г. Москва |
|
25 октября 2021 г. |
Дело N А40-62679/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В. Поташовой,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А. Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ИП Аракелян Л. М.
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.07.2021 по делу N А40-62679/21 (146-445)
по заявлению ИП Аракелян Л. М.
к 1) Правительству Москвы; 2) Департаменту строительства города Москвы;
3) Департамент городского имущества города Москвы;
третьи лица: 1) ГКУ города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства;
2) ООО "Простор-СФ"; 3) Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы;
о признании недействительным распоряжения,
при участии:
от заявителя: |
Новиков Р.В. по дов. от 30.04.2021; |
от ответчиков: |
1) Апрелов С.А. по дов. от 11.08.2021; 2) не явился, извещен; 3) Апрелов С.А. по дов. от 23.12.2020; |
от третьих лиц: |
1-2) не явился, извещен; 3) Савин А.С. по дов. от 15.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ИП Аракелян Лусвард Мнацакановна обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Правительству Москвы, Департаменту строительства города Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы о признании недействительным Распоряжения N 3151 от 27.01.2021 "Об изъятии государственных нужд объектов недвижимого имущества" в части изъятия земельного участка, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010102:40 (пункт 1 перечня в приложении к оспариваемому распоряжению).
Решением суда от 12.07.2021 в удовлетворении требований ИП Аракелян Л.М. отказано.
ИП Аракелян Л. М., не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица: ГКУ города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства и ООО "Простор-СФ" в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, ИП Аракелян Л.М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:64:0010102:40 (спорный земельный участок), что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости о государственной регистрации права собственности N 50:64:0010102:40-50/022/2017-2 сделанной 15.05.2017.
Вид разрешенного использования указанного земельного участка: под размещение объектов общественно-делового и производственного назначения; для размещения промышленных объектов.
Заявитель ссылается на то, что на спорном земельном участке ИП Аракелян Л.М. планируется строительство торгово-офисного здания, в связи с чем были заключены договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N Ю8-18-302-269(147007) от 02.03.2018 с ПАО "Московская объединенная электросетевая компания", договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения N 15/1132-К1754-18 от 13.09.2018 с АО "Мособлгаз", договор N 132 на выполнение изыскательских работ от 20.02.2018 с ООО "ПроектИзыскания", договор N 1/03/2019 о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения от 22.10.2019 с Дзержинским муниципальным унитарным предприятием "Энерго-коммунальное производственное объединение".
Как следует из материалов дела. для получения разрешения на строительство торгово-офисного здания на спорном участке ИП Аракелян Л.М. была разработана проектная документация и получено положительное заключение экспертизы (заключение выдано ООО "СТРОЙЭКСПЕРТИЗА").
Заявитель ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 50:64:0010102:40 используется ИП Аракелян Л.М. в предпринимательских целях.
27.01.2021 заместителем руководителя Департамента городского имущества города Москвы Прусаковой Н.В. по обращению Департамента строительства г.Москвы от 18.01.2021 N ДС-11-1164/21 принято распоряжение N 3151 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества" (далее - распоряжение No3151).
Пунктом 1 оспариваемого распоряжения было принято решение изъять для государственных нужд - для целей, указанных в Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2020-2023 годы "Многоуровневые транспортные развязки на пересечении МКАД с ул. Верхние Поля и на пересечении МКАД с ул.Капотня с необходимой для их функционирования реконструкцией МКАД на участке от Бесединского шоссе до Косинского шоссе" у правообладателей объекты недвижимого имущества согласно приложению. В приложении к распоряжению N 3151 в пункте 1 перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд в качестве объекта недвижимого имущества, подлежащего изъятию указан "земельный участок, подлежащий образованию из земельного участка с к.н. 50:64:0010102:40 (приложение N 1 к настоящему перечню)".
Оспариваемым распоряжением изымается часть земельного участка, принадлежащего ИП Аракелян Л.М. на праве собственности.
Заявитель считает, что распоряжение Правительства Москвы N 3151 от 27.01.2021 принято в нарушение требований действующего законодательства, а также нарушает право собственности ИП Аракелян Л.М.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя с настоящим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется следующим.
В соответствии со ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления (п. 2).
Согласно ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе, с размещением объектов транспорта федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлены нормами ст. ст. 55, 63 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающими предварительное и равноценное возмещение стоимости земельного участка.
В силу п.2 ст. 13 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения, а также транспортно-пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, изъятие и предоставление компенсации за изымаемые объекты недвижимого имущества происходят в рамках действующего законодательства в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 279 и 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 7-11 и 28 Федерального закона от 05.04.2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон N 43-ФЗ).
Ст. 8 Закона N 43-ФЗ в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого распоряжения, установлен порядок выявления лиц, земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных нужд.
В соответствии с положениями ст. 8 Закона N 43-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, не менее чем за два месяца до принятия решения об изъятии недвижимого имущества обязан обеспечить опубликование сообщения о планируемом изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд.
Из материалов дела следует, что сообщение о планируемом изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества, расположенных в границах зон планируемого размещения линейного объекта участка улично-дорожной сети - участка МКАД от улицы Верхние Поля до Бесединского моста через реку Москву, включая транспортную развязку на пересечении с улицей Верхние Поля опубликовано 12.11.2020 на официальном портале Мэра и Правительства Москвы.
В данном сообщение указана цель изъятия для государственных нужд объектов недвижимого имущества, а именно - освобождение территорий планируемого размещения линейного объекта участка улично-дорожной сети - участка МКАД от улицы Верхние Поля до Бесединского моста через реку Москву, включая транспортную развязку на пересечении с улицей Верхние Поля.
Указанное сообщение содержит информацию о нормативных правовых актах, в соответствии с которыми будет осуществляться процедура изъятия и компенсации за изымаемое имущество: ст. ст. 49, 56.5, 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации; ст. ст. 279 и 281 Гражданского кодекса Российской Федерации; ст. ст. 9-11 и 28 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; постановление Правительства Москвы от 09.11.2020 N 1920-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 19.12.2018 N 1651-ПП".
Кроме того, согласно материалам дела, к указанному сообщению прилагается Чертеж границ зон планируемого размещения линейных объектов и границ зон планируемого размещения линейных объектов, подлежащих переносу (переустройству) из зон планируемого размещения объектов.
Таким образом, сообщение о планируемом изъятии для государственных нужд недвижимого имущества официально опубликовано, что соответствует требованиям Закона N 43-ФЗ.
Следующим этапом является принятие решения об изъятии недвижимого имущества, порядок которого установлен ст. 9 Закона N 43-ФЗ,
Согласно п. 1 положения о Департаменте, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
В силу п. 4.1.12 положения Департамент в установленном порядке принимает решения об изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд.
В связи с изложенным, Департаментом городского имущества города Москвы принято оспариваемое распоряжение от 27.01.2021 N 3151 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества" для целей, указанных в Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2020 - 2023 годы: "Многоуровневые транспортные развязки на пересечении МКАД и ул. Верхние Поля и на пересечении МКАД с ул. Капотня с необходимой для их функционирования реконструкцией МКАД на участке от Бесединского шоссе до Косинского шоссе".
Указанным распоряжением утвержден перечень объектов недвижимости, подлежащих изъятию для государственных нужд, в соответствии с п. 1 которого подлежит изъятию земельный участок, подлежащий образованию из земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010102:40.
Данное распоряжение в соответствии с Законом N 63 от 28.11.2012 "О внесении изменений в статью 21 Закона города Москвы от 14.12.2001 N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы" и статьей 19 Закона города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы 01.02.2021 (https://www.mos.ru/authority/documents/doc/43270220/).
Письмом от 01.02.2021 N ДГИ-И-6434/21 решение об изъятии было направлено в адрес ИП Аракелян Л.М. (почтовые идентификаторы N12599355075399, N12599355075412).
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемое распоряжение принято заинтересованным лицом в пределах предоставленных полномочий, официально опубликовано, с соблюдением процедуры, установленной Законом N 43-ФЗ.
Согласно заявлению, доводы ИП Аракелян Л.М., по сути сводятся к несогласию с постановлением Правительства Москвы от 19.12.2018 N 1651-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участка МКАД от улицы Верхние Поля до Бесединского моста через реку Москву, включая транспортную развязку на пересечении с улицей Верхние Поля" в редакции постановления от 09.11.2020 N 1920-ПП.
Постановлениями Правительства Москвы от 03.11.2020 N 1871-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2020-2023" и от 19.12.2018 N 1651-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участка МКАД от улицы Верхние Поля до Бесединского моста через реку Москву, включая транспортную развязку на пересечении с улицей Верхние Поля" в редакции постановления от 09.11.2020 N 1920- ПП предусмотрено строительство объекта "Многоуровневые транспортные развязки на пересечении МКАД с ул. Верхние Поля и на пересечении МКАД с ул. Капотня с необходимой для их функционирования реконструкцией МКАД на участке от Бесединского шоссе до Косинского шоссе".
В соответствии с п. 1.3 постановления Правительства Москвы от 30.04.2019 N 449-ПП "Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территории в городе Москве" основанием для подготовки проекта планировки территории является правовой акт Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, подготовленный в соответствии с решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
Согласно п. 8(1).2 вышеуказанного постановления проведение общественных обсуждений и публичных слушаний по проекту внесения изменения в проект планировки территории не требуется.
Решение о подготовке проекта внесения изменений в постановление Правительства Москвы от 19.12.2018 N 1651-ПП принято на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы 25.06.2020 (протокол N 18, п. 8), а именно:
1. Принять к сведению, что проведение публичных слушаний по проекту планировки территории не требуется с учетом внесения изменений в проект планировки территории в части увеличения не более чем на 10 % площади зоны планируемого размещения линейного объекта в соответствии с ч. 22 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
2. Согласиться с внесением изменений в постановление Правительства Москвы от 19.12.2018 N 1651-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участка МКАД от улицы Верхние Поля до Бесединского моста через реку Москву, включая транспортную развязку на пересечении с улицей Верхние Поля".
3. Княжевской Ю.В. в срок до 27.08.2020 обеспечить подготовку и согласование соответствующего правового акта Правительства Москвы (п. 2) для представления его на рассмотрение в Правительство Москвы.
Планом межевания в составе проекта планировки территории предусмотрено изъятие части (площадью 1 252 кв.м.) земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010102:40 для целей размещения остановочного пункта наземного городского пассажирского транспорта.
Согласно п. 11.4 (таблица 11.1) "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89" магистральные улицы общегородского значения: 1-го класса - непрерывного движения обеспечивают безостановочное непрерывное движение по основному направлению, обслуживание прилегающей застройки осуществляется с боковых или местных проездов.
С учетом проекта планировки территории, предусмотрено строительство бокового проезда для обслуживания прилегающей территории.
Согласно материалам дела, местоположение остановки обусловлено:
- охранной зоной 20-м существующего газопровода высокого давления, в которой запрещено размещение мест скоплений людей (СП 62.133330.2011, приложение Б, графа "газопровод высокого давления");
- большим перепадом высот рельефа данной местности;
- пересечения потоков движения и созданий аварийных точек.
При этом, местоположение проезда обусловлено:
- необходимостью размещения проезда для обслуживания существующих
коммуникаций (камеры теплосети 2x1400, ЛЭП ПО кВт), находящихся за строением автосалона "Петровский";
- большим перепадом высот рельефа данной местности.
Таким образом, изъятие части земельного участка, принадлежащего на праве собственности ИП Аракелян Л.М., для строительства объекта "Многоуровневые транспортные развязки на пересечении МКАД с ул. Верхние Поля и на пересечении МКАД с ул. Капотня с необходимой для их функционирования реконструкцией МКАД на участке от Бесединского шоссе до Косинского шоссе" необходимо в целях соблюдения строительных правил с учетом характеристик рельефа данной местности.
При этом, как усматривается из материалов дела, ИП Аракелян Л.М. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 09.11.2020 N 1920-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 19.12.2018 N 1651-ПП" (дело N 3а-1777/2021).
Таким образом, оспариваемое распоряжение от 27.01.2021 N 3151 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества" принято уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по предмету совместного ведения Российский Федерации и ее субъекта, в пределах компетенции, в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.07.2021 по делу N А40-62679/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-62679/2021
Истец: Аракелян Л. М.
Ответчик: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНО-МОСТОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА", ООО "ПРОСТОР-СФ"