г. Тула |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А68-4233/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.10.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Дайнеко М.М. и Селивончика А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "С - ТЭК 1" (г. Тула, ОГРН 1125476112101, ИНН 5433189637) - Косякина К.С. (доверенность от 01.03.2021), в отсутствие заинтересованного лица - администрации муниципального образования рабочий поселок Первомайский Щекинского района (Тульская область, р.п. Первомайский, ОГРН 1067151001499, ИНН 7118816702), извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "С - ТЭК 1" на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.08.2021 по делу N А68-4233/2021 (судья Рыжикова Н.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "С - ТЭК 1" (далее - заявитель, общество, ООО "С - ТЭК 1") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к администрации муниципального образования рабочий поселок Первомайский Щекинского района (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным отказа от 08.04.2021 в перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 71:22:030343:111, 71:22:030343:113, 71:22:030343:112; обязании в пятидневный срок с даты вступления решения в законную силу представить проект соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 71:22:030343:111, 71:22:030343:113, 71:22:030343:112 с образованием земельного участка, площадью 20 000 кв.м, расположенного в границе МО Первомайский Щекинского района, образуемый земельный участок находится в зоне П-1 - Производственная зона, согласно ПЗЗ МО р.п. Первомайский Щекинского района, разрешенное использование: для размещения коммунально-складских производственных предприятий IV класса вредности различного профиля.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 26.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что обжалуемый отказ от 08.04.2021 в перераспределении спорных земельных участков соответствуют действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права. По мнению общества, из представленной в материалы дела схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории усматривается, что принадлежащий на праве собственности истцу земельный участок не имеет ровных границ и является вкраплением в прежний земельный участок до его разделения. Заявитель считает, что суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте необоснованно сослался на факт отсутствия проекта межевания спорной территории, поскольку оспариваемый ненормативный правовой акт указанного вывода не содержал.
В судебное заседание заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о месте и времени его проведения, не явилось, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статей 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 71:22:030343:112, расположенный по адресу: Тульская область, Щекинский район, МО р.п. Первомайский, р.п. Первомайский, ул. Южная, д. 45 принадлежит на праве собственности ООО "С - ТЭК 1", что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Земельный участок с кадастровым номером 71:22:030343:111, находящийся по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тульская область, Щекинский район, р.п. Первомайский, МО р.п. Первомайский, ул. Южная, относится к землям, государственная собственность на который не разграничена.
Земельный участок с кадастровым номером 71:22:030343:113, расположенный по адресу: Российская Федерация, Тульская область, Щекинский район, МО р.п. Первомайский, р.п. Первомайский, ул. Южная, севернее д. 45, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
23.03.2021 ООО "С - ТЭК 1" обратилось в адрес администрации МО р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области с заявлением, в котором просило заключить соглашение о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 71:22:030343:112 (принадлежащего на праве собственности ООО "С - ТЭК 1", площадью 6597+/-28 кв.м, расположенного по адресу: Тульская область, Щекинский район, МО р.п. Первомайский, р.п. Первомайский, ул. Южная, д. 45), 71:22:030343:111 (находящегося в собственности администрации МО р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области, площадью 1619+/-14 кв.м, находящегося по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тульская область, Щекинский район, р.п. Первомайский, МО р.п. Первомайский, ул. Южная); 71:22:030343:113 (находящегося в собственности администрации МО р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области, площадью 11784+/-37,9 кв. м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Тульская область, Щекинский район, МО р.п. Первомайский, р.п. Первомайский, ул. Южная, севернее д. 45). В результате чего образовать следующий самостоятельный участок: площадью 20 000 кв.м, расположенный в границе МО р.п. Первомайский Щекинского района, находящегося в зоне П-1 - производственная зона, согласно ПЗЗ МО р.п. Первомайский Щекинского района, разрешенное использование: для размещения коммунально-складских и производственных предприятий IV класса вредности различного профиля.
Письмом от 08.04.2021 N 06-25/616 администрация, ссылаясь на пункт 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, отказала в перераспределении земельного участка с кадастровым номером 71:22:030343:112 и земельных участков с кадастровыми номерами 71:22:030343:111 и 71:22:030343:113, так как отсутствуют случаи перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Не согласившись с отказом администрации, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 ЗК РФ).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Пунктом 3 статьи 39.28 ЗК РФ предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В пункте 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, разъяснено, что при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Для осуществления перераспределения судам необходимо установить наличие одновременно трех условий: 1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы; 3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.
При этом наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ оснований (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2018 N 303-ЭС18-3686).
Как установлено материалами дела, земельный участок с кадастровым номером 71:22:030343:112, расположенный по адресу: Тульская область, Щекинский район, МО р.п. Первомайский, р.п. Первомайский, ул. Южная, д. 45 принадлежит на праве собственности ООО "С - ТЭК 1", что подтверждается выпиской из ЕГРН (вид разрешенного использования: для размещения коммунально-складских и производственных предприятий IV класса вредности различного профиля). Земельный участок с кадастровым номером 71:22:030343:111, находящийся по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тульская область, Щекинский район, р.п. Первомайский, МО р.п. Первомайский, ул. Южная, относится к землям, государственная собственность на который не разграничена (вид разрешенного использования: для строительства коммунально-складских и производственных объектов). Земельный участок с кадастровым номером 71:22:030343:113, расположенный по адресу: Российская Федерация, Тульская область, Щекинский район, МО р.п. Первомайский, р.п. Первомайский, ул. Южная, севернее д. 45, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена (вид разрешенного использования: склады).
В нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих, что земельный участок с кадастровым номером 71:22:030343:112 был сформирован с нарушением требований действующего законодательства, в том числе требований статьи 11.9 ЗК РФ. Из выписки из ЕГРН на вышеуказанный земельный участок не следует, что его образование привело к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице.
Кроме того, материалами дела не подтверждено, что целью перераспределения земельных участков является исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, что в свою очередь является обязательным условием перераспределения.
При этом то, что земельный участок с кадастровым номером 71:22:030343:111 по трем сторонам периметра является смежным с границами земельного участка заявителя, а земельный участок с кадастровым номером 71:22:030343:113 по шести сторонам периметра является смежным с границами земельного участка заявителя, не свидетельствует о наличии вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
Из анализа представленных в материалы дела доказательств, судом первой инстанции верно указано на то, что поскольку заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ, администрация правомерно отказала обществу в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 1266-О сформулирована правовая позиция, согласно которой законоположение подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. Возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (пункт 10 статьи 39.29 ЗК РФ).
Из материалов дела усматривается, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования рабочий поселок Первомайский Щекинского района Тульской области испрашиваемый земельный участок расположен в зоне П-1 (производственная зона).
Согласно статье 33 Правил землепользования и застройки муниципального образования рабочий поселок Первомайский Щекинского района Тульской области производственная зона П-1 выделена для размещения объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом.
Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков не подлежат ограничению; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений не подлежат ограничению; предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений не подлежит ограничению; максимальный процент застройки в границах земельного участка - 80%; максимальный коэффициент плотности застройки в границах земельного участка - 1,0; максимальный коэффициент плотности застройки в границах земельного участка - 2,4.
Исходя из основных видов разрешенного использования, а также условно разрешенных, установленных в зоне П-1 (статья 33 Правил землепользования и застройки), в рассматриваемом случае суд приходит к выводу о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 71:22:030343:111 и 71:22:030343:113 могут быть самостоятельными объектами гражданского оборота, что свидетельствует о незаконности испрашиваемого заявителем перераспределения земельных участков.
Таким образом, площадь земельного участка с кадастровым номером 71:22:030343:112 в размере 6 597+/-28 кв. м, принадлежащего ООО "С - ТЭК 1", в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 71:22:030343:111 и 71:22:030343:113 значительно увеличилась бы до 20 000 кв.м, однако заявителем объективных доказательств наличия такой необходимости в обход установленных законом процедур приобретения земельного участка на общих основаниях, не представлено, равно как и не представлено доказательств, подтверждающих, что земельный участок, принадлежащий обществу, был сформирован вопреки сложившемуся порядку землепользования, с нарушением земельных и градостроительных норм, сделал невозможным или существенным образом затруднил возможность его использования по целевому назначению.
Фактически путем перераспределения земельных участков общество просит предоставить ему в собственность за выкуп земельные участки, находящиеся в публичной собственности, минуя публичную процедуру предоставления земельного участка с торгов, предусмотренную пунктом 1 статьей 39.3 ЗК РФ.
Между тем, перераспределение земельных участков нельзя рассматривать исключительно в качестве способа увеличения площади земельного участка, находящегося в частной собственности, поскольку это противоречит целям правового регулирования статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае если, перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Следовательно, перераспределение земельных участков в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы допускается только в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.
Из материалов дела усматривается, что проект межевания территории, в границах которой расположены земельные участки, не был утвержден, в связи с чем у администрации не имелось правовых и фактических оснований для утверждения схемы расположения земельных участков и перераспределения вышеуказанных земельных участков.
Ссылка заявителя на представленную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории при отсутствии на момент подачи заявления проекта межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков, правомерно не принята во внимание судом первой инстанции, поскольку общество обратилось в администрацию с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, сославшись в качестве основания для утверждения схемы на статью 39.28 ЗК РФ.
Перераспределение может быть произведено в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка при отсутствии проекта межевания территории лишь в случаях перераспределения земель и (или) земельных участков, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, которые не имеют целью приведение границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом.
Принимая во внимание, что заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств необходимости перераспределения земель по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, а также, учитывая наличие у администрации оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ, для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, суд первой инстанции правомерно признал отказ администрации в перераспределении обществу земельного участка законным и обоснованным и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 26.08.2021 по делу N А68-4233/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-4233/2021
Истец: ООО "С-ТЭК 1", ООО "С - ТЭК 1"
Ответчик: Администрация МО р. п. Первомайский Щекинского района Тульской области, администрация муниципального образования рабочий поселок Первомайский Щекинского района
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6044/2021
18.10.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6404/2021
26.08.2021 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-4233/2021
08.07.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3754/2021