г. Чита |
|
27 октября 2021 г. |
Дело N А58-4676/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2021 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В., судей Бушуевой Е.М., Мациборы А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алданскому району и Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия)" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 августа 2021 года по делу N А58-4676/2021 по исковому заявлению акционерного общества "Теплоэнергосервис" (ИНН 1435191592, ОГРН 1071435012439) к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алданскому району (ИНН 1402012431, ОГРН 1021400524100) о взыскании 3 154 339,87 руб.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Теплоэнергосервис" (далее - АО "Теплоэнергосервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алданскому району (далее - ОМВД России по Алданскому району, ответчик) о взыскании задолженности в размере 2 994 739,16 руб. по государственным контрактам N N 10015, 10015-С, 10015-Ц за период с 01.01.2021 по 31.03.2021, по государственному контракту N 10015-Х за период с 01.12.2020 по 31.03.2021, неустойку в размере 159 600,71 руб. по государственным контрактам NN 10015, 10015-С, 10015-Ц за период с 11.02.2021 по 30.06.2021, по государственному контракту N 10015-Х за период с 12.01.2021 по 30.06.2021 и далее по день фактической оплаты суммы основного долга, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 38 772 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03.08.2021 с ОМВД России по Алданскому району в пользу АО "Теплоэнергосервис" взыскана задолженность в размере 2 994 739,16 руб. по государственным контрактам N N 10015, 10015-С, 10015-Ц за период с 01.01.2021 по 31.03.2021, по государственному контракту N10015-Х за период с 01.12.2020 по 31.03.2021, неустойка в размере 159 600,71 руб. за период с 12.01.2021 по 30.06.2021 и далее по день фактической оплаты суммы основного долга, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 38 772 руб.
Не согласившись с указанным решением, ответчик, а также в порядке ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия)", обратились в суд апелляционной инстанции с апелляционными жалобами.
ОМВД России по Алданскому району в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Как указывает заявитель жалобы, в соответствии с Уставом ФКУ "ЦХИСО МВД по Республике Саха (Якутия)", утвержденным приказом МВД России от 30.03.2012 N 262 учреждение создано в целях хозяйственного, вещевого, социально-бытового и транспортного обеспечения МВД по PC (Я) и подчиненных ему территориальных органов МВД России на районном уровне, организации эксплуатации и содержания движимого и недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных органов МВД России, в том числе имущества, находящегося на балансе Учреждения, и технического контроля за его состоянием (п.21,22).
Ответчик отмечает, что между АО "Теплоэнергосервис" и ФКУ "ЦХИСО МВД по Республике Саха (Якутия)" имеется ранее заключенный договор N ИД-1 с периодом действия с 01.01.2019 по 31.01.2020 с пролонгацией на каждый следующий календарный год (п. 4.1) на централизованную оплату за услуги водоснабжения и водоотведения, теплоэнергии, оказанных подразделениям МВД по Республике Саха (Якутия), предметом договора является централизованная оплата за услуги водоснабжения и водоотведения, теплоэнергии, подразделениям МВД по Республике Саха (Якутия), финансируемым из федерального бюджета по заключенным договорам энергоснабжения с филиалами АО "Теплоэнергосервис" в соответствии с приложениями 1,2,3,4, и обязанность по оплате возложена на ФКУ "ЦХИСО МВД по Республике Саха (Якутия)". Учитывая, что период просрочки истцом определен также с 01.03.2021 по 31.03.2021, в данное время договор находится на стадии заключения, подписан обеими сторонами, но со стороны ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Саха (Якутия)" договор вместе с протоколом разногласий направлен в АО "Теплоэнергосервис" (сопроводительное письмо от 19.08.2021 N16/4238).
ОМВД России по Алданскому району указывает, что между истцом и ответчиком действительно были заключены договора от 01.01.2021 N 10015, 10015-С, 10015-Ц однако данные договоры были заключены лишь в целях исполнения распоряжения заместителя министра внутренних дел по Республике Саха (Якутия) от 17.01.2018 N 16/192, в п.2 которого было указано начальникам территориальных органов МВД РФ на районном уровне в части объектов, входящих в централизованные контракты на оплату коммунальных услуг, заключенных ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Саха (Якутия)" заключить договоры без финансового обеспечения на оказание коммунальных услуг с представлением в адрес ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Саха (Якутия)".
По мнению заявителя жалобы, ОМВД России по Алданскому району являлось ненадлежащим ответчиком по делу.
ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Саха (Якутия)" в апелляционной жалобе, руководствуясь ч. 3 ст. 16, ст. 42, ст. 269, п.4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ, просит решение отменить.
Как указывает апеллянт, реализуя цели, предусмотренные Уставом, между ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Саха (Якутия)" и АО "Теплоэнергосервис" заключаются договоры на централизованную оплату за услуги водоснабжения и водоотведения, теплоэнергии, оказанных подразделениям МВД по Республике Саха (Якутия).
Между ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Саха (Якутия)" и АО "Теплоэнергосервис" заключен договор N ИД1 на централизованную оплату за услуги водоснабжения и водоотведения, теплоэнергии, оказанных подразделениям МВД по Республике Саха (Якутия) от 20.03.2019. В приложениях к Договору N ИД1 включены объекты, указанные в приложениях к Контрактам N 10015, N 10015-С, N10015-Ц, N10015-Х.
Апеллянт отмечает, что в связи с окончанием срока действия вышеуказанного договора на данный момент Учреждением проводится работа по согласованию условий и заключению нового договора на централизованную оплату за услуги водоснабжения и водоотведения, теплоэнергии, оказанных подразделениям МВД по Республике Саха (Якутия).
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобы в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, оценив доводы, приведенные в апелляционных жалобах, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального права и материального права, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между истцом (теплоснабжающая организация) и ответчиком (государственный заказчик) заключен государственный контракт теплоснабжения и поставки горячей воды (теплоносителя) на 2021 N 10015, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется осуществлять в отопительный период поставку тепловой энергии (мощности) и горячей воды (теплоносителя), именуемые в дальнейшем теплоэнергоресурсы, оказывать услуги по их передаче, а также иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения теплоэнергосерурсов государственного заказчика, а государственный заказчик обязуется оплачивать приобретаемые теплоэнергоресурсы, тепловые потери и оказанные услуги в пределах балансовой принадлежности и/или эксплуатационной ответственности соблюдать режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов учета.
Также между сторонами заключен государственный контракт холодного водоснабжения N 10015-Х на 2020, 2021 год По условиям договора N 10015-Х между истцом (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ответчиком (абонент) организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную (питьевую) воду, холодную (техническую) воду, государственный заказчик обязуется оплачивать принятую холодную (питьевую) воду, холодную (техническую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим контрактом, и соблюдать предусмотренный настоящим контрактом режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Также между сторонами заключен государственный контракт водоотведения N 10015-С на 2021 год. По условиям договора N 10015-С организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод государственного заказчика в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а государственный заказчик обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем контракте.
Также между сторонами заключен государственный контракт горячего водоснабжения N 10015-Ц на 2021 год. По условиям контракта N 10015-Ц организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать государственному заказчику через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а государственный заказчик обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренных договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность прибора учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
Исполнение истцом обязательств в соответствие с условиями договора подтверждается представленными счетами-фактурами, актами сдачи-приемки выполненных работ.
Оплату ответчик не произвел, в связи с чем истцом в адрес ответчика направлено претензионное письмо от 23.04.2021 N 4889 с требованием оплаты долга. Ответчик ответ на претензию не представил.
Ссылаясь на неоплату ответчиком указанной задолженности, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 539, 544, 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом решении, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения норм материального права и норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта.
Согласно статье 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, присоединение объектов ответчика к сетям истца подтверждено актами разграничения балансовой принадлежности.
Факт поставки и потребления энергоресурсов в спорный период подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Отдел МВД России по Алданскому району является лицом, за которым зарегистрировано право оперативного управления на объекты указанные в приложениях к контрактам N 10015, N 10015-С, N 10015-Ц, N 10015-X. Указанные объекты являются предметом как договоров от 01.01.2021 N 10015, N10015-С, N10015-Ц, заключенного между истцом и ответчиком, так и договора N ИД1 с периодом действия с 01.01.2019 по 31.01.2020, заключенного между истцом и ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Саха (Якутия)".
Данный факт ответчиком не оспаривается и подтверждается ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Саха (Якутия)" в своей апелляционной жалобе.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что, в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Вопреки доводам заявителей жалоб, Отдел МВД России по Алданскому району, как лицо, осуществляющее функции собственника помещений, с которым надлежащим образом заключен государственный контракт, а также как лицо, которое является фактическим потребителем поставленного ресурса, является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
То обстоятельство, что ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Саха (Якутия)" также имеет договорные отношения с истцом, и на основании Устава реализует функции, в том числе и по организации эксплуатации и содержания недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных органов МВД, в данном случае не может служить достаточным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно материалам дела, исковые требования заявлены истцом за период январь и март 2021 года, в то время как договор от 29.03.2019 N ИД1, заключенный между истцом и ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Саха (Якутия)" продлен только по февраль 2021 года включительно. То есть март, как спорный период в настоящем деле, договором N ИД1 не урегулирован.
Ссылка ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Саха (Якутия)" на риск двойного взыскания по двум разным договором за поставленную на одни и те же объекты тепловую энергию не может служить доказательством нарушения их прав и законных интересов, поскольку основана исключительно на субъективном предположении.
Поскольку доказательств наличия двойной оплаты за январь и март 2021 года заявителями жалоб в материалы дела не представлено, а размер задолженности не оспаривается, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 августа 2021 года по делу N А58-4676/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Лоншакова |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4676/2021
Истец: АО "Теплоэнергосервис", Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия)"
Ответчик: Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алданскому району