Екатеринбург |
|
10 февраля 2022 г. |
Дело N А60-12170/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н. Г.,
судей Лазарева С. В., Татариновой И. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Урусовой Виктории Викторовны (далее - предприниматель Урусова В.В., заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2021 по делу N А60-12170/2021 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель предпринимателя Урусовой В.В. - Карабаналов В.В. (доверенность от 16.08.2019).
Предприниматель Урусова В.В. обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в приеме лесной декларации по договору аренды лесного участка N 246 от 31.10.2008, оформленного письмом от 02.03.2021 N12-01-82/4987, обязании заинтересованного лица принять лесную декларацию по договору аренды лесного участка от 31.10.2008 N 246.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.06.2021 заявление удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2021 решение суда оставлено отменено. В удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе предприниматель Урусова В.В., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Так, заявитель жалобы, ссылаясь на пункт 2 Порядка N 17, полагает, что арендатор вправе самостоятельно определять ежегодный срок начала и окончания использования лесов и осуществлять заготовку ежегодного объема заготовки древесины в течение любых 12 месяцев по своему усмотрению. Как отмечает предприниматель Урусова В.В., направленная в адрес Министерства лесная декларация предусматривала использование лесов в период с 01.04.2021 по 31.03.2022 и содержала сведения о заготовке древесины в объеме, не превышающем ежегодного объема, предусмотренного Приложением 2/3 к договору аренды и Таблицей 6.4/2 "Общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины". По мнению заявителя жалобы, указание в лесной декларации от 19.02.2020 сведений об использовании лесов в период с 01.04.2020 по 31.03.2021 не является основанием для отнесения объема древесины к объему расчетной лесосеки на 2021 год. Кроме того, предприниматель Урусова В.В. полагает, что апелляционным судом в материалы дела необоснованно приобщены дополнительные доказательства.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Проверив законность обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между предпринимателем Урусовой В.В. и Министерством заключен договор аренды лесного участка от 31.10.2008 N 246 (далее также - договор), действующий в редакции дополнительного соглашения от 26.02.2018.
В соответствии с условиями указанного договора в пользование заявителя заинтересованным лицом передан лесной участок площадью 6366,0 га, расположенный по адресу Свердловская обл., Тугулымский р-н, ГУ СО Тугулымское лесничество" Ертарское участковой лесничество, (урочище ТОО "Яровское") кварталы 1-38.
Предпринимателем Урусовой В.В. 25.02.2021 в адрес Министерства направлена лесная декларация об использовании лесов на арендуемом лесном участке.
Министерством в письме от 02.03.2021 N 12-01-82/4987 отказано в принятии лесной декларации.
Полагая данный отказ незаконным, предприниматель Урусова В.В. обратилась в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что лесной декларацией предусмотрено использование лесов в период с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года (то есть в течение 12 месяцев), в ней содержатся сведения о заготовке древесины в объеме, не превышающем ежегодного объема, предусмотренного Приложением 3/2 к договору аренды лесного участка и Таблицей 6.4/2 "Общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины", приведенной в Проекте освоения лесов. Судом отмечено, что условиями договора аренды лесного участка не предусмотрено какое-либо календарное ограничение использования ежегодного объема древесины, в связи с чем арендатор вправе самостоятельно определять ежегодный срок начала и окончания использования лесов и осуществлять заготовку ежегодного объема заготовки древесины в течение любых календарных 12 месяцев по своему усмотрению, заявив об этом в соответствующей лесной декларации.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины является одним из видов использования лесов.
В силу статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено названным Кодексом. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 названного Кодекса лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Из материалов дела следует, что предпринимателем Урусовой В.В. представлена лесная декларация, предусматривающая использование лесов в период с 01.04.2021 по 31.03.2022.
В обоснование оспариваемого отказа в ее принятии Министерством указано на несоответствием лесной декларации в части объема сплошных рубок по хвойному хозяйству на 2021 год проекту освоения лесов и договору аренды лесного участка в части ежегодного объема заготовки древесины.
Суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 539 (ред. от 18.01.2021) "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" (действующего на момент вынесения отказа), утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок).
На основании пункта 6 Порядка лесная декларация и приложения к ней подлежат регистрации в день поступления в уполномоченный орган. Уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, достоверности указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в уполномоченном органе и не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение о приеме лесной декларации или извещение об отказе в приеме лесной декларации.
Лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов и может быть продлен в случаях, установленных правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, установленными в соответствии с частью 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 Порядка в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
Согласно пункту 3 Порядка при использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.
Основанием для отказа в приеме лесной декларации является выявление несоответствия лесной декларации форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, недостоверности указанных в ней сведений (пункт 6.1 Порядка).
Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Правила).
В силу пункта 4 Правил заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса контракта).
Согласно пункту 9 Правил заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам. Лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие 3 года по видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами) и хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному) при условии использования не менее 80% установленного на текущий год объема изъятия древесины по соответствующему виду рубок (рубка спелых и перестойных лесных насаждений, рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, рубка ухода за лесами) и хозяйству (хвойному, мягколиственному, твердолиственному) по договору аренды лесного участка или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования). Дополнительный объем древесины предоставляется по тем видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами), хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному), по которым он был недоиспользован за предыдущие три года. Недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по соответствующему виду рубок и хозяйству по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год по соответствующему виду рубок и хозяйству. При этом суммарный объем заготовки древесины в лесничестве не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества.
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, полагая объем заготовки древесины в календарном году не выбранным, лесопользователь вправе задекларировать оставшуюся часть объема рубок в рамках следующего декларируемого периода.
Принимая во внимание приложение N 3/2 к договору аренды лесного участка N 246 от 31.10.2008, действующего в редакции дополнительного соглашения от 26.02.2018, проект освоения лесов таблица 6.4/2, апелляционный суд установил, что ежегодный объем использования лесов составляет 13 934 куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 5052 куб. м.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с представленной лесной декларацией заявителем на период использования лесов с 01.04.2021 по 31.03.2022 запланирован объем заготовки древесины в размере 8252 куб. м, по хвойному хозяйству - 4228 куб. м.
Министерством объем заготовки древесины определен, в том числе с учетом сведений лесной декларации на период использования лесов с с 01.04.2021 по 31.03.2022 и отчетов об использовании лесов.
Так, согласно отчету об использовании лесов за 2019 год объем использования лесов по хвойному хозяйству составил 3934 куб. м (при общем 5649 куб. м), за 2020 год - 1873 куб. м (при общем 18 052 куб. м), за период с января по сентябрь 2021 года - 5148 куб. м (при общем 11 679 куб. м).
Установив, что представленная заявителем лесная декларация не соответствует приложению N 3/2 к договору аренды лесного участка N 246 от 31.10.2008, действующего в редакции дополнительного соглашения от 26.02.2018, Проекту освоения лесов таблица 6.4/2 в части превышения объема спелых и перестойных лесных насаждений по хвойному хозяйству (ежегодный объем заготовки древесины), суд апелляционной инстанции сделал верный вывод о том, что отказ Министерства в приеме лесной декларации предпринимателя Урусовой В.В. на 2021 год является обоснованным
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда и отказал в удовлетворении заявления.
Оснований для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции не имеется. Фактические обстоятельства дела судом апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доказательств, опровергающих выводы суда, материалы дела не содержат (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылки заявителя на положения Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку данный Приказ утратил силу с 01.01.2021 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2020.
Доводы заявителя о том, что объем заготовки древесины, предусмотренный Приложением 2/3 к договору аренды и Таблицей 6.4/2 "Общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины", не превышен, отклоняется, поскольку опровергается материалами дела и направлен на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Довод предпринимателя Урусовой В.В. о необоснованном принятии судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств подлежит отклонению, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому мотивированное принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
При этом из постановления суда апелляционной инстанции следует, что дополнительные доказательства представлены в материалы дела по запросу суда, поскольку указанные документы имеют значение для вынесения правильного постановления по делу.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, также не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов суда, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судом по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
На основании пункта 12 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда об отказе в принятии искового заявления (заявления) или заявления о выдаче судебного приказа, о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, по делу об оспаривании решений третейского суда, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50 % размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для физических лиц уплачивается в размере 300 руб.
Соответственно, государственная пошлина за рассмотрение настоящей кассационной жалобы составляет 150 руб.
Поскольку предпринимателем Урусовой В.В. при подаче кассационной жалобы по чек-ордеру от 16.11.2021 уплачено 3000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 850 руб. подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2021 по делу N А60-12170/2021 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Урусовой Виктории Викторовны - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Урусовой Виктории Викторовне из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную по чек-ордеру от 16.11.2021, в размере 2850 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 4 Правил заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса контракта).
...
Ссылки заявителя на положения Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку данный Приказ утратил силу с 01.01.2021 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2020.
...
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 февраля 2022 г. N Ф09-10081/21 по делу N А60-12170/2021