город Ростов-на-Дону |
|
29 октября 2021 г. |
дело N А32-10329/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "Краснодарпечать" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2021 по делу N А32-10329/2021 по иску АО "Краснодарпечать" к администрации г. Сочи о сохранении в перепланированном и переустроенном состоянии нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, ул. Победы, д. 67, помещения 1, 2, 54 - 58, 7 - 9, 5в, 5е, 5к, 5г, общей площадью 155,9 кв. м, согласно техническому паспорту от 19.04.2019, выданному ГБУ КК "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" отдел по городу Сочи
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Краснодарпечать" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации города Сочи о сохранении в перепланированном и переустроенном состоянии нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, ул. Победы, д. 67, помещения 1, 2, 54 - 58, 7 - 9, 5в, 5е, 5к, 5г, общей площадью 155,9 кв. м, согласно техническому паспорту от 19.04.2019, выданному ГБУ КК "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" отдел по городу Сочи.
Решением от 03.08.2021 в иске отказано.
Истец обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Жалоба мотивирована следующим.
Общество обращалось письмом в адрес директора департамента архитектуры и благоустройства администрации города Сочи С.М.Оганезова о даче заключения об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство согласно статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации с приложением всех необходимых документов. Доказательством того, что перепланировка нежилых помещений истца не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью является экспертное заключение ГБУ КК "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" отдел по городу Сочи от 29.06.2021.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, АО "Краснодарпечать" (ранее - АООТ Предприятие "Роспечать") является собственником нежилых помещений 1, 2, 54 - 58, 7 - 9, 5в, 5е, 5к, 5г, расположенных в доме N 67 по ул. Победы в Лазаревском районе г. Сочи, о чем 22.04.1997 Комитетом по управлению имуществом г. Сочи выдано соответствующее свидетельство (регистрационный номер 1203-с/1054).
Право собственности на указанное имущество приобретено обществом на основании договора купли-продажи объектов нежилого фонда от 2104.1997 N 1054.
Спорные помещения расположены на 1-м этаже пятиэтажного многоквартирного жилого дома с кадастровым номером 23:49:0109025:1008.
Как следует из пояснений общества, в 2005 году произведена перепланировка спорных помещений.
Согласно техническому паспорту нежилого помещения по состоянию на 19.04.2019 помещения 1, 2, 54 - 58, 7 - 9, 5в, 5е, 5к, 5г имеют общую площадь 155,9 кв. м, самовольно переоборудованная площадь 127,1 кв.м. На переоборудование разрешение не предъявлено.
В соответствии с представленным в материалы дела истцом техническим заключением ГБУ КК "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" отдел по городу Сочи от 30.08.2019 проведенная обществом перепланировка в помещениях 1, 2, 54 - 58, 7 - 9, 5в, 5е, 5к, 5 г по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, ул. Победы, д. 67 имеет исключительно технологическое значение и не приводит к изменению конструктивной схемы и несущей способности здания.
В связи с отсутствие возможности во внесудебном порядке ввести перепланированные помещения в эксплуатацию, АО "Краснодарпечать" обратилось в арбитражный суд с иском о сохранении спорных помещений в перепланированном и переоборудованном состоянии.
В пункте 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция определена как изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Реконструкцию нежилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, указанных в статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Более подробно данное понятие раскрывается в постановлении Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда").
На момент проведения обществом перепланировки в Краснодарском крае отношения, возникающие при перепланировке нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, регламентировались Законом Краснодарского края от 15.07.2005 N 896-КЗ "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края" (далее - Закон N 896-КЗ).
Законом N 896-КЗ определены понятия переустройства и перепланировки нежилых помещений.
Так, статья 1 Закона N 896-КЗ определяет переустройство нежилого помещения как замену, демонтаж, перенос существующих и (или) установка дополнительных инженерных сетей, санитарно-технического, электрического, газового или другого оборудования, ограждающих конструкций балконов и лоджий, а также переоборудование вентиляционных каналов и дымоходов.
Перепланировка нежилого помещения в приведенной нормой права определена как комплекс строительно-планировочных мероприятий, связанных с изменением конфигурации и (или) планировочной структуры нежилого помещения с сохранением или изменением его функционального назначения, в том числе устройство, перенос или разборка перегородок, устройство, перенос или закрытие дверных, оконных и иных проемов, изменение площади балконов, лоджий, веранд и террас.
Главой 2 вышеуказанного Закона установлен порядок согласования переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений: для проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения.
При этом заявитель представляет в орган, осуществляющий согласование по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого нежилого помещения, либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии заявление с указанием предполагаемых работ и обязательством обеспечить доступ в помещение должностным лицам, уполномоченным органом, осуществляющим согласование, для проведения контроля за ходом работ по переустройству и (или) перепланировке нежилого помещения (пункт 2 статьи 7 Закона N 896-КЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона N 896-КЗ орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет заявителю по адресу, указанному в заявлении, в том числе через многофункциональный центр, правовой акт органа местного самоуправления, подтверждающий принятие такого решения и определяющий условия проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения. Данный правовой акт является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения. В случае представления гражданином заявления через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения о согласовании, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 896-КЗ, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 7 настоящего Закона, или с нарушением условий проведения работ, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 9 настоящего Закона.
При этом собственник или уполномоченный собственником наниматель (арендатор) помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести это помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые устанавливает орган, осуществляющий согласование.
Законом N 896-КЗ не предусмотрена возможность сохранения указанных помещений в перепланируемом виде в случае отсутствия правового акта органа местного самоуправления, подтверждающего принятие решения о согласовании проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения.
Напротив, как установлено частью 3 статьи 11 Закона N 896-КЗ, последствием самовольного перепланирования (переустройства) нежилого помещения в многоквартирном доме является обязанность собственника или нанимателя (арендатора) привести это помещение в прежнее состояние.
Как указано судом первой инстанции, Постановлениями администрации города-курорта Сочи от 20.08.2012 N 1757, от 02.09.2014 N 1758, от 23.08.2018 N 1345 утверждены административные регламенты предоставления муниципальной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории муниципального образования город-курорт Сочи", действующие в соответствующие периоды времени, которыми предусмотрен порядок получения решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории муниципального образования город-курорт Сочи.
Таким образом, решение вопроса о возможности сохранения спорных объектов в перепланированном виде относится к компетенции администрации в лице уполномоченных органов, после чего возможно во внесудебном порядке внесение соответствующих изменений в техническую документацию.
Судом установлено, что материалы дела не содержат доказательств обращения общества в администрацию либо иные уполномоченные органы с заявлением о согласовании переустройства и (или) перепланировки спорных нежилых помещений до начала осуществления работ.
Ссылка заявителя на обращение общества письмом в адрес директора департамента архитектуры и благоустройства администрации города Сочи С.М.Оганезова о даче заключения об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство, согласно статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с приложением всех необходимых документов отклоняется судом апелляционной инстанции.
Как указано выше, обществу надлежало обратиться с заявлением с указанием предполагаемых работ и обязательством обеспечить доступ в помещение должностным лицам, уполномоченным органом, осуществляющим согласование, для проведения контроля за ходом работ по переустройству и (или) перепланировке нежилого помещения (пункт 2 статьи 7 Закона N 896-КЗ).
При этом общество обратилось с заявлением о даче заключения об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство, что не предусмотрено порядком согласования переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений.
Вместе с тем, заявитель не представил доказательств наличия отказа уполномоченного органа в согласовании переустройства и перепланировки спорного жилого здания.
Таким образом, АО "Краснодарпечать" вне соблюдения административного порядка перепланировки нежилых помещений осуществлены действия по переустройству спорных помещений.
При рассмотрении дела суду не представлены доказательства того, что истцу чинились препятствия в получении разрешения на перепланирование помещений или в получении такого разрешения было необоснованно отказано. Истцом также не представлены документальные подтверждения, свидетельствующие о невозможности своевременного получения разрешения.
Как следует из Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2006 (Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года) вопрос о сохранении помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть решен судом при рассмотрении иска органа, осуществляющего согласование (при наличии заявления о сохранении помещения в существующем виде), а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению гражданина об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки помещения.
Как верно указано судом первой инстанции и подтверждено судебной практикой иск о сохранении нежилого помещения в перепланированном состоянии является неверным способом защиты нарушенного права (определения Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2015 N 306-ЭС15-3116 по делу N А55-2323/2014, от 13.10.2014 N 308-ЭС14-1759, от 30.12.2016 N 306-ЭС16-17633 по делу N А55-28839/2015, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.08.2020 по делу N А53-27217/2019).
При таких обстоятельствах ссылка заявителя, что перепланировка нежилых помещений истца не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью не имеет правового значения для рассмотрения заявленных требований.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2021 по делу N А32-10329/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10329/2021
Истец: АО "Краснодарпечать"
Ответчик: Администрация города Сочи