г. Владимир |
|
27 октября 2021 г. |
Дело N А43-11893/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.10.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Данделион" (ИНН 1901125279, ОГРН 1151901002747) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2021 по делу N А43-11893/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Данделион" о признании недействительным пункта 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 18.02.2021 N 052/06/64-295/2021(07/37-АВ).
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - Баранов И.В. на основании доверенности от 12.07.2021 N ЛШ/14494/21 сроком действия по 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Общество с ограниченной ответственностью "Данделион" - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило, в ходатайстве (входящий N 01АП-5872/21 от 16.09.2021) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Дзержинский педагогический колледж" - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки www.etp-ets.ru государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Дзержинский педагогический колледж" (далее по тексту - Колледж) было размещено извещение N 0332200026421000002 о проведении электронного аукциона по определению исполнителя на оказание услуг по дезинфекции (дератизации, дезинсекции) помещений Колледжа, с начальной (максимальной) ценой контракта - 152 495 рублей 40 копеек.
Общество с ограниченной ответственностью "Данделион" (далее по тексту - Общество) обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее по тексту - Управление) с жалобой на действия аукционной комиссии Колледжа при проведении электронного аукциона.
Решением Управления от 18.02.2021 N 052/06/64-295/2021(07/37-АВ) жалоба Общества признана необоснованной (пункт 1), Колледж признан нарушившим требования части 8 статьи 34, части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон N44-ФЗ) (пункт 2).
Также Управлением выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок N 052/06/64-295/2021(07/337-АВ).
Не согласившись с пунктом 1 указанного решения, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Колледж.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что при вынесении оспариваемого решения судом первой инстанции не дана оценка всем представленным в материалы дела доказательствам, не установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела,
По мнению Общества, при формировании аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом в нарушение требований Закона о контрактной системе не было установлено единого требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности (с указанием работ (услуг) по дезинфектологии).
Считает, что при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона по объекту закупки: на оказание услуг по дезинфекции (дератизации, дезинсекции) помещений Колледжа 26421000002) и документация об электронном аукционе, требовалось установления требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Представитель Управления в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Колледж отзыв на апелляционную жалобу не представил, явку в судебное заседание не обеспечил.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки www.etp-ets.ru Колледжем размещено извещение N 0332200026421000002 о проведении электронного аукциона по определению исполнителя на оказание услуг по дезинфекции (дератизации, дезинсекции) помещений Колледжа, с начальной (максимальной) ценой контракта - 152 495 рублей 40 копеек.
Согласно пункту 16 документации, в аукционе могут принять участие юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, соответствующие перечисленным условиям.
Управление, рассмотрев жалобу Общества, пришло к выводу, что не установление заказчиком требования о наличии у участников закупки лицензии на вид услуг - медицинская действительность по дезинфектологии - не противоречит требованиям Закона N 44-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что поскольку требования к услугам, условиям их оказания, указанными в аукционной документации по определению исполнителя на оказание услуг по дезинфекции (дератизации, дезинсекции) помещений Колледжа, не предусматривают оказание данных услуг в рамках оказания медицинской помощи, данные услуги не являются медицинскими услугами.
Между тем судом не учтено следующее.
Исходя из принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан, Закон N 323-ФЗ), гражданам гарантируются обеспечение их прав в сфере охраны здоровья, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 2 Закона N 323-ФЗ под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Закон N 52-ФЗ).
Так, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ).
Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 291 от 16.04.2012 (далее - Положение о лицензировании) (действовавшего в спорный период) медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация - уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.
Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология".
В этой связи вывод суда первой инстанции о том, что работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию только в случае их организации и выполнения при оказании медицинской помощи является ошибочным.
Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, и должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.
В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
С учетом изложенного деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ, и в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требования Обществу, в связи с чем решение суда подлежит отмене ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Управление.
Руководствуясь статьями 268, 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.06.2021 по делу N А43-11893/2021 отменить.
Пункт 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 18.02.2021 N 052/06/64-295/2021(07/37-АВ) признать недействительным.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Данделион" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Данделион" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 16.07.2021 N 309.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-11893/2021
Истец: ООО "ДАНДЕЛИОН"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
Третье лицо: Арбитражный суд Красноярского края, ГБПОУ "Дзержинский педагогический колледж"