г. Томск |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А27-24400/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Бородулиной И.И.
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С., с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области-Кузбасса (N 07АП-9194/2021) на решение от 06.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24400/2020 (судья Сарафанникова М.А.), по заявлению Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области", город Кемерово (ОГРН 1064205046168, ИНН 4205100211) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области-Кузбасса, город Кемерово (ОГРН 1024200705242, ИНН 4200000446) об оспаривании решения от 26.08.2020 N 4498,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование-ОМС", город Москва (ОГРН 1047100775963, ИНН 7106060429), Государственное автономное учреждение здравоохранения "Клинический консультативно-диагностический центр имени И. А. Колпинского", город Кемерово (ОГРН 1204200007110, ИНН 4205389459), Государственное автономное учреждение здравоохранения "Кузбасская клиническая больница им. С.В. Беляева", город Кемерово (ОГРН 1024200678941, ИНН 4200000502), Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кузбасский клинический кардиологический диспансер им. Академика Л.С. Барбараша", город Кемерово (ОГРН 1034205003128, ИНН 4208001748), общество с ограниченной ответственностью "Межрегиональный томографический центр Магнессия - Кемерово", город Кемерово (ОГРН 1114205043633, ИНН 4205234367), Государственное автономное учреждение здравоохранения "Кузбасский медицинский информационно-аналитический центр", город Кемерово (ОГРН 1034205026240, ИНН 4206012864)
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Рябова Е.В., доверенность от 11.01.2021, паспорт;
- от заинтересованного лица - Юхневич Н.В., доверенность от 28.07.2021, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области" (далее - заявитель, ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области") 18.11.2020 обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области-Кузбасса (далее - заинтересованное лицо, территориальный фонд, ТФОМС Кемеровской области-Кузбасса) о признании незаконным решения от 26.08.2020 N 4498.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование-ОМС", город Москва (ОГРН 1047100775963, ИНН 7106060429), Государственное автономное учреждение здравоохранения "Клинический консультативно-диагностический центр имени И. А. Колпинского", город Кемерово (ОГРН 1204200007110, ИНН 4205389459), Государственное автономное учреждение здравоохранения "Кузбасская клиническая больница им. С.В. Беляева", город Кемерово (ОГРН 1024200678941, ИНН 4200000502), Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кузбасский клинический кардиологический диспансер им. Академика Л.С. Барбараша", город Кемерово (ОГРН 1034205003128, ИНН 4208001748), общество с ограниченной ответственностью "Межрегиональный томографический центр Магнессия - Кемерово", город Кемерово (ОГРН 1114205043633, ИНН 4205234367), Государственное автономное учреждение здравоохранения "Кузбасский медицинский информационно-аналитический центр", город Кемерово (ОГРН 1034205026240, ИНН 4206012864).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 06.08.2021 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение от 26.08.2020 N 4498 Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса по результатам повторной медико-экономической экспертизы. Суд обязал Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области-Кузбасса устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда, территориальный фонд обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы указал, что вина ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области" заключается в нарушении нормативных сроков оказания медицинской помощи.
Представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся третьих лиц.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Седьмой арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Между ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области" и ООО "АльфаСтрахование-ОМС" заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 10.12.2013 N 40/14 (т. д. N 1, л. д. 47-57).
ООО "АльфаСтрахование-ОМС" была проведена медико-экономическая экспертиза страховых случаев по следующим полисам ОМС:
N 4249140832000340 (застрахованный Березовский Алексей Васильевич),
N 4253930828000244 (застрахованный Годунов Владимир Владиленович),
N 4251240894000595 (застрахованный Дюкарева Наталья Анатольевна),
N 4255230837000428 (застрахованный Журавлев Георгий Николаевич),
N 4257530896000377 (застрахованный Журавлева Светлана Ивановна),
N 4253820890000273 (застрахованный Кондоурова Татьяна Викторовна),
N 4248340887000036 (застрахованный Перкова Татьяна Николаевна),
N 4258930824000136 (застрахованный Прохоров Сергей Алексеевич),
N 4258640878000300 (застрахованный Ситникова Лилия Анатольевна),
N 4251830846000188 (застрахованный Скворцов Игорь Юрьевич),
N 4258330894000647 (застрахованный Слепнева Тамара Николаевна),
N 4277150842000177 (застрахованный Бардин Владимир Вячеславович).
По результатам медико-экономической экспертизы составлены акты от 15.06.2020 N 3364025, N 3364023, N 3364024, N 3364028, N 3364022, N 3364019, N 3364032, N 3364030, N 3364020, N 3363971, N 3364027, N 3364799 от 26.06.2020, страховой организацией вынесены соответствующие решения (т. д. 1, л. д. 23-46).
В актах медико-экономической экспертизы указано, что ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области" нарушены сроки оказания медицинской помощи застрахованным лицам: превышение сроков ожидания исследования MPT, МСКТ.
Согласно вынесенным решениям за указанное нарушение ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области" привлечено к ответственности и начислен штраф в размере 1177,60 руб. по каждому акту медико-экономической экспертизы страхового случая. Общая сумма штрафа составляет 14131,20 руб.
Не согласившись с решениями ООО "АльфаСтрахование-ОМС" о начислении штрафа по результатам медико-экономической экспертизы страхового случая, ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области" обжаловало решения в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области-Кузбасса в порядке статьи 42 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российском Федерации" (т. д. 1, л. д. 18-19).
Решением от 26.08.2020 ТФОМС Кемеровской области-Кузбасса по результатам повторной медико-экономической экспертизы признал претензию ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области" необоснованной, решения ООО "АльфаСтрахование-ОМС" признаны законными (т. д. 1, л. д. 15-17).
Не согласившись с вынесенным ТФОМС Кемеровской области-Кузбасса решением, ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 N"О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правоотношения, возникающие в сфере обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 16 Закона N 326-ФЗ застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование относится к одному из видов обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных данным Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Часть 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ относит к участникам ОМС территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (пункт 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи (часть 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
При этом под медико-экономической экспертизой в силу части 4 статьи 40 Закона N 326-ФЗ понимается установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации.
В соответствии с частью 9 статьи 40 Закона N 326-ФЗ результаты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи оформляются соответствующими актами по формам, установленным Федеральным фондом.
По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные статьей 41 указанного Федерального закона и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (часть 10 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
При этом, как следует из положений части 1 статьи 41 Закона N 326-ФЗ, сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Частью 1 статьи 42 Закона N 326-ФЗ установлено право медицинской организации в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации обжаловать заключение страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи путем направления претензии в территориальный фонд.
Территориальный фонд в соответствии с требованиями части 3 статьи 42 Закона N 326-ФЗ в течение 30 рабочих дней со дня поступления претензии рассматривает поступившие от медицинской организации материалы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.
Повторные медико-экономический контроль, медико-экономическая экспертиза и экспертиза качества медицинской помощи проводятся экспертами, назначенными территориальным фондом, и оформляются решением территориального фонда (часть 4 статьи 42 Закона N 326-ФЗ).
Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утвержден приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36 (далее - Порядок N 36), согласно пункту 3 которого к контролю объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию относятся мероприятия по проверке соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи объему и условиям, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В соответствии с пунктом 53 Порядка N 36 территориальный фонд обязательного медицинского страхования на основании части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ осуществляет контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводит медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно.
Повторные медико-экономическая экспертиза или экспертиза качества медицинской помощи (реэкспертиза) проводятся другим специалистом-экспертом медико-экономическая экспертиза или другим экспертом качества медицинской помощи экспертиза качества медицинской помощи (пункт 54 Порядка N 36).
В соответствии с частью 6 статьи 40 Закона N 326-ФЗ экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
Экспертиза качества медицинской помощи проводится путем проверки соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, порядкам оказания медицинской помощи, клиническим рекомендациям, стандартам медицинской помощи (пункт 29 Порядка N 36).
В силу пункта 30 Порядка N 36 экспертиза качества медицинской помощи проводится на основании критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.05.2017 N 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи".
Приложение 8 к Порядку N 36 содержит перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи).
В раздел 1 Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) "Нарушения, ограничивающие доступность медицинской помощи для застрахованных лиц" включен пункт 1.2.1 - "Не повлекший за собой ухудшение состояния здоровья, не создавший риска прогрессирования имеющегося заболевания, не создавший риска возникновения нового заболевания".
Согласно пункту 149 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, размер штрафа, применяемого к медицинской организации за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества (Сшт), рассчитывается по формуле: Сшт = РП x Кшт,
1) при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях:
Сшт = РПА базовый x Кшт,
где:
РПА базовый - подушевой норматив финансирования медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, установленный Тарифным соглашением субъекта Российской Федерации на дату проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля;
Кшт - коэффициент для определения размера штрафа (согласно таблице (пункта 149 Правил ОМС) для кода 1.2.1 коэффициент равен 1,0).
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона N 326-ФЗ при несогласии медицинской организации с решением территориального фонда она вправе обжаловать это решение в судебном порядке.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой ОМС и договором на оказание и оплату медицинской помощи, проводится в соответствии с порядком, установленным Федеральным фондом (часть 1 статьи 40).
Согласно части 10 статьи 40 Закона N 326-ФЗ по результатам контроля применяются меры, предусмотренные статьей 41 настоящего закона и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи.
В силу части 1 статьи 41 Закона N 326-ФЗ в редакции, действующей на дату спорных правоотношений, сумма, не подлежащая оплате по результатам медико - экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Частью 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, включающим в себя методику исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, указанных штрафов и установленным правилами обязательного медицинского страхования. Размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи и штрафов, исчисленных и установленных в соответствии с настоящей частью, указываются в тарифном соглашении, заключаемом в соответствии с частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Приказом ФФОМС от 28.02.2019 N 36 утвержден Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - Порядок N 36), действующий на дату спорных правоотношений.
В приложении 8 к данному Порядку приведен перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи).
В частности, под кодом 1.1.3 предусмотрено такое основание, как нарушение условий оказания медицинской помощи, в том числе сроков ожидания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке, времени доезда бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме, несвоевременное включение в группу диспансерного наблюдения лиц, которым по результатам проведения профилактических мероприятий или оказания иной медицинской помощи впервые установлены диагнозы, при которых предусмотрено диспансерное наблюдение в соответствии с порядком проведения диспансерного наблюдения.
Настаивая на правомерности вменения заявителю нарушения по коду 1.1.3 актами медико-экономической экспертизы, фонд ссылается на нарушение заявителем сроков оказания медицинской помощи, в том числе, сроков ожидания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке.
Решение заинтересованного лица основывается на следующем: назначение отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечнососудистой системы, эндоскопических диагностических исследований с целью выявления онкологических заболеваний и подбора таргетной терапии) осуществляется лечащим врачом, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, в том числе первичную специализированную, при наличии медицинских показаний в сроки, установленные в разделе 8 Территориальной программы (Постановление Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 27.12.2019 N 756 "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов") (далее - ТПГГ).
Ежедневно врачу, оказывающему первичную специализированную медикосанитарную помощь, предоставляются сведения о возможных объемах отдельных диагностических исследований, предоставляемых в конкретных медицинских организациях.
При направлении на исследования, через информационный ресурс "Управление госпитализацией", медицинская организация формирует направление, ставит в очередь и мониторит сроки ожидания проведения исследований.
Страховые медицинские организации осуществляют контроль за назначением, направлением на проведение и выполнением отдельных диагностических исследований.
В соответствии с п. 8.9.1 ТПГГ плановая амбулаторная медицинская помощь, в том числе, проведение отдельных диагностических исследований предоставляется с учетом наличия очередности и сроков ожидания, которые составляют при проведении компьютерной томографии, магнитно-резонансной терапии при оказании первичной медико-санитарной помощи - не более 14 рабочих дней со дня назначения (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание). Сроки проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований в случае подозрения на онкологическое заболевание - не более 7 рабочих дней со дня назначения.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 432 "Об особенностях реализации программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванной новой коронавирусной инфекцией", медицинская помощь пациентам с онкологическими заболеваниями, болезнями сердечно-сосудистой и эндокринной системами, а также находящимся на заместительной почечной терапии (диализ) оказывается в полном объеме.
При наличии потребности у медицинской организации прикрепления в объемах компьютерной томографии магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы эндоскопических, диагностических исследований, гистологических исследований и молекулярно-генетических исследований с целью выявления онкологических заболеваний и подбора таргетной терапии, превышающих нормативы, установленные ТПГГ, согласно п. 3.12 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Кемеровской области на 2020 год, услуги могут быть оплачены из подушевого норматива финансирования поликлиники прикрепления по гражданско-правовым договорам (контрактам) с медицинскими организациями исполнителями.
По 12 случаям фондом выявлены обстоятельства, являющиеся нарушением прав застрахованного лица на получение медицинской помощи в медицинской организации: нарушение условий оказания медицинской помощи, в том числе сроков ожидания медицинской помощи, предоставляемых в плановом порядке.
Ввиду чего по всем случаям за ненадлежащее исполнение обязательств по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС к медицинской организации применены финансовые санкции, предусмотренные пунктом 1.1.3. Перечня.
Согласно части 2 статьи 70 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента.
Сроки оказания медицинской помощи установлены Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 N 1610.
В соответствии с разделом VIII вышеуказанной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов сроки проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание) не должны превышать 14 рабочих дней со дня назначения; сроки проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований в случае подозрения на онкологические заболевания не должны превышать 7 рабочих дней со дня назначения исследований.
Идентичные сроки также установлены разделом 8 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса 27.12.2019 N 756 (ТПГГ).
Вменяя вину в нарушении вышеуказанных сроков медицинской организации заявителя, заинтересованное лицо и страховая медицинская организация указывают на отсутствие должного контроля со стороны заявителя за своевременным прохождением пациентом назначенного лечащим врачам исследования МРТ и МСКТ.
Между тем, из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области" не располагает собственной диагностической базой в части МРТ, МСКТ. При оказании первичной медицинской помощи врачом МСЧ, в случае необходимости проведения диагностических исследований, выдается направление на МРТ/МСКТ в сторонних лечебных учреждениях, в данном случае -медицинских организациях - исполнителях (третьими лицами по настоящему делу).
В целях формирования единой электронной очереди на МСКТ/МРТ для повышения доступности проведения исследований, регулирования направления потока пациентов между медицинскими организациями ТФОМС Кемеровской области 20.07.2017 был издан приказ N 1060/205 "О формировании направлений на МСКТ/МРТ в подсистеме Управление госпитализацией".
В силу указанного приказа медицинским организациям указано на необходимость введения в промышленную эксплуатацию информационной подсистемы "Управление госпитализацией" для формирования направлений на МСКТ/МРТ в медицинских организациях Кемеровской области, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования в срок до 01.08.2017.
Начальнику управления информационно-аналитических технологий ТФОМС Кемеровской области (Е.Н. Садовская) поручено разработать формат для передачи направлений на МСКТ/МРТ из МИС "Арена" в ЦОД ТФОМС для постановки направления в очередь в срок до 01.08.2017.
Руководителям медицинских организаций приказано обеспечить формирование направлений на МСКТ/МРТ в электронном виде с использованием подсистемы "Управление госпитализацией" - для медицинских организаций, направляющих на исследования; работу с очередью направлений на исследования - для медицинских организаций, выполняющих исследования; проставление даты проведения исследования медицинской организацией, выполняющей исследования, не позднее 2-х дней с момента постановки направления в очередь медицинской организацией, направившей на исследование.
Директору ГБУЗ КО "КОМИАЦ" (Д.Е. Беглов) поручено обеспечить возможность формирования направлений на МСКТ/МРТ в МИС "Арена" и их выгрузку в ЦОД для постановки направления в очередь в срок до 01.11.2017.
Начальнику управления организации ОМС ТФОМС Кемеровской области (О.Г. Хакимова) поручено осуществлять регулярный мониторинг формирования медицинскими организациями направлений на МСКТ/МРТ и работы с очередью направлений на исследования в информационной подсистеме "Управление госпитализацией".
Контроль за исполнением приказа возложен на первого заместителя начальника Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области А.В. Брежнева и заместителя директора ТФОМС Кемеровской области по информатизации А. А. Ситникова.
Исходя из содержания вышеизложенного приказа следует, что в связи с введением в эксплуатацию информационной подсистемы "Управление госпитализацией", формирование направлений на МСКТ/МРТ в медицинских организациях Кемеровской области с момента обеспечения такой возможности производится через МИС "Арена" с дальнейшей постановкой в очередь только посредством системы "Управление госпитализацией".
Представитель территориального фонда в апелляционном суде также пояснил, что направления, выданные пациентам, без электронной постановки из в электронную систему учета, не могут исполняться организациями, оказывающими запрошенную услугу.
Иных возможностей получить услуги МРТ и МСКТ пациентам заявителя в сторонних организациях территориальный фонд не предусмотрел.
Таким образом, функция лечащего врача ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области" заключается в выдаче направления пациенту для оказания этой услуги соответствующими медицинскими учреждениями, включенными в программу ОМС, а также немедленному занесению направления в электронную базу для поиска организаций, подтвердивших возможность в тот или иной промежуток времени выполнить запрошенную услугу.
Исходя из пояснений ГАУЗ "КМИАЦ", а также самого ТФОМС Кемеровской области, МИС "Арена" является локальной информационной системой медицинской организации, которая предусматривает также возможность формирования направлений, но в дальнейшем они выгружаются в "Управление госпитализацией". Не у всех медицинских организаций, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования, установлена МИС "Арена". Доступ к информации МИС "Арена" имеют только сотрудники медицинской организации, в которой она установлена.
Подсистема "Управление госпитализацией" обеспечивает возможность одновременной работы с информацией всех медицинских организаций Кузбасса: как тем из них, у кого установлена МИС "Арена", так и тем, которые используют иные информационные системы. Согласно пояснениям заявителя, информационная система МИС "Арена" у него не установлена, персонал ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области" использует только подсистему "Управление госпитализацией".
Таким образом, все выдаваемые лечащими врачами направления на исследования МРТ/МСКТ проходят постановку в очередь через информационную систему (портал) "Управление госпитализацией". Иных вариантов постановки в очередь направлений на исследования медицинской организации не предоставлено.
Порядок направления на такие исследования устанавливается приказом департамента охраны здоровья населения Кемеровской области (положения п.4.3 ТПГГ).
Приказом департамента охраны здоровья населения Кемеровской области (далее - ДОЗН, в настоящее время Министерство здравоохранения Кузбасса) от 28.01.2020 N 164 "Об организации направления пациентов на проведение МРТ и МСКТ на амбулаторном этапе оказания медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса" (далее - Приказ N 164) с целью обеспечения доступности, а также эффективного использования ресурсов диагностического оборудования утвержден алгоритм направления пациентов на проведение МРТ и МСКТ.
Пунктом 4 Приказа N 164 установлено, что руководители медицинских организаций, направляющих пациентов на МРТ/МСКТ, обязаны обеспечить информирование врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, о возможных объемах МРТ/МСКТ, предоставляемых в конкретных медицинских организациях.
Как указывает ТФОМС Кемеровской области, совместным письмом ДОЗН и ТФОМС Кемеровской области - Кузбасса от 04.03.2020 N 1232/1377 до сведения медицинских организаций была доведена информация о нормативах на отдельные диагностические исследования в 2020 году, а именно, о том, что в ТПГГ установлены предельные объемные нормативы выполнения отдельных диагностических услуг в расчете на одно застрахованное лицо.
Действительно, пунктом 6.2 ТПГГ установлены нормативы объема бесплатной медицинской помощи на одно застрахованное лицо по компьютерной томографии в 2020 году - 0,0275, по магнитно-резонансной томографии - 0,0119.
Вместе с тем, доказательств того, что на момент постановки в очередь спорных направлений до медицинской организации заявителя были доведены сведения о количестве выделяемых квот привлеченным организациям на проведение исследований по МРТ и МСКТ, в материалы дела не представлено.
Согласно пояснениям специалиста заявителя, который непосредственно занимался постановкой в очередь направлений на МСКТ и МРТ, в период с марта 2020 года по июнь 2020 при отсутствии квот на МРТ\МСКТ поставить направление на портал "Управление госпитализацией" не представлялось возможным. ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области" по данному вопросу обращалось за разъяснениями в ТФОМС по Кемеровской области" к Ситникову А.А., который пояснил, что выделяется 5 квот на МРТ/МСКТ в день на город Кемерово, поэтому необходимо успевать поставить направление на портал "Управление госпитализацией".
Указанная информация не опровергнута и ТФОМС Кемеровской области.
Третьи лица также поясняли в судебном заседании, что некоторые МО-заказчики созванивались с медицинскими организациями - исполнителями и уточняли, сколько у них имеется квот на выполнение исследований МРТ и МСКТ и в какой день откроются новые квоты с целью, чтобы МО-заказчикам успеть поставить направление в очередь.
В отношении актов медико-экономической экспертизы N 3364024 от 15.06.2020 пациент Дюкарева Н. А., N 3364025 от 15.06.2020 пациент Березовский А. В., N 3364032 от 15.06.2020 пациент Перкова Т.Н., N3364022 от 15.06.2020 г. пациент Журавлева С.И., по которым установлена, в том числе, несвоевременная постановка в очередь, заявитель указывает, что размещение направлений на диагностические исследования на портале "Управление госпитализацией" не в день выдачи направлений (март 2020 г.) обусловлено вышеуказанными причинами.
Портал не давал доступа к размещению направлений, квоты на проведение диагностических исследований отсутствовали. Направления по данным пациентам были размещены в апреле 2020 г. Однако, после размещения направлений на портале не была предоставлена очередь пациентам на диагностическое исследование в течение 14 рабочих дней, что уже не зависело от заявителя.
В 2020 году ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области" не располагало сведениями о количестве квот на МРТ/МСКТ, выделенных лечебному учреждению. Портал "Управление госпитализацией" был доработан только в сентябре 2020 года.
Данное обстоятельство подтверждается письмом Министерства здравоохранения Кузбасса и ТФОМС Кемеровской области-Кузбасса от 01.09.2020, в котором говорится, что с 1 сентября установлены предельные ежемесячные объемы на проведение МРТ/МСКТ для медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и имеющих прикрепленное население. С августа по декабрь 2020 года у ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области" отсутствовали квоты на МРТ/МСКТ.
Третьи лица в ходе судебного разбирательства подтвердили, и ТФОМС Кемеровской области не оспорено, что в спорный период времени - с начала 2020 года информационная система "Управление госпитализацией" не позволяла просматривать количество квот, оставшихся у той или иной медицинской организации, такая функциональная возможность появилась с 2021 года, равно как и только в 2021 году появилось руководство по эксплуатации портала "Управление госпитализацией".
Отсутствие у заявителя в спорный период времени информации о выделенных ему квотах на проведение исследования по МРТ и МСКТ, а также об имеющихся квотах у медицинских организаций-исполнителей, в том числе, подтверждается сведениями, представленными самим фондом, и не оспаривалось его представителем в суде.
Так, в материалы дела 19.07.2021 представлено совместное письмо Минздрава Кузбасса и ТФОМС Кемеровской области - Кузбасса от 01.09.2020 N 5771/4581 "О доработке ИС "Управление госпитализацией" при формировании направлений на МРТ/МСКТ". Согласно приложению к указанному письму для ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по Кемеровской области" на 2020 год были установлены следующие плановые показатели для проведения диагностических исследований:
- MCKT - 131, в том числе на август - декабрь - 0;
- МРТ - 85, в том числе на август - декабрь - 0.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что на момент выдачи направлений застрахованным лицам, указанным в актах медико-экономической экспертизы, заявитель не располагал информацией о выделенных ему ТФОМС плановых показателях на проведение диагностических исследований для МО -заказчиков, имеющих прикрепленное население.
Арбитражный суд совершенно обоснованно при оценке доказательств по делу в их совокупности указал, что ссылка ТФОМС Кемеровской области в решении от 26.08.2020 на нормы, предусматривающие, что лечащий врач, выдающий направление, был проинформирован о возможных объемах отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и гистологических исследований с целью выявления онкологических заболеваний и подбора таргетной терапии), предоставляемых в конкретных медицинских организациях, необоснованна, поскольку ТФОМС Кемеровской области не подтверждено, что медицинская организация заказчика имела возможность обладать сведениями на момент формирования спорных направлений о количестве квот, выделенных заявителю и о количестве квот, имеющихся у медицинских организаций-исполнителей в данном конкретном периоде для возможности постановки в очередь направления в "Управлении госпитализацией" соответствующему исполнителю.
Кроме этого, согласно пояснениям третьих лиц - медицинских организаций -исполнителей, данных в судебных заседаниях, они не могли произвести в "Управлении госпитализацией" взятие направлений для исполнения в свою организацию, поскольку на данный момент ими были исчерпаны установленные им объемы (квоты) для проведения данного вида исследований, и ими производилось подкрепление на портале направлений только в случае, если еще имелись квоты либо как только квоты появлялись.
Медицинские организации - исполнители подтверждают, что указанная ситуация имела место именно в спорный период времени - с начала 2020 года, поскольку именно с этой даты для них были утверждены предельные объемы оказания медицинской помощи, сверх которых они не имели возможности в рамках программы ОМС выполнять исследования, что ТФОМС Кемеровской области не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.
Также представители третьих лиц в ходе судебного разбирательства указывали, что на практике желающих получить обследование намного больше, чем предусмотрено нормативами, в том числе, сюда относятся экстренные пациенты, ввиду чего, медицинским организациям - исполнителям приходится перераспределять свои объемы, занимая, например квоты со следующего месяца, а в случае их отсутствия - имеют право отказывать во взятии на исполнение направления, поскольку территориальной программой не предусмотрено финансирование сверх установленного объема.
ТФОМС Кемеровской области-Кузбасса в апелляционной жалобе, обосновывая вину ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области" ссылается на п. 15 ст.2. п.2 ст.70 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" (далее-Закон N 323-ФЗ). В соответствии со ст.70 Закона N 323-ФЗ лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, приглашает для консультаций врачей-специалистов.
Однако, в соответствии с вышеуказанной нормой права, лечащий врач организует квалифицированное обследование, но сам механизм организации, в частности прописан в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 27.12.2019 N 756 (далее -ТПГГ). Тарифном соглашении. Тарифном соглашении в системе ОМС Кемеровской области-Кузбасса на 2020год (далее Тарифное соглашение).
Врач, оказывающий первичную медико-санитарную помощь, в том числе первичную специализированную, направляет пациентов на исследования в медицинскую организацию посредством выдачи направлений в соответствии с порядком оказания медицинской помощи и приказом по маршрутизации, утвержденным Минздравом Кузбасса.
Порядок направления пациентов на проведение МРТ/ МСКТ определен приказом Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области от 20.07.2017 N 1060/205, приказом ДОЗН КО от 28.01.2020 N 164.
В данных нормативных актах определены обязанности медицинских организаций, направляющих на исследования и медицинских организаций, выполняющих исследования.
Медицинская организация, направляющая на исследования обязана выдать направление в соответствии с действующими порядками, стандартами оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, проинформировать пациента о требованиях к подготовке для проведения процедуры МРТ/МСКТ (п.5-9 алгоритма направления пациентов приказа ДОЗН от 28.01.2020 г. N 164), формировать направление на МРТ/МСКТ в электронном виде с использованием подсистемы "Управление госпитализацией".
Медицинская организация, выполняющая исследования, обязана вести работу с очередью направлений на исследования, проставить даты проведения исследования не позднее 2-х дней с момента постановки направления в очередь медицинской организацией, направившей на исследование.
Формирование очереди на портале "Управление госпитализации" и выдача квот на диагностические исследования в компетенцию лечащего врача ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области" не входит. Очередь диагностических исследований формируется на портале и ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области" не имеет возможности влиять на данный процесс. Медицинскую помощь в виде диагностических исследований застрахованные пациенты получают в стороннем лечебном учреждении.
ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области", как сторона в правоотношениях по обязательному медицинскому страхованию, предполагает, что все стороны в данных правоотношениях будут добросовестно выполнять свои обязанности, предусмотренные действующим законодательством.
Довод ТФОМС Кемеровской области-Кузбасса об обеспечении прав застрахованных, в части диагностических исследований МРТ/МСКТ, за счет гражданско-правовых договоров между ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области" и медицинскими организациями исполнителя, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным.
У ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области" отсутствуют финансовые основания для заключения гражданских-правовых договоров на оказание медицинской помощи пациентам, застрахованным в ОМС.
При этом, сам представитель ТФОМС Кемеровской области-Кузбасса в суде апелляционной инстанции, ссылалась на возможность заключения прямых договоров, не указал источник финансирования.
Оплата медицинской помощи, оканчиваемой в амбулаторных условиях ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области", осуществляется по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся застрахованных лиц.
Подушевой норматив в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 N 1610 и п.2.6. Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Кемеровской области на 2020 год исключает расходы на проведение компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, гистологических исследований и молекулярно-генетических исследований с целью выявления онкологических заболеваний и подбора таргетной терапии.
Кроме того, ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области" является казенным медицинским учреждением, финансирование и бухгалтерский учет которого осуществляется в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
В силу ст.298 ГК РФ, ст. 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области" не имеет право расходовать средства, поступающих в рамках ОМС, на какие - либо иные мероприятия, не оговоренные Программой страхования.
Данный вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2018 N 308-ЭС18-8218, 20.03.2019 N 307-ЭС18-18880, в пункте 28 Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, согласно которой при отсутствии доказательств того, что оказанные услуги не входят в программу обязательного медицинского страхования, и при отсутствии фактов нарушения медицинской организацией требований, предъявляемых к предоставлению медицинской помощи, медицинские услуги, оказанные сверх объема, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, должны признаваться попадающими под страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию и подлежащими оплате в полном объеме в соответствии с установленными тарифами обязательного медицинского страхования страховой медицинской организацией.
Взаимоотношения между ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области" и ООО "АльфаСтрахование-ОМС" регулируются Законом N 326-ФЗ и договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
В соответствии со ст. 39 Закона N 326-ФЗ по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и в рамках объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, распределенных медицинской организации решением комиссии, указанной в части 9 статьи 36 настоящего Федерального закона, в случае, если медицинская помощь оказывается в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования.
Следовательно, исходя из вышеизложенной нормы, медицинская организация несет ответственность перед ТФОМС и СМО за оказание медицинской помощи только в рамках объема и финансового обеспечения медицинской помощи.
Учитывая изложенное, а также отсутствие доказательств, свидетельствующих о нарушении заявителем требований, предъявляемых к медицинской помощи (притом, что МЭЭ установлена обоснованная и своевременная выдача направлений на исследования пациентам), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что вина заявителя в нарушении сроков проведения МРТ и МСКТ, вызванная невозможностью постановки в электронную очередь направления, а также длительным ожиданием исполнителя исследования - не доказана заинтересованным лицом.
На обстоятельства, свидетельствующие об обратном, в апелляционной жалобе не указано, соответствующих доказательств, опровергающих указанные выше выводы суда, не представлено.
Более того, медицинская организация заявителя, учитывая, что самостоятельно такие виды исследований как МРТ/МСКТ не проводит, не может нести ответственность в случае нарушения срока проведения исследования медицинской организацией -исполнителем.
Нарушения в сроках оказания услуг медицинские организации - исполнители (третьи лица по настоящему делу) объясняют перевыполнением планового объема исследований и наличием ограниченного количества свободных мест для записи в очередь на получение услуги.
Как указывалось ранее, заявителю не было известно количество квот, имеющихся у МО - исполнителей, в связи с чем, заранее он не мог определить ту МО, которая возьмет на исполнение направление.
Суд при вынесении решения и оценки правомерности поведения заявителя обоснованно учитывал, что спустя несколько дней направления возвращалось в очередь МО-исполнителем и оставалось в общей очереди без выбора конкретного исполнителя и никем не выбиралось на исполнение, либо заявитель повторно выбирал исполнителя - другую медицинскую организацию. При этом возврат направления, например, по Бардину В. В., осуществлен медицинской организацией - исполнителем на 8 день, что априори исключает возможность соблюдения заявителем в данном случае 7-дневного срока проведения исследования.
Как верно указал суд первой инстанции, заинтересованным лицом не приведено нормы, которая обязывает заявителя помимо постановки в очередь направления выбирать конкретную организацию-исполнителя и контролировать сроки проставления даты проведения исследования медицинской организацией, выполняющей исследование.
Кроме этого, при вынесении оспариваемого решения ТФОМС Кемеровской области не учтено следующее.
У пациента Журавлева Г. Н. был заключен договор добровольного медицинского страхования. Согласно представленным пояснениям МО-исполнителя -ООО "МТЦ Магнессия-Кемерово", данный пациент обратился по телефону с целью записи на МРТ исследование органов малого таза с контрастированием по рекомендации онколога (в материалы дела представлена запись телефонного звонка). Журавлев Г.Н. самостоятельно озвучил необходимые ему для прохождения МРТ даты (6,7,8 мая), поскольку 13.05.2020 ему идти на прием, а также сообщил, что оплачивать он будет самостоятельно, либо организация-работодатель. Запись была произведена на 06.05.2020 на 17-00 ч. В центре, перед прохождением обследования, пациент предоставил гарантийное письмо от ООО СК "Согласие", гарантирующее оплату оказанных медицинских услуг страховой организацией, а также копию осмотра онколога от 10.04.2020 с рекомендацией прохождения ОМТ с КУ. Какого-либо упоминания/уточнения о прохождении МРТ обследования по ОМС с его стороны не было, направление формы 057у-04 также не представлялось.
Пациент Годунов В. В. при выдаче ему направления 08.04.2020 обратился с просьбой не ставить его на очередь, т.к. по условиям его работы он не сможет пройти КТ в апреле 2020 г. На портал плановой госпитализации направление поставлено 08.05.2020, но впоследствии пациент отказался от прохождения исследования. Указанное подтверждается выпиской из амбулаторной карты (т. д. 2, л. д. 69-70), а также заявлением самого пациента (т. д. 2, л. д. 73).
В отношении пациента Скворцова И. Ю. установлено, что направление на исследование выдано 28.04.2020 и в этот же день размещено на портале "Управление госпитализацией", а услуга оказана в установленный срок - в течение 7 рабочих дней, что подтверждается выпиской из амбулаторной карты (т. д. 2, л. д. 67-68).
Несмотря на наличие указанных обстоятельств, страховая медицинская организация и в дальнейшем ТФОМС Кемеровской области применяют к заявителю финансовые санкции, в том числе по данным пациентам, что суд первой инстанции обоснованно признал неправомерным.
По актам медико-экономической экспертизы N 3364019 от 15.06.2020 г, N 3364022, N 3364027, N 3364020, N 3364030, N 3364032 от 15.06.2020, N 3364799 от 26.06.2020, N 3364799 от 26.06.2020 направления пациентам на МРТ, КТ были размещены на портале "Управление госпитализацией" своевременно, в день выдачи направления.
Как верно констатировал суд первой инстанции, в данном случае ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области" выполнило свои обязанности в части соблюдения прав застрахованных - выдало обоснованное направление на диагностическое исследование и разместило его на портале и исполнило требование приказа ДОЗН КО и ТФОМС Кемеровской области от 20.07.2017 N 1060/205, приказа ДОЗН Кемеровской области N 164 от 28.01.2020 г.
Однако, ни в одном из данных случаев портал не предоставил очередь застрахованным пациентам в сроки, предусмотренные постановлением Правительства РФ от07.1 2.2019 N 1610.
Учитывая вышеизложенное, вина ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области" в нарушении сроков оказания медицинской помощи в части проведения MPT, МСКТ отсутствует, следовательно, возложение на медико-санитарную часть обязательств по уплате штрафа за несвоевременное оказание медицинской помощи в части проведения диагностических исследований МРТ/МСКТ является необоснованно.
По мнению апелляционного суда, заявитель не должен нести негативные последствия за недостатки электронного продукта, разработанного самим территориальным фондом (например, за возможность возвратов направлений, за невозможность просмотра в режиме мониторинга открытых к распределению квот и т.д.), в том числе и за действия третьих лиц - медицинских учреждений, не оказавших услугу в установленный срок, в том числе и за поведение пациентов, отказавшихся проходить исследования.
Оценив все доказательства в их взаимосвязи и совокупности с конкретными обстоятельствами дела, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение от 26.08.2020 ТФОМС не соответствует Закону N 326-ФЗ, а вина заявителя материалами дела не доказана.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заинтересованного лица, изложенные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте.
Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24400/2020 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области-Кузбасса - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
О.О. Зайцева |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-24400/2020
Истец: ФКУЗ "МСЧ МВД России по Кемеровской области"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области-Кузбасса
Третье лицо: ГАУЗ "Кузбассквая клиническая больница им. С.В.Беляева", ГАУЗ "Кузбасский медицинский информационно-аналитический центр", ГАУЗ ККДЦ им. И.А. Колпинского, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области "Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С. Барбараша", ООО "АльфаСтрахование-ОМС", ООО "Межрегиональный томографический центр Магнессия-Кемерово"