город Омск |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А75-5222/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10546/2021) общества с ограниченной ответственностью "Али" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.07.2021 по делу N А75-5222/2021 (судья Заболотин А. Н.), принятое по заявлению Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН: 1028600515470, ИНН: 8601003963, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, 5) к обществу с ограниченной ответственностью "Али" (ОГРН 1068603047765, ИНН 8603131343, адрес: 628605, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица 60 лет Октября, 55, 16) об аннулировании лицензий,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Али" - Шашкова Александра Павловича по доверенности от 12.10.2021 сроком действия 31.12.2021;
УСТАНОВИЛ:
Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Али" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Али", Общество) об аннулировании лицензии 86 РПО 0000316 от 30.07.2019 на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания и лицензии 86 РПА 0002998 от 15.10.2018 на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.07.2021 по делу N А75-5222/2021 заявленные требования удовлетворены, выданные обществу лицензия 86 РПО 0000316 от 30.07.2019 сроком действия до 29.07.2022 на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания и лицензия 86 РПА 0002998 от 15.10.2018 сроком действия до 14.10.2021 на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции аннулированы. Этим же решение с Общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 12 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что Департаментом не представлено доказательств законности приказа от 05.03.2020 N 93-ол о приостановлении действия лицензий, а также надлежащего уведомления Общества о принятии Департаментом приказа о приостановлении действия лицензий. Общество оплатило административный штраф 05.03.2021, в связи с чем у Департамента не имелось оснований для вынесения приказа от 05.03.2020 N 93-ол о приостановлении действия лицензий.
Кроме того, податель жалобы считает, что суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство Общества об отложении судебного заседания, чем лишил последнего представить доказательства, имеющие значение для дела.
Департаментом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В материалы дела от Департамента поступило письменное ходатайство о приобщении к материалам дела копии заявления ООО "Али" об устранении обстоятельств, повлекших приостановление срок действия лицензии, оформленное 09.03.2021.
Департамент, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Общества не возражал против удовлетворения ходатайства департамента, поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представленная Департаментом копия заявления ООО "Али" от 09.03.2021 об устранении обстоятельств, повлекших приостановление срок действия лицензии, приобщена к материалам дела на основании статьи 268 АПК РФ и разъяснений, изложенных в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в целях всестороннего и полного рассмотрения дела.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя Общества, установил следующие обстоятельства.
ООО "Али" является держателем лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания N 86 РПО 0000316 от 30.07.2019, а так же лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции от 15.10.2018 N 86РПА0002998.
Постановлением Департамента экономического развития от 05.11.2020 по делу об административном правонарушении N 473/2020 ООО "Али" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа. Постановление вступило в законную силу 25.12.2020. Срок добровольной оплаты административного штрафа истек 23.02.2021.
В связи с неуплатой штрафа, приказом Депэкономики Югры от 05.03.2021 N 93-ол действие лицензий, выданных ООО "Али" (86РПА0002998, 86РП00000316), приостановлено с 06.03.2021 по 05.09.2021.
В результате мероприятия по контролю без взаимодействия с Обществом за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности, содержащейся в Единой государственной автоматизированной информационной системе Росалкогольрегулирования (далее - ЕГАИС), проверки соблюдения обязательных требований, предусмотренных статьями 16, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171- ФЗ), установлено, что в период с 06.03.2021 по 09.03.2021 ООО "Али" осуществляло лицензируемые виды в торговых объектах расположенных по адресам: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Нефтяников, д. 66, помещение 1005, магазин N 534 "Братья", ул. Дзержинского, 19а, помещение 1001, магазин N 535 "Братья", ул. Дружбы Народов, 266, помещение 1002, магазин "Братья", ул. Лопарева, 117, бар "Братья".
Факт осуществления лицензируемых видов деятельности при наличии решения о приостановлении лицензий послужил основанием для обращения Департамента с заявлением об аннулировании лицензий в судебном порядке.
Принятое Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решение от 23.07.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации устанавливаются Законом N 171-ФЗ.
Под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа такой продукции (пункт 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
По правилам пункта 1 статьи 11 Закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), в том числе розничная продажа такой продукции, осуществляется организациями, имеющими соответствующие лицензии.
Для осуществления каждого из видов деятельности, образующих в своей совокупности оборот алкогольной продукции, требуется соответствующая лицензия, предусмотренная статьей 18 Закона N 171-ФЗ.
В частности, лицензированию подлежит розничная продажа алкогольной продукции, за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи (абзац десятый пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ).
При этом в силу абзаца пятого пункта 4 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензии на осуществление вида деятельности, указанного в абзаце десятом пункта 2 настоящей статьи, выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, хранение (в том числе во вскрытой потребительской таре (упаковке), использование в соответствии с подпунктом 15 статьи 2 Закона N 171-ФЗ для изготовления алкогольных напитков, кулинарных блюд, спиртосодержащей пищевой продукции и иной пищевой продукции, отпуск алкогольной продукции потребителю во вскрытой потребительской таре или в розлив, осуществляемые при оказании услуг общественного питания (абзац седьмой пункта 4 статьи 18 Закона N 171-ФЗ).
Согласно абзацу 11 пункта 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ действие лицензии приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции, в случае неуплаты лицензиатом, по данным Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, в установленный срок административного штрафа, назначенного за правонарушение, предусмотренное КоАП РФ, совершенное в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечении срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Департамента экономического развития от 05.11.2020 N 473/2020 ООО "Али" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа, срок для добровольной оплаты которого истек 23.02.2021.
Учитывая, что ООО "Али" оплатило административный штраф 05.03.2021, то есть за пределами установленного срока, у Департамента имелись основания для приостановления действия выданных ООО "Али" лицензий (86РПА0002998, 86РП00000316) приказом от 05.03.2021 N 93-ол.
После получения от лицензиата заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение 14 дней обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае непринятия лицензирующим органом в указанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным (абзац 20 пункта 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, заявление Общества об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензий, поступило в Департамент 09.03.2021.
Приказом Департамента от 09.03.2021 N 94-ол принято решение о возобновлении действия лицензий, выданных ООО "Али", с 10.03.2021, т.е. в максимально короткий срок после поступления заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление срока действий лицензий.
Таким образом, в период с 06.03.2021 по 09.03.2021 действие лицензий было приостановлено.
Вместе с тем Департаментом в результате мероприятий по контролю без взаимодействия с Обществом за соблюдением обязательных требований, предусмотренных статьями 16, 26 Законом N 171-ФЗ, установлено, что в период с 06.03.2021 по 09.03.2021 ООО "Али" осуществляло лицензируемые виды в торговых объектах расположенных по адресам: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Нефтяников, д. 66, помещение 1005, магазин N 534 "Братья", ул. Дзержинского, 19а, помещение 1001, магазин N 535 "Братья", ул. Дружбы Народов, 266, помещение 1002, магазин "Братья", ул. Лопарева, 117, бар "Братья".
Журналами учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции, товарными чеками за период с 06.03.2021 по 09.03.2021, отчетами по продажам с расшифровкой реализуемой продукции в торговых объектах ООО "Али" за период с 06.03.2021 по 09.03.2021 подтверждается факт реализации Обществом алкогольной продукции, и, как следившие, подтверждается факт невыполнения Обществом решения лицензирующего органа о приостановлении лицензий.
Подпунктом 5 части 3.1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ установлено, что основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке является, в том числе, невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии.
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в рассматриваемом случае оснований для аннулирования лицензий.
Кроме того, апелляционным судом как и судом первой инстанции принято во внимание, что постановлением судьи Ленинского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области ООО "Али" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 15.12 КоАП РФ. Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2018 по делу N А75-3412/2018 аннулирована лицензия на розничную продажу алкогольной продукции ООО "Али" N 86РПА0002726 в связи с допущенным оборотом алкогольной продукции без маркировки.
Постановлением Департамента о назначении административного наказания от 23.03.2020 по делу N 107/2020 ООО "Али" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, иему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Постановлением Департамента Югры о назначении административного наказания от 05.11.2020 по делу N 262/2020 ООО "Али" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Постановлением Департамента о назначении административного наказания от 05.11.2020 по делу N 473/2020 ООО "Али" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
В силу изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что в данном конкретном случае такая мера как аннулирование лицензий соразмерна совершенным нарушениям и направлена на защиту общественных интересов, учитывая. что оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения, государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.
Судом апелляционной инстанции также принято во внимание, что, что аннулирование лицензии не ограничивает правоспособность Общества, в том числе, право на занятие предпринимательской деятельностью, поскольку объект лицензирования (кафе) является предприятием общественного питания и не относится к специализированным объектам, на которых осуществляется только торговля алкогольной продукцией.
При указанных обстоятельствах требования заявителя об аннулировании лицензий, выданных обществу, правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Отклоняя доводы Общества о нарушении Департаментом процедуры приостановления срока действия лицензий, выданных ООО "Али", суд апелляционной инстанции исходит из того, что 05.03.2021 в 12 часов 43 минуты приказ о приостановлении действия лицензии от 05.03.2021 N 93-ол, подписанный электронной цифровой подписью, направлен по адресу электронной почты ООО "Али", указанному в реестре лицензий: bratya.nv@mail.ru, что подтверждается отчетом о направлении и доставке сообщения по указанному адресу, содержащему вложение: приказ Департамента от 05.03.2021 N 93-ол, подписанный электронной цифровой подписью. В сообщении содержится мотивированное обоснование обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензий, а также имеется подпись, ФИО и должность лица, направившего юридически значимое сообщение, контактный телефон должностного лица.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, указанно сообщение позволяло установить его отправителя.
Кроме того, копия приказа от 05.03.2021 N 93-ол "О приостановлении действия лицензии направлена в адрес места нахождения (регистрации) ООО "Али" (628605, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. 60 лет Октября, д. 55, кв. 16) 05.03.2021, что подтверждается списком почтовых отправлений от 05.03.2021.
Таким образом, процедура приостановления срока действия лицензий ООО "Али" Департаментом соблюдена, нарушений при этом Закона N 171-ФЗ не выявлено.
Не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта довод апелляционной жалобы о том,что суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство Общества об отложении судебного заседания, чем лишил последнего представить доказательства, имеющие значение для дела.
Согласно части 5 статьи 158 АК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Таким образом, заявляя ходатайство об отложении рассмотрения дела, лицо, участвующее в деле, должно указать и обосновать, для совершения каких процессуальных действий необходимо отложение судебного разбирательства. Заявитель должен также обосновать невозможность разрешения спора без совершения таких процессуальных действий.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанций считает, что приведенные в ходатайстве Общества обстоятельства не неявки его представителя в судебное заседание являются внутренними организационными проблемами юридического лица, которые не свидетельствуют об обоснованности ходатайства об отложении судебного заседания и уважительности причин неявки лица, участвующего в деле, в судебное заседание.
В связи с тем, судом первой инстанции не усмотрено оснований, препятствующих рассмотрению дела, и предусмотренных статьей 158 АПК РФ для отложения судебного заседания, в удовлетворении ходатайства общества правомерно отказано, учитывая, что Общество не обосновало невозможность рассмотрения дела в отсутствие его представителя, в том числе в связи с намерением стороны осуществить какие-либо процессуальные действия, требующие личного присутствия; явка Общества в заседание суда первой инстанции не была признана обязательной.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.07.2021 по делу N А75-5222/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-5222/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Ответчик: ООО "АЛИ"