г. Москва |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А40-44783/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Мостового О.В.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.07.2021 по делу N А40-44783/21
по заявлению ИП Мостового О.В.
к 1. ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ,
2. ГБУ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ КОНТРОЛЬНО-МОНИТОРИНГОВЫЙ ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ"
третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
о признании незаконными действия.
в присутствии:
от заявителя: |
Радченко О.Я. по дов. от 23.12.2020; |
от заинтересованных лиц: |
1. не явился, извещен; 2. не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ИП Мостовой О.В. (далее - заявитель, ИП) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы(далее- Инспекция, Госинспекция по недвижимости) и Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости"(далее- Учреждение) о признании незаконными действий Госинспекция по недвижимости по демонтажу нежилых помещений в здании по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д.13, стр.24.
Решением суда от 05.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ИП Мостовой О.В. обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Заявителя поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представители Госинспекции по недвижимости, Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости", третьего лица (Управление Росреестра по Москве), извещенные надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явились.
С учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд приходит к выводу о том, что она не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 3.3 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - Постановление N 819-ПП) Госинспекцией по недвижимости 18.01.2021 было проведено обследование земельного участкапо адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, вл. 13, стр. 24.
По информации ГБУ "МосгорБТИ" на указанном земельном участке расположено двухэтажное (без учета подвала) здание 1917 года постройки. Общая площадь здания составляет 785,3 кв.м + 225,2 кв.м, не входящие в общую площадь.
В результате проведенного обследования установлено, что были проведены работы по увеличению высоты здания с 7,17 м до 9,6 м с южного фасада здания. Высотные отметки здания соответственно увеличились на 2,43 м.
25.02.2021 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществлен государственный кадастровый учет с одновременной регистрацией права собственности Мостового О.В. на измененные в результате незаконной реконструкции помещения в составе здания с кадастровым номером 77:01:0001037:1040 по адресу: г.Москва, ул. Мясницкая, д. 13, стр. 24, а именно: нежилое помещение площадью 601,8 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001037:3526; нежилое помещение площадью 518,1 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001037:3527; нежилое помещение площадью 25,6 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001037:3528.
Госинспекцией по недвижимости в соответствии с Постановлением N 819-ПП проведены мероприятия по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, вл.13, стр.24 в части незаконной надстройки части здания, о чем 22.03.2021 составлен акт о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка N 9014301.
Заявитель считает, что не имея законных оснований, было уничтожено недвижимое имущество заявителя, которым он владел на праве собственности, зарегистрированном в надлежащем порядке в соответствии с требованиями законодательства.
Поддерживая вывод суда первой инстанции об отказе в заявленных требований, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Апелляционный суд, рассмотрев приведенные в жалобе доводы, не находит оснований для отмены принятого по делу решения, отмечая следующее.
Согласно п. 1.1 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП (далее - Положение от 25.04.2012 N 184-ПП), Госинспекция по недвижимости является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы, выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность, на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования.
В соответствии с п. 7 Положения от 25.04.2012 N 184-ПП, Госинспекция по недвижимости осуществляет выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков.
Правительством Москвы принято постановление от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка" (далее - Положение).
Согласно п. 2.6 Приложения 1, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП, пресечение незаконного (нецелевого) использования земельного участка - комплекс мероприятий, включающий в себя: выдворение с земельного участка лиц, способствующих незаконному (нецелевому) использованию участка, в том числе лиц, осуществляющих охрану; ограждение земельного участка; вывоз с земельного участка строительной техники, оборудования, иного имущества, за исключением строительного мусора, подлежащего утилизации, на специализированную площадку для хранения; демонтаж строительных конструкций; закрытие котлованов; отключение от сетей; проведение работ по благоустройству территории и совершение иных действий, необходимых для пресечения проведения строительных работ.
Незаконно размещенный объект недвижимости - объект недвижимости, в отношении которого зарегистрировано право собственности и (или) сведения о котором внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, созданный при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) объекта капитального строительства и (или) при отсутствии разрешения на строительство либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 2.2 Положения).
Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы по включению и исключению объектов из перечня, утвержденного постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, осуществляется в соответствии с Положением, являющимся приложением N 1 к Постановлению Правительства Москвы N 819-ПП.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП, постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N 282-ПП в полномочия Госинспекции по недвижимости не входит принятие решений о сносе объектов самовольного строительства.
В соответствии с п. 7 Положения от 25.04.2012 N 184-ПП, Госинспекция осуществляет выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков.
Согласно п. 3.3. Положения N 819-ПП в случае выявления управой района города Москвы, органами исполнительной власти города Москвы, указанными в пункте 3.2 настоящего Положения, либо Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в срок 15 рабочих дней проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет один из следующих актов:
3.3.1. Акт об отсутствии факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае отсутствия на соответствующем земельном участке признаков (фактов), указанных в пунктах 2.1, 2.2 настоящего Положения, а также в случае подтверждения проведения лицом, имеющим право на использование земельного участка, ремонтных работ и работ по благоустройству территории соответствующего земельного участка, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы.
3.3.2. Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, а при наличии в информационной системе сведений о наличии разрешения на строительство, в том числе срок действия которого истек, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Комитет государственного строительного надзора города Москвы.
3.3.3. Акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости в случае наличия признаков, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы.
Согласно п 4. Положения N 819-ПП, в целях пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков осуществляются следующие мероприятия:
5 4.1. В случае получения акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (пункт 3.3.2) (при отсутствии прав на использование земельного участка; при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции); при наличии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) и отсутствии разрешения на строительство на земельном участке): Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
В соответствии с п. 4.1.1. Положения N 819-ПП в целях пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельного участка Госинспекция по недвижимости в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Согласно п. 2.6. Положения N 819-ПП пресечение незаконного (нецелевого) использования земельного участка - комплекс мероприятий, включающий в себя: выдворение с земельного участка лиц, способствующих незаконному (нецелевому) использованию участка, в том числе лиц, осуществляющих охрану; ограждение земельного участка; вывоз с земельного участка строительной техники, оборудования, иного имущества, за исключением строительного мусора, подлежащего утилизации, на специализированную площадку для хранения; демонтаж строительных конструкций; зарытие котлованов; отключение от сетей и совершение иных действий, необходимых для пресечения проведения строительных работ.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, Госинспекцией по недвижимости были проведены мероприятия по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, в соответствии с п. 3.3.2, п. 4.1.1 Положения N 819-ПП.
Доводы заявителя о том, что демонтаж спорных объектов был возможен исключительно на основании решения суда, противоречит вышеуказанным положениям Постановления N 819-ПП.
При этом судом отмечено, что положения статьи 222 ГК РФ о самовольной постройке, на которые ссылается заявитель, касаются исключительно объектов недвижимого имущества, тогда как спорные пристройки и надстройки не являются объектами капитального строительства. То обстоятельство, что судебный порядок сноса распространяется исключительно на незаконно возведенные объекты недвижимого имущества, следует и из буквального толкования пункта 2.2 Постановления N 819-ПП, согласно которому Департамент городского имущества города Москвы в отношении объектов недвижимого имущества указанных в его пункте 1.2, заявляет в суд требования о сносе самовольной постройки.
При этом пунктом 1.2 Постановления N 819-ПП утвержден перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного несостоятельна ссылка заявителя на то, что спорные объекты не включены в указанный перечень, поскольку из наименования данного перечня следует, что в него подлежат включению исключительно объекты недвижимого имущества, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в ГКН.
Вопреки доводам заявителя, тот факт, что в ЕГРН внесены записи о праве собственности на спорный объект, не свидетельствует о том, что общество в период с 16.02.2020 г. по 25.02.2020 г. эксплуатировала данный объект на законных основаниях.
Как верно установлено судом первой инстанции, в указанный период, действия ответчиков соответствовали нормам действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, мероприятия по демонтажу спорных объектов осуществлены Госинспекцией по недвижимости при наличии правовых оснований и с соблюдением порядка, предусмотренного Постановлением N 819-ПП.
Доводы Заявителя о незаконности действий Госинспекции по недвижимости по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, являются несостоятельными.
Так же, судом отмечено, что ГБУ "МКМЦН" не является государственным органом власти и не осуществляет публично-властные полномочия. Согласно Уставу учреждения ГБУ "МКМЦН" создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий города Москвы, отнесенных к компетенции Госинспекции по недвижимости.
Согласно п. 2.3.14 Устава Учреждения ГБУ "МКМЦН" проводит мероприятия по техническому сопровождению работ Госинспекции по недвижимости по сносу самовольных построек, освобождению земельных участков.
Учитывая вышеизложенное, уведомление ГБУ "МКМЦН" не порождает прав и обязанностей и не влечет возникновения правовых последствий у заявителя, а также не является ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию по правилам главы 24 АПК РФ.
Согласно ст. 65 АПК РФ заявитель должен доказать, каким образом оспариваемые действия ответчика нарушают его права и законные интересы, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого акта.
Однако объективных и безусловных доказательств нарушения оспариваемыми действиями и бездействием ответчиков прав и законных интересов заявителей последними суду не представлено и судом с учетом вышеуказанных обстоятельств не установлено, следовательно, в данном случае отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст.ст.12 и 13 ГК РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных требований.
При указанных обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы заявителя, рассмотренные судом первой инстанции, связаны с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2021 по делу N А40-44783/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-44783/2021
Истец: Мостовой Олег Владимирович
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ КОНТРОЛЬНО-МОНИТОРИНГОВЫЙ ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ"