г. Санкт-Петербург |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А56-22061/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Короткевич В.И.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22708/2021) общества с ограниченной ответственностью "Технострой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2021 по делу N А56-22061/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Технострой" к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (Мурманскстат)
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Технострой" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (Мурманскстат) (далее - административный орган, Мурманскстат) от 26.02.2021 по делу об административном правонарушении N 9 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 117 000 руб.
Решением суда от 10.06.2021 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на процессуальные нарушения, допущенные административным органом при проведении административного расследования, ссылается на отсутствие повторности правонарушения ввиду непредставления различных форм отчетности, а также указывает на наличие оснований для снижения размера штрафа ниже низшего предела.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
От административного органа поступил письменный отзыв, в котором выражено несогласие с доводами жалобы, а также представлены материалы административного дела в полном объеме.
В судебном заседании произведена замена состава суда на основании статьи 18 АПК РФ; судья Фуркало О.В. заменена на судью Семенову А.Б.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, специалистом территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (Мурманскстат) выявлен факт непредставления Обществом в установленный срок статистических данных, в частности, информации по форме статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" по обособленным подразделениям ООО "Технострой" в п.г.т. Зеленоборский и с. Териберка за декабрь 2020 года.
Усматривая в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ, 11.02.2021 года уполномоченным должностным лицом Мурманскстата в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 8.
По результатам рассмотрения указанного протокола об административном правонарушении, постановлением Мурманскстата от 26.02.2021 по делу об административном правонарушении N 9 заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 13.19 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 118 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы Общества в силу следующего.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных
В соответствии с частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ повторно совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами
Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение N 620).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Приказом Росстата от 15.07.2019 N 404 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам, составом кадров государственной гражданской и муниципальной службы" утверждена форма N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" с указаниями по её заполнению, которая введена в действие с отчёта за январь 2020 года. На бланке формы указан срок её предоставления - не позднее 15 числа после отчётного периода, а также её периодичность - месячная.
В соответствии с пунктом 1 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утверждённых приказом Росстата от 27.11.2019 N 711 (далее - Указания), форму N П-4 предоставляют юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (кроме субъектов малого предпринимательства), а также некоммерческие организации всех форм собственности, осуществляющие все виды экономической деятельности:
ежемесячно - юридические лица, кроме организаций, у которых средняя численность работников в течение двух предыдущих лет не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и годовой оборот организации в течение двух предыдущих лет не превышает 800 млн. рублей;
ежеквартально - юридические лица, средняя численность работников которых в течение двух предыдущих лет не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и годовой оборот организации в течение двух предыдущих лет не превышает 800 млн. рублей.
Юридические лица, являющиеся владельцами лицензии на добычу полезных ископаемых, а также юридические лица, зарегистрированные или прошедшие реорганизацию в текущем или предыдущем году, предоставляют форму N П-4 ежемесячно независимо от средней численности работников и объёма оборота организации.
Согласно пункту 2 Указаний при наличии у юридического лица обособленных подразделений форма N П-4 заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений. Заполненные формы представляются юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (по обособленному подразделению) и по месту нахождения юридического лица (без обособленных подразделений) в установленные сроки.
Непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 14 Положения N 620).
Судом первой инстанции установлено непредставление Обществом в Мурманскстат сведений по форме N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" за декабрь 2020 года по обособленным подразделениям в п.г.т. Зеленоборский и с. Териберка.
Указанное деяние образует объективную сторону правонарушения.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Закона N 282-ФЗ и Положения N 620 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 13.19 КоАП РФ, вопреки доводам заявителя, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 статьи 13.19 КоАП РФ.
Суд также не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности.
Ссылка Общества на процессуальные нарушения, допущенные административным органом в ходе составления протокола об АП, была предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно им отклонена.
В целях соблюдения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, а также объективного и правильного рассмотрения данного дела Обществу направлялось уведомление о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Целью направления уведомления, является извещение лица, привлекаемого к административной ответственности о факте составления и подписания протокола об административном правонарушении, о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении в целях обеспечения процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, административный орган надлежащим образом предоставил Обществу возможность участвовать в составлении протокола об административном правонарушении, либо, при невозможности участия, направить в Мурманскстат необходимые запросы и ходатайства для подготовки аргументированных возражений либо пояснений своей позиции к дате составления протокола об административном правонарушении.
К установленному сроку составления протокола об административном правонарушении от ООО "Технострой" заявления и ходатайства не поступили, в связи с чем протокол составлен в отсутствие законного представителя Общества.
Определение о рассмотрении дела об административном правонарушении N 8 вынесено 11.02.2021 уполномоченным должностным лицом и направлено в адрес Общества в установленном законом порядке.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела, Общество постановлениями Мурманскстата от 31.03.2020 N 37, от 07.10.2020 N 52 уже было привлечено к административной ответственности по статье 13.19 КоАП РФ за аналогичные правонарушения. Однако даже после привлечения к административной ответственности за непредставление статистических данных Общество, достоверно осведомленное о наличии у него обязанности по предоставлению установленных законом форм, не представило в Мурманскстат в установленный срок форму П-4 за декабрь 2020 года по обособленным подразделениям в п.г.т. Зеленоборский и с. Териберка, что свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих обязанностей в области официального статистического учета.
Наказание в виде административного штрафа в размере 117 000 руб. назначено Обществу в пределах санкции части 2 статьи 13.19 КоАП РФ с учетом наличия отягчающих ответственность обстоятельств (повторное совершение правонарушения).
Доводы Общества о несоответствии назначенного наказания характеру совершенного правонарушения и чрезмерности размера административного штрафа, оценены судом первой инстанции и правомерно им отклонены, поскольку Обществом не подтверждено наличие оснований для снижения штрафа в порядке частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Снижение размера штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ является правом административного органа и суда, которое реализуется ими в случае установления исключительных обстоятельств совершения правонарушения.
В рассматриваемом случае административное наказание в виде штрафа в размере 117 000 руб. назначено административным органом в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ в пределах санкции инкриминируемой статьи с учетом конкретных обстоятельств дела.
Обществом не представлены в материалы дела доказательства наличия каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить размер назначенного Обществу административного штрафа ниже минимального предела. Представленная Обществом в материалы дела справка от 05.03.2021 о кредиторских задолженностях без подтверждающих документов таким доказательством не является; бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, выписки по счетам не представлены.
Учитывая изложенное, а также наличие отягчающих ответственность обстоятельств (Общество ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности за однородные правонарушения), суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ оснований для снижения назначенного Обществу административного штрафа ниже минимального размера санкции части 2 статьи 13.19 КоАП РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Оснований считать назначенное Обществу наказание несправедливым или несоразмерным совершенному правонарушению суд не усматривает.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании незаконным и отмене постановления Мурманскстата от 26.02.2021 по делу об административном правонарушении N 9.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 10.06.2021 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 июня 2021 года по делу N А56-22061/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технострой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-22061/2021
Истец: ООО "Технострой"
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (Мурманстат)