г. Москва |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N А40-33442/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу АО "Альфа-Банк"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.08.2021 по делу N А40-33442/21
по заявлению АО "Альфа-Банк"
к 1) Департаменту экономической политики и развития г. Москвы,
2) Правительству Москвы
третье лицо: 1) УФНС по г. Москве, 2) Госинспекция по недвижимости г. Москвы
о признании незаконным бездействия,
при участии:
от заявителя: |
Кувшинов Т.Н. по дов. от 01.10.2020; |
от ответчиков: |
1) Голубева Е.К. по дов. от 09.12.2020; 2) Голубева Е.К. по дов. от 13.05.2021; |
от третьих лиц: |
1) Привалов К.Ю. по дов. от 06.04.2021; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Альфа-Банк" (далее - Заявитель, Общество, Банк) обратился в Арбитражный суд г. Москвы (с учетом уточнений заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ) к Департаменту экономической политики и развития г. Москвы (далее- Департамент), Правительству Москвы с требованиями о признании незаконным бездействия Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы, выразившееся в невключении нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:09:0004020:8253, 77:02:0023001:4678 в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения по налогу на имущество организаций на 2021 год, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 24.11.2020 N 2044-ПП; обязании Правительство Москвы внести изменения в Постановление Правительства Москвы от 24.11.2020 N 2044-ПП путем включения нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:09:0004020:8253, 77:02:0023001:4678 в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения по налогу на имущество организаций на 2021 год, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Решением суда от 12.08.2021 требования Общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Общества, суд первой инстанции неправильно применил положения пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ и п. 2.1. ст. 1.1. Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций". Также заявитель считает неправильными выводы суда первой инстанции о том, что в отношении спорных нежилых помещений не соблюден критерий: общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме должна превышать 3000 кв. метров, а также о том, что включение спорных объектов в перечень налогообложения по кадастровой стоимости возможно только после проведения специальных мероприятий (по заявлению налогоплательщика) по определению вида фактического использования нежилых помещений.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители Департамента экономической политики и развития г. Москвы, Правительства Москвы и УФНС по г. Москве возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, представили отзывы на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ.
Представитель Госинспекции по недвижимости г. Москвы в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) АО "АЛЬФА-БАНК" на праве собственности принадлежат два нежилых помещения (нежилые помещения):
- с кадастровым номером 77:09:0004020:8253 (адрес: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 34, площадь 495 кв. м., дата регистрации права собственности банка: 18.03.2015);
- с кадастровым номером 77:02:0023001:4678 (адрес: г. Москва, проспект Мира, д. 91, корп. 2, площадь 1061, 2 кв. м., дата регистрации права собственности банка: 03.03.2000).
Нежилые помещения находятся на первых этажах многоквартирных домов и используются банком под размещение собственных офисов для обслуживания клиентов.
Банк, как собственник нежилых помещений, является налогоплательщиком налога на имущество организаций в соответствии с положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
При этом налоговая база определяется банком как среднегодовая стоимость нежилых помещений по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 374 и пунктов 1 и 3 статьи 375 НК РФ.
Постановлением Правительства Москвы от 24.11.2020 N 2044-ПП внесены изменения в Постановление Правительства Москвы от 28.11. 2014 г. N 700-ПП, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 НК РФ, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень объектов недвижимости на 2021 год).
Вместе с тем, спорные нежилые помещения не включены в перечень объектов недвижимости на 2021 год.
Полагая, что спорные нежилые помещения ошибочно не включены Департаментом экономической политики и развития города Москвы в перечень объектов недвижимости на 2021 год, поскольку соответствуют видам (критериям) недвижимого имущества, установленным в статье 378.2. НК РФ и Законе г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", в отношении которых налоговая база должна определяться как кадастровая стоимость, заявитель обратился в суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил того, что включение Помещений в Перечень на 2021 г. противоречит требованиям статьи 378.2 НК РФ и пункта 2.1 статьи 1.1 Закона Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций) и не могло быть осуществлено ввиду отсутствия законных на то оснований.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии со статьей 14 и пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
При этом необходимо учитывать, что пунктом 1 статьи 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Частью 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с частью 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
Частями 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию. Правовые акты Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы -журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13" (электронной версии данных изданий) либо размещаются (публикуются) на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из изложенного следует, что действие положений статьи 5 НК РФ распространяется на постановления Правительства Москвы, в том числе касающиеся вопросов налогообложения, которые, в свою очередь, не могут быть изданы позднее 01 декабря.
Постановление N 700-ПП является нормативным правовым актом, которым урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Помещения Заявителя на момент утверждения Перечня на 2021 год (24.11.2020), равно как на начало налогового периода 2021 год (01.01.2021), не соответствовали критериям отнесения к объектам недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в том числе в отношении таких видов недвижимого имущества, признаваемых объектом налогообложения, как нежилые помещения.
При этом, согласно пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость в отношении нежилых помещений, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
* назначение, разрешенное использование или наименование помещений в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
* помещения фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, согласно НК РФ, для включения нежилого помещения в Перечень достаточно соблюдения одного из условий, соответствие совокупности условий не требуется.
В силу статьи 72 Конституции РФ Закон о налоге на имущество организаций не может противоречить Налоговому кодексу Российской Федерации.
В то же время, в силу статьи 14 и пункта 2 статьи 372 НК РФ в Законе о налоге на имущество организаций город Москва как субъект Российской Федерации вправе уточнить сферу применения статьи 378.2 НК РФ по своему усмотрению.
Так, согласно статье 1.1. Закона о налоге на имущество организаций налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности: расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров.
Реализуя свои полномочия, предусмотренные НК РФ, Закон Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" сузил (уточнил) сферу применения статьи 378.2 Кодекса по своему усмотрению, и отказался от отнесения к объектам недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость, объектов, предназначенных для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Помещение 1 (с кадастровым номером 77:09:0004020:8253) расположено в Здании с кадастровым номером 77:09:0004020:1063, общей площадью 6824 кв.м., которое, согласно выписке из ЕГРН, представляет собой многоквартирный жилой дом.
Помещение 2 (с кадастровым номером 77:02:0023001:4678) расположено в Здании с кадастровым номером 77:02:0022015:1021, общей площадью 9072,2 кв.м., которое, согласно выписке из ЕГРН, представляет собой многоквартирный жилой дом.
Согласно данным БТИ общая площадь Здания многоквартирного жилого дома с кадастровым номером 77:09:0004020:1063, в котором расположено Помещение 1, составляет 6802,5 кв.м. (по данным ЕГРН - 6824 кв.м), из них 4862,5 кв.м. - общая площадь жилых помещений.
Следовательно, общая площадь нежилых помещений в Здании с кадастровым номером 77:09:0004020:1063 составляет 1940 кв.м.
Общая площадь Здания многоквартирного жилого дома с кадастровым номером 77:02:0022015:1021, в котором расположено Помещение 2, составляет 9103,6 кв.м. (по данным ЕГРН - 9072,2 кв.м), из них 7645 кв.м. - общая площадь жилых помещений. Следовательно, общая площадь нежилых помещений в Здании с кадастровым номером 77:02:0022015:1021 составляет 1458,6 кв.м.
Следовательно, в каждом из указанных Зданий площадь нежилых помещений не может превышать 3 000 кв.м.
На основании сведений из ЕГРН о нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных жилых домах с кадастровыми номерами 77:09:0004020:1063, 77:02:0022015:1021, Правительством Москвы подготовлен анализ дублирующих записей.
Согласно расчету нежилых помещений в Здании с кадастровым номером 77:09:0004020:1063:
сумма площадей помещений 77:09:0004020:6283, 77:09:0004020:8251, 77:09:0004020:8252, 77:09:0004020:8253 равна площади помещения 77:09:0004021:5279, при этом в отношении помещения 77:09:0004021:5279 отсутствуют зарегистрированные права, его обозначение на поэтажном плане совпадает с обозначениями помещений 77:09:0004020:6283, 77:09:0004020:8251, 77:09:0004020:8252, 77:09:0004020:8253.
Таким образом, помещения с кадастровыми номерами 77:09:0004020:6283, 77:09:0004020:8251, 77:09:0004020:8252, 77:09:0004020:8253 суммарно образуют помещение с кадастровым номером 77:09:0004021:5279, следовательно, ошибочно учтены дважды.
Согласно расчету нежилых помещений в Здании с кадастровым номером 77:02;0022015:1021:
Сумма площадей помещений 77:02:0022015:3225, 77:02:0022015:3227, 77:02:0022015:3228 равна площади помещения 77:02:0023001:4678, при этом в отношении помещений 77:02:0022015:3225, 77:02:0022015:3227, 77:02:0022015:3228 отсутствуют зарегистрированные права.
Следовательно, помещения с кадастровыми номерами 77:02:0022015:3225, 77:02:0022015:3227, 77:02:0022015:3228 суммарно образуют помещение с кадастровым номером 77:02:0023001:4678, и ошибочно учтены дважды.
По итогам анализа сведений ЕГРН в отношении жилых домов с кадастровыми номерами 77:09:0004020:1063 и 77:02:0022015:1021 судом сделан вывод о наличии задвоенности площадей нежилых помещений, то есть площади нежилых помещений включены в состав других нежилых помещений в этих же домах.
Таким образом, довод Заявителя о том, что согласно сведениям ЕГРН суммарная площадь вышеуказанных помещений превышает 3 000 кв.м. обусловлен наличием дублирующих записей в отношении помещений, входящих в состав указанных зданий, следовательно, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Доводы жалобы о том, что в документах БТИ общая площадь нежилых помещений в многоквартирных домах могла учитываться исключительно для расчета коммунальных услуг, при этом не учитывалась площадь нежилых коммерческих помещений, то есть не относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, также отклоняется, как документально неподтвержденный.
Таким образом, установленный Законом о налоге на имущество организаций площадной критерий нежилых помещений в многоквартирном доме (не менее 3 000 кв.м.) в рассматриваемых случаях не выполняется.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее также -Порядок).
В соответствии с п. 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (мероприятия по определению ВФИ) осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (Госинспекция).
В соответствии с п. 3.5 Порядка по результатам проведения мероприятий по определению ВФИ в срок не позднее 10 рабочих дней с даты проведения указанных мероприятий составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения (Акт).
В соответствии с п. 3.11. Порядка Госинспекция в срок не позднее 1 ноября каждого календарного года направляет информацию о результатах проведенных мероприятий по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения, предусмотренные в Департамент экономической политики и развития города Москвы для использования указанной информации в целях формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на очередной налоговый период.
По состоянию на 01.11.2020, 24.11.2020 (дата принятия Перечня), 01.01.2021 (дата начала налогового периода 2021 года) Госинспекцией не было проведено мероприятий по определению ВФИ в отношении Помещений заявителя.
Из системного анализа норм действующего законодательства следует вывод о том, что только Акт обследования может быть основанием для вывода о фактическом использовании помещения, и, соответственно, включения такого помещения в Перечень.
Таким образом, в силу отсутствия надлежащим образом установленного факта использования помещений для целей размещения офисов, Правительство Москвы не имело правовых оснований для включения помещений в Перечень на 2021 г.
Согласно пункту 3.9(1) Порядка собственники объектов нежилого фонда или организации, владеющие такими объектами на праве хозяйственного ведения, в отношении которых Госинспекцией в течение календарного года не проводились мероприятия по определению ВФИ, вправе обратиться в целях первичного проведения мероприятий по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения в Госинспекцию.
Мероприятия по определению ВФИ по обращениям собственников объектов нежилого фонда или организаций, владеющих такими объектами на праве хозяйственного ведения, предусмотренным настоящим пунктом, проводятся Госинспекцией в отношении каждого объекта нежилого фонда не более одного раза в период с 1 января по 31 декабря каждого календарного года.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства обращения Заявителя в Госинспекцию по недвижимости в целях первичного проведения мероприятий по определению ВФИ.
Таким образом, включение Помещений в Перечень на 2021 г. противоречит требованиям статьи 378.2 Кодекса и пункта 2.1 статьи 1.1 Закона о налоге на имущество организаций и не могло быть осуществлено ввиду отсутствия законных на то оснований.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ Заявитель должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений, т.е. доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Вместе с тем Обществом не представлено в материалы дела надлежащих доказательств нарушения его прав бездействием, выразившемся в не включении помещений в Перечень на 2021 г., не представлены налоговые уведомления, доказательства уплаты налога (авансовых платежей), справка о балансовой стоимости,
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности заявителем факта нарушения его прав и законных интересов, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в соответствии со ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.08.2021 по делу N А40-33442/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-33442/2021
Истец: АО "АЛЬФА-БАНК"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ