город Омск |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А70-1285/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Бодунковой С.А., Лебедевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моториной О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11393/2021) Казенного предприятия Забайкальского края "Государственное недвижимое имущество" на решение от 10.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-1285/2021 (судья Сидорова О.В.), по заявлению казенного предприятия Забайкальского края "Государственное недвижимое имущество" к обществу с ограниченной ответственностью "Аксерли" (ОГРН 1027200802331) об оспаривании результатов оценки арестованного имущества, заинтересованное лицо: Фуртак Александр Владимирович, третьи лица: Управление Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, судебный пристав-исполнитель Кузнецова Ю.В., государственное казенное учреждение "Центр материально-технического обслуживания" Забайкальского края (ОГРН 1087536010935),
при отсутствии представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
казенное предприятие Забайкальского края "Государственное недвижимое имущество" (далее - КП "Государственное недвижимое имущество", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Аксерли" (далее - ООО "Аксерли", общество, ответчик) о признании недостоверными результатов оценки арестованного имущества, отчет N 752/78, здания, расположенного по адресу: г. Чита, ул. Ленинградская, д. 3, кадастровый номер 75-75/001-75/001/089/2015-879/1, от 30.10.2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю (далее - УФССП по Забайкальскому краю), судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных производств в отношении должников-юридических лиц, розыску должников, их имущества и розыску детей УФССП по Забайкальскому краю Кузнецова Ю.В., государственное казенное учреждение "Центр материально-технического обслуживания" Забайкальского края" (далее - ГКУ "ЦМТО"), в качестве заинтересованного лица - оценщик Фуртак Александр Владимирович.
Решением от 10.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-1285/2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, истец в жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что подготовленный обществом отчет по определению среднерыночной стоимости имущества не отвечает требования Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), имеются сомнения в полноте и достоверности проведенной оценки; стоимость спорного объекта оценки, указанная в отечете, не может быть признана рыночной и использована судебным приставом-исполнителем в качестве таковой, данная стоимость значительно ниже рыночной стоимости данного имущества; визуальный осмотр арестованного имущества произведен не непосредственно специалистом общества, а иным доверенным лицом, наличие необходимых для осмотра специальных познаний у данного лица не доказано, у предприятия не запрашивалось никаких сведений об имуществе, технической документации и иных документов.
Стороны и третьи лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа от 31.07.2018 по делу N А78-7658/2018, выданного Арбитражным судом Забайкальского края, возбуждено исполнительное производство N 19301/18/75025-ИП от 09.08.2018 в отношении КП "Государственное недвижимое имущество" (должника) на взыскание 5 543 385 руб. 60 коп. в пользу ГКУ "ЦМТО" (взыскатель).
Из ответа от 18.01.2021 Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных производств в отношении должников-юридических лиц, розыску должников, их имущества и розыску детей УФССП по Забайкальскому краю Бабичева Е.В. следует, что исполнительное производство N 19301/18/75025-ИП находится в сводном исполнительном производстве N 13158/17/75025-СД в отношении предприятия на общую сумму 17 265 057 руб. 97 коп.
В ходе исполнительного производства судебным приставом-исполнителем наложен арест на следующие объекты, принадлежащие истцу: нежилое здание, площадь 1 526,8 кв.м., адрес: г. Чита, ул. Ленинградская, 3, кадастровый номер 75:32:030847:25.
Для определения рыночной стоимости указанного имущества к участию в исполнительном производстве привлечен оценщик. Постановлением о принятии результатов оценки от 23.11.2020 в рамках исполнительного производства N 19301/18/75025-ИП судебный пристав-исполнитель Кузнецова Ю.В. приняла результаты оценки в соответствии с отчетом ООО "Аксерли" от 20.11.2020 N 752/78 (оценщик Фуртак А.В.), согласно которому рыночная стоимость нежилого здания определена в размере 27 783 500 руб.
Не соглашаясь с отчетом ответчика от 20.11.2020 N 752/78, КП "Государственное недвижимое имущество" обратилось в суд с настоящим иском.
Отказ в удовлетворении исковых требований послужил причиной для подачи предприятием апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
В соответствии с пунктами 1, 7 части 2 статьи 85 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки недвижимого имущества.
В пункте 50 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - Постановление N 50) дано разъяснение о том, что в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 85 Закона N 229-ФЗ, оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем с обязательным привлечением специалиста, соответствующего требованиям, предъявляемым законодательством об оценочной деятельности.
Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя, который выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика и в тот же срок направляет сторонам исполнительного производства копию заключения оценщика.
Статьей 3 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Из содержания статьи 12 Закона N 135-ФЗ следует, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в силу пункта 3 части 4 статьи 85 Закона N 229-ФЗ стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является для судебного пристава-исполнителя обязательной, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 50 Постановления N 50, а также приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2012 N 6083/12 правовой позицией стороны исполнительного производства вправе либо оспорить в суде постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, либо в срок не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке в исковом порядке оспорить стоимость объекта оценки, указанную оценщиком в отчете.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено в настоящее время два способа защиты права лица, считающего отчет об оценке имущества недостоверным: во-первых, возможность оспорить произведенную оценку в общем исковом порядке, во-вторых, возможность оспорить постановление пристава-исполнителя в порядке главы 24 АПК РФ (административный порядок).
Основанием для обращения КП "Государственное недвижимое имущество" в суд с настоящим иском явилось занижение, по его мнению, размера рыночной стоимости спорного имущества.
Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки установлены статьей 11 Закона N 135-ФЗ. В отчете указываются, в том числе, стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта.
Согласно статье 14 Закона N 135-ФЗ оценщик имеет право применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.
На основании пункта 6 Федерального стандарта оценки (ФСО) "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297 (далее - ФСО N 1), итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.
В соответствии с пунктом 7 ФСО N 1 подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Пунктом 11 ФСО N 1 предусмотрено, что основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.
Согласно пункту 12 ФСО N 1 сравнительный подход - совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами.
В силу пункта 13 ФСО N 1 сравнительный подход рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. При этом могут применяться как цены совершенных сделок, так и цены предложений.
В соответствии с пунктами 18, 19 ФСО N 1 затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний. Затратный подход преимущественно применяется в тех случаях, когда существует достоверная информация, позволяющая определить затраты на приобретение, воспроизводство либо замещение объекта оценки.
Недостоверным отчет может быть признан, если он составлен с нарушением требований, предусмотренных Законом об оценочной деятельности или стандартами оценочной деятельности, а также допускающий неоднозначное толкование или вводящий в заблуждение (статья 11 Закона N 135-ФЗ).
Как следует из материалов дела, при осуществлении оценки рыночной стоимости имущества оценщиком ООО "Аксерли" описана методика проведенного исследования, указаны используемые справочно-нормативные и научно-технические документы, обосновано их применение. В отчете даны обоснование и пояснения по расчету с описанием методики расчета и формулы.
Из оспариваемого отчета об оценке общества следует, что оценщиком применены ФСО N N 1, 2, 3, 7, проведен анализ наиболее эффективного использования объектов недвижимости, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость; проведен анализ влияния общей политической и социально-экономической обстановки в стране и регионе расположения объекта оценки на рынок оцениваемого объекта, в том числе тенденций, наметившихся на рынке, в период, предшествующий дате оценки. Кроме того, оценщик осуществил социально-экономическое положение г. Читы, определил сегменты рынка, к которым принадлежит оцениваемый объект.
Пункт 25 ФСО "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 N 611 (далее - ФСО N 7), позволяет оценщику самостоятельно определять метод (методы) оценки недвижимости в рамках каждого из выбранных подходов, основываясь на принципах существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.
В обоснование применение метода сравнения продаж оценщиком указано, что установлено достаточное количество информации о сделках с объектами, аналогичными оцениваемому, что полностью соответствует пункт 13 ФСО N 1.
Таким образом, экспертом обоснован выбор сравнительного метода.
Как указано выше, недостоверным отчет может быть признан, если он составлен с нарушением требований, предусмотренных Законом N 135-ФЗ или стандартами оценочной деятельности, а также допускающий неоднозначное толкование или вводящий в заблуждение (статья 11 Закона N 135-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что отчет ООО "Аксерли" составлен 20.11.2020 на основании заявки на оценку от 09.10.2019 N 75025/19/107162 с обязательным заключением о рыночной стоимости объекта оценки на дату оценки с учетом допущений, ограничений и округлений.
Каких-либо достаточных и допустимых доказательств, свидетельствующих о занижении рыночной стоимости объекта в оспариваемом отчете об оценке, истцом в материалы настоящего дела не представлено.
Непроведение осмотра объекта оценки и неистребование у предприятия каких-либо документов, вопреки ошибочному доводу апеллянта, не является достаточными для вывода о недостоверности рыночной стоимости объектов недвижимости, указанной в отчете ООО "Аксерли".
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Обязанность доказывания в силу статьи 65 АПК РФ лежит на сторонах; согласно положениям статьи 8 АПК РФ стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных Кодексом.
В силу принципа состязательности арбитражного судопроизводства, закрепленного в статье 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, при этом суд оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
При рассмотрении настоящего дела у КП "Государственное недвижимое имущество" была возможность заявить ходатайство о назначении судебной экспертизы, однако данным правом сторона не воспользовалась, в связи с чем на предприятие в силу части 2 статьи 9 АПК РФ возлагаются риски наступления неблагоприятных последствий несовершения указанного процессуального действия, выразившихся в настоящем случае в рассмотрении дела на основании представленных в дело доказательств без назначения по делу экспертизы.
Проанализировав отчет об оценке ООО "Аксерли" в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям, предъявляемым законом. Отчет об оценке, выполненный обществом, содержит развернутую информацию и характеристики, используемые при расчете рыночной стоимости объектов затратным подходом. Оценщиком представлено обоснованное заключение по сравнительному подходу и результатам всех проведенных расчетов, позволивших определить стоимость объектов. Оценщиком отражены сведения относительно определения рыночной стоимости объекта исследования.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении оценщиком при проведении исследования требований действующего законодательства, доказательства наличия в отчете противоречивых или неясных выводов, из материалов дела не усматриваются. Доказательства того, что выполненный расчет стоимости объектов оценки в рамках сравнительного подхода не соответствует требованиям ФСО N N 1, 7, материалы настоящего дела не содержат.
Принимая во внимание изложенное, основания для признания недостоверными результатов оценки рыночной стоимости объектов недвижимости, указанных в отчете ООО "Аксерли", и удовлетворения заявленных предприятием исковых требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы апеллянта не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении иска КП "Государственное недвижимое имущество", принял правомерное решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку определением от 22.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-1285/2021 истцу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе, с предприятия подлежит взысканию в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-1285/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с казенного предприятия Забайкальского края "Государственное недвижимое имущество" (ОГРН 1027501149763; ИНН 7536038489) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А. В. Веревкин |
Судьи |
С. А. Бодункова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-1285/2021
Истец: Казенное предприятие Забайкальского края "Государственное недвижимое имущество"
Ответчик: ООО "Аксерли"
Третье лицо: ГКУ Центр материально-технического обслуживания Забайкальского края, Судебный пристав-исполнитель МОСП по ИПРДИР УФССП России по Забайкальскому краю Кузнецова Ю.В., Управление Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, Фуртак Александр Владимирович