гор. Самара |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А72-3461/2021 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20 октября 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 октября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 - 20 октября 2021 года в зале N 7 апелляционную жалобу Муниципального учреждения Финансового управления Администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.09.2021, принятое по делу N А72-3461/2021 (судья Овсянникова Ю.А.),
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ульяновской области (ОГРН 1047301036672, ИНН 7325051184), гор. Ульяновск
к Муниципальному учреждению Финансовому управлению Администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области (ОГРН 1027300723075, ИНН 7319002206), область Ульяновская, р.п. Сурское
третье лицо:
- Муниципальное учреждение дополнительного образования "Сурский центр детского творчества", область Ульяновская, р.п. Сурское
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением:
- о признании незаконным бездействия Муниципального учреждения Финансового управления Администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области, выразившегося в не приостановлении операций по счетам должника Муниципального учреждения дополнительного образования "Сурский центр детского творчества";
- об обязании Муниципального учреждения Финансового управления Администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области приостановить операции по всем лицевым счетам должника Муниципального учреждения дополнительного образования "Сурский центр детского творчества", включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения решений N 754 от 04.09.2020, N 1026 от 02.10.2020 о взыскании налога, сбора, стразовых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика.
Определением от 26.03.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное учреждение дополнительного образования "Сурский центр детского творчества".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.09.2021 суд признал незаконным бездействие Муниципального учреждения Финансового управления Администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области, выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника - Муниципального учреждения дополнительного образования "Сурский центр детского творчества". Обязал Муниципальное учреждение Финансовое управление Администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области приостановить до момента исполнения решений N 754 от 04.09.2020, N 1026 от 02.10.2020 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника Муниципального учреждения дополнительного образования "Сурский центр детского творчества", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами.
Заявитель - Муниципальное учреждение Финансового управления Администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2021 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 13 октября 2021 года на 09 час. 35 мин.
В судебном заседании 13 октября 2021 года был объявлен перерыв до 09 час. 30 мин. 20 октября 2021 года. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru.
Представители истца, ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От истца в материалы дела представлен отзыв (возражения), которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Также просит рассмотреть дело в отсутствии их представителя.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, мотивированном отзыве (возражениях), суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Ульяновской области были вынесены решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика о взыскании с Муниципального учреждения дополнительного образования "Сурский центр детского творчества" задолженности по налогам и сборам, в том числе:
- решение N 754 от 04.09.2020 о взыскании задолженности по налогам и сборам в размере 106 547 руб. 97 коп., пени в размере 604 руб. 37 коп.;
- решение N 1026 от 02.10.2020 о взыскании задолженности по налогам и сборам в размере 154 554 руб., пени в размере 1 579 руб. 23 коп.
Указанные решения были направлены Инспекцией Муниципальному учреждению Финансовому управлению Администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области (дата получения - 14.09.2020, 15.10.2020).
Согласно электронной выписке из ЕГРЮЛ должник - Муниципальное учреждение дополнительного образования "Сурский центр детского творчества" является муниципальным казенным учреждением.
Согласно представленным в материалы дела пояснениям налогового органа, по состоянию на 31.08.2021 остаток задолженности по решению N 754 от 04.09.2020 составляет 107 152 руб. 34 коп., по решению N 1026 от 02.10.2020 составляет 156 133 руб. 23 коп.
Поскольку решения в полном объеме до настоящего времени не исполнены, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Приказом УФНС России по Ульяновской области от 05.03.2019 N 01-02/032@ "О структуре Межрайонной ИФНС России N 8 по Ульяновской области" Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области переименована в Межрайонную ИФНС России N 8 по Ульяновской области.
Согласно пункта 3 Положения о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ульяновской области, утвержденным 30.04.2019 УФНС России по Ульяновской области, Инспекция осуществляет функции по применению мер принудительного взыскания, обеспечения поступления в бюджетную систему Российской Федерации сумм задолженности по налогам, сборам, страховым взносам и другим обязательным платежам на всей территории Ульяновской области.
Исполнение решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающего обращение взыскания на средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном статьей 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Порядок обращения взыскания на средства казенных учреждений определен статьей 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - решение налогового органа), направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее - должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения решения налогового органа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения решения налогового органа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов.
Орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления решения налогового органа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 142-ФЗ).
При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган в течение 10 рабочих дней информирует об этом налоговый орган (части 4, 5, 6 и 7 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Такие обстоятельства, как недостаток бюджетного финансирования, так и иные, в том числе ранее предъявленные должнику исполнительные листы, решения налогового органа не установлены законодателем в качестве оснований для неприменения положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 22.10.2009 ВАС-13746/09 указал, что факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако, вопреки положений названной статьи уведомление о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника и документы, подтверждающие фактическое приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, Финансовым управлением ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду, не представлены.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что должник является муниципальным казенным учреждением; предъявленные к исполнению решения налогового органа не были возвращены инспекции, то есть приняты ответчиком к исполнению, но не были исполнены (доказательств иного суду не представлено), при этом ответчик в установленный срок не исполнил в полном объеме свои обязательства, фактически не приостановил осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете должника, чем нарушил порядок, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения решений налоговых органов, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
При неисполнении решения налогового органа в отведенный срок финансовые органы в предусмотренных статьей 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения решения налогового органа.
С учетом вышеизложенных обстоятельств суд первой инстанции правомерно посчитал, что бездействие Муниципального учреждения Финансового управления Администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области по неисполнению требований решений МРИ ФНС России N 8 по Ульяновской области N 754 от 04.09.2020, N 1026 от 02.10.2020 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, является незаконным, а поэтому заявленные требования инспекции подлежат удовлетворению в полном объеме.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.07.2013 по делу N А57-18659/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по делу N А72-4457/2014.
В соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 7 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции обоснованно посчитал необходимым обязать Муниципальное учреждение Финансового управления Администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области приостановить операции по всем лицевым счетам должника Муниципального учреждения дополнительного образования "Сурский центр детского творчества" включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ульяновской области N 754 от 04.09.2020, N 1026 от 02.10.2020 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами).
Правомерность заявленных требований подтверждается судебной практикой, изложенной ВАС РФ в определении от 22.10.2009 N ВАС-13746/09, где указывается, что факт неисполнения должником в течение 3 месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ N 10247/10 от 20.10.2010 приостановление операций вводится независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
Аналогичный вывод изложен по делам в постановлениях Одиннадцатого ААС от 08.11.2018 N А72-9288/2018, от 25.10.2018 N А72-9468/2018, от 24.10.2018 N А72-3256/2018, от 17.10.2018 N А72-7402/2018.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о полном удовлетворении заявленных инспекцией требований.
Доводы ответчика о том, что операции на лицевом счете должника приостановлены рассмотрены судом.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность каждого лица, участвующего в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из представленных ответчиком выписок, в период после приостановления операций по счетам (18.01.2021) должником осуществлялись расчеты за коммунальные услуги (КОСГУ 223), за прочие услуги, работы (КОСГУ 226), что свидетельствует о правомерности доводов налогового органа.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.09.2021, принятое по делу N А72-3461/2021, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального учреждения Финансового управления Администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-3461/2021
Истец: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 8 ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СУРСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: дополнительного образования "Сурский центр детского творчества", МОУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "СУРСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"