город Омск |
|
22 октября 2021 г. |
Дело N А75-5555/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10549/2021) Администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.07.2021 по делу N А75-5555/2021 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению Администрации города Сургута к государственному регистратору прав дополнительного офиса межмуниципального отдела по городу Урай и Кондинскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Бушминской Светлане Михайловне, при участии в деле заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, дополнительного офиса межмуниципального отдела по городу Урай и Кондинскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, третьего лица - акционерного общества "Россети Тюмень", о признании незаконным действий по отказу в государственной регистрации дополнительного соглашения от 03.09.2020 к договору аренды земельного участка от 31.12.2010 N1163, выраженные в уведомлении от 16.02.2021 N КУВД-001/2020-22625200/2; об обязании осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения от 03.09.2020 к договору аренды земельного участка от 31.12.2010 N1163,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Россети Тюмень" - Колесника Вячеслава Геннадьевича по доверенности от 25.09.2020 N 86АА 2799636 сроком действия по 17.08.2022, диплом от 03.07.1997 N 1475; паспорт серии 6720 N 942322 выдан 19.11.2020;
УСТАНОВИЛ:
администрация города Сургута (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к государственному регистратору прав дополнительного офиса межмуниципального отдела по городу Урай и Кондинскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре Бушминской Светлане Михайловне (далее - регистратор) о признании незаконным действий по отказу в государственной регистрации дополнительного соглашения от 03.09.2020 к договору аренды земельного участка от 31.12.2010 N 1163, выраженных в уведомлении от 16.02.2021 N КУВД- 001/2020-22625200/2; об обязании осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения от 03.09.2020 к договору аренды земельного участка от 31.12.2010 N 1163.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росреестра), дополнительный офис межмуниципального отдела по городу Урай и Кондинскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, в качестве третьего лица привлечено акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - АО "Россети Тюмень").
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.07.2021 по делу N А75-5555/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что в отношении образованного земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101000:8262, право аренды у АО "Россети Тюмень" сохранено, заключение дополнительного соглашения и представление его в орган регистрации прав с соответствующим заявлением обосновано и соответствует действующему законодательству.
В письменном отзыве АО "Россети Тюмень" поддержало правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе Администрации.
Управлением Росреестра по ХМАО - Югре представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, а также изложено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
В судебном заседании представитель АО "Россети Тюмень" поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил удовлетворить апелляционную жалобу Администрации.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав представителя АО "Россети Тюмень", установил следующие обстоятельства.
В соответствии с договором аренды земельного участка от 31.12.2010 N 1163 (далее - договор) администрация города Сургута передала в аренду АО "Россети Тюмень" земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101000:601, площадью 58 кв. м, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, в поселке Кедровый (далее - участок).
Срок аренды по договору установлен с 27.06.2002 по 26.06.2051 (пункт 1.5).
Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра.
В соответствии с распоряжением Администрации от 07.11.2019 N 2337 вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101000:601 разделен на земельные участки:
- с кадастровым номером 86:10:0101000:8262 площадью 55 кв. м;
- с кадастровым номером 86:10:0101000:8263 площадью 4 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101000:8263 площадью 4 кв. м - по результатам комиссионного натурного осмотра от 23.06.2020 возвращен администрации, что подтверждается актом N 12/20.
03.09.2020 между сторонами заключено дополнительное соглашение к договору аренды 31.12.2010 N 1163 согласно которому стороны договорились внести изменения в предмет договора, изменив площадь арендуемого участка на 55 кв. м, кадастровый номер участка на 86:10:0101000:8262.
Администрация, руководствуясь статьей 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), обратилась в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 03.09.2020 к договору.
Уведомлением от 16.11.2020 N КУВД 001-/2020-22625200/1 государственная регистрация приостановлена, заявителю предложено устранить препятствия для регистрации.
Уведомлением от 16.02.2021 N КУВД-001/2020-22625200/2 в государственной регистрации дополнительного соглашения отказано.
В Уведомлении государственный регистратор разъяснил, что при разделе земельных участков:
- в отношении образованных земельных участков сведения об ограничениях прав (аренда) не переносятся, при этом арендатор исходного земельного участка имеет право на заключение договора аренды в отношении образованных земельных участков на тех же условиях, что были указаны в договоре в отношении исходного участка, новый договор может быть представлен в орган государственной регистрации прав с соответствующим заявлением;
- в отношении измененного земельного участка сведения об ограничениях (обременениях) прав (в т.ч. аренда) сохраняются, при этом арендатор в последствии может заключить с арендодателем и представить в орган регистрации прав с соответствующим заявлением дополнительное соглашение к договору, которым будут уточнены площадь земельного участка и, соответственно, размер арендной платы, либо новый договор, заключенный на прежних условиях (в этом случае одновременно с государственной регистрацией нового договора аренды производится погашение записи о государственной регистрации ранее заключенного договора.
Представленным дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка стороны внесли изменения в предмет договора аренды земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101000:601, который был преобразован путем раздела, что недопустимо в соответствии с действующим законодательством.
Полагая, что отказ в государственной регистрации дополнительного соглашения является незаконным и нарушает права и законные интересы, Администрации обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решение от 22.07.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно части 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
Частью 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ установлено, что единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); 2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); 3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); 4) реестровых дел; 5) кадастровых карт; 6) книг учета документов.
Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (пункт 4 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 3 частью 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав содержатся в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
Пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ установлено, что осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.
В статье 27 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Закона.
В статье 41 Закона о регистрации предусмотрены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объектов недвижимости.
Согласно части 1 статьи 41 Федерального закона N 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
В силу части 2 статьи 41 Федерального закона N 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (часть 3 статьи 41 Закона N 218-ФЗ).
В части 10 статьи 41 Закона N 218-ФЗ установлено, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образуемые в результате объединения объектов недвижимости или перераспределения объектов недвижимости, находящихся в собственности одного лица, раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, выдела земельного участка в счет земельной доли на основании решения собственника земельной доли является соответствующее заявление такого лица о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также документы, перечисленные в части 8 настоящей статьи.
Статья 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определяет в качестве объекта земельных правоотношений земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю, который является недвижимой 8 вещью, представляющей собой часть земной поверхности и имеющей характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Такую определенность земельному участку придает кадастровый учёт.
Частью 1 статьи 11.2 ЗК РФ определено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При этом, в силу нормы части 6 статьи 11.4 ЗК РФ, при разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности.
В рассматриваемом случае распоряжением от 07.11.2019 N 2337 земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101000:601 разделен на земельные участки: площадью 55 кв.м - участок с кадастровым номером 86:10:0101000:8262; площадью 4 кв.м - участок с кадастровым номером 86:10:0101000:8263.
Присвоение новых кадастровых номеров каждому из образованных земельных участков свидетельствует о том, что исходный земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101000:601 как объект земельных правоотношений фактически прекратил своё существование и при регистрации вещных прав на все образуемые право на исходный объект подлежит прекращению юридически в государственном реестре недвижимости.
Поскольку образование земельных участков с кадастровым номером 86:10:0101000:8262 и кадастровым номером 86:10:0101000:8263. осуществлялось без одновременной государственной регистрации прав на них, исходный земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101000:601 прекратил свое существование и не был снят с кадастрового учета, то снятие исходного земельного участка с государственного кадастрового учета и государственная регистрация погашения договора аренды в отношении исходного участка возможна лишь при одновременной государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участка.
В случае, если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета новых земельных участков с кадастровыми номерами 86:10:0101000:8262, 86:10:0101000:8263 в отношении этих участков не будут зарегистрированы права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, либо права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав обязан снять вновь образованные земельные участки с государственного кадастрового учета в соответствии с частью 15 статьи 41 Закона 218-ФЗ.
Учитывая, что Администрация обратилась с заявлением о государственной регистрацией дополнительного соглашения от 03.09.2020 к договору аренды земельного участка от 31.12.2010 N 1163 в отношении исходного земельного участка, и согласно условиям дополнительного соглашения, стороны (Администрация и АО "Россети Тюмень" Сургутские электрические сети) пришли к соглашению об уменьшении площади исходного земельного участка до 55 кв. м и изменении кадастрового номера исходного земельного участка, государственный регистратор обоснованно указал на необходимость представления для государственной регистрации нового договора аренды на образованный земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101000:8262, в результате чего в государственном реестре недвижимости будет внесена запись о прекращении существования исходного объекта (пункт 2 статьи 11.2 ЗК РФ).
Доводы заявителя и третьего лица о том, что исходный земельный участок сохранён в измененных границах, что позволяет ему внести изменения в предмет договора аренды путем подписания дополнительного соглашения, являются ошибочными и не основаны на нормах земельного законодательства и Закона о государственной регистрации.
Вопреки доводам жалобы, сохранение права арендатора на все образованные при разделе земельные участки не является основанием для внесения в реестр сведений о правах на вновь образованный объект права путем заключения дополнительного соглашения в договор аренды исходного объекта, который в рассматриваемом случае не сохранился.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных Администрацией требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Администрация при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платила и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.07.2021 по делу N А75-5555/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-5555/2021
Истец: Администрация г. Сургута
Ответчик: Государственный регистратор прав дополнительного офисы межмуниципального отдела по г.Ураю и Кондинскому району УФРС по ХМАО-Югре Бушминская Светлана Михайловна, Росреестр по г.Ураю и Кондинскому району
Третье лицо: АО "РОССЕТИ ТЮМЕНЬ", РОСРЕЕСТР, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре