город Москва |
|
25 октября 2021 г. |
дело N А40-80372/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.10.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.08.2021
по делу N А40-80372/21,
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный исторический музей" (ИНН: 7704060908)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
третьи лица: Департамент городского имущества г. Москвы; ООО "Консалтинговая компания "Кор" (ОГРН: 1157746946983)
о признании незаконным акта;
при участии:
от заявителя - Веремейчук Т.Г. по доверенности от 18.01.2021;
от заинтересованного лица - Клименко Н.А. по доверенности от 11.01.2021;
от третьих лиц - от Департамента городского имущества г. Москвы - Кодоев А.А. по доверенности от 29.12.2020; от ООО "Консалтинговая компания "Кор" представитель не явился, извещены;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.08.2021 признано незаконным и отменено решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, оформленное уведомлением от 13.01.2021 N КУВД-001/2020-17871610/4 об отказе в государственном кадастровом учете объекта недвижимости, а именно: земельного участка общей площадью 998 кв.м., расположенного по адресу: Москва, внутригородская территория муниципальный округ Тверской, улица Никольская, земельный участок 5/1 и на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу путем осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости, а именно земельного участка общей площадью 998 кв.м., расположенного по адресу: Москва, внутригородская территория муниципальный округ Тверской, улица Никольская, земельный участок 5/1, на основании заявления от 05.10.2020 NКУВД-001/2020-17871610 и представленных вместе с ним документов.
Управление Росреестра по г. Москве, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Департамент городского имущества г. Москвы и ООО "Консалтинговая компания "Кор".
Представитель третьего лица ООО "Консалтинговая компания "Кор" в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители лиц, явившиеся в судебное заседание, поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный исторический музей" обратилось в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного между и частично под зданиями по адресам: Москва, улица Никольская, дом 5/1, стр. 1, стр. 2, стр. 5.
Регистрационным органом уведомлением от 03.10.2020 N КУВД-001/2020-17871610/4 сообщено о том, что регистрационные действия в отношении объекта приостановлены в связи с несоответствием образуемого земельного участка проекту межевания квартала.
13.01.2020 Управлением Росреестра по г. Москве уведомлением N КУВД-001/2020-17871610/4 в государственном кадастровом учете земельного участка, расположенного по адресу: Москва, внутригородская территория муниципальный округ Тверской, улица Никольская, земельный участок 5/1, площадью 998 кв.м., отказано, в связи с несоответствием конфигурации и площади земельного участка утвержденному ПМТ.
Не согласившись с указанным решением регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации земельного участка регистрирующего органа не согласился, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что незаконный отказ в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении спорного земельного участка нарушает права и законные интересы заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
В силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом о государственной регистрации недвижимости, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации.
В соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Из материалов дела следует, что земельный участок, заявленный к постановке на государственный кадастровый учет, расположен между и частично под зданиями по адресам: Москва, улица Никольская, дом 5/1, стр. 1, стр. 2, стр. 5, которые находятся в федеральной собственности и закреплены за Историческим музеем на праве оперативного управления.
Указанные здания являются объектом культурного наследия федерального значения "Монетный двор, 1680, и Дом Губернского правления, 1680, Фасад, 1740, арх. И.П. Гейден", номер в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - 771320311000006.
Проект межевания квартала, в границах которого расположен образуемый земельный участок, утвержден распоряжением Департамента от 12.09.2016 N 25765 (в редакции распоряжения от 04.07.2019 N 25552).
Согласно утвержденному проекту межевания для эксплуатации строений Государственного Исторического музея по адресу: площадь Революции, дом 2/3 и улица Никольская, дом 5/1, стр. 1, 2, 4, 5, 6 устанавливается участок (на плане межевания N 3) площадью 1,117 га.
В границах территории, отведенной проектом межевания, расположены земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0001008:24, 77:01:0001008:3515, 77:01:0001008:62, 77:01:0001008:9, 77:01:0001008:57, а также земли неразграниченной собственности.
На сформированные земельные участки зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
В целях формирования не поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка Департаментом вынесено распоряжение от 19.06.2020 N 18378 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
Проведение кадастровых работ в соответствии с указанным распоряжением предусмотрено за счет собственных средств землепользователя.
Межевой план, подготовленный ООО Компания "КОР" в соответствии с выпущенным распоряжением, 05.10.2020 направлен в Управление Росреестра по г. Москве.
Согласно подп. 1, 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, или утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Межевой план по образованию земельного участка подготовлен кадастровым инженером ООО "Консалтинговая компания "Кор" одновременно и на основании схемы расположения земельного участка, утвержденной распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 19.06.2020 N 18378 и на основании проекта межевания территории квартала N 2 Тверского района, ограниченного Театральным проездом, Никольской улицей, проездом Воскресенские Ворота, Площадью Революции, Театральной площадью, N 01.08.037.2013, утвержденного распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 12.09.2016 N 25765.
Указанные документы включены в состав "исходные данные" и "приложения" межевого плана, предоставленного вместе с заявлением от 05.10.2020 N КУВД-001/2020-17871610 о государственном кадастровом учете недвижимого имущества.
Обоснование образования земельного участка и на основе схемы расположения земельного участка и на основе утвержденного ПМТ изложено в разделе "Заключение кадастрового инженера" межевого плана.
Исходя из представленных материалов дела, образовать земельный участок только в соответствии с утвержденным ПМТ не представляется возможным.
Утвержденным ПМТ предусмотрено формирование единого земельного участка N 3, в границах которого расположены образуемый земельный участок и уже поставленные на государственный кадастровый учет, находящиеся в федеральной собственности и закрепленные на праве постоянного (бессрочного) пользования за Историческим музеем земельные участки: с кадастровым номером 77:01:0001008:24 площадью 4.431 кв.м., с кадастровым номером 77:01:0001008:57 площадью 2.700 кв.м., 77:01:0001008:3515 площадью 1.411 кв.м.; с кадастровым номером 77:01:0001008:9 площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером 77:01:0001008:62 площадью 400 кв.м. Территория заявленного к постановке на кадастровый учет земельного участка представляет собой недостающую часть целого земельного участка N 3, предусмотренного утвержденным ПМТ.
То обстоятельство, что большую часть территории в границах земельного участка N 3, предусмотренного утвержденным ПМТ, составляют уже поставленные на кадастровый учет земельные участки, препятствует образованию такого земельного участка, который бы соответствовал утвержденному ПМТ.
В связи с изложенным дополнительно получено распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 19.06.2020 N 18378 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
Образуемый в соответствии с указанным распоряжением земельный участок в совокупности с указанными выше земельными участками, уже поставленными на государственный кадастровый учет, соответствует утвержденным ПМТ границам и конфигурации единого земельного участка N 3, что подтверждено Департаментом городского имущества г. Москвы, самим же утвердившим ПМТ органом государственной власти, в письме от 25.11.2020 N ДГИ-Э-134208/20-1.
Таким образом, Департаментом городского имущества г. Москвы подтверждена возможность и правомерность постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и соответствие такой постановки утвержденному ПМТ.
Обстоятельства, не позволяющие образовать земельный участок, соответствующий конфигурации и площади, указанным в утвержденном ПМТ, Управлением Росреестра по г. Москве не учтены.
В процессе рассмотрения заявления Управлением Росреестра по г. Москве заявления о государственном кадастровом учете земельного участка и поданного вместе с ним межевого плана заявителем направлены обращения в Управление Росреестра по г. Москве с разъяснениями обстоятельств, препятствующих подготовке межевого плана только в соответствии с утвержденным ПМТ, необходимости формирования предусмотренного ПМТ земельного участка N 3 поэтапно, с просьбой оказать содействие в решении вопроса по государственному кадастровому учету Земельного участка для последующего приведения конфигурации и площади учтенных земельных участков в соответствие с утвержденным ПМТ.
Вместе с тем, регистрационным органом не учтен тот факт, что другой порядок постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся в границах, утвержденных проектом межевания территории, при нахождении в этих же границах земельных участков, уже поставленных на государственный кадастровый учет, законодательством не предусмотрен.
Действующее земельное законодательство не допускает ни объединение учтенных земельных участков с не поставленными на кадастровый учет землями, ни перераспределение более чем одного учтенного земельного участка с неучтенными землями.
Согласно ст. 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации порядок объединения предусмотрен только для поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации с землями, не поставленными на кадастровый учет, может перераспределяться только один земельный участок. Указанное также подтверждается письмом Минэкономразвития России от 24.08.2018 N Д23и-4640.
Вместе с тем, в границах земельного участка N 3, предусмотренного утвержденным ПМТ, на государственный кадастровый учет уже поставлено 5 земельных участков, в связи с чем невозможно перераспределить земельный участок только с одним из них и добиться соответствия с конфигурацией и площадью утвержденного ПМТ земельного участка N 3.
Формирование предусмотренного ПМТ единого земельного участка N 3 возможно только поэтапно.
На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем в Управление Росреестра по г. Москве представлены необходимые документы для осуществления действий по государственному кадастровому учету земельного участка.
Таким образом, оспариваемое решение не соответствует Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно возложена на уполномоченный орган обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.08.2021 по делу N А40-80372/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-80372/2021
Истец: ФГБУ КУЛЬТУРЫ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, ООО КОНСАЛТИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "КОР"