город Москва |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А40-80372/21-139-584 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФГБУК "Государственный исторический музей": Веремейчук Т.Г. (дов. N 147 от 12.01.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Дибаевой Э.А. (дов. N Д-19/2022 от 17.01.2022 г.);
от третьего лица Департамента городского имущества города Москвы: Кодоева А.А. (дов. N 33-Д-2236/21 от 29.12.2021 г.);
от третьего лица ООО Консалтинговая компания "Кор": не явились, извещены;
рассмотрев 22 марта 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02 августа 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 октября 2021 г.,
по делу N А40-80372/21-139-584
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный исторический музей"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконным решения,
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы; общество с ограниченной ответственностью "Консалтинговая компания "Кор",
УСТАНОВИЛ: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный исторический музей" (далее - ФГБУК "Государственный исторический музей", Исторический музей, заявитель) является правообладателем объектов культурного наследия федерального значения "Монетный двор, 1680 г. и Дом Губернского правления, 1680 г., Фасад, 1740 г., арх. И.П. Гейден" по адресам: г. Москва, ул. Никольская, д. 5/1, стр. 1, 2, 5.
Часть территории - земельный участок, площадью 998 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Никольская, земельный участок 5/1 (далее - земельный участок), используемой Историческим музеем для эксплуатации указанных объектов и необходимой для проектирования неотложных ремонтных и реставрационных работ в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов Российской Федерации" не поставлена на кадастровый учет, в связи с чем заявитель обратился в кадастровую организацию - общество с ограниченной ответственностью "Консалтинговая компания "Кор" (далее - ООО Компания "Кор") для подготовки и последующей подачи в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) межевого плана для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка (заявление от 05 октября 2020 г. N КУВД-001/2020-17871610).
Уведомлением Управления Росреестра по Москве от 13 октября 2020 г. N КУВД-001/2020-17871610/1 государственный кадастровый учет был приостановлен с указанием на несоответствие образуемого земельного участка проекту межевания квартала.
В последующем в регистрационный орган были представлены дополнительные документы.
В связи с тем, что причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управление Росреестра по Москве уведомлением от 13 января 2021 г. N КУВД-001/2020-17871610/1 отказало в государственном кадастровом учете земельного участка, расположенного по адресу: Москва, внутригородская территория муниципальный округ Тверской, улица Никольская, земельный участок 5/1, площадью 998 кв.м, мотивированное несоответствием конфигурации и площади земельного участка утвержденному Проекту межеванию территории (далее - ПМТ).
Считая свои права нарушенными, Исторический музей обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании указанного отказа незаконным и обязании Управление Росреестра по Москве осуществить государственный кадастровый учет в отношении земельного участка общей площадью 998 кв.м, расположенного по адресу: внутригородская территория муниципальный округ Тверской, улица Никольская, земельный участок 5/1, на основании заявления от 05 октября 2020 г. N КУВД-001/2020-17871610.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского имущества города Москвы и ООО "Компания "Кор".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02 августа 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 октября 2021 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие у регистрационного органа оснований по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка, поскольку представленный межевой план подготовлен с нарушением Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08 декабря 2015 г. N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования). Приведены также доводы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права относительно не отражения в решении оснований по отказу в удовлетворении ходатайства регистрационного органа о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в г. Москве).
В отзыве на кассационную жалобу Исторический музей просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Исторического музея против ее удовлетворения возражал. Представитель Департамента городского имущества города Москвы с доводами жалобы не согласился.
Представитель ООО "Компания "Кор" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации).
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
Согласно пункту 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Требования к подготовке межевого плана утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08 декабря 2015 г. N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку в регистрационный орган были представлены все необходимые документы для принятия решения о государственном кадастровом учете земельного участка общей площадью 998 кв.м, расположенного по адресу: внутригородская территория муниципальный округ Тверской, улица Никольская, земельный участок 5/1.
Судами установлено, что проект межевания квартала, в границах которого расположен образуемый земельный участок, утвержден распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 12 сентября 2016 г. N 25765 (в редакции распоряжения от 04 июля 2019 г. N 25552).
Согласно утвержденному проекту межевания для эксплуатации строений Исторического музея по адресу: площадь Революции, дом 2/3 и улица Никольская, дом 5/1, стр. 1, 2, 4, 5, 6 устанавливается участок (на плане межевания N 3) площадью 1,117 га.
В границах территории, отведенной проектом межевания, расположены земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0001008:24, 77:01:0001008:3515, 77:01:0001008:62, 77:01:0001008:9, 77:01:0001008:57, а также земли неразграниченной собственности.
На сформированные земельные участки зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
В целях формирования непоставленного на государственный кадастровый учет земельного участка Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 19 июня 2020 г. N 18378 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" (проведение кадастровых работ в соответствии с указанным распоряжением предусмотрено за счет собственных средств землепользователя).
Межевой план по образованию земельного участка подготовлен кадастровым инженером ООО "Компания "КОР" на основании схемы расположения земельного участка, утвержденной распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 19 июня 2020 г. N 18378, и на основании проекта межевания территории квартала N 2 Тверского района, ограниченного Театральным проездом, Никольской улицей, проездом Воскресенские Ворота, Площадью Революции, Театральной площадью N01.08.037.2013, утвержденного распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 12 сентября 2016 г. N 25765.
Указанные документы были представлены в регистрационный орган.
Пи этом образовать земельный участок только в соответствии с утвержденным ПМТ не представляется возможным, поскольку утвержденным ПМТ предусмотрено формирование единого земельного участка N 3, в границах которого расположены образуемый земельный участок и уже поставленные на государственный кадастровый учет, находящиеся в федеральной собственности и закрепленные на праве постоянного (бессрочного) пользования за Историческим музеем земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0001008:24 (площадью 4 431 кв.м), 77:01:0001008:57 (площадью 2 700 кв.м), 77:01:0001008:3515 (площадью 1 411 кв.м), 77:01:0001008:9 (площадью 1 000 кв.м), 77:01:0001008:62 (площадью 400 кв.м), в то время как территория заявленного к постановке на кадастровый учет земельного участка представляет собой недостающую часть целого земельного участка N 3, предусмотренного утвержденным ПМТ.
Большую часть территории в границах земельного участка N 3, предусмотренного утвержденным ПМТ, составляют уже поставленные на кадастровый учет земельные участки, препятствует образованию такого земельного участка, который бы соответствовал утвержденному ПМТ.
В этой связи Департаментом городского имущества города Москвы было издано распоряжение от 19 июня 2020 г. N 18378 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
Таким образом, образуемый в соответствии с указанным распоряжением земельный участок в совокупности с указанными выше земельными участками, уже поставленными на государственный кадастровый учет, соответствует утвержденным ПМТ границам и конфигурации единого земельного участка N 3, что подтверждено Департаментом городского имущества города Москвы, утвердившим ПМТ (письмо от 25 ноября 2020 г. N ДГИ-Э-134208/20-1).
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку у Управления Росреестра по Москве отсутствовали правовые основания для отказа в государственном кадастровом учете земельного участка по указанным в обжалуемом решении основаниям.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод Управления Росреестра по Москве о неотражения в решении суда первой инстанции оснований по отказу в удовлетворении ходатайства регистрационного органа о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Росимущества в г. Москве подлежит отклонению, поскольку данное ходатайство рассмотрено и отклонено судом протокольным определением от 28 июля 2021 г. в связи с отсутствием оснований предусмотренных статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (том 5 л.д. 137).
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02 августа 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 октября 2021 г. по делу N А40-80372/21-139-584 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
Согласно пункту 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
...
Требования к подготовке межевого плана утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08 декабря 2015 г. N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 марта 2022 г. N Ф05-641/22 по делу N А40-80372/2021