г. Москва |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А40-34441/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2021
по делу N А40-34441/21 (84-240)
по заявлению ДГИ г.Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) ООО "ВЕК"; 2) Департамент культурного наследия города Москвы;
об оспаривании уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Нагорный В.И. по дов. от 29.12.2020; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен;2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы к Управлению Росреестра по Москве с заявлением о признании незаконным уведомления от 17.11.2020 N КУВД-001/2020-10549967/2 (MFC-0558/2020-155597) об отказе в государственной регистрации договора аренды от 14.07.2020 N М-01-055521 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003055:4513 площадью 101 кв.м с адресным ориентиром: г. Москва, Напрудный пер., вл. 8. стр. 2; об обязании внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о государственной регистрации договора аренды от 14.07.2020 N М-01-055521 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003055:4513 площадью 101 кв.м с адресным ориентиром: г. Москва, Напрудный пер., вл. 8, стр. 2.
Решением суда от 16.07.2021 уведомление Управлению Росреестра по Москве от 17.11.2020 N КУВД-001/2020-10549967/2 (MFC-0558/2020-155597) об отказе в государственной регистрации договора аренды от 14.07.2020 N М-01-055521 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003055:4513 площадью 101 кв.м с адресным ориентиром: г. Москва, Напрудный пер., вл. 8, признано незаконным. Суд обязал Управление Росреестра по Москве в месячный срок с даты вступления решения в законную силу внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о государственной регистрации договора аренды от 14.07.2020 N М-01- 055521 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003055:4513 площадью 101 кв.м с адресным ориентиром: г. Москва, Напрудный пер., вл. 8, стр. 2.
Управление Росреестра по Москве, не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик и третьи лица в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, между Департаментом городского имущества города Москвы (Департамент) и ООО "ВЕК" оформлен договор аренды от 14.07.2020 N М-01-055521 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003055:4513 площадью 101 кв.м с адресным ориентиром: г. Москва, Напрудный пер., вл. 8, стр. 2 сроком до 02.03.2069 (договор аренды). (
Земельный участок предоставлен арендатору для эксплуатации нежилого помещения в здании.
В границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003055:4513 расположено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0003055:1028 площадью 134,7 кв. м по адресу: Москва, пер. Напрудный, д. 8, строен. 2, принадлежащее на праве собственности ООО "ВЕК".
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в EEPH органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 609 ГК РФ, п. 2 ст. 25, ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации договоры аренды земельных участков, заключенные на срок год и более, подлежат государственной регистрации.
Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве ОГРН: 1097746680822, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: 7726639745 (Управление Росреестра по Москве) с заявлением о государственной регистрации Договора аренды от 14.07.2020 N М-01-055521 (Договор аренды).
По итогам рассмотрения указанного заявления Управлением Росреестра по Москве в адрес Департамента направлено уведомление от 17.08.2020 N MFC- 0558/2020-155597 о приостановлении действий по государственной регистрации Договора аренды.
В целях устранения причин, послуживших основанием для приостановки регистрации договора аренды, Департаментом в адрес Управления Росреестра по Москве направлено письмо от 13.11.2020 N ДГИ-1-90970/20 с соответствующими разъяснениями.
Уведомлением от 17.11.2020 N КУВД-001/2020-10549967/2 (MFC-0558/2020- 155597) отказано в осуществлении действий по государственной регистрации Договора аренды, в связи с не устранением причин, указанных в уведомлении о приостановлении.
Причинами приостановления государственной регистрации, а затем отказа в государственной регистрации Договора аренды послужило:
-кадастр недвижимости не содержит записи об уточненных координатах в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003055:1028, в этой связи установить местоположение здания на конкретном участке не представляется возможным;
- договор аренды не содержит исчерпывающий перечень ограничений предмета аренды;
- отсутствие сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка.
С приведенным выводами в уведомлении Департамент не согласился и обратился с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а же иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (государственный кадастровый учет).
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации).
Соответственно, регистратор не вправе подвергать проверке наличие или отсутствие условий для заключения спорного договора, поскольку вопрос определения наличия соответствующих условий относится к компетенции органов, уполномоченных на осуществление функций по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, Публичной кадастровой карты Росреестра, информационной системы "Реестр единых объектов недвижимости" (ИС РЕОН), которая является государственным информационным ресурсом, положение о которой утверждено распоряжением Правительства Москвы от 22.12.2009 N 3277-РП "Об утверждении Положения об информационной системе Реестра единых объектов недвижимости города Москвы" в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003055:4513 расположено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0003055:1028.
Факт нахождения здания с кадастровым номером 77:01:0003055:1028 в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003055:4513 подтверждается сведениями из ЕГРН, публичной кадастровой карты Росреестра, ИС РЕОН.
Ссылка регистрирующего органа об отсутствии возможности установить местоположение здания на конкретном участке, несостоятельна, поскольку земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003055:4513 площадью 101 кв. м сформирован и 30.09.2015 поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с распоряжениями Департамента от 02.04.2014 N 41046 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Москва, Напрудный пер., вл. 8, стр. 2 на кадастровой карте территории" и от 27.03.2015 N 39516, от 25.08.2015 N 141856 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 02.04.2014 N 41046". Площадь и границы указанного земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что исключает возможность пересечения границ земельного участка со зданием с кадастровым номером 77:01:0003055:1028.
В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами; помимо прочего могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 4 статьи 1 ГК РФ охранные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий.
Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003055:4513 расположен в границах зоны охраны памятников истории и культуры, зоны охраняемого культурного слоя, зоны регулирования застройки в связи с чем соответствующие ограничения по использованию земельного участка включены в разделе 4 "Особые условия договора" и раздел 5 "Права и обязанности арендатора".
Таким образом довод регистрирующего органа об отсутствии в договоре сведений об ограничении земельного участка не обоснован.
Договор аренды содержит условие п. 5.1.1, согласно которому "Арендатор имеет право использовать Участок под вспомогательные виды разрешенного использования при условии соблюдения условий и критериев, установленных правилами землепользования и застройки, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки Москвы".
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В ч. 1 ст. 37 ГК РФ сказано, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно ч. 4 ст. 37 ГК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Действующим законодательством не предусмотрено внесение вспомогательных видов разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости, если суммарная доля общей площади объекта капитального строительства вспомогательных видов разрешенного использования в пределах земельного участка составляет не более 25% от суммарной общей площади всех объектов капитального строительства в пределах земельного участка. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков является правом, а не обязанностью правообладателя.
В соответствии со ст. ст. 1, 30 ГК РФ документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, которые в Москве утверждены Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП.
Согласно Правилам землепользования и застройки города Москвы земельный участок с кадастровым номером 77:01:000305.5:4513 в границах территориальной зоны сохраняемого (фактического) землепользования (зона "Ф").
Во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования (фактическое использование - индекс "Ф") в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно сведениям из ЕГРН разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003055:4513 - объекты размещения творческих центров (1.2.7), объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7).
В соответствии с п. 3.3.4. Правил вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка устанавливаются для всех территориальных зон, за исключением территориальных зон, указанных в п. 3.3.6. настоящих Правил (территориальные зоны, для которых предусмотрен основной вид разрешенного использования с кодами 5.1.3, 5.2, 9.0, 9.1, 9.2, 11.1, 12.0.2, 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.16, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 1.12, 1.13, 1.15, 1.17, 1.18. 2.1.2.2, 13.2).
Таким образом, положения п. 3.3.6. Правил землепользования и застройки города Москвы не распространяются на территориальную зону, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003055:4513.
Нормами пункта 3.3.5 Правил N 120-ПП определены условия и критерии, при соблюдении которых допускается применение вспомогательных видов разрешенного использования: 1) вспомогательные виды разрешенного использования должны быть выбраны из числа видов, не установленных в качестве основных или условно- разрешенных для территориальной зоны, в которой находится земельный участок; 2) вспомогательный вид разрешенного использования не может реализоваться без реализации основного вида разрешенного использования 3) в случае, если выбранный вид разрешенного использования предусматривает размещение объектов капитального строительства, то их строительство может опережать во времени реализацию основных, условно-разрешенных видов разрешенного использования (но не может быть единственным фактическим использованием земельного участка или объектов капитального строительства; 4) суммарная доля общей площади всех объектов капитального строительства вспомогательных видов разрешенного использования в пределах земельного участка должна составлять не более 25% от суммарной общей площади всех объектов капитального строительства, включая площадь подземных частей зданий, с кружений, возможных к размещению (сохранению, реконструкции, строительству) в пределах земельного участка.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003055:4513 может быть использован с учетом вспомогательных видов разрешенного использования при условии соблюдения критериев, определенных постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП.
В силу действующего законодательства, решение правообладателя о выборе вспомогательного вида разрешенного использования не требует дополнительных разрешений и согласований. Таким образом, общество вправе само выбрать те вспомогательные виды разрешенного использования, которые предусмотрены Правилами N 120-ПП.
При этом Договор аренды не устанавливает вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка 77:01:0003055:4513, а содержит условие о возможности их применения при соблюдении определенных критериев.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ права по владению, пользованию и распоряжению имуществом принадлежат собственнику такого имущества.
Департамент осуществляет управление и распоряжение земельными участками города Москвы.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Таким образом отказ Управления Росреестра по Москве в регистрации договора аренды не соответствует ст. ст. 26, 27 Федерального закона N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы Департамента в экономической деятельности, поскольку он лишен возможности осуществлять полномочия собственника земельного участка, предусмотренные ст. 209 ГК РФ.
В данном случае в регистрирующий орган Департаментом полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем, основания для отказа в государственной регистрации прекращения договора аренды земельного участка от 14.07.2020 N М-01-055521 отсутствуют.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ суд обоснованно обязал Управление Росреестра по Москве осуществить регистрационные действия.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2021 по делу N А40-34441/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-34441/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "ВЕК"