г. Москва |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А40-229902/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Александровой Г.С., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ГРАН ПЛЮС"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.08.2021
по делу N А40-229902/20-77-1578, принятое судьей Романенковой С.В.
по иску Правительства Москвы (ИНН 7710489036, ОГРН 1027739813507), Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
к ООО "ГРАН ПЛЮС" (ИНН 7710025644, ОГРН 1027739516771 )
третьи лица: 1. Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве; 2. Комитет государственного строительного надзора города Москвы, 3. Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы,
о признании объекта самовольной постройкой, восстановлении положения, существовавшего до нарушения права
при участии в судебном заседании представителей:
от истцов: Пятлин Н.Н. по доверенностям от 11.12.2020 и от 27.07.2021, диплом N КБ 67783 от 25.05.2012;
от ответчика: Симаганова Л.В. по доверенности от 17.09.2020, диплом N ВСГ 5133456 от 04.07.2011;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы (далее -Департамент) обратились в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Гран Плюс" (далее - ответчик, ООО "Гран Плюс") о признании здания общей площадью 92,2 кв.м. (1 и 2 этаж) с кадастровым номером 77:02:0002006:1040, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лескова, д.19Б, самовольной постройкой, об обязании ответчика в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда снести указанное здание, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно ч. 3 ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по сносу самовольной постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с дальнейшим возложением на ответчика расходов, о признании зарегистрированного права собственности ответчика на здание площадью 65,8 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0002006:6683, расположенное по адресу: г.Москва, ул. Лескова, д.19Б, отсутствующим, о снятии с кадастрового учета указанного здания, об обязании ответчика в месячный срок освободить земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Лескова, вл. 19А, от двух зданий, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно ч. 3 ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по сносу объекта с дальнейшим возложением на ответчика расходов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.08.2021 по делу N А40-229902/20 исковые требования удовлетворены частично. Суд признал здание общей площадью 92,2 кв.м. (1 и 2 этаж) с кадастровым номером 77:02:0002006:1040, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Лескова, д.19Б, самовольной постройкой и обязал ответчика в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда снести указанное здание, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно ч. 3 ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по сносу самовольной постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с дальнейшим возложением на ответчика расходов. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой проси отменить решение суда первой инстанции и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Заявитель апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Представитель Правительства Москвы и Департамента требования апелляционной жалобы не признал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителей 3-х лиц.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) в ходе проведения обследования земельного участка по адресу: г.Москва, ул. Лескова, вл. 19А, выявлен объект недвижимости, обладающий признаками самовольного строительства и размещенный без разрешительной документации.
Актом Госинспекции по недвижимости о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта от 29.01.2020 N 9028028 установлено, что первоначально земельный участок площадью 6229 кв.м. с адресным ориентиром: г.Москва, ул. Лескова, вл. 19А, был предоставлен ответчику по договору аренды от 30.05.1997 N М-02-502454 для использования и эксплуатации здания торгово-делового центра сроком по 29.10.2002 (договор не действует).
Затем земельный участок с кадастровым номером 77:02:0002006:34 площадью 5435 кв.м. с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Лескова, вл. 19А, предоставлен ответчику по договору аренды от 30.10.2002 N М-02-019046 сроком по 30.10.2051 для проектирования, реконструкции, строительства и дальнейшей эксплуатации торгового комплекса (далее - Договор).
Согласно п. 1.4 Договора на земельном участке имеется два двухэтажных здания торгово-делового центра и одноэтажное здание (хозпостройка).
На основании п.5.7 Договора арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целями и условиями его предоставления и надлежащим образом исполнять все условия договора аренды.
В силу п.5.13 Договора арендатор обязан не осуществлять на участке работы без разрешения соответствующих использовать земельный участок в соответствии с целями и условиями его предоставления и надлежащим образом исполнять все условия договора аренды.
Фактически в границах земельного участка расположены:
-нежилое двухэтажное здание с кадастровым номером 77:02:0002006:1003 с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Лескова, д. 19А, находящееся в собственности ответчика (запись о регистрации права собственности в ЕГРН от 27.02.2012 N 77-77-12/ 002/2012-454);
-нежилое двухэтажное здание с кадастровым номером 77:02:0002006:1039 с адресным ориентиром: г.Москва, ул. Лескова, д. 19А, стр. 2, находящееся в собственности ООО "ГРАН ПЛЮС" (запись о регистрации права собственности в ЕГРН от 08.02.2013 N 77-77-12/ 001/2013-378);
-нежилое трехэтажное здание с кадастровым номером 77:02:0002006:1040 с адресным ориентиром: г.Москва, ул. Лескова, д.19Б.
По данным технического паспорта ГБУ МосгорБТИ по состоянию на 09.08.2001 по адресу: г. Москва, ул. Лескова, д.19Б, учтено двухэтажное временное строение 2001 года постройки с переменной этажностью 1 и 2 этажей площадью 65,8 кв.м. (хозяйственная постройка с голубиным питомником). Технические характеристики: общая площадь объекта- 65.8 кв.м., высота объекта (внутренняя) - 5,65 м (1 этаж - площадь 41 кв.м., высота 2,75 м; 2 этаж - площадь 24,8 кв.м., высота 2,90 м).
По данным технического паспорта ГБУ МосгорБТИ по состоянию на 08.07.2004 по адресу: г. Москва, ул. Лескова, д.19Б, учтено двухэтажное временное строение 2001 года постройки площадью 92 кв.м. Технические характеристики: общая площадь объекта - 92,2 кв.м., высота объекта (внутренняя) - 5,80 м (1 этаж - площадь 43,4 кв.м., высота 2,75 м; 2 этаж - площадь 48,8 кв.м., высота 3,05 м).
По данным ГКН на здание с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Лескова. д.19Б, присвоено два кадастровых номера:
-кадастровый номер 77:02:0002006:1040 на площадь 92,20 кв.м. дата постановки на учет - 24.05.2012, имущественные права не зарегистрированы;
- кадастровый номер 77:02:0002006:6683 на площадь 65,8 кв.м., дата постановки на учет 16.02.2017. На здание с кадастровым номером зарегистрировано право собственности ответчика (запись о регистрации права собственности в ЕГPH от 14.03.2002 N 77-01/02-065/2002-623).
Часть здания (3 этаж) площадью 45 кв.м. на технический и кадастровый учет не поставлена, имущественные права не зарегистрированы.
Разрешение на строительство/реконструкцию объекта и акт ввода в эксплуатацию отсутствуют.
Снос части здания (надстройка 3 этажа - площадью 45 кв.м.), возможен во внесудебном порядке (приложение N 3 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП).
Истцы указали, что объект общей площадью 136 кв.м., в том числе: часть здания: 1 этаж -площадью 43,4 кв.м., 2 этаж - 48,8 кв.м., а также часть здания: надстройка 3 этажа -площадью 45 кв.м.,обладает признаками самовольного строительства.
Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - постановление Правительства Москвы N819-ПП) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных для целей строительства и при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности, и сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
В связи с наличием признаков самовольного строительства здание площадью 92,2 кв.м. (1 и 2 этаж), расположенное по адресу: г. Москва, ул. Лескова, д.19Б, в установленном порядке включено в приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы N819-ПП под номером 3276.
Земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Лескова, вл. 19А, находится в собственности города Москвы (неразграниченной государственной собственности, правом на распоряжение которой обладает город Москва на основании ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Так как вышеуказанный объект (пристройка) был возведен ответчиком без законных оснований и соответствующей исходно-разрешительной документации на строительство, истцы обратились с иском о признании спорного объекта самовольной постройкой и об обязании ответчика освободить земельный участок.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции учел следующее.
Пунктом 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет, принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и пределах установленных законом или договором с собственником.
В силу ст. 25 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. При этом в соответствии с п. 2 ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее- ГрдК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Исходя из п.п. 1, 2 ст. 222 ГК РФ, недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.
Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22) в силу п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка). Если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, не принадлежащем застройщику, однако на ее создание были получены необходимые разрешения, с иском о признании права собственности на самовольную постройку вправе обратиться правообладатель земельного участка. Ответчиком по такому иску является застройщик. В этом случае застройщик имеет право требовать от правообладателя возмещения расходов на постройку.
На основании ст. 48, 49, 51 ГрдК РФ установлен порядок и требования к разработке и согласованию исходно-разрешительной и проектной документации, получению разрешения на производство работ по строительству и реконструкции.
В Обзоре Верховного суда РФ от 6 июля 2016 г. указано, что согласно положениям ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности. Данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства".
В соответствии с п. 10 ст.1 ГрдК РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Государственная регистрация права собственности на вновь созданный объект недвижимости может быть осуществлена только при предоставлении соответствующих документов, предусмотренных законом, и, в первую очередь, документов, подтверждающих ролевое назначение земельного участка, на котором возведен объект, то есть, земельный участок доложен быть отведен под строительство капитального недвижимого имущества, так как один из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют земельных участков (пп.5, п.1, ст. 1 ЗК РФ).
Согласно ст. 222 ГК РФ, п. п. 22, 24 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22, п. 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09 декабря 2010 года N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации" с иском о сносе самовольной постройки вправе обратиться не только собственник земельного участка, но и субъект иного вещного права на земельный участок. Ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство, либо владеющее им, либо лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной.
В предмет доказывания по спору о сносе самовольной постройки входят, в частности, следующие обстоятельства: отведение земельного участка в установленном порядке именно для строительства; соблюдение ответчиком градостроительных, строительных норм и правил при возведении спорной пристройки; установление факта нарушения прав и интересов истца.
Возведение объекта, являющегося самовольной постройкой, не влечет приобретения права собственности на этот объект, вне зависимости от того, произведена ли государственная регистрация права или нет.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 года N 2404/10 указано, что содержащиеся в настоящем постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В упомянутом Постановлении обращается внимание на то, что правовая позиция, в соответствии с которой в случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, не будь постройка самовольной, сформулирована в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 (п. 24).
Государственный строительный надзор в соответствии с п. 1 ст. 63 ГрдК РФ в городе федерального значения Москве регулируется с учетом особенностей установленных указанной статьей, а именно, если законами Москвы полномочия в области градостроительной деятельности отнесены к вопросам местного значения, то осуществляют их органы местного самоуправления, если они не отнесены к компетенции органов государственной власти города Москвы.
В соответствии со ст. 13 Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится регулирование градостроительной деятельности; решение вопросов архитектуры, строительства, реконструкции, художественного оформления города Москвы; размещение наружной рекламы; установление порядка возведения произведений монументально-декоративного искусства в городе Москве.
Согласно ст. 13 Закона города Москвы от 20.12.2.006 N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет контроль в сфере градостроительства и землепользования, разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования, осуществляет в соответствии с законодательством города Москвы регулирование градостроительной деятельности, осуществляет подготовку разрешительной документации на проектирование и строительство объектов.
В п. 23 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 указано, что в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требований о его сносе.
На основании п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N23) в силу ч. 1 ст. 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
Согласно ч. 1 ст. 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле; круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются арбитражным судом.
То есть вопрос о необходимости проведения экспертизы, установление круга вопросов, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы, определение экспертного учреждения, которому будет поручено проведение экспертизы, находится в компетенции суда, разрешающего дело по существу.
На основании ч. 2. ст. 64, ч. 3. ст. 86 АПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.
Следовательно, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания, а следовательно, требование одной из сторон о назначении судебной экспертизы не создает обязанности суда ее назначить.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 20.04.2021 г. назначена судебная строительно-техническая экспертиза по делу, проведения которой поручено экспертам ООО "ЛАБОРАТОРИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ".
Согласно Заключению эксперта от 07.07.2021 N 391-СТЭ года Здание площадью 92,2 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Лескова. д. 19Б, является объектом капитального строительства и перемещение данного объекта без соразмерного ущерба невозможно. Указанное Здание отвечает требованиям, правил застройки, экологических, санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, строительных, градостроительных и иных норм и правил, предъявляемых к данному типу зданий. Оно не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, заключением строительно-технической экспертизы установлено, что спорный объект является капитальным объектом, возведенным без правоустанавливающих документов, не создает угрозу жизни и здоровью людей.
Согласно ч.б ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района, для строительства и реконструкции объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения на основании представленных документов перечень которых содержится в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ.
На основании ст. 51 ГрК РФ, а также ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 169-ФЗ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации: положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном ч. 12.1 ст. 48 ГрК РФ), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 ГрК РФ;
3) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 ГрК РФ);
4) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
5) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию регулируется ст. 55 ГрК РФ.
Материалами дела подтверждается, что ответчиком не были совершены необходимые действия для получения разрешения на строительство спорного объекта.
В связи с нахождением на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Лескова, д. 19А, объекта капитального строительства, в отношении которого не разрабатывалась исходно-разрешительная, проектная документация, разрешения на строительство которого не были получены, были допущены нарушения градостроительных норм правил при возведении спорного объекта.
Собственник земельного участка город Москва не выдавал ответчику разрешения на возведение существующего спорного объекта на вышеуказанном земельном участке.
В соответствии с разделом 5 Положения о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в Москве разработанная в установленном порядке исходно- разрешительная документация должна была пройти согласование, экспертизу и утверждение в Мосгосэкспертизе. Комплексное заключение Мосгосэкспертизы являлось окончательным и обязательным документом для исполнения заказчиками, проектными и подрядными организациями и служило основанием для выдачи Инспекцией государственного архитектурно - строительного надзора (ИГАСН) разрешения на строительство (абз. 3 п. 5.1 указанного Положения).
Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 3 Закона N 169-ФЗ строительство/реконструкция любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
В соответствии с п.3 ст.25 Закона N 169-ФЗ лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Данные обстоятельства подтверждаются выводами проведенной строительно- технической экспертизой.
Материалами дела подтверждается, что распоряжением Префекта СВАО от 28.05.2001 г. "О строительстве хозяйственной постройки с голубином питомником ООО "Гран Плюс" по адресу: ул. Лескова вл. 19а", было дано разрешение на строительство хозяйственной постройки с голубиным питомником.
Здание введено в эксплуатацию актом Государственной приемочной комиссией по приемке некапитального сооружения от 04.07.2001 г. N 1665.
То есть, ранее на месте спорного здания располагалась некапитальное сооружение общей площадью 65,8 кв.м.
В настоящее время на его месте расположено капитальное здание общей площадью 92,2 кв.м.
То есть, вся проектная документация разрабатывалась под строительство некапитального объекта (быстровозводимого торгового комплекса из сборно-разборных конструкций). Разрешение на строительство оформлялось на некапитальный объект, в эксплуатацию вводился некапитальный объект.
В соответствии с п.3 ст. 22 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" для осуществления кадастрового учета созданного объекта недвижимости является разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Возведение объекта без разрешения на строительство капитальных строений на земельном участке, не отведенном для этих целей, не может служить основанием для приобретения права собственности на недвижимость в установленном порядке.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что здание общей площадью 92,2 кв.м. (1 и 2 этаж) с кадастровым номером 77:02:0002006:1040, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Лескова, д. 19Б, обладает признаками самовольной постройки в соответствии с ст. 222 ГК РФ и подлежит сносу.
Что касается требования истцов об обязании ответчика в месячный срок освободить земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Лескова, вл. 19А, от здания площадью 92,2 кв.м. (1 и 2 этаж) с кадастровым номером 77:02:0002006:1040 и здания площадью 65,8 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0002006:6683, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно ч. 3 ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Госинспекции по недвижимости осуществить мероприятия по сносу объекта с дальнейшим возложением на ответчика расходов, суд первой инстанции принял во внимание, что отсутствие доказательств расторжения Договора в установленном законом порядке. То есть данный договор аренды является действующим, в связи с чем не имеется правовых оснований для освобождения земельного участка путем сноса здания и удовлетворения иска в указанной части.
Кроме того, выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Истцы, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должны указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права.
При этом истцами не указано, каким именно образом ответчиком должен освободить земельный участок.
При выборе способа защиты нарушенного права истец должен учитывать, что судебный акт должен обладать свойством исполнимости.
По смыслу ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе российской Федерации", статьей 16 и 182 АПК РФ судебные решения должны отвечать общеправовому принципу исполнимости судебных актов.
Таким образом, избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Однако избранный способ защиты в виде обязания ответчика освободить земельный участок не может привести к восстановлению предполагаемого нарушенного права истцов, с учетом удовлетворения требования об обязании ответчика снести вышеуказанное здание.
Обращаясь в суд за защитой права собственности на пристройку, истцы заявили одновременно требование о признании отсутствующим зарегистрированного на нее права собственности ответчика.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ, в частности путем признания права.
Зарегистрированное право может быть оспорено в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права означает оспаривание тех оснований, по которым возникло конкретное право определенного лица. Право собственности на недвижимое имущество возникает по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, в том числе в силу различных сделок с недвижимым имуществом.
Для применения избранного истцом способа защиты как признание права отсутствующим, необходимо представление доказательств того, что спорный объект фактически является движимым имуществом, в отношении которого осуществлена регистрация, возможная только в отношении объекта недвижимости.
Согласно п. 52 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
При этом иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим по смыслу пункта 52 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Исходя из системного толкования положений действующего законодательства, и принимая во внимание п. 52 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22, такой правовой способ защиты, как признание права собственности отсутствующим на спорный объект недвижимости, предполагает наличие у лица, обращающегося с таким требованием, права на указанный объект недвижимости и является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Согласно определению Верховного суда Российской Федерации от 13.06.2017 N 33-ГК17-10 возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена только лицу, которое в соответствии с данными Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним является собственником этого имущества и одновременно им владеет, в том случае, если по каким-либо причинам на данное имущество одновременно зарегистрировано право собственности за другим лицом. Из приведенных выше положений норм материального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что исковые требования истцов о признании права собственности ответчика отсутствующим могли быть удовлетворены судом только в случае установления того, что общество в соответствии с данными ЕГРП продолжает оставаться собственником и владельцем спорных помещениями, а право ответчика зарегистрировано незаконно, при этом он не владеет этими помещениями, вследствие чего к нему не может быть предъявлен иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
В настоящем случае зарегистрированное право собственности ответчика на объект в зависимости от характера возникшего спора, наличия или отсутствия у этого имущества признаков недвижимости может быть оспорено либо по результатам рассмотрения иска, основанного на положениях ст. 222 ГК РФ, одновременно с разрешением вопроса о судьбе этого объекта, либо по итогам рассмотрения требования о признании отсутствующим зарегистрированного права при наличии условий, предусмотренных п. 52 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22.
В соответствии с положениями постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 именно невозможность отнесения конкретного объекта к категории недвижимого имущества следует рассматривать в качестве одного из обстоятельств, при которых иск о признании права отсутствующим подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается, что спорный объект является капитальным строением. В связи с этим суд первой инстанции посчитал, что в части требований истца о признании зарегистрированного права отсутствующим истцами избран ненадлежащий способ защиты.
Арбитражный суд города Москвы посчитал, что истцы не доказали невозможность использовать иные способы защиты. В связи с этим суд первой инстанции посчитал, что данное избрание способа судебной защиты при восстановлении прав в отношении вышеуказанного имущества не подлежит применению.
Требование истцов о снятии с кадастрового учета здания площадью 92,2 кв.м. (1 и 2 этаж) с кадастровым номером 77:02:0002006:1040, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Лескова, д. 19Б, также не подлежит удовлетворению, так как процедура государственной регистрации прекращения прав и снятия с кадастрового учета проводится по общим правилам: подача заявления и необходимых документов (в числе которых акт обследования, подготовленный в результате проведения кадастровых работ, подтверждающий прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости) (п. 7 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости).
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости государственная регистрация прав носит заявительный характер.
Согласно п. 2 указанной нормы права основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, согласно ст.58 Закона о регистрации недвижимости подлежат государственной регистрации, при обращении в Управление правообладателя или уполномоченного им лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности, с заявлением о государственной регистрации права, решения суда и иных, необходимых для регистрации и снятия с кадастрового учета, документов.
Кроме того, приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 утвержден Порядок ведения ЕГРН, согласно которым погашение регистрационных записей производится в случае прекращения права на объект недвижимости. После регистрации прекращения прав записи соответствующих подразделов ЕГРН подлежат постоянному хранению в погашенном виде и не могут быть изъяты, исключены или аннулированы из реестра.
На основании ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости).
Как указано в ч. 5 ст. 4 Закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим законом порядке документов, если иное не установлено настоящим законом.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11-21.1, 25-30 части 2 статьи 7 настоящего закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости государственная регистрация прав носит заявительный характер.
В соответствии с п. 2 данной нормы права основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, согласно Закону о регистрации недвижимости подлежат государственной регистрации при обращении в Управление правообладателя или уполномоченного им лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности, с заявлением о государственной регистрации права, решения суда и иных, необходимых для регистрации, документов.
Следовательно, после сноса объекта стороны вправе обратиться с заявлением о снятии объекта с кадастрового учета.
Кроме того, ответчик не является органом, осуществляющим кадастровый учет недвижимого имущества, и соответственно снятие такого имущества с кадастрового учета, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что требования истца заявлены к ненадлежащему ответчику.
Решение по настоящему делу является документом-основанием для внесения изменений в запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении самовольной постройки - здания общей площадью 92,2 кв.м. (1 и 2 этаж) с кадастровым номером 77:02:0002006:1040, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Лескова, д. 19Б.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.08.2021 по делу N А40-229902/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-229902/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, Правительство Москвы
Ответчик: ООО "ГРАН ПЛЮС"
Третье лицо: Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Комитет государственного строительного надзора, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ