г. Самара |
|
25 октября 2021 г. |
Дело N А55-13071/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сергеевой Н.В.,
рассмотрев единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью ТК "Логика" на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 июля 2021 года по делу N А55-13071/2021 (судья Коршикова О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению УПФР в Автозаводском районе городского округа Тольятти Самарской области
к обществу с ограниченной ответственностью ТК "Логика"
о взыскании штрафных санкций за не представление в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за периоды: май 2019 года в сумме 1 500 рублей, за период 2019 года в сумме 5 500 рублей, а всего в сумме 7 000 рублей
УСТАНОВИЛ:
УПФР в Автозаводском районе городского округа Тольятти Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании с ООО ТК "Логика" штрафных санкций за не представление в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за периоды: май 2019 года в сумме 1 500 рублей, за период 2019 года в сумме 5 500 рублей, а всего в сумме 7 000 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Резолютивной частью решения от 12 июля 2021 года исковые требования удовлетворены. Взысканы с общества с ограниченной ответственностью ТК "Логика" в пользу УПФР в Автозаводском районе городского округа Тольятти Самарской области, штрафные санкции за не представление в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за периоды: май 2019 года в сумме 1 500 рублей, за период 2019 года в сумме 5 500 рублей, а всего в сумме 7 000 рублей. Взысканы с общества с ограниченной ответственностью ТК "Логика" в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 руб.
В Арбитражный суд Самарской области 14.07.2021 поступило заявление общества с ограниченной ответственностью ТК "Логика" о составлении мотивированного решения по делу, в связи с чем, на основании части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 22.07.2021 Арбитражный суд Самарской области изготовил мотивированное решение.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью ТК "Логика" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что обращение Пенсионного фонда с исковым заявлением произведено за пределами установленного законом срока. Считает, что судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что правонарушение зафиксировано актом о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 01.04.2020 и 23.07.2020, не является основанием для исчисления сроков взыскания штрафа в судебном порядке с даты фактического принятия решения, так как решение составлено с нарушением срока, установленного статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В дополнении к апелляционной жалобе, ссылается на то, что поскольку страхователь самостоятельно выявил неполноту или неточность сведений в представленном им отчете, считает, что ООО ТК "Логика" не подлежит привлечению к ответственности. Кроме того, обращает внимание суда, что исходная форма СЗВ-М за май 2019 года представлена обществом в предусмотренный законом срок, а именно 17.06.2019.
УПФР в Автозаводском районе городского округа Тольятти Самарской области представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что первоначально заявитель обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с должника штрафных санкций.
11.03.2021 был вынесен судебный приказ по делу N А55-5382/2021.
Определением от 17.03.2021 по делу N А55-5382/2021 судебный приказ от 11.03.2021 отменен, в связи с чем, фонд обратился за взысканием штрафных санкций в рамках рассматриваемого дела.
Согласно статье 5, 17 Федерального закона РФ от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Статьями 9, 16 Закона N 27-ФЗ установлено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным, контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Заявитель является страхователем, поэтому должен представлять в орган ПФР своевременно предусмотренные законом сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Согласно п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца (в редакции, действующей до 31.12.2016), не позднее 15-го числа месяца (в редакции, действующей с 01.01.2017), следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера), на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы, представляет следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - форма СЗВ-М) (зарегистрировано в Министерстве Юстиции России 18 февраля 2016 г. N 41142).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального Закона N 27-ФЗ за не предоставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Перечень застрахованных лиц перечислен в ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п утверждена форма "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", а также порядок ее заполнения.
Согласно ст. 16 Закона N 27-ФЗ органы ПФР имеют право требовать от страхователей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом. Осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведениями налогового органа, полученными УПФР, подтверждается и ответчиком не оспаривается выплата им застрахованным лицам дохода в 2017 году.
Таким образом, ответчик обязан был представить в фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ за май 2019 год не позднее 17.06.2019.
Как указал суд первой инстанции, 18.06.2019 года по электронным каналам связи (лично, почтой) страхователем представлены сведения о каждом работающем застрахованном лице по форме СЗВ-М за период май 2019 года на 3 застрахованных лиц.
Предоставив сведения о каждом работающем застрахованном лице по форме СЗВ-М за период май 2019 года позднее установленного Законом срока, страхователем нарушен п.2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Специалистом Управления ПФР после принятия сведений составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства от 14.02.2020 N 77S18200002111.
Акт и извещение о вызове плательщика направлены на адрес страхователя.
Начальником Управления ПФР (Заместителем начальника Управления ПФР) рассмотрен акт и вынесено решение от 01.04.2020 N 077S19200004981 о привлечении страхователя к ответственности за не представление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за отчетный период май 2019 года в виде штрафных санкций в сумме 1500 рублей (3 застрахованных лица X 500,00 рублей).
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Решение направлено страхователю почтой.
Страхователю почтой направлено требование от 29.04.2020 N 077S01200009289, оставленное страхователем без исполнения. В срок, указанный в требовании до 20.05.2020, страхователь не оплатил сумму штрафных санкций.
Также обществом нарушен срок представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за период 2019 года, которые должны быть представлены позднее 02.03.2020.
По электронным каналам связи (лично, почтой) страхователем не представлены сведения о каждом работающем у него застрахованном лице по форме СЗВ-СТАЖ за период 2019 год на 1 застрахованное лицо.
Не предоставив сведения о каждом работающем застрахованном лице по форме СЗВ-СТАЖ за период 2019 года в установленный законом срок, страхователем нарушен п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996.
Специалистом Управления ПФР после принятия сведений составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства от 09.06.2020 N 077S18200008593.
Акт и извещение о вызове плательщика направлен в адрес страхователя.
Начальником Управления ПФР (Заместителем Начальника Управления ПФР) рассмотрен акт и вынесено решение от 23.07.2020 N 077S19200011384 о привлечении страхователя к ответственности за не предоставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ отчетный период 2019 года в виде штрафных санкций в сумме 5500 рублей (11 застрахованных) лиц X 500,00 рублей).
Решение направлено страхователю почтой.
Страхователю почтой направлено требование от 18.08.2020 N 077S01200015298, оставленное страхователем без исполнения. В срок, указанный в требовании до 07.09.2020, страхователь не оплатил сумму штрафных санкций.
В силу статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно ст. 17 Закона N 27-ФЗ требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Следовательно, поскольку требования направлены в адрес ответчика по почте 20.08.2020, 06.05.2020, то в силу ст. 17 Закона N 27-ФЗ считается полученным не позднее 26.08.2020 и 12.05.2020 соответственно.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция), подлежащая применению к спорным правоотношениям.
В соответствии с п. 29 Инструкции индивидуальные сведения могут быть представлены страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
а) на бумажном носителе (лично (его представителем) либо с использованием средств почтовой связи);
б) в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал и сайт ПФР, "личного кабинета", обеспечивающего возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
в) через многофункциональный центр.
Инструкцией установлено, что в случае заключения страхователем с территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации соглашения об обмене информацией в электронном виде с подтверждением электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ представление им индивидуальных сведений может осуществляться в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
В силу ч. 2 п. 32 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При представлении индивидуальных сведений в электронной форме территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа (абз. 3 п. 32 Инструкции).
Таким образом, при представлении страхователем индивидуальных сведений в электронной форме в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации указанная обязанность считается выполненной в случае фактического подтверждения органом приема таких сведений путем направления в адрес страхователя соответствующего подтверждения в форме электронного документа.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что надлежащих, допустимых доказательств своевременного представления фонду сведений по форме СЗВ-М за май 2019 года в частности электронной квитанции о получении отчета фондом с указанием даты и время получения или иных квитанцией из журнала регистрации программного комплекса оператора связи о получении сведений пенсионным фондом, сведений оператора связи, или иных надлежащих доказательств направления по телекоммуникационным каналам связи спорных сведений ответчиком, несмотря на неоднократные предложения суда, суду вопреки положениям ст. 65 АПК РФ не представлено.
Вместе с тем, с таким выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласиться не может. Так, в материалах дела имеются доказательства представления обществом "исходной" формы СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" за отчетный период май 2019 года 17.06.2019 в отношении 5-ти застрахованных лиц, которая принята ПФР.
Срок представления сведений о каждом работающем застрахованном лице по форме СЗВ-М за май 2019 года - не позднее 17.06.2019.
Из материалов дела следует, что 18.06.2019 общество, самостоятельно выявило неточность в сданном отчете, и также 18.06.2019 направило дополнительно форму СЗВ-М за отчетный период май 2019 года ("дополняющую"), содержащую сведения в отношении 3 застрахованных лиц по телекоммуникационным каналам связи.
Арбитражный апелляционный суд считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для взыскания с ответчика в пользу пенсионного фонда штрафных санкций в размере 1500 руб. за не представление в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период май 2019 года по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица)
В статье 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователя за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При этом статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (действующей в период спорных правоотношений), определено, что финансовые санкции к страхователю не применяются, если страхователь самостоятельно исправил ошибку до момента ее обнаружения территориальным органом Пенсионного фонда.
Материалами дела установлено, что исходная форма СЗВ-М за май 2019 года направлена страхователем в Пенсионный фонд без нарушения срока (что также следует из акта и решения пенсионного фонда - т.1 л.д.20 об., л.д.56 об.). При этом 18.06.2019 страхователем представлена дополняющая формы СЗВ-М за май 2019 года на 3-х застрахованных лиц, в отношении которых сведения в исходной форме отсутствовали.
В рассматриваемом случае страхователь самостоятельно выявил ошибку и направил дополнительные сведения в адрес Пенсионного фонда.
Доказательств того, что именно фонд уведомил страхователя о выявленной ошибке и предложил представить уточненные данные, в арбитражный суд не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, учитывая самостоятельное устранение страхователем нарушений, допущенных при предоставлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета, приходит к выводу об отсутствии у Пенсионного фонда оснований для применения в отношении страхователя санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в связи с чем полагает, что в удовлетворении исковых требований в этой части пенсионному фонду должно быть отказано.
Судом первой инстанции также установлено, что надлежащих, допустимых доказательств своевременного представления фонду сведений по форме СЗВ-СТАЖ за период 2019 года в УПФР, в частности электронной квитанции о получении отчета фондом с указанием даты и время получения или иных квитанцией из журнала регистрации программного комплекса оператора связи о получении сведений пенсионным фондом, сведений оператора связи, или иных надлежащих доказательств направления по телекоммуникационным каналам связи спорных сведений ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у ООО ТК "Логика" отсутствовали основания полагать, что обязанность по представлению индивидуальных сведений в электронной форме в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год) была исполнена им надлежащим образом.
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в рассматриваемом случае имеются основания для взыскания штрафных санкций за не представление в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за период 2019 года в сумме 5500 руб. (500 руб. х 11 застрахованных лиц), поскольку они не были представлены ООО ТК "Логика" в установленный срок.
Доводы апелляционной жалобы ООО ТК "Логика" о том, что в рассматриваемом случае, а именно при взыскании штрафных санкций за не представление в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за период 2019 года, пенсионным фондом не соблюдена процедура уведомления страхователя об ошибках, выявленных в представленных им сведениях, отклоняются судом апелляционной инстанции. По мнению подателя апелляционной жалобы, не направив обществу уведомление об устранении имеющихся ошибок и неточностей, пенсионный фонд лишил ответчика его права в пятидневный срок устранить обнаруженные ошибки, что освободило бы общество от штрафа.
Данное утверждение общества не основано на нормах закона. Так, согласно части 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
В рассматриваемом случае общество вообще не представило в установленный законом срок, а именно не позднее 02 марта 2020 года, сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год. Указанные сведения представлены только 22.07.2020. Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания штрафных санкций в размере 5500 руб. является правомерным и обоснованным.
Доводов и доказательств наличия смягчающих ответственность обстоятельств или исключающих её ответчиком не представлено.
Доводы ответчика о пропуске срока на обращение в суд (повторяющиеся в апелляционной жалобе) обоснованно отклонены арбитражным судом первой инстанции, в связи со следующим.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Абзацами 15-17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) предусмотрено, что в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Вместе с тем, сроки для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлены.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до 1 января 2017 регулировались Законом N 212-ФЗ.
На основании части 5.5 статьи 19 Закона N212-ФЗ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
С 1 января 2017 Закон N 212-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Вместе с тем, согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, на правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах (в том числе и положения статьи 46 НК РФ).
Поэтому в силу положений пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 2 статьи 48, пункта 1 статьи 115 НК РФ с заявлением о взыскании со страхователя суммы финансовых санкций Фонд имел право обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате.
При этом в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, на правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах (в том числе и положения статьи 46 НК РФ).
Как следует из материалов дела, в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования споров в адрес должника 06.05.2020 заказным письмом направлено требование от 29.04.2020 N 077S01200009289 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке в срок до 20.05.2020 в сумме 1500,00 руб.
Требование от 18.08.2020 N 077S0120005298 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке в срок до 07.09.2020 в сумме 5500,00 руб. было направлено 20.08.2020 заказным письмом.
С заявлением о выдаче судебного приказа в рамках дела N А55-5382/2021 УПФР обратилось в арбитражный суд по системе "МойАрбитр.ру" 02.03.2021, то есть в пределах установленного срока.
Кроме того, суд первой инстанции верно отметил, что заявителем не учтено следующее.
Сроки для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке статьей 17 закона N 27-ФЗ не предусмотрено, следовательно, исходя из положений ст. 2 закона N 167-ФЗ, применению подлежат нормы Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Статья 46 Налогового кодекса, устанавливающая порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств с организаций и индивидуальных предпринимателей, не содержит правил исчисления срока взыскания задолженности для случаев отмены судебного приказа.
Между тем, для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц, в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса указано, что такие требования могут быть предъявлены не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации), а также универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм задолженности после отмены судебного приказа, следует признать допустимым применение пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса по аналогии закона и в рассматриваемой по настоящему делу ситуации.
Таким образом, на основании статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и применительно к пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса по требованиям органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, заявление о взыскании спорной суммы может быть подано в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.
Указанная позиция изложена в п. 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, а также в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2019 N 306- КГ18-16966 и от 22.01.2019 N 305-КГ18-17885.
С учетом указанной позиции Верховного Суда РФ суд первой инстанции верно указал, что пенсионный фонд обратился в суд повторно с заявлением в арбитражный суд в рамках рассматриваемого дела 07.05.2021 в пределах шести месяцев с момента отмены судебного приказа (17.03.2021).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявителем не пропущен срок на обращение в суд.
В соответствии с пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения дела арбитражный суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
Поскольку судом первой инстанции решение о взыскании с ООО ТК "Логика" в пользу УПФР в Автозаводском районе городского округа Тольятти штрафных санкций за не представление в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за период мая 2019 года в размере 1500 руб. принято при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, оно подлежит отмене в этой части на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор о взыскании штрафных санкций за не представление в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за период 2019 года в сумме 5500 руб., полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда в этой части является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Размер государственной пошлины определяется в соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ, составляет 1560 руб. и подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 июля 2021 года (резолютивная часть от 12 июля 2021 года) по делу N А55-13071/2021 отменить в части удовлетворения исковых требований о взыскании штрафных санкций за не представление в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за период мая 2019 года в размере 1500 руб., расходов по оплате государственной пошлины.
В этой части принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований УПФР в Автозаводском районе городского округа Тольятти о взыскании с ООО ТК "Логика" штрафных санкций за не представление в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за период мая 2019 года в размере 1500 руб. отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью ТК "Логика" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1560 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 22 июля 2021 года (резолютивная часть от 12 июля 2021 года) по делу N А55-13071/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Н.В.Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13071/2021
Истец: УПФР в Автозаводском районе городского округа Тольятти Самарской области
Ответчик: ООО ТК "Логика"