г. Москва |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А40-176654/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А. Чеботаревой
судей: |
И.В. Бекетовой, С.Л. Захаровым, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.11.2023 по делу N А40-176654/23 (2-1023)
по заявлению АО "МОСГАЗ"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
о признании незаконным представления,
при участии:
от заявителя: |
Сучков И.В. - по дов. от 30.12.2023; |
от заинтересованного лица: |
Галузинский Д.А. - по дов. от 29.12.2023; |
УСТАНОВИЛ:
АО "МОСГАЗ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене представления УФАС по Москве от 26.07.2023 (далее - антимонопольный орган, заинтересованное лицо, ответчик) от 26.07.2023.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.11.2023 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению, УФАС по Москве представление соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов Общества. Факт нарушения АО "МОСГАЗ" срока отправки договора абоненту подтвержден вступившим в законную силу постановлением о привлечении АО "МОСГАЗ" к административной ответственности по ч.2 ст. 9.21 КоАП РФ. При отсутствии доказательств отправки или получения проекта договора, утверждение Общества о соблюдении срока является голословным. У антимонопольного органа имелись правовые основания для выдачи представления в порядке ст.29.13 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, вынести новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя решение суда поддержал, возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.03.2023 Алексеева С.В. через портал mos.ru направила заявку в АО "МОСГАЗ" N 19517 на предоставление технических условий на подключение Объекта к сетям газораспределения, а также заявку N 19516 на подготовку договора о подключении Объекта к сетям газораспределения.
Так как Алексеева С.В. не получила от АО "Мосгаз" ни проект договора на подключение, ни какого-либо документа по результатам рассмотрения заявки, она обратилась в Московское УФАС России с заявлением о нарушении Заявителем порядка направления договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Москва, вн. тер. пос. Роговское, дер. Кленовка, д. 8, земельный участок с кадастровым номером: 77:22:0040101:150 (далее - Объект), к сети газораспределения (далее - Договор).
Московское УФАС России, исследовав представленные сторонами материалы, установило, что проект Договора должен был быть направлен в адрес Алексеевой С.В. не позднее 03.05.2023.
Так как проект Договора не был направлен в сроки, установленные подпунктом "в" пункта 28 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила подключения, Правила N1547), УФЫАС по Москве вынесло постановление от 24.07.2023 по делу N 077/04/9.21-7734/2023. Указанным постановлением Заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Поскольку при рассмотрении дела N 077/04/9.21-7734/2023 Московским УФАС России было установлено, что совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ способствовала ненадлежащая регламентация Заявителем исполнения требований Правил подключения, в том числе, по направлению в адрес заявителя проекта договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям газораспределения (далее - Договор), а также технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении (далее - ТУ), в соответствии с положениями п. 28 Правил подключения, Московское УФАС России вынесло оспариваемое представление.
Согласно Представлению от 28.07.2023, Заявителю необходимо предпринять действия, направленные на неукоснительное соблюдение требований Правил подключения, путем принятия организационно-распорядительных мер, направленных на обеспечение соблюдения порядка направления должностными лицами АО "Мосгаз" в адрес заявителей, в том числе, по заявкам, поданным посредством официального портала Мэра и Правительства Москвы mos.ru, проектов договоров и технических условий способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления, получения указанных документов в рамках п. 28 Правил подключения.
Не согласившись с вынесенным Представлением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из отсутствия каких-либо фактических оснований, указывающих на наличие причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. А также из того, что требования антимонопольного органа приведут к дополнительным затратам заявителя, поскольку из всех видов почтовых отправлений именно простые письма являются максимально дешевым способом отправления, в отличие от иных.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
В соответствии с пунктом 28 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547, далее - Правила N 1547) при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 11 и 16 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет подписанный со своей стороны проект договора о подключении в адрес единого оператора газификации или регионального оператора газификации. Единый оператор газификации или региональный оператор газификации в течение одного рабочего дня после получения проекта договора направляет в адрес исполнителя подписанный со своей стороны проект договора о подключении. После подписания проекта договора о подключении единым оператором газификации или региональным оператором газификации исполнитель направляет заявителю подписанный проект договора о подключении в 3 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение на адрес электронной почты заявителя (при наличии), личный кабинет заявителя, подсистема единого личного кабинета на едином портале и (или) региональном портале):
а) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о подключении в случае, если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя;
б) в течение 30 рабочих дней со дня получения заявки о подключении, если при выполнении исполнителем мероприятий по подключению (технологическому присоединению) требуется направление третьим лицам запроса о согласовании пересечения строящейся (реконструируемой) сети газораспределения с принадлежащими таким лицам объектами инфраструктуры (инженерными коммуникациями) или согласовании строительства сети газораспределения сетей на земельных участках, принадлежащих третьим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве и не находящихся в государственной и муниципальной собственности. При этом исполнитель в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении уведомляет заявителя о необходимости получения исполнителем согласований, указанных в настоящем подпункте, с приложением документов, подтверждающих направление запроса о согласовании;
в) в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении для случая, указанного в пункте 12 настоящих Правил, а также для случаев подключения в рамках раздела VII настоящих Правил;
г) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта.
Московское УФАС России, исследовав представленные сторонами материалы, установило, что проект Договора должен был быть направлен АО "Мосгаз" в адрес Алексеевой С.В. не позднее 03.05.2023.
Однако Заявитель направил Алексеевой С.В. проект Договора только 13.06.2023 посредством электронной почты.
Так как проект Договора не был направлен в сроки, установленные подпунктом "в" пункта 28 Правил N 1547, АО "Мосгаз" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ постановлением от 24.07.2023 по делу N 077/04/9.21-7734/2023.
Заявитель предпринял попытку обжаловать постановление Московского УФАС России от 24.07.2023 по делу N 077/04/9.21-7734/2023, однако в ходе судебного заседания по делу N А40-171268/2023 заявил отказ от заявленных требований, что послужило основанием для вынесения Арбитражным судом г. Москвы определения от 24.10.2023 о прекращении производства по делу N А40-171268/2023.
При таких обстоятельствах, выводы постановления Московского УФАС России от 24.07.2023 по делу N 077/04/9.21-7734/2023, в том числе о нарушении АО "Мосгаз" подпункта "в" пункта 28 Правил N 1547, являются установленными, постановление - вступившим в законную силу.
Таким образом, судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что Представление от 28.07.2023 было вынесено в отсутствие фактических оснований.
Представление от 28.07.2023 было вынесено по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении N 077/04/9.21-7734/2023, а именно - анализа обстоятельств направления Заявителем проекта договора в адрес потребителя.
Доводы заявителя о том, что проект Договора был своевременно направлен Алексеевой С.В. по почте на бумажном носителе, поскольку сопроводительное письмо к проекту Договора было зарегистрировано Заявителем от 03.05.2023, подлежат отклонению, так как доказательством отправки письма в адрес потребителя сопроводительное письмо не является.
При отсутствии документального подтверждения отправки и, учитывая, отрицание потребителя факта получения проекта Договора до 03.05.2023, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания считать отправку проекта договора 03.05.2023 "простым" (не регистрируемым) почтовым отправлением доказанной.
Согласно Представлению от 28.07.2023, Заявителю необходимо предпринять действия, направленные на неукоснительное соблюдение требований Правил подключения, путем принятия организационно-распорядительных мер, направленных на обеспечение соблюдения порядка направления должностными лицами АО "Мосгаз" в адрес заявителей, в том числе, по заявкам, поданным посредством официального портала Мэра и Правительства Москвы mos.ru, проектов договоров и технических условий способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления, получения указанных документов в рамках п. 28 Правил подключения.
Вывод суда первой инстанции о том, что Представление от 28.07.2023 налагает на Заявителя финансовые обременения является несостоятельным, поскольку основан на субъективной оценке обстоятельств дела.
Признавая незаконным Представление от 28.07.2023, суд указал, что требования антимонопольного органа однозначно приведут к дополнительным затратам заявителя, поскольку из всех видов почтовых отправлений именно простые письма являются максимально дешевым способом отправлений, в отличие от иных.
Вместе с тем содержание оспариваемого представления не возлагает на Заявителя каких-либо финансовых обременений, из текста Представления от 28.07.2023 не следует, что антимонопольный орган обязывает Заявителя направлять проекты договоров исключительно заказными письмами. Конкретные действия, которые хозяйствующий субъект предпримет в целях устранения причин нарушения действующего законодательства, являются усмотрением хозяйствующего субъекта, что не опровергается содержанием Представления от 28.07.2023.
Из анализа ст. 29.13 КоАП РФ следует, что основанием для вынесения административным органом представления об устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении, в ходе которого были выявлены факторы, порождающие либо обличающие его совершение.
При этом меры по выносимому представлению должны быть способными устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вносится в соответствии с КоАП РФ и является способом реагирования органа, рассматривающего административное дело, на неправомерные действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности. Представление по своей сути направлено на профилактику и предупреждение правонарушений - на устранение "причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения".
При рассмотрении дела N 077/04/9.21-7734/2023 Заявитель указывал, что проект Договора был направлен 03.05.2023 с сопроводительным письмом N 50/05-2785/23, то есть в сроки, установленные пп. "в" п. 28 Правил подключения. Вместе с тем в материалы дела не было представлено доказательств, подтверждающих направление Договора 03.05.2023.
Такие доказательства не смог представить ни Заявитель, не смогло истребовать и Московское УФАС России. 04.07.2023 Московское УФАС России направило в адрес АО "Почта России" запрос N НП/27878/23 с требованием о предоставлении информации: о заключении Заявителем договора по доставке почтовых отправлении; о направлении Заявителем простых почтовых отправлений в адрес Алексеевой С.В. в период с 03.05.2023 по дату поступления запроса.
11.07.2023 Московским УФАС России получен ответ от УФПС г. Москвы N МР77- 01/13705, в котором сообщено, что договор между АО "Почта России" и АО "Мосгаз" на доставку почтовых отправлений не заключался, а также указано, что простая письменная корреспонденция принимается от отправителя без выдачи ему квитанции, пересылается без приписки к производственной документации и вручается адресатам через ячейку абонентского почтового шкафа без расписки.
Соответственно, предоставление информации о приеме и вручении почтового отправления категории "простое" на имя Алексеевой С.В. от Заявителя не представляется возможным.
При этом материалами дела подтверждается, что проект Договора был направлен в адрес Алексеевой С.В. по электронной почте лишь 13.06.2023, то есть с нарушением срока, установленного пп. "в" п. 28 Правил подключения.
Факт направления проекта Договора по электронной почте подтверждается снимком экрана с электронной почты Алексеевой С.В. о получении указанного письма. Вместе с тем доказательства направления проекта Договора 03.05.2023 не были представлены.
Таким образом, выполняя пп. "в" п. 28 Правил подключения, заявитель должен иметь доказательства их выполнения, в противном случае, в том числе, когда потребитель отрицает получение корреспонденции, АО "Мосгаз" несет риск не выполнения Правил подключения.
Возложение на Заявителя обязанности осуществить действия, направленные на устранение причин административного правонарушения и условий, способствовавших совершению такого правонарушения, не свидетельствует о незаконности такого представления.
Представление от 28.07.2023 не содержит указаний о необходимости выделения дополнительных денежных средств в обеспечение соблюдения требований законодательства и не возлагает на Заявителя финансовые обязательства.
Обжалуемое представление лишь содержит указание на необходимость обеспечения подтверждения статуса отправки указанных сообщений, что можно сделать множеством способов, не требующих взимания платы, в том числе, установленных п. 28 Правил подключения.
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции, обжалуемое представление не возложило на Заявителя осуществления каких-либо финансовых обязательств.
Заявитель не ограничен в возможности во исполнение Представления провести внутреннюю проверку причин совершения правонарушения и условий, при котором оно совершено. По результатам такой проверки Заявитель может устранить данные причины и условия, в том числе путем отлаживания внутренних процессов работы по рассмотрению заявок от момента поступления заявки ("вход" в понимании процесса рассмотрения заявки) до момента направления проекта договора ("выход" в понимании процесса рассмотрения заявки).
Каким именно образом Заявитель решит выявленные причины правонарушения является его усмотрением, вместе с тем, такие действия должны быть достаточными, чтобы минимизировать совершение аналогичных правонарушений вновь.
Таким образом, применительно к обстоятельствам настоящего дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое Представление соответствует как целям и задачам, предусмотренным ст.29.13 КоАП РФ, так и Правилам подключения в части п.28.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.11.2023 по делу N А40-176654/23 отменить.
Заявленные АО "МОСГАЗ" требования о признании незаконным Представление УФАС по г. Москве от 26.07.2023 оставить без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-176654/2023
Истец: АО "МОСГАЗ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ