г. Красноярск |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А33-326/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" октября 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.
судей: Барыкина М.Ю., Юдина Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.
при участии от заявителя (Индивидуального предпринимателя Куртыш Егора Николаевича): Александровой З.А., представителя по доверенности от15.12.2020, паспорт;
от налогового органа (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Красноярскому краю): Мазуниной В.Д., представителя по доверенности от 09.03.2021 N11, паспорт, диплом, свидетельство о заключении брака от 19.08.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Куртыш Егора Николаевича
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "23" августа 2021 года по делу N А33-326/2021
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Куртыш Егор Николаевич (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в соответствии с положениями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Красноярскому краю:
о признании недействительным и неподлежащим исполнению решения N 1146 от 10.09.2020 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора плательщика страховых взносов, налогового агента, банка),
о признании недействительным и неподлежащим исполнению решения N 1318 от 27.10.2020 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора плательщика страховых взносов, налогового агента, банка),
о признании недействительным и неподлежащим исполнению решения N 2445 от 31.08.2020 о взыскании задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке,
о признании недействительным и неподлежащим исполнению решения N 2490 от 04.09.2020 о взыскании задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке.
Заявление принято к производству суда. Определением от 12.02.2021 возбуждено производство по делу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23.08.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству.
От ответчиков в материалы дела поступили отзывы, в которых доводы апелляционной жалобы отклонены.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Куртыш Егор Николаевич (ИНН 246517446594) состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя по месту регистрации и применял упрощенную систему налогообложения в период:
с 12.09.2016 по 27.02.2020 в инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска;
с 28.02.2020 по настоящее время - в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Красноярскому краю.
В период с 01.01.2019 по 31.01.2019 индивидуальный предприниматель применял патентную систему налогообложения.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска в период с 23.01.2019 по 23.04.2019 проведена камеральная налоговая проверка представленной 23.01.2019 индивидуальным предпринимателем первичной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) за 2018 год.
По результатам проверки составлен акт налоговой проверки N 847 от 14.05.2019 и принято решение N 3954 от 17.12.2019 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислен налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, в сумме 1 113 623,0 руб., пени в сумме 109971,78 руб. и штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 48 548,80 руб.
Вынесенное по результатам камеральной налоговой проверки решение о привлечении к налоговой ответственности N 3954 от 17.12.2019 налогоплательщиком не обжаловалось в вышестоящем налоговом органе и в арбитражном суде, вступило в законную силу 10.02.2020.
В связи с неуплатой доначисленных по решению о привлечении N 3954 от 17.12.2019 сумм Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска предпринимателю направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов пени, штрафа, процентов N 28361 от 26.02.2020 со сроком исполнения до 18.03.2020. Требование налогоплательщиком не исполнено, доначисленные по результатам камеральной налоговой проверки суммы не уплачены.
В связи с неисполнением требования от 26.02.2020 N 28361 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Красноярскому краю на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение от 31.08.2020 N 2445 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств.
Одновременно 31.08.2020 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Красноярскому краю вынесены решения NN 2635, 2633, 2637, 2638 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств, и, кроме того, направлены поручения NN 5891, 5892, 5893, 5894 на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика в бюджетную систему Российской Федерации.
Ввиду отсутствия денежных средств на счетах индивидуального предпринимателя, в рамках статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска 27.10.2020 вынесены решения о взыскании за счет имущества N 1146 и постановление N 1123 о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов, налогового агента) на общую сумму 516 659,50 руб.
В связи с неуплатой индивидуальным предпринимателем страховых взносов в фиксированном размере и страховых взносов, исчисленных от суммы полученного индивидуальным предпринимателем дохода за 2018 год, установленного в ходе камеральной проверки налоговой декларации по УСН за 2018 год, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Красноярскому краю в адрес индивидуального предпринимателя 29.07.2020 направлено требование N 27973 от 12.07.2020.
В связи с неисполнением требования от 12.07.2020 N 27973 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Красноярскому краю на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение от 04.09.2020 N 2490 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств.
Одновременно 04.09.2020 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Красноярскому краю вынесены решения NN 2679, 2680, 2681, 2682 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств, и, кроме того, направлены поручения NN 5970, 5971 на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика в бюджетную систему Российской Федерации.
Ввиду отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика, в рамках статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска 27.10.2020 вынесены решения о взыскании за счет имущества N 1318 и постановление N 1127 о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов, налогового агента) на общую сумму 179 373,54 руб.
С вынесенными налоговыми органами решениями о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика N 2490 от 04.09.2020, N 2445 от 31.08.2020, а также решениям о взыскании за счет имущества налогоплательщика N 1146 от 10.09.2020, N1318 от 27.10.2020 индивидуальный предприниматель Куртыш Е.Н. не согласен, считает, что налоговый орган утратил право на бесспорное взыскание указанных в решениях сумм налогов ввиду нарушения законодательно установленных сроков и порядка их принятия, в силу чего они являются недействительными и не подлежат исполнению.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Индивидуальный предприниматель Куртыш Е.Н. в обоснование требований о признании недействительными решений о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика N 2490 от 04.09.2020, N 2445 от 31.08.2020, решений о взыскании за счет имущества налогоплательщика N 1146 от 10.09.2020, N1318 от 27.10.2020 указал, что налоговый орган утратил право на бесспорное взыскание указанных в решениях сумм налогов ввиду нарушения установленных сроков и порядка их принятия.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что заявителем не представлено доказательств того, что оспариваемые действия инспекции нарушают права и законные интересы индивидуального предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, то отсутствует совокупность условий, необходимая для признания незаконными оспариваемых решений инспекции.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что Куртыш Егор Николаевич состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя по месту регистрации и применял упрощенную систему налогообложения в период:
с 12.09.2016 по 27.02.2020 в инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска;
с 28.02.2020 по настоящее время - в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Красноярскому краю.
В период с 01.01.2019 по 31.01.2019 индивидуальный предприниматель применял патентную систему налогообложения.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска в период с 23.01.2019 по 23.04.2019 проведена камеральная налоговая проверка представленной 23.01.2019 индивидуальным предпринимателем первичной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) за 2018 год.
По результатам проверки составлен акт налоговой проверки N 847 от 14.05.2019 и принято решение N 3954 от 17.12.2019 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислен налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, в сумме 1 113 623,0 руб., пени в сумме 109971,78 руб. и штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 48 548,80 руб.
Вынесенное по результатам камеральной налоговой проверки решение о привлечении к налоговой ответственности N 3954 от 17.12.2019 налогоплательщиком не обжаловано в вышестоящем налоговом органе и в арбитражном суде, вступило в законную силу 10.02.2020.
В связи с неуплатой индивидуальным предпринимателем доначисленных сумм по решению о привлечении N 3954 от 17.12.2019 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов пени, штрафа, процентов N 28361 от 26.02.2020 со сроком исполнения до 18.03.2020. Требование налогоплательщиком не исполнено, доначисленные по результатам камеральной налоговой проверки суммы не уплачены.
В связи с неисполнением требования от 26.02.2020 N 28361 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Красноярскому краю на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение от 31.08.2020 N 2445 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств.
Одновременно 31.08.2020 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Красноярскому краю вынесены решения NN 2635, 2633, 2637, 2638 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств, и, кроме того, направлены поручения NN 5891, 5892, 5893, 5894 на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика в бюджетную систему Российской Федерации.
Ввиду отсутствия денежных средств на счетах индивидуального предпринимателя, в рамках статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска 27.10.2020 вынесены решения о взыскании за счет имущества N 1146 и постановление N 1123 о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов, налогового агента) на общую сумму 516 659,50 руб.
В связи с неуплатой индивидуальным предпринимателем страховых взносов в фиксированном размере и страховых взносов, исчисленных от суммы полученного индивидуальным предпринимателем дохода за 2018 год, установленного в ходе камеральной проверки налоговой декларации по УСН за 2018 год, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Красноярскому краю в адрес индивидуального предпринимателя 29.07.2020 направлено требование N 27973 от 12.07.2020.
В связи с неисполнением требования от 12.07.2020 N 27973 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Красноярскому краю на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение от 04.09.2020 N 2490 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств.
Одновременно 04.09.2020 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Красноярскому краю вынесены решения NN 2679, 2680, 2681, 2682 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств, и, кроме того, направлены поручения NN 5970, 5971 на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика в бюджетную систему Российской Федерации.
Ввиду отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика, в рамках статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска 27.10.2020 вынесены решения о взыскании за счет имущества N 1318 и постановление N 1127 о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов, налогового агента) на общую сумму 179 373,54 руб.
Заявитель, в том числе согласно доводам, приведенным в апелляционной жалобе, указывает на нарушение налоговым органом срока на вручение ему акта налоговой проверки (в течение 5 дней с даты акта - пункт 5 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации), на принятие решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (в течение 10 дней с момента истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации).
Так, акт камеральной налоговой проверки N 847 от 14.05.2019 вручен налогоплательщику лично 14.11.2019, что подтверждается подписью индивидуального предпринимателя.
При этом индивидуальным предпринимателем не учтено, что нарушение сроков рассмотрения материалов налоговой проверки само по себе не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным (пункт 14 статьи 101 Кодекса). По смыслу положений, установленных статьей 101 Кодекса, соблюдение проверяющими норм, закрепленных Налоговым кодексом Российской Федерации, направлено на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщика, гарантированных ему при проведении в отношении него мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов. Неоднократный перенос рассмотрения материалов проверки связан с обеспечением налогоплательщику возможности ознакомиться со всеми материалами проверки и участвовать при их рассмотрении в налоговом органе.
Пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, срок для представления возражений по акту камеральной проверки - до 16.12.2019. Возражения налогоплательщиком не представлены. Налогоплательщику также направлены:
- извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 03.07.2019 N 2462 и решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки от 03.07.2019 N 688, не были получены;
- извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 03.09.2019 N 4369 и решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки от 03.09.2019 N 1247, не были получены;
- извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 05.11.2019 N 7958 и решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки от 05.11.2019 N 2974 (получены налогоплательщиком лично 14.11.2019, согласно которым, налогоплательщик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, назначенном на 17.12.2019.
Из материалов дела следует, что в целях соблюдения прав налогоплательщика налоговым органом неоднократно направлялся в адрес индивидуального предпринимателя акт камеральной налоговой проверки N 847 от 14.05.2019, а также извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки N 1391 от 23.05.2019, N 2462 от 03.07.2019, N 4369 от 03.09.2019, N 7958 от 05.11.2019 (копии почтовых реестров и отчетов об отслеживании почтовых отправлений представлены в материалы дела).
При этом судом первой инстанции было обосновано учтено, что решение N 3954 от 17.12.2021 о привлечении к налоговой ответственности заявителя принято в рамках предусмотренного пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации срока, указанный процессуальный срок налоговым органом не продлевался.
Рассмотрение материалов налоговой проверки состоялось в отсутствие надлежащим образом извещенного налогоплательщика 17.12.2019, по результатам принято решение N 3954 от 17.12.2019 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 48 548,80 руб., а также доначислен налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, в сумме 1 113 623,00 руб., пени в сумме 109 971,78 руб.
Решение о привлечении N 3954 от 17.12.2019 направлено налогоплательщику по почте по адресу места жительства 24.12.2019, не было вручено, и в связи с истечением срока хранения вернулось в налоговый орган 29.01.2020.
Посчитав решение полученным на шестой день после его отправки (в силу пункта 9 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации), Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска определила дату его вступления в законную силу - 10.02.2020.
В связи с неуплатой доначисленных по решению о привлечении N 3954 от 17.12.2019 сумм налогоплательщику направлено требование N 28361 от 26.02.2020 со сроком исполнения до 18.03.2020:
26.02.2020 через Личный кабинет налогоплательщика,
18.03.2020 дополнительно направлено по почте заказным письмом 18.03.2020 (список N 179 внутренних почтовых отправлений от 18.03.2020).
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено Кодексом.
Таким образом, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что срок направления требования N 28361 от 26.02.2020 налоговым органом не нарушен.
На основании подпункта 2, 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога (сбора, пени, штрафа) в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном ст. 46, 47 Кодекса.
Исходя из положений пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотренный статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации срок для принятия решения о взыскании по требованию N 2361 от 26.02.2020 (не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, установленного в требовании) подлежит исчислению с 19.03.2020 по 18.05.2020.
В связи с распространением на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики", писем Федеральной налоговой службы РФ N ЕД-20-8/37@ от 3.04.2020, N ЕД-20-8/53@ от 27.04.2020, N ЕД-20-8/71@ от 26.05.2020, применение мер принудительного взыскания задолженности налоговыми органами были приостановлены в отношении всех налогоплательщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе, в отношении налогоплательщиков, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также осуществляющих деятельность в сферах, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции до 01.07.2020.
Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409) установлено, что предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в 2020 году увеличиваются на 6 месяцев.
На основании вышеуказанных обстоятельств, с учетом того, что основной вид деятельности индивидуального предпринимателя Куртыш Е.Н (деятельность физкультурно-оздоровительная (ОКВЭД 96.04)) отнесен к пострадавшему виду, в связи с неисполнением обязанности по уплате задолженности по требованию об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пени и штрафов N 28361 от 26.02.2020 применены меры принудительного взыскания в соответствии со статьей 46 Кодекса, Инспекцией вынесено решение от 31.08.2020 N 2445 о взыскании за счет денежных средств на счетах плательщика в банках (приложениеN 13).
Следовательно, при исчислении срока для принятия решения о взыскании за счет денежных средств, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, добавляется срок, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что предельным сроком принятия налоговым органом решения о взыскании за счет денежных средств по требованию N 28361 от 26.02.2020 является 18.11.2020.
Поскольку решение о взыскании N 2445 принято Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Красноярскому краю 31.08.2020 и направлено налогоплательщику 18.09.2020 (список N 1 внутренних почтовых отправлений от 18.09.2020), то налоговым органом не нарушен совокупный срок вынесения данного решения, установленный и исчисленный в соответствии с положениями пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409.
В целях обеспечения исполнения решения о взыскании N 2445 от 31.08.2020, Инспекцией в соответствии со статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации, приняты решения от 31.08.2020 NN 2635, 2636, 2637, 2638 о приостановлении операций по счетам заявителя.
Кроме того, в рамках вышеуказанной камеральной налоговой проверки представленной индивидуальным предпринимателем первичной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2018 год установлено занижение налогоплательщиком дохода за 2018 год в результате не включения в состав доходов поступивших на расчетные счета денежных средств, полученных от предпринимательской деятельности, в размере 20 807 038,09 руб.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель, как индивидуальный предприниматель, являющийся страхователем в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, также является плательщиком страховых взносов.
Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзаце 2 и 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Сроки уплаты страховых взносов за расчетный период - не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено ст. 432 Кодекса. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1, 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено самостоятельное исчисление плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период в соответствии со статьей 430 НК РФ, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, в срок, установленный абзаце 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При этом определение налоговым органом сумм в соответствии со статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, не предусматривает составление соответствующего акта налоговой проверки и решения в порядке статей 88, 89, 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном Кодексом, недоимку по страховым взносам (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации),
В связи с отсутствием уплаты заявителем страховых взносов на основании статьи 430 Кодекса Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Красноярска исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 46 163,10 руб., в том числе: в фиксированном размере 26 545 руб. и в размере 1% суммы дохода по налоговой декларации по УСН за 2018 год в сумме 19 618,10 руб. ((2261810,0-300000,0)* 1%) по сроку уплаты - 01.07.2019.
Кроме того, с дохода, установленного по результатам указанной камеральной проверки по сроку уплаты 01.07.2019, определены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1%, в сумме 208 070,38 руб. (20 807 038*1%).
Учитывая, что совокупный размер страховых взносов за 2018 год в сумме 254233, 48 руб. (26 545,0 + 19 618,10 + 208 070,38) превышает установленный на 2018 год восьмикратный размер их исчисления - 212 360,0 руб. (26 545*8), то страховые взносы в пределах 1 % исчислены в карточке расчетов с бюджетом индивидуального предпринимателя исходя из вышеуказанных ограничений в размере 166 196.90 руб. (212360 - 26 545-19 618,10) по сроку 01.07.2019.
В связи с неуплатой страховых взносов Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Красноярскому краю на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в сумме 13 176, 64 руб. (за период с 02.07.2019 по 12.07.2020), и 29.07.2020 в адрес индивидуального предпринимателя направлено требование об уплате задолженности N 27973 от 12.07.2020 со сроком уплаты не позднее 25.08.2020:
12.07.2020 через Личный кабинет налогоплательщика, 29.07.2020 дополнительно направлено по почте заказным письмом 29.07.2020 (список N 6 внутренних почтовых отправлений от 29.07.2020).
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Поскольку датой выявления недоимки является 11.02.2020, то соответствующее требование об уплате налога должно быть выставлено срок не позднее 12.05.2020 (с учетом положений пункта 7 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" установлено, что предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в 2020 году увеличиваются на 6 месяцев.
Таким образом, предельный срок направления требования увеличен до 12.11.2020 (12.05.2020 + 6 месяцев), в связи с чем, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Красноярскому краю соблюден предусмотренный статьей 70 Кодекса срок для направления требования N 27973 от 12.07.2020.
Пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено указанным пунктом статьи 46 Кодекса.
По причине неисполнения заявителем вышеуказанного требования N 27973 от 12.07.2020 Инспекцией в порядке статьи 46 Кодекса (с соблюдением предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации 2-месячного срока) вынесено решение от 04.09.2020 N 2490 о взыскании страховых взносов и пени за счет денежных средств на счетах плательщика в банках, которое в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации направлено в адрес заявителя 18.09.2020 по адресу его регистрации (копия списка N 1 внутренних почтовых отправлений от 10.09.2020), а также направлены поручения NN 5970, 5971 на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика в бюджетную систему Российской Федерации.
В целях обеспечения исполнения решения о взыскании задолженности за счет денежных средств, Инспекцией в соответствии со статьей 76 Кодекса, приняты решения от 04.09.2020 N N 2681, 2682, 2679, 2680 о приостановлении операций по счетам заявителя, открытым в кредитных учреждениях.
Ввиду отсутствия денежных средств на счетах заявителя, в рамках статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска 27.10.2020 вынесены решение о взыскании за счет имущества N 1146 и постановление N 1123 о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов, налогового агента) на общую сумму 516 659,50 руб.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель, как индивидуальный предприниматель, являющийся страхователем в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, является плательщиком страховых взносов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзаце 2 и 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Пунктами 1, 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено самостоятельное исчисление плательщиками, указанными в подпункте 2 пункте 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период в соответствии со статьей 430 НК РФ, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС).
Представление расчетов страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, положениями Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Сроки уплаты страховых взносов за расчетный период - не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено ст. 432 Кодекса. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При этом определение налоговым органом сумм в соответствии со статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, не предусматривает составление соответствующего акта налоговой проверки и решения в порядке статей 88, 89, 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном Кодексом, недоимку по страховым взносам.
В установленный срок (31.12.20219) индивидуальным предпринимателем страховые взносы на ОПС и ОМС в фиксированном размере не уплачены.
В силу вышеуказанных положений Налогового кодекса Российской Федерации Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району Красноярского края в соответствии с пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации исчислены следующие суммы подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем за 2019 год страховых взносов (по сроку уплаты не позднее 31.12.2019):
страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ, в размере 29 354,0 руб.;
страховые взносы на ОМС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС РФ, в размере 6 884,0 руб.
На основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации за каждый календарный день просрочки уплаты страховых взносов начислены пени в размере 112,67 руб., в том числе:
за неуплату страховых взносов на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ Российской Федерации на выплату страховой пенсии, - 91,16 руб.,
за неуплату страховых взносов на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС РФ - 21,51 руб.
Кроме того, в силу статей 346.43, 346.44 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Красноярского края "О патентной системе налогообложения в Красноярском крае" N 3-756 от 27.11.2012, в связи с представлением в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району Красноярского края заявления о применении патентной системы налогообложения за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в отношении вида предпринимательской деятельности "проведение занятий по физической культуре и спорту", индивидуальный предприниматель является плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения (копия скриншота КРСБ о дате начала и окончания применения ПСН).
Срок уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, установлены пунктом 2 статьи 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации, если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года, налогоплательщики производят уплату налога:
в размере одной трети суммы налога в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента;
в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента. Представление налоговых деклараций (расчетов) в силу ст. 346.52 Кодекса, не предусмотрено.
Согласно пункту 1.2 статьи 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики (за исключением налогоплательщиков, указанных в абзаце седьмом настоящего пункта) вправе уменьшить сумму налога на сумму указанных в настоящем пункте страховых платежей (взносов) и пособий, но не более чем на 50 процентов.
С учетом уплаченных заявителем сумм страховых платежей (взносов) и пособий, исчислена сумма налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, за 2019 год в размере 9 217,0 руб., в том числе:
по сроку уплаты 01.04.2019 в сумме 3 072,0 руб.,
по сроку уплаты 31.12.2019 в размере 6 145,0 руб.
В силу пункта 2.1 статьи 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неуплаты или неполной уплаты индивидуальным предпринимателем налога налоговый орган по истечении установленного пп.1 или пп. 2 п. 2 ст. 346.51 Кодекса срока направляет индивидуальному предпринимателю требование об уплате налога, пеней и штрафа.
Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с Кодексом.
Налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения, по сроку уплаты 31.12.2019 в размере 6 145,0 руб. заявителем не уплачен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району Красноярского края вынесено требование N 3910 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов от 16.01.2020 со сроком уплаты не позднее 10.02.2020 в связи с неуплатой индивидуальным предпринимателем в установленный срок:
страховых взносов на ОПС в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ПФ РФ, в размере 29 172,09 руб.;
пени за неуплату в установленный срок страховых взносов на ОПС в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии, - 91,16 руб.,
страховых взносов на ОМС в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ФФОМС РФ, в размере 6 884,0 руб.
пени за неуплату в установленный срок страховых взносов на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ФФОМС РФ - 21,51 руб.
налога, взымаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, - 6145,0 руб.,
пени за неуплату в установленный срок налога, взымаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, - 19,20 руб.,
Указанное Требование N 3910 от 16.01.2020 направлено в адрес заявителя:
16.01.2020 через Личный кабинет налогоплательщика,
24.01.2020 дополнительно направлено по почте заказным письмом (копия списка N 448 внутренних почтовых отправлений от 24.01.2020).
Таким образом, срок направления требования N 3910 от 16.01.2020 налоговым органом не нарушен.
В связи с неуплатой указанных в требовании N 3910 от 16.01.2020 сумм задолженности в установленный статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации срок инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району Красноярского края вынесено решение от 18.02.2020 N 4742 о взыскании страховых взносов и пени за счет денежных средств на счетах плательщика в банках (приложение N 23), которое в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации направлено в адрес заявителя 13.03.2020 (копия списка N 215 внутренних потовых отправлений от 13.03.2020, приложение N 24), а также направлены поручения NN 10963, 10964, 10965, 10966, 10967, 10968 на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика в бюджетную систему Российской Федерации.
В целях обеспечения исполнения решения о взыскании задолженности за счет денежных средств, инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району Красноярского края в соответствии со статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации, приняты решения от 18.02.2020 N N 8159, 8160, 8161, 8162 о приостановлении операций по счетам заявителя, открытым в кредитных учреждениях.
Ввиду отсутствия денежных средств на счетах заявителя, в рамках статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом 27.10.2020 вынесены решение о взыскании за счет имущества N 1146 и постановление N 1123 о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов, налогового агента) на общую сумму 516 659,50 руб.
Таким образом, Инспекциями соблюдены сроки принятия решений о взыскании за счет денежных средств N N 4742 от 18.02.2020, N 2445 от 31.08.2020, N 2490 от 04.09.2020, а также сроки принятия решений о взыскании за счет денежных средств N1146 от 10.09.20201, N 1318 от 27.10.2020.
Соответственно, доводы заявителя о принятии указанных решений по истечении предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков их принятия, о их не направлении в адрес заявителя были правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными.
При оценке доводов заявителя апелляционной жалобы об ошибочности определения судом первой инстанции предельных сроков принятия налоговым органом оспариваемых решений суд апелляционной инстанции, как и суд первой инстанции учитывает, что ответственность за надлежащее получение юридически значимых сообщений, направляемых налоговым органом по адресу регистрации налогоплательщика лежит на самом налогоплательщике, следовательно, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике, что соответствует правовому подходу изложенному в пункте 1 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61, и пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25.
В соответствии с абзацем 1 пункта 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 57 судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Кодекса.
Из указанных положений следует, что суд при проверке соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер по взысканию налога, пеней, штрафа учитывает данные сроки (сроки на принудительное взыскание) в той продолжительности, которая установлена нормами Кодекса.
Поскольку в силу положений пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки или в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, полномочия налогового органа по инициированию процедуры взыскания, путем направления налогоплательщику требования об уплате налога прямо связаны с фактом образования у налогоплательщика недоимки по налогу.
Вместе с тем, срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.11.2011 N 8330/11, пропуск налоговым органом срока, определенного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения предельного срока на принудительное взыскание таких платежей и сам по себе при условии, что на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учетом сроков, названных в абзаце 1 пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, не является основанием для признания требования недействительным.
Так как сумма задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам, процентам, образовалась у индивидуального предпринимателя в результате доначисления данных сумм по итогам проведения камеральной налоговой проверки, следовательно, Инспекция не могла направить в адрес налогоплательщика требования об уплате данных сумм ранее вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 3954 от 17.12.2019.
Судом первой инстанции верно учтено, что решение инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска от 17.12.2019 N 3954 о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения по существу вменяемого налогового правонарушения и произведенного доначисления налогов и пени не обжаловалось в судебном порядке.
Кроме того, пропуск срока направления требования об уплате налога не приводит к произвольному и неограниченному увеличению сроков для принудительного взыскания налогов, потому не может рассматриваться как нарушающий права налогоплательщика.
Заявитель указывает на нарушение сроков применения мер взыскания задолженности, при этом, имея обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы, не оспорил законность их начисления в установленном порядке.
Учитывая неоднократно предпринятые инспекцией Федеральной налоговой службой по Советскому району г. Красноярска меры, направленные на исполнение обязанности налогового органа по вручению акта камеральной налоговой проверки N 847 от 14.05.2019, на реализацию права налогоплательщика на представление возражений на акт проверки, а также неисполнение индивидуальным предпринимателем обязанности по получению направляемых ему юридически значимых сообщений, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Красноярскому краю, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об обоснованном взыскании с индивидуального предпринимателя сумм задолженности на основании обжалуемых решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Форма решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств, и форма поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации утверждены Приказом ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@.
При этом форма решения о взыскании за счет денежных средств не предусматривает указания такого реквизита, как сведения о направлении поручения в банк на списание перечисление денежных средств.
Таким образом, ссылка заявителя на отсутствие указания в тексте решений о взыскании за счет денежных средств N 2445 от 31.08.2020, N 2490 от 04.09.2020, N47472 от 18.02.2020 сведений о направлении в банк соответствующего поручения на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств со счетов налогоплательщика является несостоятельной.
Заявителем допущена ошибка при указании срока вступления в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (10 рабочих дней с момента вручения налогоплательщику), поскольку согласно пункту 9 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).
Указанный налогоплательщиком 10-дневный срок для обжалования решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, был указан в пункте 9 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ, действовавшего до 03.08.2013.
Индивидуальным предпринимателем заявлен довод о том, что налоговым органом при вынесении решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 3954 от 17.12.2019 по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 год не учтена числящаяся за налогоплательщиком переплата по УСН в размере 782 846,0 руб.
Судом первой инстанции при оценке указанного довода было учтено, что размеры доначисленных по результатам камеральной проверки сумм налога, пени, штрафа не влияют на оценку правильности соблюдения сроков при вынесении оспариваемых решений о взыскании за счет денежных средств и решений о взыскании за счет имущества налогоплательщика.
При этом указанное решение о привлечении N 3954 от 17.12.2019 не обжаловано налогоплательщиком в вышестоящем налоговом органе в рамках главы 19 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а также в Арбитражном суде в соответствии с положениями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и вступило в законную силу 10.02.2020.
Таким образом, указанный довод заявителя не подлежит рассмотрению в рамках настоящего дела, поскольку предметом требований в рассматриваемом арбитражным судом деле N А33-326/2021 не является правомерность решения налогового органа N 3954 от 17.12.2019.
Судом первой инстанции также обосновано учтен правовой подход, изложенный в определении Верховного суда Российской Федерации от 05.7.2021 N 307-ЭС21-2135 в соответствии с которым, регламентация сроков взыскания налогов, равно как и сроков проведения налоговых проверок, имеет общие итоговые цели, поскольку направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на обеспечение правовой определенности. Превышение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания, предусмотренных статьями 46 - 47 Налогового кодекса, но, во всяком случае, ограничивает возможность взыскания пределами двух лет.
Судом апелляционной инстанции, как и судом первой инстанции установлено, что нарушения предельного срока со стороны налоговых органов не допущено.
Поскольку заявителем не представлено доказательств того, что оспариваемые действия инспекции нарушают права и законные интересы индивидуального предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, у суда первой инстанции обосновано отсутствовала совокупность условий, необходимая для признания незаконными оспариваемых решений инспекции.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "23" августа 2021 года по делу N А33-326/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-326/2021
Истец: ИП Куртыш Е.Н., Куртыш Егор Николаевич
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска, ИФНС России N 9 по Красноярскому краю