г. Тула |
|
27 октября 2021 г. |
Дело N А68-6170/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.10.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Мосиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бахбергеновой К.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Садко" - представителя Дьякова А.В. (доверенность от 22.10.2021, диплом), от общества с ограниченной ответственностью "Хартия" - представителя Медведева И.С. (доверенность от 09.03.2021, диплом), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Садко" на решение Арбитражного суда Тульской области от 10.08.2021 по делу N А68-6170/2020 (судья Захаров К.Т.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Садко" (ИНН 7102003490, ОГРН1027100970467) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Хартия" о внесении в полученный от ООО "Хартия" договор от 25.10.2019 N 4184/П/ТУЛ-2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (для потребителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), с учетом последующих уточнений, следующих изменений:
изложить пункт 12 договора в следующей редакции:
"12. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом:
расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, в которые складирует твердые коммунальные отходы исключительно потребитель, согласно приложению N 1 к настоящему договору".
Изложить приложение N 1 к договору в следующей редакции:
I. Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов
N п/п |
Наименование объекта |
Место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов |
Объем принимаемых твердых коммунальных отходов |
Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов (с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток согласно СанПиН 2.1.3684-21) |
||
Объем контей неров (м3) |
Количест во контейнеров (шт.) |
Суммар ный объем контей неров (м3) |
||||
1 |
г. Тула, ул. Пирогова, д. 17, корп.14 (торгово-офисное здание, промтоварный магазин) |
г. Тула, ул. Пирогова, д. 17, корп. 14 |
0,24 |
2 шт. по 0,24 м3 |
0,48 |
Еженедельно по субботам с 8:30 до 16:30 |
0,1 |
2 шт. по 0,1 м3 |
0,2 |
1 раз в 3 дня с 8:30 до 16:30 при температуре плюс 4°С и ниже |
|||
0,08 |
1 шт. по 0,08 м3 |
0,08 |
Ежедневно с 8:30 до 16:30 при температуре плюс 5°С и выше |
Дополнить таблицу "I. Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов" сведениями о тарифах на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.12.2021, сведениями о нормативных актах, утверждающих названный тариф.
Дополнить Приложение N 1 к договору разделом "II. Информация в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов)" с указанием соответствующей части карты г. Тула и стрелок, фиксирующих направление движения транспортных средств, а также фразой "Координаты существующего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу ООО "Садко" г. Тула, ул. Пирогова, д. 17, корп. 14: 54,187049 37,619049".
Изложить пункт 23 договора в следующей редакции:
"Настоящий договор вступает в силу с момента заключения и распространяет свое действие на все правоотношения, возникшие с 01.01.2019 по 31.12.2021, а в части взаиморасчетов до полного исполнения обязательств.
Порядок коммерческого учета твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления, в которые складирует твердые коммунальные отходы исключительно потребитель, согласно приложению N 1 к настоящему договору, в целях осуществления расчета по договору, применяется к отношениям сторон, возникшим с 01.01.2019 с периодичностью вывоза, фактически используемой сторонами до вступления решения Арбитражного суда Тульской области по делу N А68 -6170/2020 в законную силу".
Решением суда от 10.08.2021 заявленные требования удовлетворены частично. Урегулированы разногласия, возникшие между истцом и ответчиком при заключении договора от 25.10.2019 N 4184/П/ТУЛ-2019.
Пункт 12 договора изложен в следующей редакции:
"Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом:
I. Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов
N п/п |
Наименование объекта |
Место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов |
Объем принимаемых твердых коммунальных отходов |
Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов (с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток согласно СанПиН 2.1.3684-21) |
||
Объем контей- неров (м3) |
Количество контейнеров (шт.) |
Суммар-ный объем контей- неров (м3) |
||||
1 |
г. Тула, ул. Пирогова, д. 17, корп.14 (торгово-офисное здание, промтоварный магазин) |
г. Тула, ул. Пирогова, д. 17, корп. 14 |
0,24 |
2 шт. по 0,24 м3 |
0,48 |
Еженедельно по субботам с 8:30 до 16:30 |
0,1 |
2 шт. по 0,1 м3 |
0,2 |
1 раз в 3 дня с 8:30 до 16:30 при температуре плюс 4°С и ниже |
|||
0,08 |
1 шт. по 0,08 м3 |
0,08 |
Ежедневно с 8:30 до 16:30 при температуре плюс 5°С и выше |
расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, в которые складирует твердые коммунальные отходы исключительно потребитель, согласно приложению N 1 к настоящему договору".
Приложение N 1 к договору изложено в следующей редакции:
II. Информация в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов)
Координаты существующего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу ООО "Садко" г. Тула, ул. Пирогова, д. 17, корп. 14: 54,187049 37,619049
Пункт 23 договора изложен в следующей редакции:
"Настоящий договор вступает в силу с момента заключения и распространяет свое действие на все правоотношения, возникшие с 01.01.2019 по 31.12.2021, а в части взаиморасчетов до полного исполнения обязательств.
Порядок коммерческого учета твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления, в которые складирует твердые коммунальные отходы исключительно Потребитель, согласно приложению N 1 к настоящему договору, в целях осуществления расчета по договору, применяется к отношениям сторон, возникшим с 23.12.2019 с периодичностью вывоза, фактически используемой сторонами до вступления решения Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-6170/2020 в законную силу".
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части второго абзаца пункта 23 договора от 25.10.2019 N 4184/П/ТУЛ-2019.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку апеллянт обжалует решение в части, а ответчик возражений не заявил, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В судебном заседании 25.10.2021 представитель ООО "Садко" заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства - письма ООО "Хартия" от 03.09.2021, направленного ООО "Садко".
Суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства истца о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, поскольку представленное письмо от 03.09.2021не существовало на дату принятия решения судом первой инстанции и судом не оценивалось. При этом в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке апелляционного производства арбитражный суд повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам и доказательствам, которые существовали на момент принятия решения судом первой инстанции, но не были представлены ему в виду объективных причин.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 28.04.2018 Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области и общество с ограниченной ответственностью "Хартия" (региональный оператор) заключили соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) N 2 на территории муниципального образования город Тула, Щекинского и Киреевского районов Тульской области.
Указанное соглашение размещено на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области в сети Интернет (https://ekolog.tularegion.ru/activities/razreshitelnaya-deyatelnost-i-obrashchenie-s-otkhodami/).
Согласно пункту 5.2 соглашения дата начала обращения с ТКО - не позднее 01.01.2019.
Как указал ответчик, с 01.01.2019 ООО "Хартия" приступила к осуществлению деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО определен постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641".
Пунктами 8(1), 8(4), 8(5) и 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, установлено следующее.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в нежилых зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1 -й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение)
Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Единый тариф на услуги ООО "Садко" по обращению с ТКО на 2019 год утвержден постановлением Комитета Тульской области по тарифам 28.11.2018 N 42/1.
Нормативы накопления ТКО на территории Тульской области утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 31.10.2017 N 93.
В частности, согласно приложению к названному приказу расчетной единицей для определения объема ТКО, образующегося при работе промтоварных магазинов, является 1 кв.м торговой площади; норматив накопления утвержден в размере 1,3 куб.м/год.
Пункт 15 формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, изложен в следующей редакции "стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов или исходя из массы твердых коммунальных отходов - нужное указать".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
По условиям типового договора, размещенного на официальном сайте ООО "Хартия" в сети Интернет, учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО или исходя из количества и объема контейнеров на накопления ТКО (пункт 15 типового договора).
Согласно пояснениям истца, в конце 2018 года между представителем ООО "Салко" и менеджером ООО "Хартия" Гороховой Л.В. велись переговоры относительно надлежащего оформления заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Истец 19.12.2018 по электронной почте получил от Гороховой Л.В. форму заявки, а также согласия на обработку персональных данных (т. 1 л.д. 30, т. 2 л.д. 10). Названное электронное письмо также содержало сведения о должности и контактных данных названного сотрудника ООО "Хартия".
Истец 20.12.2018 направил на электронную почту Л.В. Гороховой подписанную копию заявки, в которой указал на отсутствие необходимости установки контейнеров, а также на то, что расчетной единицей является торговая площадь (т. 1 л.д. 79-91, т. 2 л.д. 10-21).
Факт получения названной заявки ООО "Хартия" не отрицало.
Также истец пояснил, что в течение 2019 года предпринимал неоднократные попытки связаться с сотрудниками ответчика для получения информации относительно результатов рассмотрения заявки, а также для получения проекта соответствующего договора. В подтверждение приведенного довода потребитель представил детализации телефонных звонков (т. 2 л.д. 70-80, 151-157, т. 3 л.д. 45-50). Только в октябре 2019 года представитель ООО "Садкл" был приглашен в офис ответчика. При этом представителю истца было предложено заново оформить заявку на заключение договора. Представитель истца заполнил соответствующие поля заявки, однако саму заявку не подписывал.
Согласно пояснениям сторон, проект договора от 25.10.2019 N 4184/П/ТУЛ-2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (для потребителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) (далее также - спорный договор) был получен истцом от ответчика только 10.12.2019.
Истец (потребитель) 12.12.2019 выразил замечания к предложенной ответчиком (региональный оператор) редакции некоторых пунктов спорного договора (в т.ч. относительно порядка учета объема образующихся ТКО исходя из торговой площади принадлежащего истцу помещения и норматива потребления), направил ответчику протокол об урегулировании разногласий.
ООО "Садко" 19.12.2019 обратилось к ООО "Хартия" с предложением подписать спорный договор в предложенной истцом редакции, а также произвести перерасчет объема услуг, оказанных потребителю за 2019 год, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Письмом от 23.12.2019 региональный оператор отказал потребителю во внесении предложенных изменений в договор, сославшись на отсутствие у общества места (площадки) накопления ТКО (т. 1 л.д. 28-29).
Полагая отказ ответчика во внесении соответствующих изменений в спорный договор необоснованным, истец обратился в суд с иском.
Вынося судебное решение в обжалуемой части, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Основной спор между сторонами возник относительно возможности дополнения пункта 23 спорного договора абзацем вторым, содержащим указание на возможность распространения порядка учета объема ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО в период, предшествующий дате вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Как обоснованно указал ответчик со ссылкой на пункт 8(4) Правил N 1156, заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО должна подаваться потребителем в письменном виде.
В рассматриваемом случае заявка истца на заключение договора поступила на электронную почту сотрудника ООО "Хартия" в конце 2018 года. Согласно пояснениям ответчика, подобный способ подачи заявки не может считаться надлежащим. В подобном случае заявка должна быть направлена на адрес официальной электронной почты регионального оператора, а не на электронную почту его сотрудника. Кроме того, к заявке ООО "Садко" от 20.12.2018 не были приложены все необходимые документы, указанные в пункте 8(7) Правил N 1156. Об указанных недостатках представитель ООО "Хартия" Горохова Л.В. неоднократно сообщала представителю истца в ходе телефонных переговоров.
Вместе с тем, судом области верно учтено, что в электронном сообщении, содержащем форму заявки и направленном Гороховой Л.В. на электронную почту общества, указаны контактные данные и должность сотрудника ответчика и, при этом, не содержится признаков массовой рассылки (к примеру, многочисленных адресов потенциальных контрагентов), разъяснений о порядке подачи заявки, а также указания на то, что электронное сообщение, поступившее от сотрудника ООО "Хартия", является техническим и не требует соответствующего ответа. Получение от ООО "Садко" соответствующей заявки сотрудник регионального оператора, занимавший на тот момент должность менеджера договорного отдела, не отрицала. Причин, по которым поступившая ответчику подобным образом заявка, не могла быть зарегистрирована в установленном порядке и рассмотрена в соответствии с Правилами N 1156, ответчик не обосновал. В соответствии с пунктом 8(8) Правил N 1156 ненадлежащее оформление заявки является основанием для направления потребителю соответствующего письменного уведомления. При этом в рассматриваемом случае региональный оператор подобного уведомления потребителю не направлял.
При изложенных обстоятельствах суд области обоснованно отклонил довод ответчика о том, что заявка истца от 20.12.2018 не может считаться поданной региональному оператору в установленном порядке.
Вместе с тем, истец не доказал невозможность влиять на условия заключения спорного договора. Положения действующего законодательства, касающиеся правил оформления заявки и заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (в т.ч. правил учета объема образуемых ТКО и, соответственно, определения стоимости оказываемых региональным оператором услуг) истцу были известны. При этом потребитель в заявке от 20.12.2018 указал, что расчетной единицей является торговая площадь принадлежащего ему помещения. В заявке от 25.10.2019 ООО "Садко" подтвердило свою волю на определение объема образуемых ТКО исходя из норматива, установленного применительно к торговой площади соответствующего помещения. При этом истец, осведомленный о способах расчета объема ТКО и экономических последствиях применения таких способов, обратился к ООО "Хартия" с предложением об изменении условий полученного от ответчика проекта договора только 20.12.2019. До указанной даты потребитель поданные им региональному оператору заявки не отзывал, иные заявки не подавал. Доказательств, свидетельствующих о невозможности обращения к региональному оператору до указанной даты с соответствующим предложением (независимо от подписания проекта спорного договора), истец не представил.
При изложенных обстоятельствах суд области пришел к верному выводу о том, что довод истца о длительном неисполнении ответчиком обязанности по передаче потребителю проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО не является основанием для вывода о недобросовестном поведении ответчика при осуществлении им предпринимательской деятельности.
Исходя из установленного статьей 421 ГК РФ принципа свободы договора истец до получения от ответчика проекта договора в декабре 2019 года имел возможность уточнить направленную ранее региональному оператору заявку на заключение договора, указав в ней желаемый порядок учета объема образуемых ТКО.
Возражая против удовлетворения требования истца в рассматриваемой части, ответчик со ссылкой на положения действующего законодательства указывал, что применение расчетного способа коммерческого учета образуемых истцом ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО возможно только в случае размещения таких контейнеров в местах накопления ТКО.
Согласно пунктам 1, 3 и 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Ответственность за обустройство и надлежащее содержание мест (площадок) накопления ТКО несут их собственники, указанные в реестре мест (площадок) накопления ТКО (пункт 2.11.16 решения Тульской городской Думы от 31.01.2018 N 47/1156 "О Правилах благоустройства территории муниципального образования город Тула").
Вместе с тем, из пояснений сторон следует, что региональный оператор с конца 2018 года был осведомлен о наличии на территории ООО "Садко" места (площадки) накопления ТКО. Вывоз образуемых истцом ТКО производился ответчиком по адресу потребителя и с использованием принадлежащих потребителю контейнеров.
Согласно пункту 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Пунктом 15 Правил N 1156 установлен запрет на накопление и складирование ТКО в местах накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, а также вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем доказательств, свидетельствующих о том, что у ООО "Хартия" или контролирующих соблюдение законодательства в указанной сфере органов имелись замечания к обустройству и содержанию используемого истцом места (площадки) накопления ТКО за весь период договорных отношений между сторонами (с 2018 года) в материалы дела не представлено.
Положениями действующего законодательства региональному оператору не предоставлено право осуществления контроля обустройства и надлежащего содержания мест (площадок) накопления ТКО.
Положения Правил N 1156 также не предусматривают возможность отказа ООО "Хартия" в заключении или изменении договора на оказание услуг по обращению с ТКО при отсутствии в соответствующем реестре сведений о наличии у потребителя места (площадки) накопления ТКО.
В предложенной самим ответчиком редакции спорного договора (гр. 2 Приложения N 1 к договору) указано, что адресом места сбора отходов является адрес ООО "Садко". На официальном сайте ООО "Хартия" еще до внесения в соответствующий реестр сведений о спорном месте (площадке) накопления ТКО имелась информация об адресе ООО "Садко" и указание на то, что по названному адресу имеется место сбора отходов.
Судом области верно учтено поведение ответчика, который допускал заключение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях определения объемов ТКО исходя из количества и объема контейнеров с потребителями, сведений о местах (площадках) накопления ТКО которых в соответствующем реестре не имелось.
Несмотря на положения абзаца второго пункта 9 Правил N 1156 региональный оператор, осведомленный об отсутствии в реестре сведений о месте (площадке) накопления ТКО по адресу истца, фактически осуществлял деятельность по вывозу отходов по адресу потребителя, однако обратился в Управление по административно-техническому надзору Администрации г. Тулы только в конце 2019 года.
При изложенных обстоятельствах суд области пришел к верному выводу о том, что ответчик в рассматриваемом случае необоснованно поставил возможность выбора порядка учета объема образуемых потребителем ТКО в зависимость от включения принадлежащего потребителю места (площадки) накопления ТКО в реестр, ведение которого осуществляется Управлением по административно-техническому надзору Администрации г. Тулы.
То обстоятельство, что стоимость оказываемых ответчиком услуг, определенная на основании учета образуемых ТКО исходя из норматива их накопления, в рассматриваемом случае значительно превышает стоимость таких услуг, определенную исходя из количества и объема установленных потребителем контейнеров, подтверждается составленным истцом расчетом и ответчиком не оспаривалось.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
В ходе судебного разбирательства ответчик не оспаривал, что с момента внесения места (площадки) накопления ТКО по адресу истца в соответствующий реестр определение объема образуемых потребителем ТКО производится исходя из количества и объема установленных потребителем контейнеров.
Мотивированных возражений относительно причин, по которым применение такого способа учета ТКО не может быть применено до даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, ответчик не представил.
При таких обстоятельствах суд области пришел к обоснованному выводу о том, что расчетный способ определения объема образуемых истцом ТКО исходя из количества и объема контейнеров следует применить к отношениям сторон, возникшим с 23.12.2019, т.е. со дня, когда ответчик необоснованно отказал потребителю во внесении соответствующих изменений в спорный договор.
Учитывая выраженную в письме ООО "Садко" от 20.12.2019 волю на изменение расчетного способа определения объема ТКО, иной подход при урегулировании рассматриваемого спора приведет к возложению на истца экономических последствий необоснованного поведения регионального оператора.
В апелляционной жалобе ООО "Садко" ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, недоказанность имеющих значение для рассмотрения дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, применение закона, не подлежащего применению, неправильное истолкование закона. Возражает против вывода суда о том, что истец не доказал невозможность влиять на условия заключения спорного договора. Считает, что с момента получения региональным оператором заявки от потребителя у регионального оператора возникли обязанности, установленные пунктом 8(8) указанных Правил. Обращает внимание суда на то, что истец, не являясь специалистом в области обращения с твердыми коммунальными отходами и конкретно правил заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (в. т.ч. правил учета объема образуемых ТКО и определения стоимости оказываемых региональным оператором услуг), не обладал на тот момент всеми знаниями в указанной области, в отличие от регионального оператора, занимающего доминирующие положение на рынке таких услуг. Утверждает, что ответчик злоупотребляет правом лица, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по обращению с ТКО, которое пытаюсь извлечь преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Вывод суда о подтверждении воли ООО "Садко" в заявке от 25.10.2019 на подтверждение объема образуемых ТКО исходя из норматива считает ошибочным. Указывает, что в оспариваемой части решения не содержится ответа на заявление ООО "Садко" о признании его слабой стороной по договору. Обращает внимание суда на то, что проект спорного договора был предоставлен истцу через год после направления заявки на заключения договора. Считает, что привязывать дату отказа ответчиком 23.12.2019 в принятии протокола разногласий от ООО "Садко" к дате разделения способов ведения коммерческого учета повлечет дальнейшее нарушение прав потребителя по договору. По мнению апеллянта, данная дата обусловлена нарушением сроков передачи проекта договора истцу. Натаивает на том, что в указанном абзаце должна быть указана дата 01.01.2019, а не 23.12.2019.
Доводы жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, поскольку они основаны на ошибочной оценке фактических обстоятельств дела и неверном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные вопросы применительно к установленным судом обстоятельствам.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем апелляционной жалобы не представлены в материалы дела надлежащие и бесспорные доказательства в обоснование своей позиции.
Из материалов дела следует, что истец в заявке от 20.12.2018 указал, что расчетной единицей является торговая площадь принадлежащего ему помещения. В заявке от 25.10.2019 ООО "Садко" подтвердило свою волю на определение объема образуемых ТКО исходя из норматива, установленного применительно к торговой площади соответствующего помещения. При этом истец, осведомленный о способах расчета объема ТКО и экономических последствиях применения таких способов, обратился к ООО "Хартия" с предложением об изменении условий полученного от ответчика проекта договора только 20.12.2019. До указанной даты потребитель поданные им региональному оператору заявки не отзывал, иные заявки не подавал. Доказательств, свидетельствующих о невозможности обращения к региональному оператору до указанной даты с соответствующим предложением (независимо от подписания проекта спорного договора), истец не представил.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно в пункте 23 договора указал, что порядок коммерческого учета твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления, в которые складирует твердые коммунальные отходы исключительно Потребитель, согласно приложению N 1 к настоящему договору, в целях осуществления расчета по договору, применяется к отношениям сторон, возникшим с 23.12.2019.
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 5 статьи 10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Презумпция добросовестности и разумности действий субъектов гражданских правоотношений предполагает, что бремя доказывания обратного лежит на той стороне, которая заявляет о недобросовестности и неразумности этих действий (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.09.2015 N 5-КГ15-92).
Заявителем жалобы не представлено доказательств, что ответчик действовал с намерением причинить вред другому лицу или действовал в обход закона с противоправной целью.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Несогласие лиц, участвующих в деле, с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судом норм законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в деле, не свидетельствует об ошибках, допущенных судом при рассмотрении дела.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, сводятся к немотивированному несогласию с выводами суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 10.08.2021 по делу N А68-6170/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-6170/2020
Истец: ООО "Садко"
Ответчик: ООО "Хартия", ООО Хартия Тульский филиал