г. Пермь |
|
22 октября 2021 г. |
Дело N А60-12170/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М. А.,
судей Дружининой О.Г., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черногузовой А.В.,
при явке в судебное заседание:
от заявителя - Карабаналов С.С., паспорт, доверенность от 16.08.2019, диплом;
от заинтересованного лица Лютин М.В., паспорт, доверенность от 28.12.2020, диплом, Бережнов В.А., паспорт, доверенность от 08.07.2021,
(лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 июня 2021 года
по делу N А60-12170/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Урусовой Виктории Викторовны (ИНН 660750149704, ОГРН 309660729300011)
к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Урусова Виктория Викторовна (далее истец, ИП Урусова В.В.) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее заинтересованное лицо) о признании незаконными действий Министерства по отказу в приеме лесной декларации по договору аренды лесного участка N 246 от 31.10.2008, оформленных письмом N 12-01-82/4987 от 02.03.2021, просит обязать заинтересованное лицо принять лесную декларацию по договору аренды лесного участка N 246 от 31.10.2008.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.06.2021 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области по отказу в приеме лесной декларации по договору аренды лесного участка N 246 от 31.10.2008, оформленные письмом N 12-01-82/4987 от 02.03.2021. На заинтересованное лицо возложена обязанность принять лесную декларацию по договору аренды лесного участка N 246 от 31.10.2008.
Не согласившись с вынесенным решением, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, прекратить производство по делу.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несогласие с выводами суда о незаконности действий заинтересованного лица, отмечая, что Министерство приняло решение об отказе в приеме лесной декларации на 2021 год, в связи с выявлением несоответствием декларации договору и проекту освоения лесов в части превышения объема спелых и перестойных лесных насаждений по хвойному хозяйству (ежегодный объем заготовки древесины). Ссылаясь на пункт 4 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, апеллянт обращает внимание, что в отчете об использовании лесов ИП Урусовой В.В. по состоянию на 10.01.2021 отсутствуют данные о фактической заготовке древесины задекларированных на 2020 год объемов сплошных рубок спелых и перестойных лесных насаждений по хвойному хозяйству, которые будут учтены в отчетном периоде на 2021 год, направленная для рассмотрения лесная декларация с объемом сплошных рубок по хвойному хозяйству в текущем году превысит установленный ежегодный объем. Также отмечает, что заявителю в связи с этим, был разъяснен п.3 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17.
Определением от 04.10.2021 судебное разбирательство отложено, сторонам предложено представить в материалы дела дополнительные пояснения и доказательства, включая лесную декларацию.
Определением от 21.10.2021 произведена замена в составе суда, судья Гуляева Е.И. заменена судьей Семеновым В.В.
В судебном заседании представить Министерства на доводах апелляционной жалобы настаивал, ходатайствовал о приобщении дополнительных доказательств, представитель заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, представил лесные декларации за два отчетных периода.
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв с целью ознакомления с представленными документами и представления пояснений по объемам заготовки, после перерыва судебное заседание продолжено, обеспечена явка представителей Министерства.
От заявителя поступил письменный отзыв на заявление, согласно которому заявитель полагает доводы апелляционной жалобы необоснованными, представлены лесные декларации за 2017-2019 г.г., заявлены возражения относительно принятия представленных Министерством дополнительных доказательств.
От заинтересованного лица поступили отчеты об использовании лесов за тот же период.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, ходатайствовал о приобщении дополнительных доказательств.
Дополнительно представленные сторонами доказательства приобщены к материалам дела в порядке ст. 268 АПК РФ, учитывая, что указанные доказательства представлены по требованию суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ИП Урусовой В.В. и Министерством природных ресурсов Свердловской области заключен договор аренды лесного участка N 246 от 31.10.2008, действующий в редакции дополнительного соглашения от 26.02.2018.
В соответствии с условиями указанного договора в пользование заинтересованным лицом передан лесной участок площадью 6366,0 га, расположенный по адресу Свердловская область, Тугулымский р-н, ГУ СО Тугулымское лесничество" Ертарское участковой лесничество, (урочище ТОО "Яровское") кварталы 1-38.
25.02.2021 ИП Урусовой В.В. направлена в адрес заинтересованного лица лесная декларация об использовании лесов на арендуемом лесном участке.
Письмом N 12-01-82/4987 от 02.03.2021 Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области отказало ИП Урусовой В.В. в принятии лесной декларации.
Полагая действия Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области незаконными, ИП Урусова В.В. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требований, суд исходил из того, что направленная в адрес заинтересованного лица лесная декларация предусматривала использование лесов в период с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года (то есть в течение 12 месяцев) и содержала сведения о заготовке древесины в объеме, не превышающем ежегодного объема, предусмотренного Приложением 3/2 к договору аренды лесного участка и Таблицей 6.4/2 "Общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины", приведенной в Проекте освоения лесов, при этом условиями договора аренды лесного участка не предусмотрено какое-либо календарное ограничение использования ежегодного объема древесины, арендатор вправе самостоятельно определять ежегодный срок начала и окончания использования лесов и осуществлять заготовку ежегодного объема заготовки древесины в течение любых календарных 12 месяцев по своему усмотрению, заявив об этом в соответствующей лесной декларации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 АПК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заготовка древесины является одним из видов использования лесов.
В силу частей 1, 8, 9 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом ее из леса, граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом, правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 1, 2 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов; ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Материалами дела подтверждается представление заявителем лесной декларации, которая предусматривала использование лесов в период с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года.
Отказ в принятии лесной декларации, изложенный в письме N 12-01-82/4987 от 02.03.2021 мотивирован заинтересованным лицом несоответствием лесной декларации в части объема сплошных рубок по хвойному хозяйству на 2021 год проекту освоения лесов и договору аренды лесного участка в части ежегодного объема заготовки древесины.
Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 539 (ред. от 18.01.2021) "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок).
В соответствии с п. 6 Порядка лесная декларация и приложения к ней подлежат регистрации в день поступления в уполномоченный орган. Уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, достоверности указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в уполномоченном органе и не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение о приеме лесной декларации или извещение об отказе в приеме лесной декларации.
Основанием для отказа в приеме лесной декларации является выявление несоответствия лесной декларации форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, недостоверности указанных в ней сведений (п.6.1. Порядка).
Как указано в п.п. 2, 3 Порядка, лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов и может быть продлен в случаях, установленных правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, установленными в соответствии с частью 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации. В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период. При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.
Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации.
В п. 4 Правил указано, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса контракта).
Согласно приложению N 3/2 к договору аренды лесного участка N 246 от 31.10.2008, действующему в редакции дополнительного соглашения от 26.02.2018, ежегодный объем использования лесов составляет 13934 куб.м, в том числе по хвойному хозяйству - 5052 куб.м. Аналогичные сведения приведены в проекте освоения лесов, таблица 6.4/2, разработанном в соответствии с ч. 2 ст. 88 Лесного кодекса РФ сроком на 9 лет до 31.12.2027.
В соответствии с представленной лесной декларацией заявителем на период использование лесов с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года запланирован объем заготовки древесины в размере 8252 куб.м., по хвойному хозяйству - 4228 куб.м.
Из пояснений представителя Министерства в судебном заседании и представленных дополнительно доказательств следует, что объем заготовки древесины подлежит определению в том числе с учетом сведений лесной декларации на период использование лесов с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года и отчетов об использовании лесов, согласно которым заявителем превышен допустимый в календарному году объем древесины, в частности по отчету об использовании лесов за 2019 год объем использования лесов по хвойному хозяйству составил 3934 куб.м (при общем 5649 куб.м), за 2020 год - 1873 куб.м (при общем 18052 куб.м), за период с января по сентябрь 2021 года - 5148 куб.м (при общем 11679 куб.м).
Поскольку лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов, лесная декларация должна соответствовать утвержденному Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 539 Порядку, содержать сведения об объеме использования лесов, видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, проектом освоения лесов на декларируемый период, представленная заявителем лесная декларация не соответствует приложению N 3/2 к договору аренды лесного участка N 246 от 31.10.2008, действующего в редакции дополнительного соглашения от 26.02.2018, проекту освоения лесов, таблица 6.4/2, в части превышения объема спелых и перестойных лесных насаждений по хвойному хозяйству (ежегодный объем заготовки древесины), Министерство, выявив указанное несоответствие, правомерно приняло решение об отказе в приеме лесной декларации на 2021 год.
Доводы заявителя по делу о том, что он вправе самостоятельно определять начало предполагаемого срока использования и, соответственно, срок действия лесной декларации, который не должен превышать 12 месяцев с даты начала использования лесов, судом признаются верными, между тем, не свидетельствуют о нарушении Министерством требований законодательства.
Учитывая положения ч. 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации, требования Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 к проекту освоения лесов и порядок его разработки, условия договора аренды о периодичности внесения арендной платы, требования проекта освоения лесов к мероприятиям по охране, защите и воспроизводству лесов, признается обоснованной позиция Министерства об определении объема изъятия древесины на календарный год. Иного из положений договора аренды лесного участка и проекта освоения лесов не следует.
Согласно п. 9 Правил заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам. Лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года по видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами) и хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному) при условии использования не менее 80 процентов установленного на текущий год объема изъятия древесины по соответствующему виду рубок (рубка спелых и перестойных лесных насаждений, рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, рубка ухода за лесами) и хозяйству (хвойному, мягколиственному, твердолиственному) по договору аренды лесного участка или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования). Дополнительный объем древесины предоставляется по тем видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами), хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному), по которым он был недоиспользован за предыдущие три года. Недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по соответствующему виду рубок и хозяйству по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год по соответствующему виду рубок и хозяйству. При этом суммарный объем заготовки древесины в лесничестве не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества.
Полагая объем заготовки древесины в календарном году не выбранным, лесопользователь вправе задекларировать оставшуюся часть объема рубок в рамках следующего декларируемого периода.
При названных обстоятельствах решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 июня 2021 года подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску относится на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 июня 2021 года по делу N А60-12170/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
О.Г. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-12170/2021
Истец: Урусова Виктория Викторовна
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ