г. Москва |
|
31 мая 2024 г. |
Дело N А40-176654/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.05.2024.
Полный текст постановления изготовлен 31.05.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от АО "МОСГАЗ": Сучков И.В. по доверенности от 30.12.2023, паспорту;
от Московского УФАС России: Федоров Ю.В. по доверенности от 29.12.2023, удостоверению;
рассмотрев 30.05.2024 в судебном заседании кассационную жалобу АО "МОСГАЗ",
на постановление от 14.02.2024 Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-176654/2023
по заявлению АО "МОСГАЗ"
к Московскому УФАС России
о признании незаконным представления,
УСТАНОВИЛ:
АО "МОСГАЗ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене представления Московскому УФАС России от 26.07.2023 (далее - антимонопольный орган, управление) от 26.07.2023.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.11.2023, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2024 решение суда первой инстанции отменено, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе общество просит отменить данный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что 29.03.2023 Алексеева С.В. через портал mos.ru направила заявку в АО "МОСГАЗ" N 19517 на предоставление технических условий на подключение Объекта к сетям газораспределения, а также заявку N 19516 на подготовку договора о подключении Объекта к сетям газораспределения.
Так как Алексеева С.В. не получила от АО "Мосгаз" ни проект договора на подключение, ни какого-либо документа по результатам рассмотрения заявки, она обратилась в Московское УФАС России с заявлением о нарушении Заявителем порядка направления договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Москва, вн. тер. пос. Роговское, дер. Кленовка, д. 8, земельный участок с кадастровым номером: 77:22:0040101:150 (далее - Объект), к сети газораспределения (далее - Договор).
Московское УФАС России, исследовав представленные сторонами материалы, установило, что проект Договора должен был быть направлен в адрес Алексеевой С.В. не позднее 03.05.2023.
Так как проект Договора не был направлен в сроки, установленные подпунктом "в" пункта 28 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила подключения, Правила N 1547), управление вынесло постановление от 25.07.2023 по делу N 077/04/9.21-7734/2023. Указанным постановлением общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Поскольку при рассмотрении дела N 077/04/9.21-7734/2023 Московским УФАС России было установлено, что совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ способствовала ненадлежащая регламентация Заявителем исполнения требований Правил подключения, в том числе, по направлению в адрес заявителя проекта договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям газораспределения (далее - Договор), а также технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении (далее - ТУ), в соответствии с положениями п. 28 Правил подключения, Московское УФАС России вынесло оспариваемое представление.
Согласно Представлению от 28.07.2023, обществу необходимо предпринять действия, направленные на неукоснительное соблюдение требований Правил подключения, путем принятия организационно-распорядительных мер, направленных на обеспечение соблюдения порядка направления должностными лицами АО "Мосгаз" в адрес заявителей, в том числе, по заявкам, поданным посредством официального портала Мэра и Правительства Москвы mos.ru, проектов договоров и технических условий способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления, получения указанных документов в рамках п. 28 Правил подключения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из отсутствия каких-либо фактических оснований, указывающих на наличие причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. А также из того, что требования антимонопольного органа приведут к дополнительным затратам заявителя, поскольку из всех видов почтовых отправлений именно простые письма являются максимально дешевым способом отправления, в отличие от иных.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
В соответствии с пунктом 28 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547, далее - Правила N 1547) при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 11 и 16 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет подписанный со своей стороны проект договора о подключении в адрес единого оператора газификации или регионального оператора газификации. Единый оператор газификации или региональный оператор газификации в течение одного рабочего дня после получения проекта договора направляет в адрес исполнителя подписанный со своей стороны проект договора о подключении. После подписания проекта договора о подключении единым оператором газификации или региональным оператором газификации исполнитель направляет заявителю подписанный проект договора о подключении в 3 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение на адрес электронной почты заявителя (при наличии), личный кабинет заявителя, подсистема единого личного кабинета на едином портале и (или) региональном портале):
а) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о подключении в случае, если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя;
б) в течение 30 рабочих дней со дня получения заявки о подключении, если при выполнении исполнителем мероприятий по подключению (технологическому присоединению) требуется направление третьим лицам запроса о согласовании пересечения строящейся (реконструируемой) сети газораспределения с принадлежащими таким лицам объектами инфраструктуры (инженерными коммуникациями) или согласовании строительства сети газораспределения сетей на земельных участках, принадлежащих третьим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве и не находящихся в государственной и муниципальной собственности. При этом исполнитель в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении уведомляет заявителя о необходимости получения исполнителем согласований, указанных в настоящем подпункте, с приложением документов, подтверждающих направление запроса о согласовании;
в) в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении для случая, указанного в пункте 12 настоящих Правил, а также для случаев подключения в рамках раздела VII настоящих Правил;
г) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта.
Московское УФАС России, исследовав представленные сторонами материалы, установило, что проект Договора должен был быть направлен АО "Мосгаз" в адрес Алексеевой С.В. не позднее 03.05.2023.
Однако общество направило Алексеевой С.В. проект Договора только 13.06.2023 посредством электронной почты.
Так как проект Договора не был направлен в сроки, установленные подпунктом "в" пункта 28 Правил N 1547, АО "Мосгаз" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ постановлением от 24.07.2023 по делу N 077/04/9.21-7734/2023.
Суд апелляционной инстанции отметил, что общество предприняло попытку обжаловать постановление Московского УФАС России от 24.07.2023 по делу N 077/04/9.21-7734/2023, однако в ходе судебного заседания по делу N А40-171268/2023 заявило отказ от заявленных требований, что послужило основанием для вынесения Арбитражным судом города Москвы определения от 24.10.2023 о прекращении производства по делу N А40-171268/2023.
Суд апелляционной инстанции отметил, что выводы постановления Московского УФАС России от 24.07.2023 по делу N 077/04/9.21-7734/2023, в том числе о нарушении АО "Мосгаз" подпункта "в" пункта 28 Правил N 1547, являются установленными, постановление - вступившим в законную силу.
Суд апелляционной инстанции указал, что судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что представление от 28.07.2023 было вынесено в отсутствие фактических оснований.
Представление от 28.07.2023 было вынесено по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении N 077/04/9.21-7734/2023, а именно - анализа обстоятельств направления общества проекта договора в адрес потребителя.
Суд апелляционной инстанции отметил, что доказательством отправки письма в адрес потребителя сопроводительное письмо не является, а при отсутствии документального подтверждения отправки и, учитывая, отрицание потребителя факта получения проекта Договора до 03.05.2023, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания считать отправку проекта договора 03.05.2023 "простым" (не регистрируемым) почтовым отправлением доказанной.
Согласно Представлению от 28.07.2023, обществу необходимо предпринять действия, направленные на неукоснительное соблюдение требований Правил подключения, путем принятия организационно-распорядительных мер, направленных на обеспечение соблюдения порядка направления должностными лицами АО "Мосгаз" в адрес заявителей, в том числе, по заявкам, поданным посредством официального портала Мэра и Правительства Москвы mos.ru, проектов договоров и технических условий способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления, получения указанных документов в рамках п. 28 Правил подключения.
Суд апелляционной инстанции отметил, что вывод суда первой инстанции о том, что представление от 28.07.2023 налагает на общество финансовые обременения является несостоятельным, поскольку основан на субъективной оценке обстоятельств дела.
Признавая незаконным Представление от 28.07.2023, суд первой инстанции указал, что требования антимонопольного органа однозначно приведут к дополнительным затратам заявителя, поскольку из всех видов почтовых отправлений именно простые письма являются максимально дешевым способом отправлений, в отличие от иных.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отметил, что содержание оспариваемого представления не возлагает на общество каких-либо финансовых обременений, из текста Представления от 28.07.2023 не следует, что антимонопольный орган обязывает Заявителя направлять проекты договоров исключительно заказными письмами. Конкретные действия, которые хозяйствующий субъект предпримет в целях устранения причин нарушения действующего законодательства, являются усмотрением хозяйствующего субъекта, что не опровергается содержанием Представления от 28.07.2023.
Из анализа ст. 29.13 КоАП РФ следует, что основанием для вынесения административным органом представления об устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении, в ходе которого были выявлены факторы, порождающие либо обличающие его совершение.
При этом меры по выносимому представлению должны быть способными устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вносится в соответствии с КоАП РФ и является способом реагирования органа, рассматривающего административное дело, на неправомерные действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности. Представление по своей сути направлено на профилактику и предупреждение правонарушений - на устранение "причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения".
При рассмотрении дела N 077/04/9.21-7734/2023 общество указывало, что проект Договора был направлен 03.05.2023 с сопроводительным письмом N 50/05-2785/23, то есть в сроки, установленные пп. "в" п. 28 Правил подключения. Вместе с тем в материалы дела не было представлено доказательств, подтверждающих направление Договора 03.05.2023.
Суд апелляционной инстанции установил, что проект Договора был направлен в адрес Алексеевой С.В. по электронной почте лишь 13.06.2023, то есть с нарушением срока, установленного пп. "в" п. 28 Правил подключения.
Факт направления проекта Договора по электронной почте подтверждается снимком экрана с электронной почты Алексеевой С.В. о получении указанного письма. Вместе с тем доказательства направления проекта Договора 03.05.2023 не были представлены.
Суд апелляционной инстанции отметил, что возложение на общество обязанности осуществить действия, направленные на устранение причин административного правонарушения и условий, способствовавших совершению такого правонарушения, не свидетельствует о незаконности такого представления.
Представление от 28.07.2023 не содержит указаний о необходимости выделения дополнительных денежных средств в обеспечение соблюдения требований законодательства и не возлагает на Заявителя финансовые обязательства.
Обжалуемое представление лишь содержит указание на необходимость обеспечения подтверждения статуса отправки указанных сообщений, что можно сделать множеством способов, не требующих взимания платы, в том числе, установленных п. 28 Правил подключения.
Суд апелляционной инстанции указал, что общество не ограничено в возможности во исполнение Представления провести внутреннюю проверку причин совершения правонарушения и условий, при котором оно совершено.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое представление соответствует как целям и задачам, предусмотренным ст. 29.13 КоАП РФ, так и Правилам подключения в части п. 28.
Выводы суда основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2024 по делу N А40-176654/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Московское УФАС России, исследовав представленные сторонами материалы, установило, что проект Договора должен был быть направлен АО "Мосгаз" в адрес Алексеевой С.В. не позднее 03.05.2023.
Однако общество направило Алексеевой С.В. проект Договора только 13.06.2023 посредством электронной почты.
Так как проект Договора не был направлен в сроки, установленные подпунктом "в" пункта 28 Правил N 1547, АО "Мосгаз" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ постановлением от 24.07.2023 по делу N 077/04/9.21-7734/2023.
...
Суд апелляционной инстанции отметил, что выводы постановления Московского УФАС России от 24.07.2023 по делу N 077/04/9.21-7734/2023, в том числе о нарушении АО "Мосгаз" подпункта "в" пункта 28 Правил N 1547, являются установленными, постановление - вступившим в законную силу.
...
Из анализа ст. 29.13 КоАП РФ следует, что основанием для вынесения административным органом представления об устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении, в ходе которого были выявлены факторы, порождающие либо обличающие его совершение.
...
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое представление соответствует как целям и задачам, предусмотренным ст. 29.13 КоАП РФ, так и Правилам подключения в части п. 28."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 мая 2024 г. N Ф05-8911/24 по делу N А40-176654/2023