г. Москва |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N А40-90983/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Саморегулируемой межрегиональной ассоциации оценщиков
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.08.2021 по делу N А40-90983/21
по заявлению Саморегулируемой межрегиональной ассоциации оценщиков
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии
третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
об оспаривании предписания,
при участии:
от заявителя: |
Суслова С.В. по дов. от 17.05.2021; |
от ответчика: |
Абушинова Б.В. по дов. от 11.05.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ОЦЕНЩИКОВ (далее - заявитель, СМАО) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании предписания Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - заинтересованное лицо, Росреестр) от 16.03.2021 N 07-1899-МС/21.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.08.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представитель заинтересованного лица поддержал оспариваемый судебный акт, против доводов жалобы возражал.
Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, приходит к следующим выводам.
В силу ст. ст. 19, 24.5 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об оценочной деятельности), подпунктом 5.1.8 пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1202 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций", Росреестр осуществляет государственный надзор за исполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований Федерального закона об оценочной деятельности.
Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков осуществляется в том числе путем проведения плановых проверок.
В случае выявления нарушения требований, установленных частью третьей статьи 22 Федерального закона об оценочной деятельности, уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.
В случае выявления иных нарушений уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, направляет в саморегулируемую организацию оценщиков предписание об устранении в разумные сроки выявленных нарушений (части шестая и седьмая статьи 24.5 Федерального закона об оценочной деятельности).
Как следует из материалов дела, Росреестром с учетом требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", приказом Минэкономразвития России от 29.04.2011 N 203 "Об утверждении Порядка осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков" в период с 18 по 29 января 2021 года проведена плановая выездная проверка Саморегулируемой межрегиональной ассоциации оценщиков.
При этом, предметом плановой выездной проверки в соответствии с пунктом 4 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1202, в том числе являлась проверка соблюдения Ассоциацией требований установленных Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", другими федеральными законами, устанавливающими требования к деятельности саморегулируемых организаций, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в установленной сфере деятельности саморегулируемых организаций, в том числе: осуществления саморегулируемой организацией контроля за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований, установленных федеральным законом, регулирующим соответствующий вид профессиональной деятельности, иными федеральными законами, стандартами и правилами саморегулируемой организации, а также применения мер дисциплинарного воздействия; рассмотрения жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о нарушении ее членами требований, установленных федеральным законом, регулирующим соответствующий вид профессиональной деятельности, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в случае если такое требование предусмотрено федеральным законом), стандартами и правилами саморегулируемой организации в том числе в случаях, установленных федеральными законами, федеральными стандартами.
Порядок проведения саморегулируемой организацией оценщиков контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации оценщиков требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики установлен: Федеральным законом об оценочной деятельности (статьи 24.3, 24.4); до 01.01.2021 Требованиями к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 989 (далее - Требования N 1); с 01.01.2021 Требованиями к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики", утвержденными приказом Минэкономразвития России от 29.10.2020 N 718 (далее - Требования N 2).
Согласно ч. 14 статьи 24.3 Федерального закона об оценочной деятельности общий срок рассмотрения жалобы с даты ее поступления в саморегулируемую организацию оценщиков до даты принятия решения дисциплинарным комитетом не может превышать шестьдесят дней. Аналогичное требование закреплено в пункте 3.13 Требований N 1 и в пункте 15 Требований N 2.
В соответствии с пунктом 8.2 Требований N 1 и пунктом 66 Требований N 2 дисциплинарный комитет саморегулируемой организации оценщиков вправе принять решение об отложении рассмотрения дисциплинарным комитетом дела о применении мер дисциплинарного воздействия.
Вместе с тем решение об отложении рассмотрения дисциплинарным комитетом дела о применении мер дисциплинарного воздействия не является окончательным решением по итогам рассмотрения жалобы.
Указанным решением продлевается срок рассмотрения жалобы, который не может превышать срок, установленный частью четырнадцатой статьи 24.3 Федерального закона об оценочной деятельности, пунктом 3.13 Требований N 1 и пунктом 15 Требований N 2.
При этом ни Федеральный закон об оценочной деятельности, ни Требования N 1 и Требования N 2 не содержат положений, позволяющих саморегулируемой организации оценщиков выходить за шестидесятидневный срок рассмотрения жалобы и принятия по ней решения в связи с принятием дисциплинарным комитетом решения об отложении рассмотрения дела о применении мер дисциплинарного воздействия.
Федеральный закон об оценочной деятельности, Требования N 1 и Требования N 2 также не определяют срок, на который дисциплинарный комитет вправе отложить рассмотрение дисциплинарным комитетом дела о применении мер дисциплинарного воздействия.
Указанные нормативные правовые акты определяют временные рамки окончательного рассмотрения жалобы и принятия по ней решения дисциплинарным комитетом.
Установление возможности продления срока принятия дисциплинарным комитетом решения без установления указанных временных рамок породило бы правовую неопределенность в вопросе, касающемся срока рассмотрения жалоб, что создало бы угрозу нарушения прав потребителей оценочных услуг.
Из материалов дела следует, что учитывая выявленные в ходе проведения плановой выездной проверки в деятельности Ассоциации нарушения общего срока рассмотрения жалоб, установленного частью 14 статьи 24.3 Федерального закона об оценочной деятельности, а также тот факт, что данные нарушения являлись неустранимыми на дату проведения проверки, Росреестром Ассоциации направлено предписание от 16.03.2021 N 07-1899-МС/21 о принятии мер по соблюдению в дальнейшей детальности указанного требования.
Росреестр при вынесении обозначенного предписания, указав Ассоциации на выполнение в дальнейшей деятельности обязанности по осуществлению контроля, исходил из требований, предусмотренных частью второй статьи 22.2, частями первой и пятой статьи 24.3 Федерального закона об оценочной деятельности, поскольку осуществление контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики является одной из функций и обязанностей саморегулируемых организаций оценщиков, установленных Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом целью вынесения предписания является недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности саморегулируемой организации оценщиков и выполнение впредь обязанности по осуществлению контроля деятельности своих членов в установленный Федеральным законом об оценочной деятельности срок.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, предписание Росреестра от 16.03.2021 N 07-1899-МС/21 вынесено на законных основаниях и в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере оценочной деятельности.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.08.2021 по делу N А40-90983/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-90983/2021
Истец: САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ОЦЕНЩИКОВ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ