г. Санкт-Петербург |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А56-49627/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Свайкина Т.Г. по доверенности от 11.01.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31535/2021) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Парковая" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2021А56-49627/2021 (судья Петрова Т.Ю.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Парковая"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Парковая (далее - заявитель, Общество, ООО "УК "Парковая") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 31.05.2021 N 08/21/284-Р.
Решением суда от 05.08.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда 05.08.2021, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на наличие у собственников квартир N 383, 480 многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Токарева, д. 24, стр.1, задолженности по коммунальным услугам в размере 175651 руб. 40 коп. и 75435 руб. 34 коп. соответственно, в связи с чем Обществом в адрес указанных лиц были направлены уведомления-претензии от 29.03.2021 с указанием общей суммы задолженности, а также отдельно задолженности за услугу водоотведение. Поскольку собственники спорных квартир не исполнили требования заявителя о погашении задолженности за коммунальные услуги, Обществом в соответствии с пунктами 118 и 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) была ограничена услуга водоотведения.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Общества по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "УК "Парковая" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Токарева, д. 24, стр.1 (далее - МКД), на основании договора от 01.09.2018 и лицензии от 20.04.2021 N 78-000148.
На основании распоряжения от 10.05.2021 N 08/21/241-р Инспекцией в период с 25.05.2021 по 22.06.2021 проведена внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения обращения собственников помещений указанного МКД (от 27.04.2021 NNОБ-6804-3/21-0-0, ОБ-11600-1/21-0-0; от 24.04.2021 NОБ-6995-2/21-0-0, от 04.05.2021 NОБ-12238-1/21-0-0) на предмет соблюдения ООО "УК "Парковая" лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами по вопросу ограничения коммунальной услуги "водоотведение" собственникам квартир N 383 и N 480 в МКД.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что 20.04.2021 собственникам квартир N 383, 480 установлена заглушка на систему водоотведения и ограничена услуга водоотведения в соответствии с договором на выполнение работ по услуге ограничения водоотведения, заключенного между ООО "УК "Парковая" и ООО "Блок-гарант" от 20.01.2021 N5-87-ОВ.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт проверки от 31.05.2021 N 08/21/2840Р, в котором отражено, что Обществом допущены нарушения пунктов 118, 119 Правил N 354 в части порядка уведомления собственников квартир N 383, 480 об ограничении коммунальной услуги.
По результатам проверки Инспекцией вынесено предписание от 31.05.2021 N 08/21/284-Р об устранении нарушений лицензионных требований, которым Обществу предписано в срок до 14.06.2021 восстановить предоставление коммунальной услуги водоотведения собственникам квартир N 383 и N 480.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Решением суда первой инстанции от 05.08.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 05.08.2021 ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
- соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
- безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
- постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Токарева, д. 24, стр.1, на основании договора от 01.09.2018 и лицензии от 20.04.2021 N 78-000148.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно подпункту "а" пункта 117 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в том числе в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
Согласно пункту 118 Правил N 354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.
В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.
На основании пункта 119 Правил N 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжени.
Как следует из материалов дела, в связи с наличием у собственников квартир N 383, 480 задолженности по коммунальным услугам (в том числе по услуге водоотведение), Обществом 20.04.2021 установлена заглушка на систему водоотведения в соответствии с договором на выполнение работ по услуге ограничения водоотведения, заключенного между ООО "УК "Парковая" и ООО "Блок-гарант" от 20.01.2021 N 5-87-ОВ.
В качестве доказательств соблюдения требований пунктов 118 и 119 Правил N 354 податель жалобы ссылается на направление в адрес собственников квартир N 383 и 480 уведомлений-претензий от 29.03.2021.
При этом в соответствии с пунктом 118 Правил N 354 в уведомлениях-претензиях от 29.03.2021 указана как общая сумма задолженности по коммунальным услугам (175651 руб. 40 коп. и 75435, 34 руб. соответственно), так и отдельно выделена задолженность за услугу водоотведение (5509,41 руб. и 2180,80 руб.) в отношении которой введено ограничение. Однако задолженность потребителей по каждому виду коммунальной услуги в отдельности заявителем не рассчитана
Кроме того, из содержания подпункта "а" пункта 119 Правил N 354 следует, что лицо, предоставляющее коммунальную услугу, вправе известить потребителя о введении ограничения (прекращения) предоставления коммунальной услуги любыми из перечисленных способов, дающих возможность неопровержимо установить, что потребитель получил такое предупреждение (уведомление) и поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.
Доведение информации об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги до потребителя имеет целью защиту потребителя от ущерба его здоровью и безопасности, а также защиту его экономических интересов, как экономически более слабой и зависимой стороны в гражданско-правовых отношениях с организацией-исполнителем коммунальной услуги, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.12.2011 N 29-П, определении от 29.09.2011 N 1113-О-О, а также решении Верховного Суда Российской Федерации, 25.09.2013 N АКПИ13-852.
Как обоснованно указал суд первой инстанции Обществом не подтверждено соблюдение требований подпункта "а" пункта 19 Правил N 354
Приложенные Обществом чеки отправки почтовых отправлений датированы ранее даты составления уведомлений-претензий (29.03.2021), на основании которых была ограничена услуга водоотведения, в связи с чем не свидетельствуют о соблюдении заявителем требований пункта 119 Правил N 354.
Составленные сотрудниками заявителя акты от 29.03.2021 о том, что в почтовые ящики квартир N 383, 480 размещены счета на оплату жилищно-коммунальных и прочих услуг за март 2021 года с уведомлениями-претензиями о мерах по ограничению водоотведения (канализации) в связи с задолженностью за коммунальные услуги, не могут быть признаны надлежащим соблюдением требований подпункта "а" пункта 19 Правил N 354, поскольку не подтверждает с достоверностью факт и дату получения уведомления потребителем.
При изложенных обстоятельствах следует согласиться с выводом Инспекции, что в рассматриваемом случае Обществом нарушены требования пунктов 118, 119 Правил N 354, поскольку введение ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги водоотведения собственникам квартир N 383 и N 480 осуществлено с нарушением установленного порядка.
Учитывая изложенное, оснований для признания недействительным предписания от 31.05.2021 N 08/21/284-Р не имеется, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "УК "Парковая" и отмены решения суда от 05.08.2021 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежат оставлению на заявителе. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 августа 2021 года по делу N А56-49627/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Парковая" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Парковая" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 06.08.2021 N 1352.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-49627/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПАРКОВАЯ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА