г. Воронеж |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N А48-9898/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Сурненкова А.А.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шацких Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО-Орловский энергосбыт": Протасенко Е.М., представителя по доверенности N 22 от 01.01.2021, паспорт РФ;
от муниципального казенного учреждения "Центр культурного и библиотечного обслуживания населения Шаховского сельского поселения": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от администрации Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в Тульской, Рязанской и Орловской областях: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области апелляционную жалобу администрации Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 16.06.2021 по делу N А48-9898/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО-Орловский энергосбыт" (ОГРН 1115742001682, ИНН 5754020600) к муниципальному казенному учреждению "Центр культурного и библиотечного обслуживания населения Шаховского сельского поселения" (ОГРН 1135748000178, ИНН 5714006159), администрации Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области (ОГРН 1025701256899, ИНН 5714004560), при участии третьего лица: межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в Тульской, Рязанской и Орловской областях (ОГРН 1097154014154, ИНН 7106510491), о взыскании задолженности по договору энергоснабжения в размере 5 512 руб. 70 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" (далее - ООО "Орловский энергосбыт", истец) обратилось (с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ и привлечения соответчика в порядке ст. 46 АПК РФ определением от 16.02.2021) в арбитражный суд с иском к муниципальному казенному учреждению "Центр культурного и библиотечного обслуживания населения Шаховского сельского поселения" (далее - МКУ "Центр культурного и библиотечного обслуживания населения Шаховского сельского поселения", ответчик) о взыскании основного долга за электрическую энергию за период с февраля по июнь 2020 года в размере 5 512 руб. 70 коп., а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств в порядке субсидиарной ответственности с администрации Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области (далее - администрация Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области, ответчик).
Определением арбитражного суда от 23.11.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями главы 29 АПК РФ.
Определением от 18.01.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 16.06.2021 исковые требования ООО "Орловский энергосбыт" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, администрация Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители МКУ "Центр культурного и библиотечного обслуживания населения Шаховского сельского поселения", администрации Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области, межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее - МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, третье лицо) не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Представитель ООО "Орловский энергосбыт" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений ООО "Орловский энергосбыт" и отзыва МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях на апелляционную жалобу, заслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27.12.2019 между ООО "Орловский энергосбыт" (гарантирующий поставщик) и МКУ "Центр культурного и библиотечного обслуживания населения Шаховского сельского поселения" (абонент) заключен контракт энергоснабжения N 57060092000545, по условиям которого (п. 2.1) гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) абоненту, а также через привлечение третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а абонент обязался оплачивать приобретаемую электроэнергию (мощность), а также оказанные услуги на условиях, определенных договором.
Гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу абоненту электрической энергии (мощности) в объеме, заявленном абонентом (приложение N 1), в точках поставки, указанных в приложении N 4 к договору (п. 2.1.1 контракта).
Согласно п.п. 2.3.30, 2.3.31 контракта абонент обязался ежемесячно, до 15 числа месяца получать у гарантирующего поставщика акт приема-передачи и счет-фактуру за прошедший месяц, а также иные платежные документы по исполнению договора, и возвращать в адрес гарантирующего поставщика подписанный со своей стороны экземпляр акта приема-передачи (иного документа) об исполнении договора в срок не позднее 10 календарных дней с момента получения. Если по истечении указанного срока экземпляр акта приема-передачи (иного документа) об исполнении договора, либо мотивированные возражения к нему в адрес гарантирующего поставщика не поступили, обязательства гарантирующего поставщика считаются исполненными и принятыми абонентом.
В соответствии с п. 4.1 контракта расчетным периодом является один месяц.
В силу п. 4.4 контракта абонент обязан оплатить электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику по свободным (нерегулируемым) ценам в следующем порядке: - 30% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца; - 40% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца; - стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется плата, за вычетом средств, внесенных абонентом в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Срок действия контракта установлен сторонами до 31.12.2020 (п. 7.1).
Согласно приложению N 4 к контракту энергоснабжения N 57060092000545 от 27.12.2019 предусмотрена поставка электроэнергии до следующих объектов (точек поставки): 1) клуб, Орловская обл., Кромской р-он, д. Лысовка, 2) библиотека Ульяновка, Орловская обл., Кромской р-он, д. Ульяновка, 3) сельский клуб, Орловская обл., Кромской р-он, с. Шахово, ул. Победы, д. 1.
В период с февраля по июнь 2020 года ООО "Орловский энергосбыт" осуществило продажу электрической энергии абоненту, что подтверждается ведомостями электропотребления, подписанными гарантирующим поставщиком и абонентом, а также актами приема-передачи электрической энергии (мощности).
МКУ "Центр культурного и библиотечного обслуживания населения Шаховского сельского поселения" произвело частичную оплату за электроэнергию в сумме 1 283 руб. 48 коп., в связи с чем у него образовалась задолженность перед истцом, которая по расчетам ООО "Орловский энергосбыт" составляет 5 512 руб. 70 коп.
Претензия гарантирующего поставщика от 14.08.2020 с требованием об оплате долга за электрическую энергию оставлена абонентом без удовлетворения.
Ссылаясь на то обстоятельство, что стоимость поставленного ресурса за период с февраля по июнь 2020 года МКУ "Центр культурного и библиотечного обслуживания населения Шаховского сельского поселения" в полном объеме не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом принятых уточнений исковых требований и привлечения соответчика).
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования ООО "Орловский энергосбыт" подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В п. 1 ст. 544 ГК РФ закреплено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п. 1 ст. 290 ГК РФ и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 64 от 23.07.2009 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" указано, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме, оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Как следует из материалов дела, предметом заявленных исковых требований является, в том числе задолженность МКУ "Центр культурного и библиотечного обслуживания населения Шаховского сельского поселения" по оплате электрической энергии, поставленной истцом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома по адресу: Орловская обл., Кромской р-он, с. Шахово, ул. Победы, д. 1, в котором находится нежилое помещение ответчика (сельский клуб).
Ответчики оспаривали факт наличия у МКУ "Центр культурного и библиотечного обслуживания населения Шаховского сельского поселения" обязанности по оплате электроэнергии, поставленной истцом в целях содержания общего имущества указанного многоквартирного дома, ссылаясь на то обстоятельство, что все здание, в котором установлен общедомовой прибор учета в настоящее время имеет статус "нежилое".
Исследовав представленные в материалы дела документы, суд первой инстанции установил следующее.
Согласно сведениям из ЕГРН по состоянию на 20.02.2014 здание клуба-столовой, площадью 752,6 кв.м, этажность: 2, расположенное по адресу: Орловская обл., Кромской р-он, с. Шахово, принадлежало на праве собственности Российской Федерации с 05.10.2006.
Постановлением Шаховского сельского Совета народных депутатов от 17.01.2007 N 7-2с/с безвозмездно в муниципальную собственность Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области приняты объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, в том числе здание клуба-столовой площадью 752,6 кв.м, расположенное по адресу: Орловская область, Кромской р-он, с. Шахово. По мнению Прокуратуры Орловской области данный нормативный акт издан с превышением полномочий органа местного самоуправления и противоречит нормам действующего законодательства, о чем внесен протест от 27.07.2017.
Постановлением администрации Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области от 31.03.2010 N 30 ведомственные общежития, находящиеся на балансе Шаховского сельского поселения, в том числе общежитие по адресу: Орловская обл., Кромской р-он, Шаховское сельское поселение, с. Шахово, ул. Победы, д. 1, переведены в жилые дома квартирного типа.
Постановлением администрации Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области от 20.09.2013 N 74 зданию клуба-столовой с кадастровым номером 57:09:0160101:545 присвоен порядковый номер 1.
Актом об осуществлении технологического присоединения от 10.12.2019, подписанным ПАО "МРСК Центра" (сетевая организация) и Главой администрации Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области, подтверждается факт осуществления технологического присоединения объекта электроэнергетики - многоквартирного жилого дома N 1 по адресу: Кромской р-он, с. Шахово, ул. Победы, д. 1. В акте описана точки присоединения: ввод в здание, внутренняя электропроводка и электрооборудование, прибор учета от опоры 7-1 (т. 2, л.д. 14).
Как следует из комиссионного акта технического осмотра здания от 19.05.2021, составленного с участием истца и ответчиков, здание клуба-столовой по адресу: Орловская обл., Кромской р-он, с. Шахово, ул. Победы, д. 1, имеет два этажа: на первом этаже расположены помещения АО "Почта России", МКУ "Центр культурного и библиотечного обслуживания населения Шаховского сельского поселения" (сельский клуб), МКП "Коммунальные системы"; на втором этаже расположены помещения, в которых проживают граждане. Здание подключено к сетям электроснабжения согласно следующей схеме: - от опоры N 12 присоединен ввод N 1 на фасаде здания - общедомовой прибор учета, к которому подключены помещения, предназначенные для проживания граждан; - от опоры N 7-1 присоединен ввод N 2 на левом торце здания, от которого осуществляется подача электроэнергии АО "Почта России", МКУ "Центр культурного и библиотечного обслуживания населения Шаховского сельского поселения", в помещениях установлены индивидуальные приборы учета.
В письме филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Орловской области от 31.03.2021 N 1492/21 указано, что в ЕГРН имеются сведения об объекте недвижимости (здание) с кадастровым номером 57:09:0160101:545, площадью 752,6 кв.м, назначение - нежилое, наименование - "здание клуба-столовой", по адресу: Орловская обл., Кромской р-он, с. Шахово. Согласно техническому паспорту объект недвижимости с кадастровым номером 57:09:0160101:545 является отдельно стоящим зданием.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что нежилое помещение сельского клуба расположено в здании по адресу: Орловская обл., Кромской р-он, с. Шахово, ул. Победы, д. 1, которое по своим характеристикам и целям использования отвечает признакам многоквартирного жилого дома, определенным в п.п. 5, 6 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Данное обстоятельство также было установлено Арбитражным судом Орловской области в рамках дела N А48-2243/2015 по иску ООО "Орловский энергосбыт" к МКУ "Центр культурного и библиотечного обслуживания населения Шаховского сельского поселения" о взыскании задолженности за электрическую энергию за периоды апрель - декабрь 2014 года и январь - февраль 2015 года.
Согласно представленным в материалы дела фотографиям и техническому паспорту спорное помещение клуба находится на первом этаже многоквартирного дома, его границы полностью совпадают с очертанием дома, то есть помещение является встроенным и, следовательно, обладает единым фундаментом с многоквартирным домом, стенами, крышей, общим архитектурным обликом. Фактический адрес помещения клуба: Орловская обл., Кромской р-он, с. Шахово, ул. Победы д. 1, совпадает с адресом жилого многоквартирного дома.
Нежилое помещение клуба площадью 752,6 кв.м, назначение - нежилое, наименование - "здание клуба-столовой", по адресу: Орловская обл., Кромской р-он, с. Шахово, ул. Победы, д. 1, имеет отдельный вход и оборудовано индивидуальным прибором учета электроэнергии.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, обязанность по оплате электроэнергии на содержание общего имущества многоквартирного дома возникает у собственника встроенного нежилого помещения с момента возникновения права собственности на него, независимо от наличия у последнего отдельного собственного входа в нежилое помещение и фактического потребления/непотребления услуг по электроснабжению мест общего пользования, наличия отдельного технического подключения, минуя внутридомовые электрические сети.
В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по отдельным договорам с ресурсоснабжающей организацией такой собственник обязан вносить плату за коммунальные услуги, предоставленные на содержание общего имущества многоквартирного дома, а также предоставлять информацию о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам.
Существенным обстоятельством, имеющим правовое значение для возникновения обязанности несения расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по оплате коммунальных услуг, потребленных в местах общего пользования, является факт расположения нежилого помещения в многоквартирном жилом доме.
В данном случае доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что нежилое помещение клуба является полностью обособленным (изолированным) и может существовать отдельно от жилого дома, в материалы дела не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления.
В соответствии с п. 44 Правил N 354 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В силу п. 18 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, владельцы жилых и нежилых помещений многоквартирного дома обязаны пропорционально занимаемой площади оплачивать электроэнергию, используемую на общедомовые нужды.
Проверив представленный истцом расчет задолженности, арбитражный суд области правильно признал его верным.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование ООО "Орловский энергосбыт" к МКУ "Центр культурного и библиотечного обслуживания населения Шаховского сельского поселения" о взыскании задолженности по оплате электрической энергии за период с февраля по июнь 2020 года в размере 5 512 руб. 70 коп.
Возлагая субсидиарную ответственность на администрацию Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, арбитражный суд области правильно исходил из следующего.
В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Пунктом 4 ст. 123.22 ГК РФ установлено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п. 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК РФ).
Статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 21 БК РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
На основании п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
В соответствии со ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Как разъяснено в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в ст. 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном ст.ст. 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона. Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (п. 1, подп. 8 п. 3 ст. 50, п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, п.п. 8, 9 ст. 161 БК РФ).
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161, п. 10 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 БК РФ). Кредитор вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
Судом первой инстанции установлено, что главным распорядителем бюджетных средств Шаховского сельского поселения является администрация Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области.
Таким образом, арбитражный суд области правильно взыскал задолженность за потребленную электрическую энергию с МКУ "Центр культурного и библиотечного обслуживания населения Шаховского сельского поселения", а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с администрации Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области в порядке субсидиарной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы администрации Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области не опровергают выводов суда первой инстанции и подлежат отклонению как несостоятельные.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Администрация Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области освобождена от оплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 16.06.2021 по делу N А48-9898/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
А.А. Сурненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-9898/2020
Истец: ООО "ОРЛОВСКИЙ ЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: Администрация Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР КУЛЬТУРНОГО И БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ШАХОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ"
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловских областях