город Омск |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А70-7807/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10525/2021) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.08.2021 по делу N А70-7807/2021 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Специализированый застройщик "Партнер-Строй" (ОГРН 1027200785842, ИНН 7203062823, адрес: 625048, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 114, пом. 53) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042, адрес: 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 10, офис 210) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134, адрес: 109012, г. Москва, пер. Никольский, д. 9) о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Специализированый застройщик "Партнер-Строй" - Горшкова Е.В. по доверенности от 09.01.2020 N 100 сроком действия по 31.12.2023; Покотило И.А. по доверенности от 07.07.2021 N 105 сроком действия по 31.12.2024;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Специализированый застройщик "Партнер-Строй" (далее - АО "СЗ "Партнер-Строй", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО, Территориальное управление) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, Федеральное агентство) о признании незаконным отказа МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:249, оформленного письмом от 20.04.2021 исх. N 72-АМ-03/4246, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка в течение 10-ти дней с момента вступления в силу решения суда на условиях, изложенных в прилагаемом к заявлению проекте договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:249, находящегося в собственности Российской Федерации, на котором расположен объект недвижимого имущества, находящийся в собственности АО "СЗ "Партнер-Строй".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 12.08.2021 по делу N А70-7807/2021 заявленные требования удовлетворены частично. Признан недействительным отказ МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:249, оформленный письмом от 20.04.2021 исх. N 72-АМ-03/4246; на МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:249 в трех экземплярах, его подписания и направления в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу проекта указанного договора для подписания АО "СЗ "Партнер-Строй".
При принятии решения суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ Территориального управления в реализации заявителем преимущественного права на приобретение в собственность спорного земельного участка по тем основаниям, которые указаны в письме от 20.04.2021 исх. N 72-АМ-03/4246 (расположение на земельном участке объектов, принадлежащих третьим лицам, несоразмерность истребуемого земельного участка площади находящихся в собственности общества объектов недвижимости), является незаконным.
Не согласившись с принятым судебным актом, МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что на северной части спорного земельного участка расположена улично-дорожная сеть, в том числе проезды, стоянка, разворотная площадка и конечная остановка автобусов, что является землями общего пользования, а в силу пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) запрещается приватизация земельных в границах территорий общего пользования. Кроме того, апеллянт обращает внимание на то, что площадь испрашиваемого земельного участка многократно превышает площадь объектов капитального строительства, расположенных на нем (подпункт 1 пункта 6 статьи 39.16 ЗК РФ); в заявлениях о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:249 от 22.09.2020 N 758ПС, от 24.11.2020 N б/и АО "СЗ "Партнер-Строй" указывало, что на испрашиваемом земельном участке расположены три объекта недвижимости (трансформаторная будка, стоянка автомобилей, сеть электроснабжения), при этом четвертый объект недвижимости (сооружение энергетики) поставлен на кадастровый учет 17.12.2020.
В письменном отзыве общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО и Росимущество, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции представители АО "СЗ "Партнер-Строй" поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, АО "СЗ "Партнер-Строй" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:249, площадью 116 242 кв.м, адрес: Тюменская область, г. Тюмень, 1-й км а/д Подъезд от а/д "Байкал" к г. Тюмени, категория земель: земли населённых пунктов; разрешенное использование: хранение автотранспорта, в соответствии с условиями договора аренды от 22.07.2015 N 1434/з, с учетом договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 28.10.2020.
Согласно выписке Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 13.08.2020 N КУВИ-999/2020-143369 земельный участок является федеральной собственностью.
В обоснование заявленных требований общество указало, что в границах указанного земельного участка расположены объекты капитального строительства, принадлежащие на праве собственности АО "СЗ "Партнер-Строй":
- нежилое сооружение: трансформаторная подстанция 2 БКТП - 1250, кадастровый номер 72:17:1313002:4203, адрес: Российская Федерация, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Червишевский тракт, площадь 20,8 кв.м, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации от 16.09.2020 N 72:17:1313002:4203-72/041/2020-1;
- нежилое здание: стоянка автомобилей открытого типа, кадастровый номер 72:17:1313002:4033, адрес: Российская Федерация, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Червишевский тракт, д. 51, стр. 1, площадь 407,00 кв.м., о чем в ЕГРН сделана запись регистрации от 28.08.2020 N 72:17:1313002:4033-72/041/2020-1;
- сооружение электроэнергетики: сеть электроснабжения 0,4 кВ, кадастровый номер 72:17:1313002:4034, адрес: Российская Федерация, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Червишевский тракт, протяженность 245 м, о чем в едином реестре недвижимости сделана запись регистрации от 02.09.2020 N 72:17:1313002:4034-72/044/2020-1;
- сооружение энергетики, наружное освещение протяженностью 1186 м, кадастровый номер 72:17:1313002:4855, адрес: Российская Федерация, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Владимира Бахарева.
На земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, находящиеся в пользовании иных лиц, а также объекты или условия, препятствующие выкупу земельного участка в собственность, предусмотренные статьей 39.16 ЗК РФ.
Общество направило в адрес МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО заявления на выкуп земельного участка от 22.09.2020 N 758ПС (вх. от 23.09.2020 N 72-14657), от 24.11.2020 исх. б/н (вх. от 24.11.2020 N 72-18015), а также подписанный со своей стороны договор купли-продажи земельного участка от 20.02.2021, форма которого была взята заявителем с официального сайта Росимущества https://tu72.rosim.ru/.
В указанных заявлениях общество указывало на три объекта недвижимости, принадлежащих на праве собственности АО "СЗ "Партнер-Строй" (трансформаторную подстанцию 2БКТП-1250, стоянку автомобилей открытого типа, сеть электроснабжения 0,4 кВ).
Территориальное управление 20.04.2021 направило в адрес заявителя отказ в заключении договора купли-продажи N 72-АМ-03/4246, ссылаясь на несоразмерность истребуемого земельного участка площади находящихся в собственности общества объектов недвижимости, а также на нахождение на спорном земельном участке объектов, принадлежащих третьим лицам; как указало МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО, с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось ненадлежащее лицо, что является препятствием к его выкупу.
Полагая, что указанные в письме от 20.04.2021 исх. N 72-АМ-03/4246 основания противоречат требованиям действующего законодательства и не имеют документального подтверждения, АО "СЗ "Партнер-Строй" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим изменению, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В силу статьи 1 ЗК РФ правовое регулирование земельных отношений основывается на таких принципах, как единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; дифференцированный подход к установлению правового режима земель; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно выписке из ЕГРН от 13.08.2020 земельный участок с кадастровым номером 72:17:1313002:249, площадью 116 242 кв.м., адрес (местоположение): Тюменская область, г. Тюмень, 1-й км а/д Подъезд от а/д "Байкал" к г. Тюмени, кадастровая стоимость 46 800 000 руб., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: хранение автотранспорта, для размещения объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения; зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается записью о государственной регистрации права собственности от 02.07.2015 N 72-72/001-72/001/023/2015-2529/1.
В соответствии с договором аренды от 22.07.2015 N 1434/з указанный земельный участок представлен в аренду ООО "МЕДИ5АСТАРС" на период с 14.07.2015 по 13.07.2025.
По договору субаренды от 05.03.2020 ООО "МЕДИ5АСТАРС" передало АО "СЗ "Партнер-Строй" испрашиваемый земельный участок в субаренду, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 23.09.2020 N КУВИ-002/2020-23395907.
В заявлениях от 22.09.2020 N 758ПС (вх. от 23.09.2020 N 72-14657), от 24.11.2020 исх. б/н (вх. от 24.11.2020 N 72-18015) общество указывало, что на спорном земельном участке расположены следующие объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности АО "СЗ "Партнер-Строй":
- трансформаторная подстанция 2БКТП-1250, назначение: 1.1. Сооружения электроэнергетики, площадь 20,8 кв.м, кадастровый номер 72:17:1313002:4203, запись о государственной регистрации права от 16.09.2020 N 72:17:1313002:4203-72/041/2020-1;
- стоянка автомобилей открытого типа, назначение: нежилое, площадь 407 кв.м, кадастровый номер 72:17:1313002:4033, запись о государственной регистрации права от 28.08.2020 N 72:17:1313002:4033-72/041/2020-1;
- сеть электроснабжения 0,4 кВ, назначение: 1.1. Сооружения электроэнергетики, протяженность 245 м, кадастровый номер 72:17:1313002:4034, запись о государственной регистрации права от 02.09.2020 N 72:17:1313002:4034-72/044/2020-1.
Как обоснованно отметило МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО в апелляционной жалобе, четвертый объект недвижимости (сооружение энергетики) в направленных в Территориальное управление заявлениях от 22.09.2020 N 758ПС, от 24.11.2020 исх. б/н перечислен не был, данный объект поставлен на кадастровый учет только 17.12.2020.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Согласно пункту 4 Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктом 4.2.27 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденном приказом Росимущества от 19.12.2016 N 466, МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО по поручению Росимущества осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше 10 гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков.
В адрес Территориального управления поступило заявление от АО "СЗ "ПартнерСтрой" от 22.09.2020 N 758ПС (вх. N 72-14657 от 23.09.2020) о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:249 площадью 116 242 кв.м.
Рассмотрев заявление общества от 22.09.2020 N 758ПС (вх. от 23.09.2020 N 72-14657) о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, в соответствии с пунктом 4 Положения, пунктом 4.2.27 Положения о Территориальном управлении, МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО направило обращение от 01.10.2020 N72-ЕБ-03/10443 в Росимущество о рассмотрении вопроса о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность АО "СЗ "Партнер-Строй" в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ и направлении соответствующего поручения Территориальному управлению по дальнейшему рассмотрению вопроса.
В Территориальное управление 20.10.2020 вх. 72-16114 поступило поручение Федерального агентства от 20.10.2020 N АШ-10/33202, в соответствии с которым Территориальному управлению поручено в соответствии с подпунктами 3.17, 3.18. 3.13 Административного регламента по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 26.10.2011 N 598, провести внеплановую проверку фактического использования вышеуказанного земельного участка.
Кроме того, в указанном поручении от 20.10.2020 N АШ-10/33202 Росимущество указало, что принять решение о предоставлении в собственность АО "СЗ "Партнер-Строй" земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:249 не представляется возможным в связи с тем, что заявитель в обращении в нарушение подпункта 7 и 4 пункта 1 статьи 39.17 ЗК РФ не указал цель использования земельного участка, а также основание предоставления земельного участка из числа предусмотренных части 2 статьи 39.3, статьей 39.5, части 2 статьи 39.6 или части 2 статьи 39.10 ЗК РФ оснований. Федеральное агентство пришло к выводу, что не представляется возможным однозначно определить комплект документов, который должен быть представлен для подтверждения права на приобретение земельного участка без проведения торгов, из предусмотренных перечнем, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1.
Во исполнение поручения Росимущества от 20.10.2020 N АШ-10/33202 Территориальным управлением проведена проверка фактического использования испрашиваемого заявителем земельного участка, о чем составлен акт проверки от 06.11.2020.
В соответствии с актом проверки от 06.11.2020 земельный участок находится в удовлетворительном состоянии, используется в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием АО "СЗ "Партнер-Строй", арендная плата вносится в установленные сроки; срок аренды истекает 13.07.2025, в связи с чем МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО полагает возможным предоставить земельный участок в собственность за плату.
Письмом от 18.12.2020 N 72-АМ-03/13632 Территориальное управление во исполнение поручения от 20.10.2020 N АШ-10/33202 направило в адрес Росимущества акт проверки от 06.11.2020, а также повторное заявление АО "СЗ "ПартнерСтрой" от 24.11.2020 исх. б/н (вх. от 24.11.2020 N 72-18015) о предоставлении в собственность земельного участка и о необходимости направления поручения по итогам рассмотрения настоящего вопроса.
Территориальное управление повторно письмом от 10.03.2021 N 72-АМ-03/2244 обратилось в Федеральное агентство по рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка в собственность АО "СЗ "Партнер-Строй".
В адрес Территориального управления 05.04.2021 (вх. 72-5985) поступило поручение Федерального агентства от 05.04.2021 N АШ-10/10405, в котором было указано, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:1313002:249 не может быть предоставлен на праве собственности АО "СЗ "Партнер-Строй" по следующим основаниям:
- на северной части земельного участка расположена улично-дорожная сеть, в том числе проезды, стоянка, разворотная площадка и конечная остановка автобусов, что является землями общего пользования, согласно пункту 8 статьи 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных в границах территорий общего пользования;
- согласно представленному комплекту документов на земельном участке расположены три объекта капитального строительства небольшой площади, большая часть земельного участка (почти весь) не используется; площадь земельного участка многократно превышает площадь объектов капитального строительства, расположенных на нем;
- если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать из земельного участка, находящегося в федеральной собственности или земель, которые в соответствии с действующим законодательством относятся к федеральной собственности, заявителю необходимо обратиться в Федеральное агентство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, предусмотренной статьями 39.14 и 39.15 ЗК РФ.
Письмом от 20.04.2021 N 72-АМ-03/4246 Территориальное управление уведомило АО "СЗ "Партнер-Строй" о вышеизложенном ответе Федерального агентства по итогам рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:249.
При оценке оснований отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:249 судом первой инстанции установлено, что согласно письму муниципального казенного учреждения "Тюменьгортранс" от 14.07.2021 исх. N 60-С8-1196/21 движение общественного транспорта в ЖК "Апрель" осуществляется по земельному участку с кадастровым номером 72:17:1313002:202, в то время как заявителем испрашивается в собственность земельный участок с кадастровым номером 72:17:1313002:249.
В этой связи основание отказа в предоставлении земельного участка по причине расположения на нём улично-дорожной сети, относящейся к землям общего пользования, является необоснованным, опровергается материалами дела.
В данной части апелляционная жалоба каких-либо мотивированных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, не содержит, в связи с чем апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции в указанной части.
Между тем при принятии решения суд первой инстанции посчитал, что такое основание отказа как несоразмерность испрашиваемого земельного участка площади расположенных на нем объектов капитального строительства статьёй 39.16 ЗК РФ не предусмотрено, в связи с чем пришел к выводу, что оспариваемый отказ является незаконным в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции в данной части ошибочными, исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ определено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Содержание статьи 39.20 ЗК РФ позволяет сделать вывод, что земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность по основанию, установленному пунктом 1 данной статьи, только для эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений.
Принимая во внимание правовые позиции, изложенные в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 по делу N А41-42032/09, от 03.04.2012 по делу N А74-2987/2010, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2018 N 1202-О, суд апелляционной инстанции отмечает, что бремя доказывания того, какой размер земельного участка, подлежащего выкупу, является необходимым, возлагается на лицо, которое желает его выкупить, в том числе посредством назначения экспертизы.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
Следовательно, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду без торгов имеют собственники зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, в размере, необходимом для эксплуатации таких объектов.
Данное обстоятельство не лишает собственников зданий, сооружений, права выкупа большего по площади земельного участка, чем требуется для эксплуатации таких объектов, но в общем порядке, установленном земельным законодательством.
В рассматриваемом случае заявителем испрашивается земельный участок площадью 116 242 кв.м при условии нахождения на нем объектов недвижимости общей площадью 672,8 кв.м (трансформаторной подстанции площадью 20,8 кв.м, стоянки автомобилей площадью 407 кв.м, сети электроснабжения площадью 245 м).
Таким образом, площадь испрашиваемого земельного участка многократно превышает площадь объектов капитального строительства, расположенных на нем.
Согласно дополнительному соглашению от 16.06.2020 к договору от 22.07.2015 N 1434/з разрешенное пользование участка: хранение автотранспорта.
Доказательств, подтверждающих необходимость использования для размещения и эксплуатации трех объектов недвижимости общей площадью 672,8 кв.м земельного участка площадью 116 242 кв.м, заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено, о назначении по делу судебной экспертизы не заявлено (статья 9 АПК РФ).
Ссылки общества в заявлении на письма Минэкономразвития Российской Федерации от 25.06.2015 N Д23и-2954, от 03.07.2015 N Д23-и-3084 отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку указанные письма не имеют обязательной юридической силы, не являются официальным толкованием закона.
Довод представителя общества, озвученный в заседании суда апелляционной инстанции, о том, что АО "СЗ "Партнер-Строй" осуществляет строительство на земельном участке, признан судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку по правилам ЗК РФ земельный участок для строительства без проведения торгов не предоставляется, согласно статье 39.20 ЗК РФ земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность без проведения торгов только для эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений. Соответствующих доказательств обществом в материалы дела представлено не было (статьи 9, 65 АПК РФ).
Таким образом, поскольку обществом не исполнена надлежащим образом обязанность обосновать площадь земли, заявленной им к выкупу, суд апелляционной инстанции, руководствуясь обозначенными нормативными положениями и правовой позицией высшей судебной инстанции, приходит к выводу о том, что второе основание отказа, изложенное в письме от 20.04.2021 исх. N 72-АМ-03/4246, является правомерным, в связи с чем требование АО "СЗ "Партнер-Строй" о признании незаконным отказа МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:17:1313002:249 подлежит оставлению без удовлетворения.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.08.2021 по делу N А70-7807/2021 подлежит изменению на основании пункта 4 части 1, части 2 статьи 270 АПК РФ.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления согласно статье 110 АПК РФ относятся на общество.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.08.2021 по делу N А70-7807/2021 изменить, изложить в следующей редакции:
"В удовлетворении требований, заявленных акционерным обществом "Специализированый застройщик "Партнер-Строй", отказать в полном объёме".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-7807/2021
Истец: АО "ПАРТНЕР-СТРОЙ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ, ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом