27 октября 2021 г. |
дело N А40-81700/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Новиковой Е.М., Порывкина П.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чащиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.08.2021 г. (резолютивная часть от 04.08.2021 г.) по делу N А40-81700/21
по иску АО "ЗАВОД "ИНВЕРТОР" (ОГРН: 1025600884583) к ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ "ЦЕНТР ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ НАЗЕМНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ" (ОГРН: 1027739178510)
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Ярцева М.А. по доверенности от 25.12.2020,
от ответчика: Смирнов М.В. по доверенности от 27.02.2020,
от третьего лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
АО "ЗАВОД "ИНВЕРТОР" (далее - истец, исполнитель) предъявило ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ "ЦЕНТР ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ НАЗЕМНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ" (далее - ответчик, заказчик) иск о взыскании суммы основного долга по Договору N 1619187311001442210022406/210-179/16 от 06.10.2017 г. в размере 306 543,65 руб. (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 04.08.2021 г., изготовленным в полном объеме 11.08.2021 г. в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Истец подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы своей жалобы поддержал, Ответчик по ним возражал, неявившееся третье лицо уведомлено о времени и месте рассмотрения дела посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте суда в сети Интернет (т. 1 л.д. 136).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что между АО "Завод "Инвертор"/Истец и Филиал ФГУП "ЦЭНКИ" - "КБ "Мотор"/Ответчик заключен договор N 1619187311001442210022406/210-179/16 от 06.10.2017 г. на выполнение работ "Сервисное обслуживание (технический надзор, авторское сопровождение пусконаладочных работ, шефмонтаж) комплексов (далее Договор).
В соответствии с п.2.1. Договора, Истец взял на себя обязательство по выполнению работ по сервисному обслуживанию (техническому надзору, авторскому сопровождению монтажа и пусконаладочных работ, шефмонтажу, вводу в эксплуатацию).
Согласно п.4.2. Договора, цена Договора является ориентировочной.
Согласно п.4.3. Договора, фиксированная цена определяется Дополнительными соглашениями.
Согласно п.4.4. Договора, установление фиксированной цены Договора осуществляется по мере фактического выполнения работ путем формирования Сводного протокола стоимости работ.
Работы Истцом выполнены надлежащим образом и приняты Ответчиком без претензий, что подтверждается подписанными Актами сдачи-приемки выполненных работ: Протокол стоимости работ от 2017 г. на 459 541, 48 руб. (72 314,92 руб. и 387 226,56 руб.); Акт сдачи- приемки выполненных работ от 2019 г. на 1 178 055, 30 руб.; Акт сдачи-приемки выполненных работ от 27.01.2020 г. на 546 945, 30 руб.; Акт сдачи-приемки выполненных работ от 27.01.2020 г. на 703 790, 11 руб.; Акт сдачи-приемки выполненных работ от 27.01.2020 г. на 230 221, 17 руб.; Акт сдачи-приемки выполненных работ от 27.01.2020 г. на 6 451 127,24 руб.
Общая стоимость работ, выполненных Истцом составляет: 9 569 680, 61 руб.
Общая сумма, оплаченная Ответчиком за выполненные работы составляет: 8 633 908, 64 руб.: 500 000, 00 (платежное поручение N 8205 от 13.11.2017 г.); 229 770, 74 (платежное поручение N 5915 от 26.06.2018 г.); 1 961 264, 00 (платежное поручение 6977 от 20.07.2018 г.); 5 942 873, 90 (платежное поручение 6241 от 09.07.2019 г.).
Оставшаяся сумма задолженности Ответчиком не оплачена и составляет 935 771,97 руб.
В соответствии с п. 11.8. Договора, по окончании исполнения обязательств по Договору Исполнитель в течение 10-ти банковских дней предоставляет Заказчику Акт сверки расчетов по Договору. В случае если расчеты по Договору не завершены в год заключения Договора, Исполнитель в течение первых 10-ти банковских дней наступившего года предоставляет Заказчику Акт сверки расчетов по Договору на 1 января наступившего года по установленной форме.
Таким образом, обязательства Исполнителя по выполнению работ по Договору исполнены в полном объеме, но не оплачены Заказчиком, что подтверждается Актом сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2020 г. по 30.06.2020 г. и по состоянию на 01.01.2021 г., в котором Ответчик подтверждает имеющуюся за ним задолженность в размере 935 771,97 руб.
В соответствии с п. 16.6. Договора окончание срока действия Договора не влечет прекращение неисполненных обязательств сторон по Договору.
17.11.2020 г. письмом N 91/4271э Истец обращался к Ответчику с просьбой погасить образовавшуюся задолженность, на что Ответчик не отреагировал.
18.11.2020 г. Приволжский филиал ПАО "Промсвязьбанк"/Банк направил в адрес Истца Уведомление N 75, в котором указывает, что от Госзаказчика получено уведомление о полном исполнении Государственного контракта, в связи, с чем необходимо закрытие отдельного счета.
Пункт 11.7. Договора гласит, что срок оплаты выполненных работ Исполнителю осуществляется в течение 10 календарных дней после оплаты Заказчику Госзаказчиком.
Истец предполагает, что Госзаказчик произвел оплату Заказчику за выполненные работы, т.к. в Уведомлении Банка N 75, указано, что Госзаказчик уведомил Банк о полном исполнении Государственного контракта, в связи, с чем Банк уведомляет Истца о необходимости закрытия отдельного счета.
27.11.2020 г. Истец повторно направил в адрес Ответчика письмо N 91/4421/1э с просьбой оплатить имеющуюся задолженность с приложением Уведомления N 75 Банка, на что Ответчик не отреагировал.
Истец направил в адрес Ответчика претензию N 72/4886э от 24.12.2020 г., с просьбой о погашении задолженности в размере 935 771, 97 руб., на что Ответчик также не отреагировал.
Как указал истец в суде первой инстанции 31.05.2021 ответчик частично погасил сумму основного долга в размере 629 228,32 руб., что подтверждается платежным поручением N 006588 от 31.05.2021.
Таким образом с учетом уточнений исковых требований сумма задолженности ответчика перед истцом составляет 306 543,65 руб.
На основании вышеизложенного, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требований исполнителя.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Как установлено судом, между АО "Завод "Инвертор" (далее - Истец) и АО "ЦЭНКИ" (далее - Ответчик) был заключен договор N 1619187311001442210022406/210-179/16 от 06.10.2017 на выполнение работ для нужд Министерства обороны РФ (далее - Государственный заказчик) в 2016-2019 годах в целях выполнения государственного оборонного заказа (далее - Договор) - (Приложение N 2 к исковому заявлению).
Основанием для заключения Договора является Государственный контракт N 11619187311001442210022406 от 30 сентября 2016 года (преамбула Договора). МО РФ (Госзаказчик) является получателем результата работ по данному Договору (п. 1.1.3 договора; раздел 6 договора).
Истец входит в кооперацию головного исполнителя (Ответчика) и является соисполнителем (п. 4.1, ст. 3 Закон N 275-ФЗ).
Учитывая, что предметом договора являются работы для нужд МО РФ, то к отношениям сторон, возникших в ходе исполнения указанного Договора, помимо норм ГК РФ, подлежат применению специальные нормы Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ).
Согласно п.п. 48 п. 7 Указа Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" на МО РФ возложены "функции государственного заказчика государственного оборонного заказа по закупке товаров, работ, услуг по номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств для обеспечения нужд Вооруженных Сил", при этом, на основании пп. 31 п. 10 Указа, МО РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, выделенных на выполнение оборонного заказа.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 "Положения о военных представительствах Министерства обороны", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 года N 804, руководство деятельностью военных представительств осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через уполномоченные им органы военного управления.
Таким образом, государственный заказчик (Министерство обороны Российской Федерации) также фактически является стороной по договору.
Согласно п. 4.2 Договора стороны определили ориентировочную (уточняемую) цену на работы включающую в себя стоимость работ выполняемых за счет средств федерального бюджета РФ Возможность, при заключении договора по выполнению гособоронзаказу, указывать ориентировочные (уточняемые) цены с последующей их корректировкой в порядке, предусмотренном Правительством РФ, предусмотрена пп. 1 п. 1 ст. 11 Закона N 275-ФЗ.
Работы по договору относятся к работам, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен. Контроль за эффективным использованием бюджетных средств в сфере гособоронзаказа реализуется через механизм государственного регулирования цен на продукцию (п. 1 ст. 9 Федерального закона РФ "О государственном оборонном заказе").
Обоснование цены на продукцию поставляемую по гособорнзаказу осуществляется в соответствии с требованиями Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465 (далее - Положения о государственном регулировании цен).
Таким образом, на Министерство обороны Российской Федерации, как на государственного заказчика, возложены функции государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую в рамках гособорнзаказа.
Согласно п.п. "д" п. 5 Положения о государственном регулировании цен, уточнение ориентировочной цены путем перевода ее в фиксированную цену является одним из видов государственного регулирования цен. Согласно п. 44 Положения о государственном регулировании цен, условия перевода ориентировочной (уточняемой) цены продукции в фиксированную цену должны предусматривать возможность установления значения фиксированной цены как ниже, так и выше величины ориентировочной (уточняемой) цены.
Порядок перевода ориентировочной цены в фиксированную определён разделом 3 Положения о государственном регулировании цен:
"В случае применения в государственном контракте ориентировочной (уточняемой) цены либо цены, возмещающей издержки, государственным заказчиком по согласованию с единственным поставщиком по окончании срока действия соответствующего вида цены на продукцию, но не позднее 2 месяцев до окончания поставки этой продукции (или завершения отдельных этапов поставки продукции, если государственным контрактом предусмотрены такие этапы) или по достижении 80 процентов технической готовности продукции устанавливается фиксированная иена на продукцию" (п. 46 Положения).
Из вышеприведенных норм следует, что в процессе перевода ориентировочной цены в фиксированную цена может быть уменьшена, окончательное установление фиксированной цены осуществляется государственным заказчиком - федеральным органом власти, обладающим компетенцией, действовать от лица Российской Федерации. Лицом, осуществляющим согласование фиксированной цены Работ по Договору является Госзаказчик - МО РФ на основании рассмотрения цены, предложенной Исполнителем, и представленных обосновывающих документов.
Перечень обосновывающих документов определен в п. 37 Положения, одним из документов является Заключение ВП МО РФ.
Согласно п. 4.4 договора, установление фиксированной цены Договора осуществляется по мере фактического выполнения Работ путем формирования Сводного протокола стоимости Работ, в соответствии с п. 9.17 - 9.19 Договора.
К протоколу стоимости Работ прилагаются документы, указанные в п. 9.19 Договора.
Положениям пунктов 9.20 Договора предусмотрено, что приемка работ производится после согласования Заказчиком стоимости и объемов выполненных Работ с 392 ВП МО РФ, Получателем и Госзаказчиком.
Механизм окончательной приемки выполненных работ, в т.ч. составления, подписания, корректировки Акта сдачи - приемки выполненных работ указан в п. 9.22 Договора (в редакции дополнительного соглашения N 4 к договору): Акт сдачи - приемки выполненных работ направляется Исполнителем одновременно с Протоколом стоимости работ; Заказчик (ответчик) оформляет и возвращает Исполнителю Акт сдачи - приемки выполненных работ; Заказчик осуществляет окончательную приемку выполненных Исполнителем Работ по Договору, после согласования стоимости и объемов выполненных Работ с 392 ВП МО РФ, Получателем и Госзаказчиком и установления фиксированной стоимости Работ уполномоченным финансовым органом по ценообразованию МО РФ Сводного протокола цены по Государственному контракту.
После согласования Протокола стоимости работ, Заказчик (Ответчик) направляет его для составления уточненного Акта сдачи - приемки работ.
После утверждения Заказчиком (Ответчиком) уточненного Акта сдачи - приемки Работ, исполнитель (Истец) выдает корректировочный счет - фактуру;
Оплата выполненных работ будет производится на основании уточненного Акта сдачи - приемки работ.
Ответчик указал, что Отчетные документы Истца по выполненным работам были направлены Ответчиком в уполномоченный финансовый орган по ценообразованию МО РФ в составе документов по государственному контракту для установления фиксированной стоимости Работ, в т.ч. и соисполнителю гособоронзаказа - АО "Завод "Инвертор".
Как установлено судом, общая стоимость работ по Договору, установленная Государственным заказчиком для соисполнителя - АО "Завод "Инвертор", составляет 9 263 136,95 руб.; общая сумма оплат за выполненные работы составляет 8 633 908,64 руб.
Таким образом, окончательная сумма, подлежащая оплате, составила 629 228,32 руб. (9 263 136,95 - 8 633 908,64), данная сумма оплачена Ответчиком 31.05.2021 платежным поручением N 6588.
Согласно п. 11.1. Договора, оплата работ осуществляется в российских рублях за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели Министерству обороны Российской Федерации в 2017-2019 годах. Таким образом, Ответчик не получал и не может получить от Госзаказчика финансирование больше, чем установлено Государственным заказчиком для соисполнителя - АО "Завод "Инвертор".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиком с учетом установленной Государственным заказчиком фиксированной цены договора, сумма основного долга была погашена в полном объеме.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.08.2021 г. (резолютивная часть от 04.08.2021 г.) по делу N А40-81700/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-81700/2021
Истец: АО "ЗАВОД "ИНВЕРТОР"
Ответчик: ФГУП "ЦЕНТР ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ НАЗЕМНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ