г. Москва |
|
27 октября 2021 г. |
Дело N А40-9353/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Александровой Г.С.
судей: Савенкова О.В., Бондарева А.В.
при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем Ярахтиным А.Е.
после перерыва секретарём Гапоновым М.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06 июля 2021 года по делу N А40-9353/21, принятое судьей Махалкиным М.Ю. по иску ООО "Лама" к Департаменту городского имущества города Москвы третье лицо: Правительство Москвы о признании права на имущественную поддержку субъекта малого предпринимательства в виде предоставления льготной ставки арендной платы и перерасчете задолженности
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Моисеев А.И. по доверенности от 23.12.2020, диплом 1077050001049 от 29.06.2016;
от третьего лица: Моисеев А.И. по доверенности от 22.12.2020, диплом 1077050001049 от 29.06.2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лама" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик) о признании права истца на имущественную поддержку субъекта малого предпринимательства в виде предоставления льгот-ной ставки арендной платы в размере 4.750 рублей за один квадратный метр в год за период с 01.01.2020 г. по 12.10.2020 г. в отношении объекта: нежилое помещение площадью 36,10 кв.м., расположенного по адресу г. Москва, ул. Азовская, д. 6, корп. 1, с кадастровым номером 77:06:0005007:5788.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что является субъектом малого предпринимательства, в связи с чем, на основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ, пунктов 1 и 5 Постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", пункта 1 части 1 статьи 18 Закона города Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", имеет право на применение льготной ставки арендной платы, однако, ответчик в установлении такого размера неправомерно отказал.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 06 июля 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик и третье лицо обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель заявителей апелляционной жалобы в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Истец, будучи надлежащим образом, извещенным о дате, времени и месте настоящего судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание апелляционного суда не обеспечил, дело рассмотрено судом в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие не явившегося лица.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев и оценив все представленные по делу доказательства, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, между правопредшественником истца (арендатор) и ответчиком (арендодатель) был заключён договор на аренду нежилого фонда земельного участка N 07-00013/06 от 17.01.2006 г., в редакции соглашения о передачи прав и обязанностей от 02.08.2007 г., дополнительных соглашений от 15.07.2010 г. и от 21.12.2015 г., в соответствии с которым истцу было предоставлено в аренду нежилое помещение общей площадью 36,1 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0005007:5788, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Азовская, д. 6, корп. 1, сроком до 16.12.2025 г.
Договор аренды прекратил своё действие в связи с заключением между сторонами договора купли-продажи N 59-6576 от 13.10.2020 г. в отношении указанного нежилого помещения.
Истец относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы, в связи с чем, имеет имущественную поддержку со стороны органов исполнительной власти города Москвы.
Ответчик в период с 01.01.2020 г. по 12.10.2020 г. начислял истцу арендную плату в размере рыночной стоимости.
В силу Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (в редакции Постановления Правительства Москвы от 03.12.2019 г. N 1598-ПП) установлена с 1 января 2020 г. ставка арендной платы в размере 4.750 руб. за кв.м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
Поскольку истец является субъектом малого предпринимательства и арендовал помещение площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды, заключенному без проведения торгов, он имел право на вышеназванную имущественную поддержку.
Согласно условиям договора, в случае принятия решения Правительством Москвы о централизованном изменении ставки арендной платы, ставка считается измененной в одностороннем порядке.
По состоянию на 01.01.2020 г. по 12.10.2020 г. истец числился в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы.
Истец обратился с заявлением в Департамент о предоставлении имущественной поддержки на 2020 г. Однако, ответчик письмами от 07.09.2020 г. и от 16.12.2020 г. отказал истцу в предоставлении имущественной поддержки. (л.д. 63-64, 71-73).
Как указывал истец в суде первой инстанции, на дату направлении указанных уведомлений истец, числясь в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы, был лишен права на применение льготной ставки арендной платы по арендуемому объекту недвижимости, что является неправомерным и противоречит нормам законодательства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с соответствующими исковыми требованиями.
Разрешая спор по существу, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, правильно определив спорные правоотношения, проанализировав условия заключенного договора с позиции статей 421, 431 ГК РФ, руководствуясь положениями статей 309, 310, 328, 611, 612, 614 ГК РФ, исходя из того, что порядок определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, регламентирован Постановлениями Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП (ред. от 29.10.2013 N 710-ПП, от 23.12.2013 N 869-ПП, от 01.07.2014 N 364-ПП) и N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (ред. от 15.04.2013 N 236-ПП, от 01.07.2013 N 424-ПП, от 29.10.2013 N 710-ПП, от 01.07.2014 N 364-ПП); установив, что материалами дела подтверждается, что истец арендовал у ответчика по договору аренды заключенному без проведения торгов, нежилое помещение площадью 36.10 кв.м и в спорный период обладал статусом субъекта малого и среднего предпринимательства, ввиду чего ставка арендной платы в период 2020 года должна составлять - 4.750 руб. за 1 кв.м учитывая, что ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что истец не соответствовал критериям, установленным в Постановлении Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП в спорный период, суд пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, у апелляционного суда не имеется.
Довод Департамента о том, что льготная ставка в размере 4.750 руб. за кв.м в год предоставляется только тем субъектам малого предпринимательства, которые не заключили дополнительное соглашение в порядке части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ с условием о рыночной ставке арендной платы, и пользуются объектами на основании договоров, действие которых возобновилось на неопределенный срок или срок действия которых еще не истек, не согласуется с буквальным содержанием пункта 1 Постановления N 800-ПП.
Согласно названному пункту критерием для предоставления указанной ставки добросовестным субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, является аренда нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без торгов. Более того, только Постановлением Правительства Москвы от 22.09.2020 N 1554-ПП "О внесении изменений в Постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП и от 1 июля 2013 г. N 424-ПП" внесены соответствующие изменения в пункты 1 и 1(1) Постановления 800-ПП.
Таким образом, само по себе заключение обществом и Департаментом дополнительного соглашения от 21.12.2015 г. о продлении срока аренды в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений Постановления N 800-ПП, в том числе пункта 1.1.
Поскольку по условиям договора аренды от 17.01.2006 г. и дополнительного соглашения от 21.12.2015 г. размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению с 21.12.2015 г. льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в пункте 1.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с указанной даты, и не требует подписания соглашения о применении указанной ставки.
В том случае, если Общество перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в Постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правового акта, предоставившего льготу, с общества будет взиматься арендная плата, установленная дополнительным соглашением от 21.12.2015 г., определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
Департамент не представил доказательств, подтверждающих, что Общество в спорный период перестало отвечать критериям, которые установлены для применения льготной ставки.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суд апелляционной инстанции полагает, что Общество, как субъект малого предпринимательства, арендовал объект нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды, заключенному без проведения торгов, за 2020 г. имеет право на имущественную поддержку в виде ставки арендной платы, установленной пунктом 1.1 Постановления N 800-ПП, в размере 4.750 руб. за кв.м в год без обращения в Межведомственную комиссию, что влечет за собой удовлетворение требований ввиду отсутствия у общества долга по арендной плате, которую истец правомерно вносил в указанном льготном размере.
Данная правовая позиция изложена в определении ВС РФ от 01.10.2020 N 305-ЭС19-26856 по делу N А40-36273/19.
Также не может быть признан обоснованным довод заявителя о невозможности применения минимальной ставки арендной платы в размере 4.750 руб. за кв.м в год с 2020 года, поскольку действует новая редакция постановления N 800-ПП. (Постановление Правительства Москвы от 22.09.2020 N 1554-ПП).
Редакция постановления N 800-ПП по состоянию на 01.01.2020 свидетельствует о том, что с 01.01.2020 устанавливается ставка арендной платы в размере 4.750 руб. за кв.м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов. Следовательно, суд первой инстанции обосновано установил минимальную ставку арендной платы для арендатора в заявленный период.
На основании п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Последующее внесение изменений в постановление не указывает на возможность его ретроспективного применения, из постановления N 1554-ПП от 22.09.2020 г., которым внесены соответствующие изменения в постановление N 800-ПП, иного не следует.
В соответствии с п. 2.2(3) постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП в случае наличия у субъектов, указанных в пунктах 1, 1(1) настоящего постановления, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, задолженности по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты, арендная плата устанавливается в соответствии с пунктами 4(1)2 - 4(1)4 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы".
Между тем, доводы ответчика о наличии у организации задолженности, препятствующей применению минимальной ставки арендной платы, надлежащими доказательствами не подтверждены.
Довод заявителя жалобы о том, что у истца отсутствует право на применение льготной ставки, апелляционным судом отклоняется, поскольку право на применение льготной ставке по оплате арендной платы возникло у истца на основании принятых Правительством Москвы нормативных актов, а само предоставление льготы напрямую обусловлено площадью арендованного помещения не более 300 кв.м.
При этом, ответчиком не представлено доказательств несоответствия истца критериям, указанным в Постановлении Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП, для предоставления льготной арендной ставки.
Доводы приведенные в апелляционной жалобе ответчика не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней основаниям удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются судом в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на заявителя жалобы. Однако, заявитель жалобы в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 4, 9, 65-66, 110, 123, 156, 176, 266 - 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый Арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06 июля 2021 года по делу N А40-9353/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Александрова Г.С. |
Судьи |
Савенков О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-9353/2021
Истец: ООО "ЛАМА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ