г. Москва |
|
22 октября 2021 г. |
Дело N А40-68685/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ГБУК города Москвы "Виртуозы Москвы"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2021
по делу N А40-68685/21 (94-346)
по заявлению ГБУК города Москвы "Виртуозы Москвы"
к ИФНС России N 5 по г. Москве
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: |
Кондрашова О.В. по дов. от 04.02.2021; |
от ответчика: |
Слизовская Ю.В. по дов. от 13.07.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ГБУК города Москвы "Виртуозы Москвы" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, об оспаривании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве (инспекция, ответчик) N 770520210217002801 от 20.02.2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решением суда от 05.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
ГБУК г. Москвы "Виртуозы Москвы", не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны представили письменные пояснения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит отмене на основании п.1 ч.1 ст. 270 АПК РФ, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч.7 ст.210 АПК РФ).
20.02.2021 заместителем начальника ИФНС России N 5 по г. Москве, советником государственной гражданской службы РФ 2 класса Калиной Т.Ю. вынесено постановление N770520210217002801 о привлечении ГБУК г. Москвы "Виртуозы Москвы" к административной ответственности за административное правонарушение, ответственность за которое установлена по части 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях - за непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока.
В настоящем случае, проверив в соответствии с приведенными нормами Кодекса законность и обоснованность оспариваемого постановления, суд правомерно установил, что постановление вынесено должностным лицом Инспекции в пределах полномочий, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный п.1 ст.4.5 КоАП РФ, соблюден. Положения статей 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
На момент совершения вмененного Учреждению правонарушения ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней в виде штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей была установлена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ (введенной Федеральным законом N 218-ФЗ от 20.07.2020) установлена административная ответственность юридических лиц за непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней, после окончания установленного срока, в виде штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 2.1 Инструкции N 181-И (нарушение положений которой вменяется оспариваемым постановлением) установлено, что резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет.
Как следует из материалов дела, ГБУК г. Москвы "Виртуозы Москвы" ("Оркестр") и ArtmusicKontserdiagenuur OU (Организатор, нерезидент) заключили договор возмездного оказания услуг N 30/18К от 22.12.2018 (Договор).
23.07.2019 на счет ГБУК г. Москвы "Виртуозы Москвы" в филиале "Центральный" банка ВТБ (ПАО) поступили денежные средства в размере 5,00 евро от нерезидента. ГБУК г. Москвы "Виртуозы Москвы" 06.12.2019 представило в уполномоченный банк документы и информацию, связанные с зачислением иностранной валюты на счет, в которых отражена вышеуказанная операция.
В Постановлении Верховного Суда РФ от 7 июня 2016 N 309-АД16-5665 указано, что срок исполнения обязанности по представлению форм учета и отчетности по валютным операциям исчисляется в рабочих днях, то и количество дней просрочки исполнения этой обязанности для целей применения статьи 15.25 КоАП РФ должно исчисляться в рабочих днях, а не в календарных.
Таким образом, в протоколе об административном правонарушении время совершения административного правонарушения - 12.11.2019 г. 00-01 указано неверно, так как исчислено в календарных, а не рабочих днях.
23.07.2019 на счет ГБУК г. Москвы "Виртуозы Москвы" в филиале "Центральный" банка ВТБ (ПАО) поступили денежные средства в размере 5 евро от нерезидента.
06.12.2019 Заявитель предоставил в уполномоченный банк документы и информацию, связанные с зачислением иностранной валюты на счет, в котором отражена вышеуказанная операция.
Таким образом, по состоянию на 06.12.2019 после окончания установленного срока прошел 81 рабочий день, а не 115, как указывает инспекция.
В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 5, пунктами 1, 2 части 2 статьи 24 Федерального закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является органом валютного регулирования, издает в пределах своей компетенции акты органа валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов, устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок, и сроки их представления, а резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и предоставлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 173-ФЗ.
П. 2.1 Инструкции N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (Инструкция N 181-И) установлено, что резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет. Таким образом, ГБУК г. Москвы "Виртуозы Москвы" обязано было представить в уполномоченный банк сведения, связанные с зачислением иностранной валюты на счет не позднее 13.08.2019.
Как указывает ответчик обязанность исполнена ГБУК г. Москвы "Виртуозы Москвы" 06.12.2019, с нарушением установленного срока на 115 дней, что явилось основанием для привлечения учреждения к административной ответственности, предусмотренной ч. 6.3-1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 6.3-1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 40.000 руб. до 50.000 руб.
Между тем из фактически обстоятельств дела следует, что инспекция пришла к ошибочному выводу о нарушении учреждением срока представления в уполномоченный банк документов, связанных с проведением операций на 115 дней, тогда как учреждением срок нарушен на 81 рабочий день.
Частью 6.3-1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сроки, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Положения данной статьи не применяются, если другими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.
Соответственно, если иное не установлено в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, сроки, предусмотренные в данном Кодексе и исчисляемые днями, включают как рабочие, так и нерабочие дни, то есть исчисляются в календарных днях.
Согласно разъяснениям, изложенным п. 48 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018 период просрочки представления подтверждающих документов (форм учета, отчетности, информации) по валютным операциям, за нарушение которого установлена административная ответственность по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, исчисляется в рабочих днях.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 19 Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся. Аналогичная позиция изложена в абзаце 4 пункта 14 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ N 5, согласно которому срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которых предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Поскольку размер штрафа, урегулированного в ч. ч. 6.1 - 6.3 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возрастает в зависимости от времени просрочки, исчисляемого в днях, такой период просрочки должен включать дни, в которые обязанность по представлению подтверждающих документов (форм учета, отчетности, информации) по валютным операциям является исполнимой, то есть рабочие дни (как и в положениях Инструкции от 16.08.2017 N 181-И).
При ином подходе размер штрафа будет зависеть от обстоятельств (в том числе от календарного расположения и количества выходных и нерабочих праздничных дней), которые лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может контролировать (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2018 N 305-АД17-18495).
В данном случае учреждением нарушен срок на 81 рабочий день, следовательно, деяние заявителя не образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3.1 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с чем постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене на основании п. 1 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления ИФНС России N 5 по г. Москве подлежат удовлетворению.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2021 по делу N А40-68685/21 отменить.
Признать незаконным и отменить Постановление ИФНС России N 5 по г. Москве от 20.02.2021 N 770520210217002801 о привлечении ГБУК города Москвы "Виртуозы Москвы" к административной ответственности по ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-68685/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР "ВИРТУОЗЫ МОСКВЫ"
Ответчик: ИФНС России N5 по г. Москве