г. Москва |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А41-67498/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Кривовой С.С.,
при участии в заседании:
от ООО "ТК "Голицыно": Аюбов М.А. по доверенности от 15.06.2020;
от Управления Росреестра по Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Красногорского районного отдела судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 13 июля 2021 года по делу N А41-67498/20,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый комплекс "Голицыно"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
при участии в деле третьего лица: Красногорского районного отдела судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области
об оспаривании действий и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый комплекс "Голицыно" (далее - ООО "ТК "Голицыно", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по государственной регистрации ограничений и обязании произвести прекращение в ЕГРН регистрационных записей от 15.05.2020 N N 50:20:0070512:2019-50/001/2020-5, 50:20:0071003:49-50/001/2020-5, 50:20:0071003:1515-50/001/2020-5, 50:20:0020402:138450/001/2020-5, 50:20:0071003:1388-50/001/2020-4, 50:20:0071003:1388-50/001/2018-3, 50:20:0071003:498-50/001/2020-5, 50:20:0071003:2168-50/001/2020-9, 50:20:0071003:216950/001/2020-9, 50:20:0041307:4609-50/001/2020-5.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Красногорский районный отдел судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 июля 2021 года по делу N А41-67498/20 заявление удовлетворено (т. 7 л. д. 10-13).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "ТК "Голицыно" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя ООО "ТК "Голицыно", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "ТК "Голицыно" является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами 50:20:0070512:2019, 50:20:0071003:49, 50:20:0071003:1515, 50:20:0020402:1384, 50:20:0071003:1388, 50:20:0071003:498, 50:20:0071003:2168, 50:20:0071003:2169, 50:20:0041307:4609.
17 сентября 2020 года при получении общедоступных сведений на официальном Интернет-сайте Росреестра в разделе "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online" заявителю стало известно о государственной регистрации обременений в отношении объектов недвижимости путем внесения в ЕГРН регистрационных записей от 15.05.2020 N N 50:20:0070512:201950/001/2020-5, 50:20:0071003:49-50/001/2020-5, 50:20:0071003:1515-50/001/2020-5, 50:20:0020402:1384-50/001/2020-5, 50:20:0071003:1388-50/001/2020-4, 50:20:0071003:138850/001/2018-3, 50:20:0071003:498-50/001/2020-5,50:20:0071003:2168-50/001/2020-9, 50:20:0071003:2169-50/001/2020-9, 50:20:0041307:4609-50/001/2020-5 о запрете сделок с имуществом.
Заявлением от 21.09.2020 ООО "ТК "Голицыно" обратилось к Управлению Росреестра по Московской области за предоставлением сведений об основаниях государственной регистрации обременения прав, а также об аннулировании регистрационных записей.
Поскольку регистрационные записи об обременении прав на спорные объекты недвижимости не исключены из ЕГРН, полагая, что оснований для регистрационных действий не имелось, ООО "ТК "Голицыно" обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно части 13 статьи 32 Закона N 218-ФЗ суд или уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом либо избравшие залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, направляют в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом или об избрании в качестве меры пресечения залога, а также заверенную копию акта о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.
Как следует из материалов дела, обременение прав на объекты с кадастровыми номерами: 50:20:0070512:2019, 50:20:0071003:49, 50:20:0071003:1515, 50:20:0020402:1384, 50:20:0071003:1388, 50:20:0071003:498, 50:20:0071003:2168, 50:20:0071003:2169, 50:20:0041307:4609 в виде запрещения сделок с имуществом зарегистрировано Управлением Росреестра по Московской области в связи с поступлением на государственную регистрацию постановления Красногорского РОСП УФССП России по Московской области от 27.04.2020 о запрете на совершение действий по регистрации, вынесенного в рамках исполнительного производства от 30.03.2020 N 3256/20/50017-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа Красногорского городского суда Московской области от 11.06.2019 по делу N 2-2458/2019.
Постановление Красногорского РОСП УФССП России по Московской области от 27.04.2020 направлено в регистрирующий орган непосредственно Красногорским РОСП УФССП России по Московской области (т. 4 л. д. 4).
В соответствии со статьей 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в следующем порядке:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдача документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Порядок проведения правовой экспертизы определен Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278.
Правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, осуществляется на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 215 Регламента).
В силу пункта 216 Регламента при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются:
1) наличие всех необходимых документов;
2) наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя;
3) необходимость направления межведомственного запроса;
4) действительность поданных заявителем документов;
5) соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства;
6) наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти;
7) соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН;
8) отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества;
9) наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26 и 27 Закона N 218-ФЗ).
При проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор прав вправе, а при выявлении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Закона о регистрации), в частности:
1) формирует и направляет в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления, организации (органы) по учету объектов недвижимости, органы по учету государственного и муниципального имущества, другие органы и организации, располагающие сведениями (документами), необходимыми для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, запросы для получения недостающих или проверки вызывающих сомнение сведений;
2) направляет документы, в отношении которых у государственного регистратора прав есть сведения, что данные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны, на подтверждение их подлинности или достоверности содержащихся в них сведений в издавший их орган государственной власти (орган местного самоуправления) или лицам, их подписавшим, удостоверившим;
3) самостоятельно получает информацию справочного характера в информационных базах данных, при наличии технических возможностей самостоятельно получает необходимую информацию в электронном виде в информационных базах данных в органах государственной власти и органах местного самоуправления, органах по учету государственного и муниципального имущества, других организациях, в том числе в форме электронных документов (пункт 218 Регламента).
Пунктами 219 и 221 Административного регламента установлено, что государственный регистратор при проведении правовой экспертизы представленных документов на предмет их подлинности или достоверности содержащихся в них сведений обязан в том числе удостовериться в том, что:
1) в реестровом деле, открытом как на объект недвижимости, права на который заявлены на государственную регистрацию, так и на иной объект недвижимости, отсутствуют документы, содержащие сведения (данные), аналогичные (идентичные) имеющимся в представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документах сведениям (данным), но не соответствующие им (когда такие сведения либо являются неизменными, либо их изменение, осуществляемое в установленном законодательством Российской Федерации порядке, должно подтверждаться документами);
2) отсутствует информация в письменной форме, поступившая от правообладателя, правоохранительных органов, иных лиц (например, нотариусов), запрошенная органом регистрации прав и полученная им в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующая, что представленные на государственную регистрацию прав документы являются поддельными (например, об утрате правообладателем правоустанавливающих документов, подлинных учредительных документов, печати юридического лица и другое) или данные документы содержат недостоверные сведения (например, в документе, выражающем содержание сделки, от имени стороны договора - юридического лица проставлена подпись лица в качестве лица, действующего от имени юридического лица без доверенности, тогда как из поступившего из налогового органа документа, содержащего сведения о государственной регистрации юридического лица, следует, что от имени данного юридического лица на дату подписания сделки без доверенности могло действовать иное лицо).
Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет:
1) соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа;
2) наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт;
3) соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в представленных документах, сведениям о данном объекте, содержащимся в ЕГРН;
4) наличие прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица.
Исходя из сведений, размещенных на официальных Интернет-сайтах ФССП России и Красногорского городского суда Московской области (Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.1&name_op=case&case_id=282324896&case_uid=b5c784c9-49f4-4bc4-a56b-6fbcdfc2faf&delo_id=1540005), в том числе с учетом текста судебного акта Красногорского городского суда Московской области по делу N 2-2458/2019, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО "Торговый комплекс "Голицыно" не является лицом, участвующим в деле, по делу N 2-2458/2019 (т. 1 л. д. 60), исполнительное производство от 30.03.2020 N 3256/20/50017-ИП возбуждено Красногорским РОСП УФССП России по Московской области в отношении ООО "Евро Логистик" (т. 6 л.д. 116).
Как следует из материалов регистрационных дел, в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 50:20:0070512:2019, 50:20:0071003:49, 50:20:0071003:1515, 50:20:0020402:1384, 50:20:0071003:1388, 50:20:0071003:498, 50:20:0071003:2168, 50:20:0071003:2169, 50:20:0041307:4609 не имеется запросов и иных юридически значимых документов, подтверждающих совершение государственным регистратором действий по установлению действительности представленного на государственную регистрацию постановления Красногорского РОСП УФССП России по Московской области от 27.04.2020 о запрете на совершение действий по регистрации.
Иных документов в обоснование государственной регистрации обременения прав на объекты заявителя в составе дела правоустанавливающих документов не имеется.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Управление Росреестра по Московской области не имело достаточных правовых оснований для государственной регистрации обременении прав на объекты с кадастровыми номерами 50:20:0070512:2019, 50:20:0071003:49, 50:20:0071003:1515, 50:20:0020402:1384, 50:20:0071003:1388, 50:20:0071003:498, 50:20:0071003:2168, 50:20:0071003:2169, 50:20:0041307:4609.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 июля 2021 года по делу N А41-67498/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-67498/2020
Истец: Комарова Тамара Валентиновна, ООО "ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС "ГОЛИЦЫНО"
Ответчик: Комарова Тамара Валентиновна
Третье лицо: РОСРЕЕСТР