город Омск |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А75-3679/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10610/2021) Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.07.2021 по делу N А75-3679/2021 (судья Заболотин А. Н.), принятое по заявлению акционерного общества "Газпром энергосбыт Тюмень" (ОГРН 1058602102415, ИНН 8602067215, адрес: 628426, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, проспект Мира, дом 43) к Ханты-Мансийскому отделу инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 104), при участии в деле в качестве заинтересованных лиц - Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1068601010884, ИНН 8601028608, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, 104), Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН 1027200774138, ИНН 7202064271, адрес: 625003, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 24), о признании незаконным предписания от 25.02.2021 N 16-050/ЖН-2021,
при участии в судебном заседании представителей акционерного общества "Газпром энергосбыт Тюмень" - Бирюковой Инны Владимировны по доверенности от 05.02.2021 N ИД009/02/67; Степанюк Алексея Анатольевича по доверенности от 19.03.2019 N 19/11;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром энергосбыт Тюмень" (далее - заявитель, общество, АО "Газпром энергосбыт Тюмень") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба) о признании незаконным предписания от 25.02.2021 N 16-050/ЖН-2021.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.07.2021 по делу N А75-3679/2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Служба обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что судом первой инстанции дана неверная правовая оценка выявленному Службой факту превышения предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленного в муниципальных образованиях автономного округа на 1 полугодие 2021 года, при начислении АО "Газпром энергосбыт Тюмень" размера платы за электрическую энергию.
АО "Газпром энергосбыт Тюмень" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители Общества \возразили на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей заявителя, установил следующие обстоятельства.
На основании приказа заместителя руководителя Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 17.02.2021 N 16-046/ЖН-2021, а так же обращения гражданина Зубарева А.А.(далее - потребитель), проживающего по адресу: Ханты-Мансийский район, ДНТ СН "Саморовское" (далее - ДНТ) 4 линия, дом 249, Ханты-Мансийским отделом инспектирования Службы жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры (далее - надзорный орган) в период с 18.02.2021 по 25.02.2021 проведена внеплановая документарная проверка, о чем составлен акт от 25.02.2021 N 16-050/ЖН-2021.
В результате проверки установлено, что в нарушение статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 4-7, 10 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 (далее - Основы), размер платы граждан за электроэнергию, установленный Обществом в январе 2021 году для владельца домовладения, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский район, ДНТ СН "Саморовское" (далее - ДНТ) 4 линия, дом 249, превысил предельный индекс изменения размера платы граждан, установленный в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре на 1 полугодие 2021 года.
В целях устранения выявленного нарушения Службой в адрес Общества выдано предписание от 25.02.2021 N 16- 050/ЖН-2021, в соответствии с которым на Общество возложена обязанность в срок до 25.03.2021 произвести потребителю электроэнергии в ДНТ перерасчет платы за электроэнергию за январь 2021 путем возврата излишне начисленных денежных средств в размере разницы между начисленным размером платы в указанный период и размером платы, начисленным в соответствии с частью 1 статьи 157.1 ЖК РФ и пунктов 4-7, 10 Основ, не выше предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленного для муниципальных образований ХМАО-Югры в I полугодии 2021 года и в дальнейшем производить начисление платы согласно указанным требованиям законодательства.
Полагая, что выданное Службой предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При удовлетворении заявленного требования суд первой инстанции исходил из наличия в данном случае совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Принятое Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решение от 27.07.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Из положений статей 539, 541 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что абонент (потребитель) по договору энергоснабжения обязан оплачивать фактически принятое количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 154 названного Кодекса определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги, которая, в свою очередь, включает плату за электрическую энергию.
В силу части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Частью 2 статьи 157.1 ЖК РФ предусмотрено, что предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации. Предельные индексы, и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.
Целью изложенных норм является определение механизма ограничения изменения (прироста) платы граждан за коммунальные услуги.
В силу пункта 1.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, Ямало -Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 22.11.2013 N 520-п (далее - Положение), РЭК является исполнительным органом государственной власти Тюменской области в области государственного регулирования тарифов на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (комбинированная выработка).
В полномочия РЭК входит осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов), в том числе в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения регулируемых Комиссией цен (тарифов) (пункт 2.1. Положения).
Распоряжением РЭК от 22.11.2019 N 15 установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Тюменской области, Ханты-Мансийскому округу - Югре и Ямало- Ненецкому 5 автономному округу на 2020 год (далее - распоряжение РЭК от 22.11.2019).
На 2021 год цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Тюменской области, Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу установлены распоряжением РЭК от 07.12.2020 N 25 (далее - распоряжение РЭК от 07.12.2020 N 25).
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1. В Ханты - Мансийском автономном округе - Югре для данной категории потребителей к тарифам на электрическую энергию установлен коэффициент 0,7.
В соответствии с Перечнем категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам), предусмотренным Основами ценообразования, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества приравнены к тарифной группе "население".
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Обществом и потребителем электроэнергии Зубаревым А.А. заключен договор энергоснабжения от 31.01.2019 N ЭС/07/0780018287, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется подавать потребителю электрическую энергию по адресу: ХМАО-Югра, Ханты-Мансийский район, ДНТ СН "Самаровское" дом 249, а потребитель обязуется оплатить оказанные ему услуги по ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов.
До 01.01.2021 года потребитель был отнесен Обществом к ценовой группе N 3 "население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненных к ним", к которой на основании решения РЭК применяется понижающий коэффициент "0,7".
При таких обстоятельствах в декабре 2020 года плата за электрическую энергию исчислялась потребителю исходя из тарифа 2,11 руб/кВт.ч (дневная зона) и 1,04 руб/кВт.ч (ночная зона).
Из Акта об осуществлении технологического присоединения от 31.01.2019 следует, что энергопринимающее устройство потребителя географически находится по адресу: ХМАО-Югра, Ханты-Мансийский район, ДНТ "Самаровское", то есть за пределами городских или сельских населениях, при этом с 01.01.2021 плата за электрическую энергию АО "Газпром энергосбыт Тюмень" определялась исходя из тарифов, установленных для "население и приравненные к ним, за исключением проживающих в городских и сельских населенных пунктах", то есть без учета понижающего коэффициента.
В этой связи в январе 2021 года потребителю начислена плата исходя из тарифов 3,02 руб/кВт.ч (дневная зона) и 1,49 руб/кВт.ч (ночная зона).
Данное обстоятельство Службой расценено как увеличение платы за коммунальную услугу в размере, превышающем предельные индексы в Ханты - Мансийском автономном округе, что нельзя признать обоснованным.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается факт нахождения домовладения абонента за пределами городских и сельских населенных пунктов, в связи с чем в декабре 2020 года является неправомерным исчисление платы за электрическую энергию исходя из тарифов, установленных для населения городских и сельских населенных пунктов, то есть с применением понижающего коэффициента 0,7.
Данное обстоятельство Службой не оспорено и не опровергнуто. Ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в апелляционном суде.
Действующее жилищное законодательство не содержит запретов на исправление и устранение ресурсоснабжающими организациями ошибок при начислении платы за коммунальные услуги.
Тарифы для населения, не относящегося к городским и сельским населенным пунктам, установленные распоряжением РЭК от 22.11.2019 и распоряжением РЭК от 07.12.2020 N 25, во 2 полугодии 2020 года и в 1 полуголии 2021 года, являются одинаковыми.
На 2021 год распоряжениями Правительства РФ от 30.10.2020 N 2827-р и от 15.11.2018 N 2490-р утверждены индекс в среднем по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с 1 января - 0%, с 1 июля - 3,4%. Предельные индексы на территории Ханты-Мансийского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа -Югры установлены постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югре от 14.12.2018 N 127 "О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2021 - 2023 годы" в размерах (к декабрю 2020 года) с 1 января 2021 года 0%, т.е. без роста, с 1 июля 2021 года 3,4%.
По верному замечанию суда первой инстанции, в целях определения достоверного индекса повышения платы за коммунальную услугу следует сравнивать плату исходя из нормативов, которые должны были применяться в каждом отдельном периоде для исчисления платы.
Учитывая, что домовладение, расположенное по адресу: ХМАО-Югра, Ханты-Мансийский район, ДНТ СН "Самаровское" дом 249, не находится в границах городских и населенных пунктах, при определении величины повышения платы надзорному органу следовало руководствоваться тарифами, установленными для населения, не относящегося к городским и сельским населенным пунктам. Между тем такое сравнение Службой не проведено.
Принимая во внимание изменение размера платы за электрическую энергию вследствие устранения ошибки, а так же учитывая, что тарифы за электрическую энергию с 01.07.2020 до 01.07.2021 оставались неизменными, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии факта увеличения платы за электрическую энергию в размере, превышающем предельные индексы., что свидетельствует об отсутствии в действиях акционерного общества нарушения статьи 157.1 ЖК РФ, пунктов 4-7, 10 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400.
В данном случае, применение предельного индекса при расчете разницы в размере платежей за электроэнергию в связи с изменением ценовой группы потребителей, тариф на электрическую энергию которой устанавливается без применения понижающего коэффициента, является необоснованным, поскольку увеличение размера платы за электроэнергию произошло из-за разницы в цене между тарифами, установленными распоряжением РЭК.
При таких обстоятельствах возложенная на Общество оспариваемым предписанием обязанность выполнить перерасчет и возврат платы за электрическую энергию не основана на законе и нарушает права и законные интересы Общества.
Таким образом, удовлетворив заявленное обществом требование, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ судом не распределяются в силу освобождения подателя жалобы от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.07.2021 по делу N А75-3679/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3679/2021
Истец: АО "ГАЗПРОМ ЭНЕРГОСБЫТ ТЮМЕНЬ"
Ответчик: СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Третье лицо: Региональная служба по тарифам ХМАО - Югры, Региональная служба по тарифам ХМАО-Югры, Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ, ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА