписания;
- общее количество выполненных рейсов и рейсов, прерванных в результате поломки транспортных средств и завершенных транспортными средствами, направленными на их замену за отчетный период;
- сведения о невыполненных рейсах, в том числе прерванных и незавершенных в результате поломки транспортных средств.
По правилам пункта 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, во вне судебном порядке прекращает действие данного свидетельства, в связи с невыполнением перевозчиком по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд. Действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращается с момента наступления данных обстоятельств (часть 2 статьи 29 Закона N 220-ФЗ).
Таким образом, учитывая объем и содержание подлежащей раскрытию перевозчиком информации в ежеквартальных отчетах, не предоставление отчетов создает препятствие уполномоченному органу в реализации контрольно-надзорных функций в отношении исполнения перевозчиком установленного расписания маршрута и принятию решений в рамках своих полномочий.
Во взаимной связи с вышеизложенным нормативным регулированием положения пункта 1 части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ предоставляют, в том числе уполномоченному органу местного самоуправления, выдавшему свидетельство, право обращаться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при неоднократном в течение одного года непредставлении в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, юридическим лицом ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок.
ИП Сергеевым В.В. нарушено указанное условие по представлению в установленный срок в уполномоченный орган отчетов, поскольку ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок по маршрутам N 31,41, 806к, за период с 2019 по 2020 годы представлены в срок не были.
В ходе рассмотрения настоящего спора предприниматель в качестве доказательств вручения администрации отчетов представил сопроводительные письма от 14.01.2020, 13.04.2020, 10.07.2020, 12.10.2020, 13.01.2021 со штампами администрации (т. 1 л. д. 88-97).
Однако ни один из штампов не содержит сведений о том кому из сотрудников администрации были вручены отчеты.
Входящие номера на сопроводительных письмах от 13.04.2020, 10.07.2020, 12.10.2020 и 13.01.2021 отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела в арбитражном апелляционном суде представитель ИП Сергеева В.В. пояснил, что отсутствие входящих номеров на сопроводительных письмах объясняется тем, что отчеты и письма передавались некоему сотруднику администрации при личных встречах за пределами здания администрации.
Однако представитель ИП Сергеева В.В. не указал конкретное должностное лицо, которому, по его словам, передавались отчеты.
Оценив указанные обстоятельства, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что достоверные доказательства представления обществом в администрацию ежеквартальных отчетов за 4 квартал 2019 года, 1-4 кварталы 2020 года в материалах дела отсутствуют.
В то же время именно на предпринимателе лежит обязанность подтверждения надлежащего исполнения обязанности по представлению отчетов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13.4 Закона Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области", уполномоченный орган, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок автомобильным транспортом, помимо обстоятельств, указанных в части 5 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ, обращается в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок автомобильным транспортом в случае наступления, в том числе, следующего обстоятельства:
- неоднократного в течение года привлечения водителей транспортных средств, состоящих в трудовых отношениях с перевозчиком (соисполнителем, фрахтовщиком) и осуществляющих перевозку пассажиров по маршруту регулярных перевозок, к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 8.1 Закона Московской области N 37/2016-03 "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" (далее - КоАП МО).
Частью 2 статьи 8.1 КоАП МО предусмотрена административная ответственность за невыдачу пассажиру документа, подтверждающего оплату проезда в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте, и (или) непредоставление гражданину возможности безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты, банковской карты водителем или иным лицом, ответственным за выдачу документов, подтверждающих оплату проезда.
Как следует из материалов дела, во время действия указанных свидетельств при выполнении перевозок по маршрутам водителями предпринимателя неоднократно были допущены правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 8.1 КоАП МО.
Так, на момент обращения с исковым заявлением по части 2 статьи 8.1 КоАП МО в отношении водителей маршрута N 41, 31 и 806 - было вынесено 15 постановлений (т. 1 л. д. 47).
Кроме того, водители ИП Сергеева В.В. неоднократно привлекались к административной ответственности по части 4 статьи 3.6 КоАП МО, статьи 8.6 КоАП МО, части 1 статьи 8.5 КоАП МО.
Статьей 3.6 КоАП МО предусмотрена ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов Московской области, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Московской области.
Статьей 8.5 КоАП МО установлена ответственность за получение водителем провозной платы с пассажира в процессе движения транспортного средства.
Статьей 8.6 КоАП МО установлена ответственность за приведение в действие механизмов для открывания дверей во время движения транспортного средства, препятствование их закрытию и (или) открытию, кроме необходимости предотвращения несчастных случаев.
Также в отношении ИП Сергеева В.В. имеются административные правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с письмом Центрального МУГАДН от 25.01.2021 N 10-1/08-655, в адрес заинтересованного лица были выписаны постановления об административных правонарушениях на основании части 1 статьи 6.25 и части 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа.
Данные правонарушения сами по себе не являются основанием для прекращения действия свидетельств, но могут учитываться при решении вопроса о применении к обществу такой меры, как прекращение действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Учитывая изложенное выше, арбитражный апелляционный суд считает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 мая 2021 года по делу N А41-78127/20 отменить.
Прекратить действие свидетельства серии ГОКМО N 000005 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного индивидуальному предпринимателю Сергееву Вячеславу Владимировичу администрацией городского округа Красногорск Московской области.
Прекратить действие свидетельства серии ГОКМО N 000006 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного индивидуальному предпринимателю Сергееву Вячеславу Владимировичу администрацией городского округа Красногорск Московской области.
Прекратить действие свидетельства серии ГОКМО N 000036 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного индивидуальному предпринимателю Сергееву Вячеславу Владимировичу администрацией городского округа Красногорск Московской области.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-78127/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП Сергеев Вячеслав Владимирович
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ