г. Москва |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А40-33442/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Романов Д.В., по доверенности от 24.12.2021;
от заинтересованных лиц: 1) Голубева Е.К., по доверенности от 16.12.2021;
2) Голубева Е.К., по доверенности от 13.05.2021;
От УФНС по г. Москве: Корнеев О.А., по доверенности от 10.01.2022;
2) не явился, извещен;
рассмотрев 16 февраля 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Альфа-Банк"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.08.2021,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021
по заявлению акционерного общества "Альфа-Банк"
к 1) Департаменту экономической политики и развития города Москвы, 2) Правительству Москвы
третье лицо: 1) Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве, 2) Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Альфа-Банк" (далее - заявитель, банк) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы, выразившееся в невключении нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:09:0004020:8253, 77:02:0023001:4678 в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения по налогу на имущество организаций на 2021 год, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 24.11.2020 N 2044-ПП; обязании Правительство Москвы внести изменения в Постановление Правительства Москвы от 24.11.2020 N 2044-ПП путем включения нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:09:0004020:8253, 77:02:0023001:4678 в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения по налогу на имущество организаций на 2021 год, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, участвуют Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.08.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с выводами судов, банк обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права.
В материалы дела Правительством Москвы и Департаментом представлен отзыв на кассационную жалобу, по доводам которой возражают, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители заявителя и ответчиков поддержали приведенные в жалобе и представленном в материалы дела отзыве доводы, представитель УФНС по г. Москве письменный отзыв не представил, дал пояснения.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ в отсутствие третьего лица Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, извещенного надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами, банку на праве собственности принадлежат два нежилых помещения (нежилые помещения) с кадастровым номером 77:09:0004020:8253 (адрес: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 34, площадь 495 кв. м, дата регистрации права собственности банка: 18.03.2015); с кадастровым номером 77:02:0023001:4678 (адрес: г. Москва, проспект Мира, д. 91, корп. 2, площадь 1061, 2 кв. м, дата регистрации права собственности банка: 03.03.2000).
Нежилые помещения находятся на первых этажах многоквартирных домов и используются банком под размещение собственных офисов для обслуживания клиентов.
Банк, как собственник нежилых помещений, является налогоплательщиком налога на имущество организаций в соответствии с положениями главы 30 НК РФ. Налоговая база определяется банком как среднегодовая стоимость нежилых помещений по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 374 и пунктов 1 и 3 статьи 375 НК РФ.
Постановлением Правительства Москвы от 24.11.2020 N 2044-ПП внесены изменения в Постановление Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 НК РФ, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень объектов недвижимости на 2021 год).
Полагая, что спорные нежилые помещения ошибочно не включены Департаментом экономической политики и развития города Москвы в перечень объектов недвижимости на 2021 год, поскольку соответствуют видам (критериям) недвижимого имущества, установленным в статье 378.2 НК РФ и Законе г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", в отношении которых налоговая база должна определяться как кадастровая стоимость, заявитель обратился в суд с соответствующими требованиями.
При рассмотрении спора, суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что включение Помещений в Перечень на 2021 год противоречит требованиям статьи 378.2 НК РФ и пункта 2.1 статьи 1.1 Закона Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" и не могло быть осуществлено ввиду отсутствия законных на то оснований.
Судами установлено, что помещения заявителя на момент утверждения Перечня на 2021 год (24.11.2020), равно как на начало налогового периода 2021 год (01.01.2021), не соответствовали критериям отнесения к объектам недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды в силу отсутствия надлежащим образом установленного факта использования помещений для целей размещения офисов, пришли к выводу о том, что Правительство Москвы не имело правовых оснований для включения помещений в Перечень на 2021 год, установленный Законом о налоге на имущество организаций; в нарушение статьи 65 АПК РФ заявителем в материалы дела не представлены доказательства обращения в Госинспекцию по недвижимости в целях первичного проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий, площадной критерий нежилых помещений в многоквартирном доме (не менее 3 000 кв.м.) в рассматриваемых случаях не выполняется, что установлено судами по итогам анализа сведений ЕГРН в отношении жилых домов с кадастровыми номерами 77:09:0004020:1063 и 77:02:0022015:1021 подтверждающие наличии задвоенности площадей нежилых помещений, то есть площади нежилых помещений включены в состав других нежилых помещений в этих же домах.
Суды пришли к выводу о недоказанности заявителем факта нарушения его прав и законных интересов оспариваемым бездействием, установив, что обществом не представлены налоговые уведомления, доказательства уплаты налога (авансовых платежей), справка о балансовой стоимости, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в соответствии со статьей 13 ГК РФ, части 1 статьи 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Доводы банка, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.08.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 по делу N А40-33442/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полагая, что спорные нежилые помещения ошибочно не включены Департаментом экономической политики и развития города Москвы в перечень объектов недвижимости на 2021 год, поскольку соответствуют видам (критериям) недвижимого имущества, установленным в статье 378.2 НК РФ и Законе г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", в отношении которых налоговая база должна определяться как кадастровая стоимость, заявитель обратился в суд с соответствующими требованиями.
При рассмотрении спора, суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что включение Помещений в Перечень на 2021 год противоречит требованиям статьи 378.2 НК РФ и пункта 2.1 статьи 1.1 Закона Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" и не могло быть осуществлено ввиду отсутствия законных на то оснований."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 февраля 2022 г. N Ф05-152/22 по делу N А40-33442/2021