город Москва |
|
21 октября 2021 г. |
дело N А40-65359/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21.10.2021.
Полный текст постановления изготовлен 21.10.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2021
по делу N А40-65359/21,
по исковому заявлению ООО "Торговый комплекс "Водный" (ИНН: 7714907510)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
третье лицо: АО "Теремок-Инвест" (ИНН: 7734506918)
о признании незаконным уведомления;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Власов Д.Е. по доверенности от 05.05.2021, Мацота Н.Э. по доверенности от 11.01.2021;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2021 признано незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве о возврате документов без рассмотрения, представленных на государственную регистрацию от 11.03.2021 N MFC-0558/2021-338689; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия к рассмотрению по существу заявления ООО "Торговый комплекс "Аодный" о государственной регистрации дополнительного соглашения N 10 от 31.08.2020 к договору аренды от 09.11.2015 N 21/2014/1-V.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, регистрирующий орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представители ООО "Торговый комплекс "Водный" и третьего лица - АО "Теремок-Инвест" в судебное заседание не явились, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что возвращая заявление и документы для государственной регистрации объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0001025:1583, расположенного по адресу: Москва, Головинское шоссе, дом 5, стр. 1 без рассмотрения, регистрирующим органом указано на то, что в материалах регистрационного дела отсутствует платежный документ об уплате государственной пошлины в размере 22.000 руб. со ссылкой на п. 3 ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", подп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении 5 дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
В обоснование возврата документов регистрирующим органом указано на то, что в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате государственной пошлины в размере, установленном подп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации - 22.000 руб. и отсутствуют документы об уплате государственной пошлины в указанном размере.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции руководствовался подп. 22, 27 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до внесения в них изменений Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ.
Согласно подп. 22 п. 1 ст. 333.33 названного Кодекса государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества для организаций в размере 22.000 руб.
Подпунктом 27 п. 1 ст. 333.33 Кодекса ранее было предусмотрено, что за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРН), за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подп. 32 настоящего пункта, государственная пошлина для организаций составляет 1.000 руб.
Согласно п. 95 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, сведения о размере арендной платы (цене сделки) вносятся в существующую запись о сделке (государственной регистрации договора аренды).
Согласно п. 97 приказа N 943 при изменении договора аренды на основании соглашения сторон договора в реестр прав на недвижимость вносятся: запись о сделке - государственной регистрации соглашения; изменения в существующие записи о сделке - государственной регистрации договора аренды; запись об ограничении (обременении) государственной регистрации ограничения права и обременения объекта недвижимости арендой, в случае если условия соглашения об изменении договора аренды приводят к изменению существующих записей о сделке и об ограничении (обременении).
Руководствуясь п. п. 95, 97 приказа N 943, суд первой инстанции пришел к выводу, что регистрация дополнительного соглашения производится внесением изменений в существующую запись о сделке - государственной регистрации договора аренды. По мнению суда, исходя из условий дополнительного соглашения, изменяются лишь сведения о размере арендной платы, согласованные в ранее зарегистрированном договоре аренды недвижимого имущества, а заключение дополнительного соглашения не требует государственной регистрации сделки в отношении объекта недвижимости.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Положениями Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения, которые направлены на приведение отдельных положений главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы уплаты государственной пошлины, в соответствие с Законом о государственной регистрации недвижимости и вступили в силу с 01.01.2020.
В частности, внесены изменения в подп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым государственная пошлина в размере 22.000 руб. уплачивается организациями не только за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, но и за государственную регистрацию сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом. Аналогичные изменения внесены в подп. 25 п. 1 ст. 333.33 Кодекса применительно к государственной регистрации сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.
Подпункт 27 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации изложен в новой редакции, из которой следует, что за внесение изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости о правах, об ограничениях прав и обременениях недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подп. 28.1 названного пункта, государственная пошлина уплачивается организациями в размере 1.000 руб.
В силу ч. 6 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Частью 1 ст. 9 названного Закона установлено, что в реестр прав на недвижимость, входящий в состав Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации. Сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации (п. п. 1, 2 ст. 164 ГК РФ).
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (п. 1 ст. 452 ГК РФ).
Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено Законом (п. 2 ст. 609 ГК РФ).
Из приведенных положений следует, что при государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды недвижимого имущества применяется порядок, предусмотренный для государственной регистрации этого договора.
Таким образом, государственной регистрации подлежит дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого имущества, как не содержащее условий, влекущих внесение изменений в записи ЕГРН, так и содержащее такие условия.
В силу п. 3 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации данное соглашение считается заключенным с момента его государственной регистрации.
Указанный вывод подтверждается положениями п. 97 Порядка N 943, из которых следует, что при изменении договора аренды на основании соглашения сторон договора в реестр прав на недвижимость вносятся, в том числе запись о сделке - государственной регистрации такого соглашения, а также изменения в существующие запись о сделке - государственной регистрации договора аренды, запись об ограничении (обременении) - государственной регистрации ограничения права и обременения объекта недвижимости арендой в случае, если условия соглашения об изменении договора аренды приводят к изменению существующих записей о сделке и об ограничении (обременении).
Статьей 17 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам, относит к элементам обложения государственной пошлиной наличие обращения соответствующих лиц за совершением в их отношении юридически значимых действий к уполномоченным на то органам публичной власти и должностным лицам (п. 1 ст. 333.16 НК РФ), основания взимания - совершение предусмотренных законом юридически значимых действий (п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 333.16 НК РФ), срок уплаты государственной пошлины, которая, по общему правилу, определяется как предварительный платеж (п. 1 ст. 333.18 НК РФ).
Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий установлены ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 данной статьи за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подп. 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 названного пункта, организациями - 22.000 руб. (подп. 22); за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, сделок с такими земельными участками, если данные сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, государственная пошлина подлежит уплате в размере 350 руб. (подп. 25); за внесение изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости о правах, об ограничениях прав и обременениях недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подп. 28.1 указанного пункта, государственная пошлина установлена в размере 350 руб. для физических лиц и 1.000 руб. для организаций (подп. 27).
Поскольку дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого имущества исходя из норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о государственной регистрации недвижимости является сделкой, подлежащей государственной регистрации, за государственную регистрацию такого дополнительного соглашения уплачивается государственная пошлина в размере, установленном подп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (решение Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2021 N АКПИ20-932, определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2021 N АПЛ21-96).
Таким образом, оспариваемое уведомление регистрирующего органа от 11.03.2021 N MFC-0558/2021-338689-1 о возврате документов и оставлении заявления без рассмотрения является законным и обоснованным.
С учетом изложенного апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда - отмене на основании п. 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2021 по делу N А40-65359/21 отменить.
В удовлетворении заявленных ООО "Торговый дом "Водный" требований отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-65359/2021
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС "ВОДНЫЙ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "ТЕРЕМОК-ИНВЕСТ"